Разделы презентаций


Media & Communications

Содержание

Multimedia & Hypertext «СЕТЕРАТУРА»и «ИНТЕЛНЕТ» Гипертекст как динамическая форма текста

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Media & Communications

Media & Communications

Слайд 2Multimedia & Hypertext
«СЕТЕРАТУРА»
и «ИНТЕЛНЕТ»
Гипертекст как динамическая форма текста

Multimedia & Hypertext «СЕТЕРАТУРА»и «ИНТЕЛНЕТ»  Гипертекст как динамическая форма текста

Слайд 3
ТРИ ЛИКА ГИПЕРТЕКСТА
THREE-FACES HYPERTEXT
Досетевой "Жизнь и мнения Тристрама

Шенди" Лоренса Стерна (1713-1768)
Поздние романы Итало Кальвино

"Если однажды зимней ночью путник», «Незримый город»
Медийный электронный текст, «обитающий» исключительно в среде Интернета

Мультимедийный и интерактивный
гестбук, «кибература», виртуальная конференция, ЖЖ, форум…
ТРИ ЛИКА ГИПЕРТЕКСТАTHREE-FACES HYPERTEXT Досетевой

Слайд 4
ПРИЗНАКИ ГИПЕРТЕКСТА
Нелинейность
Возможность любых сценариев прочтений
«Смерть автора»
Фрагментарность
Наличие гиперссылок

ПРИЗНАКИ ГИПЕРТЕКСТАНелинейностьВозможность любых сценариев прочтений «Смерть автора»ФрагментарностьНаличие гиперссылок

Слайд 5«Хазарский словарь» Милорада Павича (1984)

«Хазарский словрь» не имеет сюжета, все

персонажи вымышленны. Роман имеет вид трех взаимосвязанных словарей (Красного, Зеленого

и Желтого), каждый из которых составлен из источников разных религий: христианства, ислама и иудаизма. Текст можно читать каким угодно способом: читатели становятся активными соучастниками романа.

«Это открытая книга, а когда ее закроешь, можно продолжать писать ее; так же как она имеет своих лексикографов в прошлом и настоящем, то и в будущем могут появиться те, кто будет ее переписывать, продолжать и дополнять… Книгу можно листать слева направо и справа налево… Три книги этого словаря - Желтую, Красную и Зеленую - можно читать в том порядке, какой придет на ум читателю, например начав с той страницы, на которой словарь откроется… можно читать и по диагонали… Никакая хронология здесь и не должна соблюдаться, она не нужна. Каждый читатель сам сложит свою книгу в одно целое, как в игре в домино или карты, и получит от этого словаря, как от зеркала, столько, сколько в него вложит».

Нелинейное письмо

«Хазарский словарь» Милорада Павича (1984)   «Хазарский словрь» не имеет сюжета, все персонажи вымышленны. Роман имеет

Слайд 6«Бесконечный тупик» Дмитрия Галковского (1988-1997)

Виртуальный сервер Дмитрия Галковского
БЕСКОНЕЧНЫЙ ТУПИК
Правила пользования

гипертекстом
ГИПЕРТЕКСТ
Именной указатель к гипертексту Предисловия к первому и второму

изданию Приложение №1 "Закруглённый мир" Приложение №2 "Основной текст"
К ОГЛАВЛЕНИЮ РАЗДЕЛА
http://www.samisdat.com/3/31-bt.htm

Роман-гипертекст

Роман из 949 примечаний, примечаний к примечаниям
и комментариев к примечаниям
к примечаниям…

«Бесконечный тупик» Дмитрия Галковского (1988-1997)   Виртуальный сервер Дмитрия ГалковскогоБЕСКОНЕЧНЫЙ  ТУПИКПравила пользования гипертекстом  ГИПЕРТЕКСТИменной

Слайд 7«Бесконечный тупик» Дмитрия Галковского (1988-1997)

Моя книга на самом деле называется

"Примечания к "Бесконечному тупику"" и состоит из 949 "примечаний" к

небольшому первоначальному тексту. Ввиду того, что "основной текст" не имеет самостоятельного значения, он вынесен мною за рамки настоящего издания.

Каждое из 949 "примечаний" книги представляет собой достаточно законченное размышление по тому или иному поводу. Размер "примечаний" колеблется от афоризма до небольшой статьи.

