Слайд 1Материалы для дистанционной поддержки учащихся по дополнительной программе «Юный экскурсовод»
Педагог
дополнительного образования
Степанов Игорь Николаевич
Год обучения:1
Группа: 1
Тема занятия:
«Конюшенная площадь.
Историко-архитектурные памятники»
Слайд 2Материалы по теме занятия 16.03.2020 15:00 — 18:00 «Конюшенная площадь.
Историко-архитектурные памятники».
Слайд 4Конюшенное ведомство
Идея создания придворных конюшен в Петербурге принадлежит Петру I.
Во время заграничных поездок в 1717-1719 годах он увидел подобное
строение во Франции при Королевском дворце, построенное в 1680 году по проекту архитектора А. Мансара для размещения лошадей и карет.
В 1719 году Петр I поручил проектирование и строительство конюшен в Петербурге архитектору Н.Ф. Гербелю. Место для Конюшенного двора было выбрано за границей города, на левом берегу реки Мойки. Строение на берегу реки определялось необходимостью в большом количестве проточной воды. Первое здание Конюшенного двора было построено в стиле петровского барокко и завершилось в 1734 году при участии архитектора М.Г. Земцова.
Сохранилось описание Конюшенного двора, составленное шведским ученым К.Р. Берком, жившим в Петербурге в 1735-1736 гг.: «Они (конюшни) расположены на реке Мойке (рукаве Невы), по изгибу которой выстроены, образуя шестиугольник. В нижнем этаже находятся в отдельных стойлах верховые и каретные лошади (их несколько больше трехсот), каретные сараи и мастерские для принадлежащих конюшням ремесленников. В верхнем – помещения для седел, упряжки и прочего потребления экипажей.»
Слайд 6Во второй половине 18 века по указанию императрицы Елизаветы Петровны
был разработан проект реконструкции Конюшенного двора. Его составил архитектор Антонио
Ринальди (1709-1794). В проекте предусматривалось возведение манежа и новых корпусов. Проект не осуществлен.
В 1817-1823 годах по проекту архитектора Василия Петровича Стасова (1769-1848) проводилась перестройка Конюшенного двора с сохранением главных объемов и стен. Именно это здание сохранилось до настоящего времени. Главный фасад двора обращен в сторону Конюшенной площади. По центру расположена церковь Спаса Нерукотворного. В новом здании были применены технические новшества: чугунные колонны и перекрытия, подача воды паровой машиной. В водопойных залах были установлены гранитные чаши знаменитого каменотеса Самсона Суханова. Вдоль Екатерининского канала был размещен манеж. В боковых павильонах производился осмотр лошадей.
Императорские конюшни славились породистыми скакунами. Именно здесь выбирал лошадей для работы с натуры Этьен Фальконе при создании «Медного всадника», а также П.К. Клодт при работе над скульптурами для Аничкова моста.
Слайд 8В 1837 году, 1 февраля в церкви двора происходило отпевание
А.С. Пушкина.
В 1917 году в здании Конюшенного двора была расквартирована
4-ая рота Павловского полка. С 1923 года – находился отряд Конной милиции. В 1946 – в здании размещался гараж Управления Министерства внутренних дел. До 2001 года в здании располагались различные учреждения.
В феврале 2017 года Конюшенное ведомство передано Государственному музею истории Санкт-Петербурга.
Слайд 10Церковь Конюшенного ведомства - Церковь Спаса Нерукотворного Образа при Придворно-конюшенной
части
В 1736 г., по желанию служащих Конюшенного ведомства иметь свой
храм, императрица Анна Иоанновна повелела устроить церковь в главном здании придворных конюшен, в палате над воротами. Там и была устроена деревянная церковь, освященная во имя Нерукотворного Образа Спасителя в 1737 г.
Через 10 лет в 1746 году по повелению императрицы Елизаветы Петровны была заложена каменная церковь и освящена в 1747 году. В 1822 церковь перестраивается по проекту архитектора В.П.Стасова. После Стасова наибольшее исправление храма было произведено в 1857-1862 годы архитектором П.Садовниковым. Храм расширился, наружные колонны портала стали полуколоннами: их соединила стена, а в промежутках были сделаны окна. Портал стал псевдопорталом. Фасад церкви со времен Стасова украшают барельефы: "Вход Господень в Иерусалим" и "Несение Креста", выполненные в 1822 году В.Демут-Малиновским.
Слайд 14Комплекс Придворного конюшенного ведомства. Мастеровой двор
2-я половина XVIII в. -
автор не установлен
1800 - арх. Руска Луиджи - реконструкция, складской
корпус, 2-й этаж жилой
1840-е - арх. Буржуа Александр Иванович (Карлович) - надстройка, перестройка
1950-1960-е - надстройка
Слайд 18Конюшенный музей
Здание построено в 1857-1860 гг. по проекту арх. П.
С. Садовникова. Входило в комплекс сооружений придворной конюшенной конторы и
предназначалось для хранения придворных экипажей.
Внутри здание состоит из анфилады прямоугольных залов. Первый этаж предназначался для хранения церемониальных экипажей для выезда и путешествий. Со стороны площади было 15 дубовых резных ворот. На втором этаже хранились старинные экипажи. Для подъема со стороны двора был пандус.
Главный фасад расчленен пилястрами и тягами. Фасад украшен вазами на фигурных постаментах по модели скульптора Д. И. Иенсена. Окна с барочными наличниками.
Слайд 20В нижнем этаже помещены вояжные экипажи Государя Императора, свиты и
часть обыкновенных экипажей, употребляемых для собственных выездов Высочайшего двора, и
для некоторых из придворных особ. В верхнем же этаже помещены парадные и древние экипажи, между которыми отличаются своею пышностью экипажи Екатерины II. Блеск золота, красота бархата и шелка и живопись Ватто, Буше и Гравело украшают многие из этих экипажей.
Особенного внимания заслуживаетъ возок Императора Петра I, его собственной работы, деревянный, обитый снаружи кожей. Окна в дверцах возка из маленькихъ кусочковъ стекла в металлических рамках. Сзади возка приделанъ деревянный сундучек для клади.
После октября 1917 г. Музей стал филиалом Государственного Эрмитажа, в 1926 г. ликвидирован, остатки фондов переданы в Эрмитаж и дворцы-музеи г. Пушкин.
Слайд 25Задание
До 21:00 16.04.2020 выполните тест:
https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScn-DCEkkYZN7MHsihKKZPrRMl66gzPORO9N9Y7U_qom_HjxA/viewform