Разделы презентаций


Материальная и духовная культура: индо-буддийская культура

Содержание

Общая характеристика индо-буддийской культуры:1) космическое мировидение2) религиозно-этическая доминанта3) основные понятия в картине мира - дхарма, карма, сансара, мокша4) равновесие двух полюсов жизненных целей5) аскетичность как высшая жизненная цель6) склонность к теоретизированию,

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Материальная и духовная культура: индо-буддийская культура
Студент ЭАЭЭБ-13-1
Тулыбаев Б.Н.

Материальная и духовная культура:  индо-буддийская культураСтудент ЭАЭЭБ-13-1Тулыбаев Б.Н.

Слайд 2Общая характеристика индо-буддийской культуры:
1) космическое мировидение
2) религиозно-этическая доминанта
3) основные понятия

в картине мира - дхарма, карма, сансара, мокша
4) равновесие двух

полюсов жизненных целей
5) аскетичность как высшая жизненная цель
6) склонность к теоретизированию, интровертность.

Общая характеристика индо-буддийской культуры:1) космическое мировидение2) религиозно-этическая доминанта3) основные понятия в картине мира - дхарма, карма, сансара,

Слайд 3Варно-кастовый строй
Варново-кастовое деление имеет глубокие исторические корни, без выяснения которых

трудно понять роль каст в Индии, а также развитие всей

системы индусского права. Класс - варна - каста, соотношение этих феноменов в их историческом развитии, одна из нерешенных проблем востоковедения. В исследовании этих проблем не последнее место должно быть отведено и юридическим категориям, без учета которых нельзя понять и объяснить возникновения классов и форм зависимости в Древней Индии.

Варно-кастовый стройВарново-кастовое деление имеет глубокие исторические корни, без выяснения которых трудно понять роль каст в Индии, а

Слайд 4Самой «высокой», «чистой» варной были брахманы. Их называли авадхья - неприкосновенные. Формированию варны

жреческой верхушки брахманов способствовала монополизация ими на определенном этапе исторического развития

отправления религиозных церемоний, знание ведических гимнов. При этом, брахманы, выполнявшие жреческие функции и знающие священное учение занимали наиболее почетное место в обществе. По официальным представлениям, брахман - высший из людей. Его занятие - изучение священных книг, участие в суде и управлении, выработка законов и предписаний. Ему принадлежит все, что он видит, он может «потребовать все, что захочет» (по крайней мере, в рамках закона). Наблюдение за сменой времен года, разливами рек и прочими явлениями, наблюдение, столь необходимое для руководства общественно-экономической жизнью, являлось ещё одной функцией выходцев данной варны.

Самой «высокой», «чистой» варной были брахманы. Их называли авадхья - неприкосновенные. Формированию варны жреческой верхушки брахманов способствовала монополизация ими на определенном

Слайд 5Вторая варна - это варна кшатриев, воинов, военной и светской аристократии,

из её среды выходили цари, военачальники, сановники. Согласно системе варн,

кшатриидолжны были взимать налоги с крестьян и пошлины с купцов, торговцев и ремесленников.
Особая воинская верхушка, - кшатрии начала складываться в процессе завоевания ариями речных долин Северной Индии. В эту категорию первоначально входили только арии, но в процессе ассимиляции завоеванных племен эта варна иногда пополнялась местными вождями и главами родовых групп, на что, в частности, указывает существование в  Древней Индии особой категории «вратья -кшатриев» -, т. е.кшатриев по обету, а не по рождению. Здесь, таким образом, тесно взаимодействовали как внешние, так внутренние процессы начавшегося разложения родового общества у завоеванных и завоевателей
Вторая варна - это варна кшатриев, воинов, военной и светской аристократии, из её среды выходили цари, военачальники, сановники.

Слайд 6Название третьей варны - вайшьи произошло от слова виш - народ, племя, поселение. Это

основная масса трудового люда, земледельцев, крестьян, ремесленников и торговцев -

подлинный демос. В хозяйствах богатых общинников трудились безземельные наемные работники, представители «неприкасаемых» каст, которые в основном и создавали прибавочный продукт, присваиваемый различными категориями эксплуататоров, рабы. Вайшья чаще всего как полноправный общинник-землевладелец сам мог быть эксплуататором

Название третьей варны - вайшьи произошло от слова виш - народ, племя, поселение. Это основная масса трудового люда, земледельцев, крестьян, ремесленников

Слайд 7Четвертую варну составляли шудры. В их среде - обнищавшие, оставившие общину