Структура "Бесконечного тупика" достаточно сложна. Большинство "примечаний" являются комментариями к другим "примечаниям", то есть представляют собой "примечания к примечаниям", "примечания к примечаниям примечаний" и т.д. Для удобства читателей публикуется соответствующий указатель, помещённый в конце книги, а также схема, напечатанная в виде вкладки.

Роман-гипертекст

«Бесконечный тупик» Дмитрия Галковского (1988-1997)   Моя книга на самом деле называется

Слайд 8Гипертекст и гиперчтение

ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ГИПЕРТЕКСТОМ
1. Гипертекст "Бесконечный тупик" состоит

из 949 фрагментов-примечаний и послесловия, что в переводе на компьютерный

язык означает 950 HTM-файлов (от 311-001.htm до 311-950.htm).
2. Простое чтение обеспечивается ссылками "вперёд" и "назад", которые помещены в конце текста каждого фрагмента.
3. "Гиперчтение" в прямом порядке обеспечивается цифровыми ссылками внутри текста. Ссылки помещены в скобки, их порядковый номер соответствует порядковому номеру примечания.
4. "Гиперчтение" в обратном порядке обеспечивается цифровой ссылкой в заголовке каждого фрагмента. (При этом следует учитывать, что "первичные примечания", относящиеся непосредственно к основному тексту "Бесконечного тупика", имеют обозначение не "Примечание к"№...", а "Примечание к с. ... "Бесконечного тупика" и не имеют гиперссылок.)
5. При необходимости обращения к какому-то конкретному примечанию, следует набрать адрес 311-NNN.htm, где NNN порядковое число данного примечания (от 001 до 950).

Бесконечный тупик

Гипертекст и гиперчтение   ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ГИПЕРТЕКСТОМ1. Гипертекст

Слайд 9«Смерть автора»?

Ролан Барт (Roland Barthes, 1915-1980), французский постструктуралист и

семиотик.
«Открытое произведение», «Смерть автора»
Говорит не автор, а язык как

таковой Стефан Малларме

«Какая разница, кто говорит, – сказал кто-то, – какая разница, кто говорит. – Этими словами, заимствованными у Сэмюэла Беккета, начал формулировку темы своего доклада «Что такое автор?» Мишель Фуко на заседании Французского философского общества 22 февраля 1969 года в Колледж де Франс под председательством Жана Валя. – В этом безразличии, я полагаю, нужно признать один из фундаментальных этических принципов современного письма».

Мишель Поль Фуко (Michel Foucault, 1926-1984), французский философ-постструктуралист

Сэмюэл Беккет (Samuel Beckett, 1906-1989), ирландский писатель, один из основоположников театра абсурда

«Смерть автора»?   Ролан Барт (Roland Barthes, 1915-1980), французский постструктуралист и семиотик. «Открытое произведение», «Смерть автора»Говорит

Слайд 10Экскурсы в историю: «Центонная поэзия»

В поэзии понятием «центон» обозначали жанр мозаичного

стихотворения, составленного из фрагментов других стихов, или, как писали древние,

центон – «стихотворение, крепко слаженное из отрывков, взятых из разных мест и с разным смыслом».
Жанр центона (от лат. cento, centōnis – «лоскут» или «заплата», а также платье или покрывало из лоскутьев, от древнегреч. κέντρων, κέντων) известен в европейской литературе со времен античности и особенно позднего средневековья. Центон ведет свое происхождение от древней пародии в комедиях Аристофана. В Греции были популярны гомероцентоны (homerokentrones, homerocentones) — произведения, составленные из стихов Гомера. В Риме центоны складывали из стихов Вергилия, Овидия, Лукиана (например, свадебный центон Авзония, составленный из отдельных стихов Вергилия). Впоследствии появились христианские центоны. Сохранился греческий гомероцентон, насчитывающий 2343 гекзаметра о жизни Иисуса, приписываемый императрице Евдокии. Греческие или латинские центоны составлять было нетрудно, поскольку рифма в античном стихе отсутствовала. Центоны на рифмованные стихи составлять гораздо сложнее. Известны центоны, составленные Лопе де Вега.

Игра цитат

Центон пушкиниста Н.О. Лернера:
Лысый с белой бородою (И. Никитин)
Старый русский великан (М. Лермонтов)
С догарессой молодою (А. Пушкин)
Упадает на диван. (Н. Некрасов)

Экскурсы в историю: «Центонная поэзия» В поэзии понятием «центон» обозначали жанр мозаичного стихотворения, составленного из фрагментов других

Слайд 11
Книга, собранная из цитат
Пропавшая коллекция цитат Вальтера Беньямина

«Роман-цитата» французского писателя

Жака Риве «Барышня из А.» (1979), составленный из 750 цитат,

заимствованных у 408 авторов

Романы Михаила Шишкина







Книга, собранная из цитатПропавшая коллекция цитат Вальтера Беньямина«Роман-цитата»  французского писателя  Жака Риве  «Барышня

Слайд 12Экскурсы в историю: «Библия как гипертекст»

«Множественный автор», синтез фрагментов, ссылки

Ветхий Завет

состоит из 39 книг, в еврейской традиции искусственно считаемых за

22, по числу букв еврейского алфавита, или за 24, по числу букв алфавита греческого.

Новый завет, собрание из 27 христианских книг, принадлежащих восьми боговдохновенным писателям: Матфею, Марку, Луке, Иоанну, Петру, Павлу, Иакову и Иуде.

Надындивидуальный автор

Экскурсы в историю: «Библия как гипертекст» «Множественный автор», синтез фрагментов, ссылкиВетхий Завет состоит из 39 книг, в

Слайд 13Экскурсы в историю: «Японская рэнга»

«Рэнга» («рэнку») – жанр «стихов-цепей» или «нанизанных

строф» в японской поэзии.

Цикл классической японской рэнга складывался, как

правило, из ста строф, в сочинении которых принимали участие два или более поэтов. Иногда рэнга состояли из нескольких тысяч строф. Один поэт слагает первую строфу (начальное трехстишие хокку), второй – последующее двустишие и т.д. Чередуясь и сплетаясь, «откликаясь» на одни и те же образы или «киго» (сезонные слова), они образуют цепи пятистиший танка. Так, Бонтё пишет первое хокку. К примеру, о жарком ночном городе. Басё продолжает тему, поддерживая образ или настроение Бонтё: «“Жарко! Жарко! Нет сил…” Голоса у каждых ворот». Вслед за ним в эту цепь включается Кёрай, подхватывая тему Басё, добавляя какие-нибудь сочные детали, например, сцену происшествия в глухой харчевне: юношу с кинжалом и привратника. Появляется новое хокку, за ним еще одно двустишие и так далее.

Linked Poetry, Collaborative Poetry

Экскурсы в историю: «Японская рэнга» «Рэнга» («рэнку») – жанр «стихов-цепей» или «нанизанных строф» в японской поэзии.  Цикл

Слайд 14Экскурсы в историю: «Буриме»

Игра в буриме возникла при дворе Людовика XIV.



Придворный поэт XVII в. Дюло объявил, что написал 300 сонетов,

но рукопись потерял. Публика не поверила. Не потере, а количеству сонетов. И тогда Дюло был вынужден сознаться в том постыдном факте, что потерял не сами стихи, а только заготовки для будущих стихов, набор рифм. Братья по перу, вдоволь поиронизировав над Дюло, решили, однако, перенять его приемы – взялись написать сонеты на рифмы-заготовки. Так была создана новая стихотворная форма и сыграна первая игра в буриме, которая сразу же вошла в моду.

Искусство рифмованных окончаний

Экскурсы в историю: «Буриме» Игра в буриме возникла при дворе Людовика XIV. Придворный поэт XVII в. Дюло

Слайд 15Экскурсы в историю: «Изысканный труп»

Первая жена Бретона, Симона Кан, стоявшая у

истоков «рождения» «Изысканного трупа», вспоминала: «Сперва мы просто играли в

слова. Каждый писал какую-то фразу, складывал листок и передавал его соседу, который продолжал, не видя начала, и т.д. В одной из первых игр, в которой участвовал Превер, мы получили: «Изысканный труп выпьет молодое вино». Эта фраза нам так понравилась, что стала названием игры. Скоро мы видоизменили ее: мы теперь не писали, а рисовали».
Некоторые из словесных «Изысканных трупов», опубликованных в журнале «Сюрреалистическая революция» (La Révolution surréaliste, 1927, № 9-10): «Мертвая любовь украсит народ»; «Раненые женщины портят светловолосую гильотину»; «Кудрявый гиппогриф преследует черную лань»; «Необыкновенно красивый двенадцатый век ведет к уголщику почтительно снимающую шляпу спираль мозга»; «Окрыленный пар соблазняет запертую на ключ птицу»; «Позорный, допустим, господин Пуанкаре с павлиным пером целует взасос с необыкновенным для меня пылом покойного господина Борньоля»; «Сенегальская устрица съест французский хлеб»; «Забастовка звезд улучшает дом без сахара»; «Влюбленная и хрупкая сороконожка соперничает в злости с томным кортежем».

Поэтика множественного «я»

Содружество сюрреалистов

Экскурсы в историю: «Изысканный труп» Первая жена Бретона, Симона Кан, стоявшая у истоков «рождения» «Изысканного трупа», вспоминала:

Слайд 16«Словарный запас» Льва Рубинштейна

Дэсмари йо тэниматэри Дэсмари йо тай рэн дай

рэн дай Дэсмааакеререйайтерию Дэсмааааааааакеререйайтерию Тумзэ майтария Саанде санде дарэ Тумзэ майтария Саанде санде дарэ Санда Гаруда рэсмия Санда Гаруде рэсмия Дайдигидихайдай
Концептуальная

поэзия
«Словарный запас» Льва Рубинштейна   Дэсмари йо тэниматэри Дэсмари йо тай рэн дай рэн дай Дэсмааакеререйайтерию

Слайд 17Интерактивная фантастика

На сайте «Интерактивная фантастика» всем желающим предлагается писать по

главам романы в следующих жанрах: фэнтэзи, киберпанк-трилер, боевик, мистический триллер,

эксперименты на людях, "Сказки закончились совсем не так...", космическая охота.
Интерактивным, вопреки названию, сайт не является, а представляет собой переходную форму от старых добрых почтовых конференций Usenet'a: авторы должны присылать свои продолжения к уже имеющимся историям (или начинать новые) по электронной почте, и уже потом они будут вывешены в Сеть, обрастая понемногу разветвлениями и узлами пересечения.

Теория сетературы

Интерактивная фантастика   На сайте «Интерактивная фантастика» всем желающим предлагается писать по главам романы в следующих

Слайд 18ГИПЕРРОМАН Романа Лейбова

Гиперроман, называющийся просто POMAH,

был вывешен в Сеть в октябре 1995 года с подачи

одного из старожилов и основателей гуманитарного Рунета, лектора отделения русской и славянской филологии Тартуского университета Романа Лейбова. Любое слово этой сцены - а также всех последующих сцен - предлагалось использовать как гиперссылку и повести от него свое собственное продолжение или предшествие истории. РОМАН, таким образом, становился
1) нелинейным, т.е. терял начало, конец, и единую последовательность событий,
2) "фасеточным", т.е. состоящим из множества небольших автономных фрагментов,
3) многоавторским и
4) по-настоящему интерактивным: присочиненный вами фрагмент тут же, автоматически включается в общую цепь.

Теория сетературы

ГИПЕРРОМАН  Романа Лейбова      Гиперроман, называющийся просто POMAH, был вывешен в Сеть

Слайд 19Роман Лейбов Как читать POMAH Три времени ГИПЕРРОМАНА: время написания * время

действия * время чтения
Теория сетературы
Segodnya, 10.11.95,

mesyac spustya posle svoego nachala, ROMAN sostoit iz 98 stranic (poka ya ehto pisal, prishla eshche odna). Odnako, pravil'nee skazat', chto on sostoit iz
98 stranic,
znachitel'nogo chisla ssylok, svyazyvayushchix stranicy mezhdu soboj (ya ix poka ne schital) I
eshche ne napisannyx Vami potencial'nyx stranic i nesdelannyx ssylok.

Stranicy numeruyutsya v poryadke postupleniya v ROMAN. Nomer stranicy sovpadaet s imenem file'a (4-ya str.= "4.html", isklyuchenie - Zaglavnaya stranica="htroman.html"). Ssylki na "predshestvuyushchie stranicy" raspolozheny v poryadke vozrastaniya nomerov.
Роман Лейбов Как читать POMAH  Три времени ГИПЕРРОМАНА: время написания * время действия * время чтения

Слайд 20Как читать POMAH
Теория сетературы
1. Dochityvajte kazhduyu stranicu do konca,

ne otvlekayas' na ssylki.
2. Esli est' ssylki vpered -

dvigajtes' po nim. Iz neskol'kix ssylok vpered vybirajte blizhajshuyu (po nomeru stranicy).
3. Esli natykaetes' na stranicu, ne imeyushchuyu s Vashej tochki zreniya svyazi s predydushchej, vozvrashchajtes' nazad (no ne zabud'te pervuyu rekomendaciyu).
4. Ne pytajtes' prochitat' s pervogo raza ves' POMAH. Vo-pervyx, ehto slozhno; vo-vtoryx,poka vy budete chitat', uzhe prochitannye Vami stranicy mogut nemnogo izmenit'sya.
5. Esli popadaete na "razvilku" (stranica, nomer kotoroj pomechen zvezdochkoj), obe ssylki kotoroj vedut vpered po otnosheniyu k stranice, s kotoroj Vy vyshli na razvilku, vybirajte nomer, blizhajshij k Vashemu puti.
6. Ne obrashchajte slishkom bol'shogo vnimaniya na ehti rekomendacii.EHto ne pravila. Pravil u ROMANa net.
7. Samoe glavnoe: ehto ne roman dlya chitatelej. EHto - Vash ROMAN. Pishite dal'she!
Как  читать  POMAH  Теория сетературы  1. Dochityvajte kazhduyu stranicu do konca, ne otvlekayas'

Слайд 21аРИФМетические игры Дмитрия Манина

Сетевые проекты Дмитрия Манина:

"Сонетник" и "Буриме".

"До двадцати лет

стихи сочиняют все. После двадцати - только поэты и идиоты" - утверждал итальянский философ Бенедетто Кроче. А как быть тем несчастным, которые, не будучи ни теми, ни другими, однако же, перевалив за 20-летний рубеж не могут избавиться от этой потребности насовсем?

В сыром окопе я, как раб, хлебаю щи, меся В капусту каждого врага, что не женат. И вижу прочих выкарабкивающимися, Чтоб к женам драпать под разрывами гранат.

Теория сетературы

аРИФМетические игры  Дмитрия Манина     Сетевые проекты Дмитрия Манина:

Слайд 22ОктОпус


I'd like to be under the

sea In an octopus' garden in the shade
The Beatles


На сайте «ОктОпус» суть игры состояла в написании стихов с обязательным использовании восьми случайно заданных слов. Так же, как и в Буриме, заданные слова можно "прятать внутрь", т.е. вместо слова "кот" написать "скотина", но в отличие от него, эти слова не обязательно должны стоять на рифмах, а просто произвольно разбросаны по всему тексту стихотворения.

Теория сетературы

ОктОпус      I'd like to be under the sea In an octopus' garden

Слайд 23Липограммы Артемия Лебедева


На сайте веб-дизайнера Артемия (Тёмы)

Лебедева собраны (непосредственно и в виде ссылок) вполне связанные и

даже порой стихотворные тексты, написанные "русской латиницей" - т.е. с использованием только тех 12 букв, начертание которых в двух алфавитах совпадает: А, В, О, 3 (цифра "Три" = буква "З") и т.д. Некоторые авторы придерживаются этого правила строго, другие - позволяют себе вольности: /\ (прямой и обратный слэш) как буква "Л", }|{ (фигурные скобки и черта между ними) как буква "Ж" и ещё некоторые ухищрения. Здесь же собраны "Произведения, Писаные При Простом Правиле", т.е. старые добрые "Четыре черненьких чумазеньких чертенка": рассказы и стихи, все слова которых начинаются с одной буквы.

Теория сетературы

Липограммы  Артемия Лебедева     На сайте веб-дизайнера Артемия (Тёмы) Лебедева собраны (непосредственно и

Слайд 24Сетевые проекты Мирзы Бабаева


Сетевые

проекты Мирзы Бабаева:

«Онейрократия»
«Круговращение симулякров»

В "Онейрократии" собираются и автоматически вывешиваются, а так же комментируются присылаемые сны. Некоторые - короткие и скучные, свидетельствующие о заурядности сновидца и скудности его фантазии, некоторые - насквозь "фрейдистские" (а порою даже и не фрейдистские - ничего толковать не надо, всё "прямым текстом"), но зато некоторые - очень необычные по содержанию и безукоризненные по форме, настоящие сюрреалистические миниатюры.


Теория сетературы

John Keats

Сетевые проекты  Мирзы Бабаева       Сетевые проекты Мирзы Бабаева:

Слайд 25Графомания


«Графомания» барышни Вики

перекочевала в Сеть из одноименной конференции Гласнета в 1998 году.

Смысл состоит в том, что на сайте вывешивается две строчки какого-нибудь стихотворения и предлагается дополнить их по своему усмотрению - от четверостишия хоть до целой поэмы. Потом полученные варианты (а среди них - и исходный оригинальный) выставляются на всеобщее обозрение, и игрокам предлагается отобрать "любимые" (не больше 10% от общего числа имеющихся) и попытаться определить настоящий авторский. Чем больше людей признали тот или иной вариант любимым, тем больше очков начисляется его создателю; если вариант был принят за авторский, очков начисляется еще больше.

Теория сетературы

Графомания        «Графомания» барышни Вики перекочевала в Сеть из одноименной конференции

Слайд 26«Стишия» Александра Левина


Определение. Стишием называется стихотворение

из N строк, где N малo, преимущественно прикольного содержания, не

принадлежащее ни к одному известному поэтическому жанру или стандартной поэтической форме.
Следствие 1. Ни хокку, ни триолеты, ни рубаи, ни басни, ни эпиграммы, ни "вишневские" одностишия, ни гарики (...) стишиями не являются. Зато, например, "не вишневские" одностишия - являются.
Следствие 1`. А может, некоторые гарики и являются...
Следствие 2. Неотъемлемым свойством стишия является предельная энергичность и экспрессивность. Хотя не исключается и некоторая меланхолия...
Следствие 3. Любое авторское или анонимное невесть что, печатного, устного, письменного или настенного происхождения, умышленного, а также неумышленного вида, подлежат присылке и немедленному опубликованию на этой странице.
Следствие 4. Присланное стишие не подлежит немедленному опубликованию на этой странице, если оно не соответствует Определению, то есть не является достаточно прикольным, принадлежит к одному из фиксированных жанров и форм, состоит из более, чем N строк, где N мало. :-)р
Следствие 5. По мере поступления стиший, компетентное Жюри в составе меня будет подводить итоги, публиковать шорт-листы и объявлять победителей с вручением сертификата международного образца.

Теория сетературы

«Стишия» Александра Левина      Определение. Стишием называется стихотворение из N строк, где N

Слайд 27Сад расходящихся хокку
Сад - растущий во все стороны многомерный

лабиринт, по которому можно бродить часами, придаёт новое неожиданное качество

самым нелепым и избитым строчкам, не говоря о строках удачных. Сами строчки делаются уже не важны, важен становится сам процесс перелистывания.


«Сад расходящихся хокку» был "разбит" в 1997 году и "разросся" до 59537 хокку.
Сад этот представляет собой вереницу хокку, присылаемых читателями. Строится она по принципу домино: необходимо использовать или последнюю строку уже существующего хокку в качестве первой или первую - в качестве последней строки своего, причем "подсоединиться" можно не только к хвосту, но и к любому месту цепочки, поэтому она разделятся, ветвится, закольцовывается... Программа, поддерживающая Сад, не только предлагает каждому входящему в него случайно выбранное из уже существующих хокку "для затравки", но и позволяет искать их по номерам и датам, по авторам, темам и ключевым словам. Строгое соблюдение канонического японского размера - 5-7-5 слогов - проверяет программа, написанная Д. Маниным. Понравившийся хокку можно прокомментировать, написав-опустив свой взнос в "Книгу двух су".

Теория сетературы

Проверяя скрипт, На минуту отвлекся Комара убить.

Сад расходящихся хокку   Сад - растущий во все стороны многомерный лабиринт, по которому можно бродить

Слайд 28«Возможностное мышление» Михаила Эпштейна

Возможностное мышление

Задача возможностного мышления вовсе не

в том, чтобы свести концы с концами и предложить законченную

теорию предмета. Напротив, «концы» должны расходиться как можно дальше, очерчивая тающие границы теоретического поля, не сводимые в один план или концепцию. Такой расходящийся дискурс занимает все более видное место в современной гуманистике.

Расходящийся дискурс

Михаил Эпштейн. Философия возможного: модальности в мышлении и культуре. СПб: Алетейя, 2001.

профессора русской литературы университета Эмори (Атланта, США)

«Возможностное мышление» Михаила Эпштейна   Возможностное мышление Задача возможностного мышления вовсе не в том, чтобы свести

Слайд 29«Расходящийся дискурс» Михаила Эпштейна

Расходящийся дискурс

Если сходящийся дискурс пытается объединить разные

идеи в одну логическую конструкцию, связать все со всем, то

расходящийся дискурс, напротив, развязывает узлы понятий, оставляя свободно болтающимися концы, – разбегается в неизвестность, как сама обозримая вселенная. Такой взгляд обозревает разные варианты и горизонты будущего без попытки подчинить их единой логике развития. Это своего рода ландшафтное видение будущего как множества веерообразно расходящихся и не заслоняющих друг друга будущностей.

Возможностное мышление

Михаил Эпштейн. Знак пробела: о будущем гуманитарных наук. М.: НЛО, 2004.

Что дискурсу свойственно разбегаться, свидетельствует сама этимология этого термина
(от латинского dis + cursere, буквально «разбегаться»).

«Расходящийся дискурс» Михаила Эпштейна   Расходящийся дискурсЕсли сходящийся дискурс пытается объединить разные идеи в одну логическую

Слайд 30«ИНТЕЛНЕТ» Михаила Эпштейна

ИнтеЛнет — интеллектуальная реплика Интернета, его уменьшенное и

углубленное подобие. Скорость электронных связей, заимствованная у человеческой мысли, должна

в мысль и вернуться, из технической сферы перейти в гуманитарную. Сеть — новый инструмент сознания, гораздо более пластичный, чем ручка, бумага, книга... Сеть так много говорит уму, потому что сам ум «сетеобразен». Философский ум обычно мыслит гипертекстуально, мысли ветвятся в пространстве, и необходимость выстроить их на бумаге, в линейно-временной последовательности, искажает и уплощает мысль. Бумага — это двумерная плоскость плюс однонаправленное время, а Интернет — это трехмерный континуум, где можно двигаться в любом направлении, как в смысловом пространстве. В руки пишущему попадает как бы колоссальный, сверхчеловеческий мозг, к которому он может по цепочке нейронов-линков подключиться своим мозгом.

Интеллектуальная сеть

Эпштейн М. Из тоталитарной эпохи — в виртуальную: Введение в Книгу книг // Континент. 1999. № 102. С. 355-366. Эпштейн М. От Интернета к ИнтеЛнету // Русский Интернет: Накануне больших перемен. М.: IRЕХ, 2000. С. 196-204.

«ИНТЕЛНЕТ» Михаила Эпштейна   ИнтеЛнет — интеллектуальная реплика Интернета, его уменьшенное и углубленное подобие. Скорость электронных

Слайд 31«ИНТЕЛНЕТ»

ИнтеЛнет (inteLnet, сокращение от intellectual network, интеллектуальная сеть; буква «Л»

посередине — прописная, как выделенный знак отличия от «Интернет») —

межкультурное и междисциплинарное сообщество для создания и распространения новых идей и интеллектуальных движений через электронное пространство (http://www.emory.edu/INTELNET/rus_ukaz.html)

ИнтеЛнет — интеллектуальный проект сети и первое интерактивное устройство в области обмена и регистрации гуманитарных идей в англоязычном Интернете (награда лондонского Института социальных изобретений за 1995 г.).  
Интернет в середине 1990-х гг. был, да и сейчас в основном остается, каталогом разных ресурсов, информационной выставкой, а не рабочим инструментом сознания. Отсюда инеобходимость «осЕтить» ум, разбежаться мыслью по древу отсылок, сцеплений — соединить Интернет и интеллект.

Так родился ИнтеЛнет — попытка наполнить интеллектуальным содержанием технические возможности Сети, интегрировать движение сигналов с движением мысли, чтобы скорость электронных импульсов множила концептуальные ходы и ассоциативные связи.

Интеллектуальная сеть

http://ec-dejavu.ru/i/Intelnet.html
Проективный философский словарь: Новые термины и понятия /
 Под ред. Г.Л. Тульчинского и М.Н. Эпштейна. СПб.: Алетейя, 2003. С. 140-142.

«ИНТЕЛНЕТ»   ИнтеЛнет (inteLnet, сокращение от intellectual network, интеллектуальная сеть; буква «Л» посередине — прописная, как

Слайд 32To be continued

To be continued

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика