Слайд 1МЧС РОССИИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ
КАФЕДРА
ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
ЛЕКЦИЯ
ТЕМА 9: «ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ»
Слайд 3
Цели занятия
Ознакомить обучающихся с классификацией и диагностикой функциональных состояний.
Ознакомить обучающихся
с видами характеристикой функциональных состояний.
Рассмотреть основные способы регуляции функциональных состояний.
Слайд 4
Учебные вопросы
Классификация и диагностика функциональных состояний
Виды и характеристика функциональных состояний
Способы
регуляции функциональных состояний
Слайд 5ЛИТЕРАТУРА
Основная:
Рыбников О.Н. Психофизиология профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2011.
Григорьева Н.Н.
Психофизиология профессиональной деятельности. Учебный курс (учебно-методический комплекс). МИЭМП, 2009.
Губарева Л.И.
Психофизиология: Учебное пособие для студентов вузов.-М: Гуман.изд.центр ВЛАДОС, 2007.-С.188.
Данилова Н.Н. Психофизиология.-М.: Аспект-Пресс,2007.-С.464.
Психофизиология: Учебник для вузов/Серия «Учебник Нового Века». 3-е изд. Под ред. Ю.И. Александрова. – СПб.: Питер, 2007.
Слайд 6 Учебно-материальное обеспечение
- мультимедийный проектор, компьютерная техника;
- слайды
Слайд 7ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы анализа и оценки функционального
сотояния человека как фактора, обусловливающего его поведение и возможности, привела
к созданию различных, гипотез и теорий для объяснения различных состояний, хотя до сих пор определение понятия ФС неоднозначно и разные авторы дают различные трактовки. Однако все определения имеют одну логическую основу. Функциональное состояние — это совокупность (симптомокомплекс) различных характеристик, процессов, свойств и качеств, обусловливающих уровень активности систем, эффективность деятельности и поведения. В данной лекции мы рассмотрим значение функциональных состояний в деятельности человека.
Слайд 8УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 1
КЛАССИФИКАЦИЯ И ДИАГНОСТИКА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ
Слайд 9 Психическое состояние человека это относительно
устойчивая структурная организация всех компонентов психики, выполняющая функцию активного взаимодействия
человека с внешней средой, представленной в данный момент конкретной ситуацией.
Слайд 10
Психофизиологическое функциональное
состояние понимается как системная реакция от организменного до личностно-психологического уровня,
обеспечивающая необходимый уровень ресурсного обеспечения деятельности и компенсации возникающих затруднений.
Слайд 11Выделяют следующие показатели функциональных состояний:
- субъективные реакции;
- изменения вегето-соматических и
психических функций;
- продуктивность и качество работы.
Слайд 12УЧЕБНЫЙ ВОПРОС №2
ВИДЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ
Слайд 13 Утомление — это функциональное состояние организма,
проявляющейся во временном снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функции,
в ряде субъективных ощущений, объединенных чувством усталости в результате выполнения интенсивной или длительной работы.
Слайд 14
Усталость — психическое явление, переживание,
вызываемое утомлением. А.А. Ухтомский писал, что усталость является чутким натуральным
предупредителем о начинающемся утомлении. Последнее определяет у человека защитную реакцию — отказ от деятельности, отдых. Этот сигнал может быть заторможен волевым усилием человека, однако это не снимает утомления, а лишь отдаляет его.
Слайд 15
УЧЕБНЫЙ ВОПРОС №3
СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ
Слайд 16
Под физиологически рациональным режимом
труда и отдыха следует понимать такое чередование периодов отдыха и
работы, при котором достигается высокий уровень работоспособности и производительности труда и хорошее состояние здоровья работающих.
Слайд 17Основная задача тренировок заключается в освоении трех методических приемов:
аутогенной релаксации,
предназначенной для самоуспокоения и снятия чрезмерного нервно-психического напряжения;
аутогенной стимуляции, направленной
на снятие явлений утомления или оперативного повышения работоспособности;
релаксидеомоторной тренировки для формирования образного представления рабочего овладения состоянием при выполнении трудовых задач.
Слайд 18В настоящее время наука располагает довольно большим количеством фармакологических средств,
способствующих коррекции функционального состояния и повышению работоспособности. С этой целью
могут быть использованы различные препараты:
для мобилизации резервных возможностей организма — стимуляторы центральной нервной системы;
для улучшения обменных процессов, нормализации энергетического баланса— психоэнергизаторы;
для предотвращения воздействия на организм неблагоприятных факторов — актопротекторы;
для ускорения и закрепления эффектов адаптации организма — адаптогены (корень женьшеня, элеутерококк);
для регуляции эмоционального состояния — транквилизаторы.