крестьяне, чужаки, отпущенные на волю рабы, но рабский труд в

решающих отраслях экономики Древней Индии значительной роли не играл. Шудра мог иметь семью, его дети наследовали имущество, путь к обогащению не был ему закрыт каким-либо запрещением. И тем не менее он не свободен.
Шудру можно продавать и покупать. Даже отпущенный своим господином, он не освобождается от обязанности услужения, «ибо они рождены для него». Он тот, «чье имущество может быть отобрано хозяином». В глазах закона шудра нечестив, общения с ним надо избегать, его наказывают строже, ему запрещены религиозные обряды. Так, в дхармасутрах шудры устраняются от участия в жертвоприношениях, которые становятся прерогативой высших варн, они не проходили обряда посвящения - «второго рождения», на которое имели право только свободные члены общины, называвшиеся «дважды рожденными» - двиджати.

Четвертую варну составляли шудры. В их среде - обнищавшие, оставившие общину крестьяне, чужаки, отпущенные на волю рабы, но

Слайд 8Ослабление варновой замкнутости в целом всей системы и попытки укрепить

варновые перегородки в поздних дхармашастрах были следствием перестройки сословно-классового деления

раннесредневекового общества в Индии. В этой перестройке не последнее место заняла новая развивающаяся социальная форма - каста. В одной из поздних глав «Законов Ману» упоминается 61 каста, а в «Брахмавайварта -пуране» - более ста. По мнению некоторых авторов все это были главным образом племена, превращенные в касты.
Проблема возникновения каст также одна из дискуссионных проблем востоковедения. В настоящее время можно считать установленным, что варна как социальный институт значительно более раннего происхождения, чем каста.
Ослабление варновой замкнутости в целом всей системы и попытки укрепить варновые перегородки в поздних дхармашастрах были следствием

Слайд 9Касты - это и этнические группы (например, отсталые племена, зачисляемые

в состав «неприкасаемых»), и кланы воинов-завоевателей (раджпутскиеплемена), и профессиональные группы,

и религиозные секты, общины. Вне зависимости от их первоначального происхождения касты по мере развития феодальных отношений «выстраивались» в иерархии индусского общества в соответствии со своим положением в социально-экономической структуре феодального общества. Более того, принадлежность каст к тем или иным варнам часто прямо зависела от обладания правами землепользования и землевладения, места в общинной организации и разделении труда.

Касты - это и этнические группы (например, отсталые племена, зачисляемые в состав «неприкасаемых»), и кланы воинов-завоевателей (раджпутскиеплемена),

Слайд 10Ведизм – это древнейшая индийская религия, сложившаяся во 2-ом веке

до нашей эры, после того, как в Индию вторглись племена

захватчиков-ариев.
Носителями философии ведийской религии стали индоарийские племена, которые распространились в современной Индии с северо-запада Индостана.
Главным принципом учения в ведизме является обожествление сил природы, часто в мифологических образах. Огромную роль играют магические обряды.

Ведизм – это древнейшая индийская религия, сложившаяся во 2-ом веке до нашей эры, после того, как в

Слайд 12  БРАХМАНИЗМ — поздняя ведическая религия, получившая развитие в Индии в I тыс. до

н. э. с формированием социальной дифференциации и под влиянием смешивания

традиций и образа жизни ведических ариев и местного населения. 
  БРАХМАНИЗМ — поздняя ведическая религия, получившая развитие в Индии в I тыс. до н. э. с формированием социальной дифференциации

Слайд 13БУДДИЗМ В КУЛЬТУРЕ иНДИИ
БУДДИЗМ , одна из трех (наряду

с христианством и исламом) мировых религий. Возник в Др. Индии

в 6-5 вв. до н. э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама (см. Будда). Основные направления: хинаяна и махаяна. Расцвет буддизма в Индии 5 в. до н. э. - нач. 1-го тыс. н. э.; распространился в Юго-Вост. и Центр. Азии, отчасти в Ср. Азии и Сибири, ассимилировав элементы брахманизма, даосизма и др. В Индии к 12 в. растворился в индуизме, сильно повлияв на него. Выступил против свойственного брахманизму преобладания внешних форм религиозной жизни (в т. ч. ритуализма). В центре буддизма - учение о "4 благородных истинах": существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. Страдание и освобождение - субъективные состояния и одновременно некая космическая реальность: страдание - состояние беспокойства, напряженности, эквивалентное желанию, и одновременно пульсация дхарм; освобождение (нирвана) - состояние несвязанности личности внешним миром и одновременно прекращение волнения дхарм.

БУДДИЗМ В КУЛЬТУРЕ иНДИИ БУДДИЗМ , одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий. Возник

Слайд 15Индуизм в культуре индии Религия распространена в одной стране мира –

Индии, где ее приверженцами являются более 80% населения. В своем

развитии индуизм прошел три исторические стадии: *ведизм (древняя политеистическая религия, запечатленная в Ведах и предполагавшая обильные жертвоприношения; среди ее богов – Дьяус (главный бог), Агни (огня), Варуна (водных стихий), Кама (любви), Индра (грозы, дождя), Митра (солнца), Сома и т.д.); * брахманизм (на первое место среди богов выдвигается Брахман, уходят в прошлое обильные жертвоприношения, место жертвоприношений занимает магия, выдвигаются жрецы-брахманы); *индуизм как итог соперничества брахманизма и буддизма, с заимствованиями из буддизма, но ориентированный на касты; упрощенный синтез предшествующих религиозно-философских поисков (с IV - V вв.).
Индуизм в культуре индии  Религия распространена в одной стране мира – Индии, где ее приверженцами являются

Слайд 16Особенности искусства индо-буддийского Востока
Литература. В литературе Индии сильны сказочно-басенная, фольклорная

традиция. Джатаки – гибрид басни, сказки, мифа, нравоучения. Джатаки –

притчи, эпизоды из жизни бодхисатв, излагаемых Буддой с целью нравственного наставления, художественно обработанная проповедь раннего буддизма, строившаяся на популярных в народе идеях и представлениях.
Известные литературные памятники буддизма – Тхерогатха, Тхеригатха – стихи старцев и стариц, буддийских подвижников.
Распространена любовная лирика, связанная с мифами о Кришне и Радхе и др. богов.

Особенности искусства индо-буддийского Востока Литература. В литературе Индии сильны сказочно-басенная, фольклорная традиция. Джатаки – гибрид басни, сказки,

Слайд 17Особенности искусства индо-буддийского Востока
Архитектура. К наиболее характерным буддийским архитектурным

формам относятся: храмы (чайтьи), монастыри (чайтья плюс вихара – монашеское

общежитие), ступы, столбы-стамбхи. До появления буддизма и буддийской архитектуры в ведическую эпоху обряды совершались под открытым небом.
Чайтья – это буддийский храм и, возможно, алтарь или холм на месте кремации святого. Первые чайтьи появляются во II - I вв. до н.э. Буддизм искал для храмов и монастырей уединенные места и уходил с архитектурой под землю в прямом смысле этого слова, создавая пещерные храмы в монолитной скале. Пещерный храм – символ тождества сферы священного с чревом земли, «мировой горы». Насчитывается примерно 1200 буддийских пещерных храмов. Самые известные расположены в Индии: в Аджанте, Эллоре и Карли. В Аджанте сохранились древние фрески, являющиеся одной из самых известных достопримечательностей Индии.

Особенности искусства индо-буддийского Востока Архитектура. К наиболее характерным буддийским архитектурным формам относятся: храмы (чайтьи), монастыри (чайтья плюс

Слайд 18Особенности искусства индо-буддийского Востока
Архитектура (продолжение)
Ступа – это в типичном варианте

культовое сооружение полусферической формы, полое внутри, где хранятся священные буддийские

реликвии – останки известных духовных учителей (после сожжения), Будды и бодхисатв. Наиболее чтимы телесные реликвии Будды – волосы (якобы хранятся в храме на территории Ориссы), зуб (храм в Шри-Ланке), предметы одежды, чаши, посохи, деревья и т.д. Насчитываются сотни тысяч ступ. Наиболее известные ступы Индии находятся в Санчи, Бхархуте, Амаравати. Они являются объектами паломничества. Соблюдая ритуал их посещения, паломники обходят ступу вокруг и оставляют в специальных сосудах жертвоприношения. По преданию 8 первоначальных ступ сооружены над мощами (пеплом) Будды, поделенных между восемью царями. Царь Ашока якобы изъял мощи из семи из них и поделил на 84000 частей для других новых ступ.


Особенности искусства индо-буддийского ВостокаАрхитектура (продолжение)Ступа – это в типичном варианте культовое сооружение полусферической формы, полое внутри, где

Слайд 19Особенности искусства индо-буддийского Востока
Архитектура (продолжение)
Стамбха – это монолитная колонна-столб, установленная

в честь знаменательного события. Завершалась фигурками животных. Стамбха из Сарнатха,

хранящаяся в Национальном музее Нью-Дели, представляет собой столб с венчающей его капителью в виде перевернутого лотоса и пьедестала, на котором восседают четыре льва. Он стоял на месте первой проповеди Будды. Лепестки лотоса символизируют основу жизни и ассоциируются с Агни. Львы несут чакру – колесо мироздания. Сегодня «львиная» капитель – государственный герб Индии.


Особенности искусства индо-буддийского ВостокаАрхитектура (продолжение)Стамбха – это монолитная колонна-столб, установленная в честь знаменательного события. Завершалась фигурками животных.

Слайд 20Особенности искусства индо-буддийского Востока
Архитектура (продолжение)
Наиболее характерные архитектурные формы индуизма –

наземные индусские храмы – здания с шаровидным или башневидным поднятием

и пирамидальными башнями. Их вырубали из монолитной скалы или создавали путем камневой кладки. Индусский храм осмысливается как центр мира (княжества, царства) или как центр в себе. В первом случае храм возвышается над владениями правителя и якобы дает ему покровительство богов. Во втором – он размещается в изоляции. Из наиболее известных – храм Солнца или храм «на колесах», храм-колесница. Известен своей эротической скульптурой храмовый комплекс в Кхадрурахо ( X - XI вв.). Он построен во время правления царя Дханга, поклонника культа чувственных наслаждений. Внутри храма предполагались ритуалы-оргии с привлечением танцовщиц и куртизанок.


Особенности искусства индо-буддийского ВостокаАрхитектура (продолжение)Наиболее характерные архитектурные формы индуизма – наземные индусские храмы – здания с шаровидным

Слайд 21Особенности искусства индо-буддийского Востока
Архитектура (продолжение)
Помимо религиозных сооружений в архитектуре

индо-буддийского Востока представлены яркие образцы дворцовых зданий и – под

влиянием мусульманского завоевания – мавзолеи и мечети. Самое известное сооружение, представляющее синтез индийских и мусульманских архитектурных традиций, – мавзолей Тадж Махал, построенный в 1650 г. на реке Джамна близ Агры, одной из столиц империи Моголов. Это – могила Мумтаз Махал – горячо любимой жены правителя империи Великих Могов Шах-Джахана. По предсмертной просьбе жены он построил усыпальницу, какой еще не видывал мир.

Особенности искусства индо-буддийского ВостокаАрхитектура (продолжение) Помимо религиозных сооружений в архитектуре индо-буддийского Востока представлены яркие образцы дворцовых зданий

Слайд 22Особенности искусства индо-буддийского Востока
Скульптура носит декоративно-прикладной характер, является, как

правило, частью архитектурных сооружений. Заняла господствующее положение в убранстве храмов.


Буддийская скульптура более строга, чем индуистская. В буддийских композициях важное место отводится Будде. В виде человека Будда появляется в изображениях в первые века нашей эры. Традиция насчитывает 32 отличительных признака тела Будды, в т.ч.:
знаки на ступнях в виде колеса (колеса-чакры, дхармачакры), в образе которого выражена идея распространения буддизма: вращение колеса якобы началось с первой проповеди Будды, а Будда с этого момента становится «вращающим колесо»;
бугор мудрости – знак высшей мудрости;
завитки волос по ходу солнца слева направо – символ бесконечности жизни;
длинная мочка уха – символ мудрости и т.д.
Три канонических изображения Будды – Будда, сидящий в позе медитации (символ просветления), стоящий в позе поучения с руками, сложенными перед грудью (несущий свое учение людям) и лежащий (умирающий).

Особенности искусства индо-буддийского Востока Скульптура носит декоративно-прикладной характер, является, как правило, частью архитектурных сооружений. Заняла господствующее положение

Слайд 23Особенности искусства индо-буддийского Востока
Музыка Индии – древняя и самобытная. Вся

импровизирована: любое вокальное и инструментальное произведение импровизируется. Ритуальным песням, танцам,

музыке всегда предписывалась очистительная сила и способность порождать творческую энергию человека.
Музыку Индии можно рисовать: каждой расе соответствует определенная рага – соединение мелодии, ритма, лада – и цвет.
Царица инструментов – вина, подобная арфе.

Особенности искусства индо-буддийского ВостокаМузыка Индии – древняя и самобытная. Вся импровизирована: любое вокальное и инструментальное произведение импровизируется.

Слайд 24Особенности искусства индо-буддийского Востока
Танец. Греческий историк Арриан так охарактеризовал отношение

древних индийцев к танцу: «Ни один народ не питает большей

любви к танцам и песням, чем индийский.». Эту любовь он пронес через всю свою историю. Классический танец – одна из разновидностей йоги, способ духовного и физического совершенствования. Пронизан традицией, символичен. Необычайно развиты движения-символы глаз и рук.


Особенности искусства индо-буддийского ВостокаТанец. Греческий историк Арриан так охарактеризовал отношение древних индийцев к танцу: «Ни один народ

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика