Слайд 1Медицина в Средневековой Руси
Выполнил студент 24 группы
Алфёров Роман
Слайд 2Важнейшими источниками, из которых мы получаем сведения о состоянии древнерусской
медицины являются легенды, сказания, былины. В них мы черпаем знания
о народных воззрениях по различным вопросам жизни, в том числе и об организме человека, и о происходящих в нем процессах.
Другим источником, дающим ценный материал по медицине Древней Руси, являются заговоры, присказки, пословицы, поговорки и т.д.
Слайд 3Первичный зачаток русской народной медицины следует искать в знахарстве и
колдовстве древних славян. Эта народная медицина отличалась одной чертой, не
свойственной первичным ступеням западноевропейской медицины. Дело в том, что русская народная медицина не знала жреческой организации, которая отмечает собою первые ступени развития медицины у романских и германских народов.
Слайд 4Волхования, заклинания, заговоры, наговоры, основанные на вере в таинственные силы
природы, являются преобладающими орудиями нашей архаической медицины наряду с простыми,
чисто механическими средствами врачевания телесных болезней.
Слайд 5В языческой Руси, олицетворявшей в своих божествах силы природы, хранителями
и носителями высших интеллектуальных познаний своего племени, в том числе
и медицины, были старшие в роду (старцы, “калики перехожие”). Они совмещали в себе и отправление внешнего религиозного культа, и хранение преданий, и вещание права. Обладали, по всей вероятности, и тайнами первобытного врачебного искусства.
Слайд 6Волхвы были знатоками «зелий”, т.е. лекарственных растений. Волхвы успешно выступали
в роли детских врачей, оказывали помощь женщинам при бесплодии, их
приглашали в дома к больным, страдавшим заразными болезнями, к раненым и «язвенным” больным.
В ранних памятниках письменности господствует полная нерасчлененность понятий «волхв”, «врачь”, «лечець”, «зелейник”, «чародей”. По древнерусскому представлению, волшебство – это высокое искусство, мастерство («влъшебная хытрость”), а волхв – есть «премудр”, человек с большим опытом и знаниями.
Слайд 8В заговоре обыкновенно говорится о каком-нибудь камне (латырь – камень),
который лежит в “чистом поле” или “океан-море”. Вокруг этого камня
и строится вся заговорная поэзия – лечение. Подробно перечисляются всевозможные виды данной болезни и частей тела, из которых она высылается. “Ссылание”, “сметание”, “сливание” болезни – необходимый аспект лечебных заговоров. Знахарь, как правило, обращался к месяцу, ветру, воде, дереву. Основное значение здесь имеют слова, но постепенно в процесс заговора вовлекаются и действия знахаря. Магические свойства передаются отдельным предметам. В лечебных заговорах появляется так называемый приколень, с помощью которого стараются передать болезнь с человека на какой-нибудь предмет.
Слайд 9Для того, например, чтобы “установить золотник” (лечить женский детородный орган
– матку), обводили веником вокруг живота больной, нажимая, приговаривали: “Крепко
березка на корню стоиць, так стань золотник на своем месци того кряпчей”. Постепенно слова заменялись символическими действиями. При трудных родах разрубали топором связанные колья, открывали окна, двери и т.д. На дальнейшей ступени своего развития место символических действий знахаря занимают символические лекарства – амулеты. В былинах сила богатыря передавалась другому с его кровью. Былинный Святогор передает свою силу с пеной.
Слайд 10Медицинские сведения в древнерусских летописях были чаще всего связаны с
болезнями сильных мира сего. Так, в «Повести временных лет” (1044)
говорится о постоянной повязке на темя по поводу врожденной мозговой грыжи, сделанной князю Всеславу. В Ипатьевской летописи (1289) содержится документальное и красочное описание болезни князя Владимира Васильевича Волынского, благодаря которому современный медик может распознать заболевание, о котором идет речь: скорее всего, это был рак нижней губы. К сожалению, Ипатьевская летопись не сообщает, как лечили князя – может быть, еще и потому, что исход лечения оказался фатальным.
Слайд 11Очень распространено было лечение при помощи дерева. Считалось, что дереву
можно передать свою болезнь или, наоборот, получить от него силу,
особенно часто прибегали к дубу. При зубной боли отыскивали в лесу старый дуб, рядом с которым били ключи, сдирали с его веток кору и, вымочив ее в роднике, носили в ладанке. При зубной боли грызли дерево.
Слайд 12Распространенным методом лечения у древних славян было, как уже говорилось,
“сметание” болезни, для чего применялись прутья, кнут, веник. Веником можно
“засекать”, выметать болезнь, что предохраняет от всякой порчи, как бы отметая ее. С этой целью клали на пороге веник, вилы, топор; “сливание” болезни – омовение водой – тоже прием лечения, весьма распространенный. Вода обладает очистительной силой у древних славян и представляется живым существом – ее боялись оскорбить, ей поклонялись. “Состригание” болезни – тоже медицинский прием. Желая избавиться от недуга, состригали волосы, ногти, сжигали, отдавали собаке в хлебе и т.д.