Слайд 1Механизмы межгруппового восприятия
Выполнила Ключникова Ю.А.
Группа 17НПП1
Слайд 2До конца прошлого столетия исследователи отдавали приоритет межличностным механизмам. Это
естественно, так как именно с межличностного восприятия начались исследования социального
восприятия в целом. В настоящее время наблюдается рост интереса к межгрупповым отношениям, следовательно, и к межгрупповому восприятию. В частности, растет интерес к исследованиям механизмов, обусловливающих специфику межгрупповой формы социальной перцепции.
Слайд 3Установка
В отечественной научной литературе теория установки представлена довольно широко. Д.
Н. Узнадзе понимал под установкой определенное, возникающее под совокупным воздействием
потребностей индивида и влиянием условий его существования психическое состояние, которое "можно охарактеризовать как готовность к совершению определенной деятельности».
Д. Узнадзе впервые описал механизмы зарождения и функционирования установок. Он считал, что от характера возникающих на основе потребностей установок (а они могут определяться в том числе и национальной средой) зависит и способ восприятия, реакций, поведения личности. Возникнув, потребность требует удовлетворения, что может осуществляться лишь посредством реализации определенного вида поведения. Внешняя среда становится для человека ситуацией удовлетворения потребности.
Слайд 4Национальная установка
Национальная установка – самый устойчивый и своеобразный вид социальной
установки. Она:
– чрезвычайно консервативна по своему содержанию;
– содержит ярко выраженные
и совершенно определенные образы;
– передается из поколения в поколение;
– всегда опосредует действия и поведение человека как представителя конкретной этнической общности
Слайд 5Национальная установка
Основные современные представления о национальной установке могут быть сведены
к следующему.
1) Национальная установка должна пониматься как определенное состояние внутренней готовности
(настроенности) личности и групп людей (представителей той или иной национальной общности) на специфические для каждой из них проявления чувств, интеллектуально-познавательной и волевой активности, динамики и характера взаимодействия, общения и т.д., соответствующие сложившимся национальным традициям. Подобное своеобразие действительно возможно на психофизиологическом уровне, что, например, подчеркивается исследованиями А. Г. Асмолова
Слайд 62) Основу фиксации национальной установки следует искать в образовании национальных стереотипов, которые
формируются как единица социально-перцептивной деятельности представителей конкретной этнической общности. С.
Л. Рубинштейн считал, что «в процессе отражения явлений внешнего мира происходит и определение их значения для индивидуума и тем самым его отношения к ним». В представлениях о чужой и своей нации, кроме того, «не только суммируются те или иные черты, но при этом присутствует ценностное отношение к ним».
Формирование национального стереотипа – это ответная реакция па социальную действительность, а "каждая реакция на какое-то событие или явление окружающей действительности определяется не только и не столько этим фактором, сколько тем, какое отношение он к себе вызывает: важен или не важен, интересен, привлекает или отталкивает"
Национальная установка
Слайд 73) Национальная установка, как и другие виды установок, формируется в
процессе деятельности, однако в отличие от них инициируется не собственно
потребностями человека и соответствующими условиями деятельности, а самим характером деятельности в условиях специфических социальных норм поведения. Национальные установки как бы заложены в память психического склада представителей конкретной этнической общности и "извлекаются" из нее автоматически.
Национальная установка
Слайд 8Национальные установки, являясь составной частью национальной психики человека, формируют определенный
ее настрой, придавая особую специфику мотивации и целеполаганию людей, способам
и приемам их деятельности. Социальные нормы поведения, взаимодействия и общения, принятые в том или ином государстве, актуализируют национальные установки, которые, в свою очередь, вызывают к жизни соответствующие этим нормам стереотипы поведения и действий.
Национальная установка
Слайд 9Истоки этнических стереотипов
Развитие взаимоотношений народов тесно связано с выработкой их
устойчивых представлений друг о друге. В этнологической литературе подобные представления
нередко называются этническими стереотипами. Под стереотипами общественного сознания понимаются упорядоченные, схематичные, детерминированные культурой «картинки мира» в голове человека, которые экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и защищают его ценностные позиции и права (У. Липпман). Этнический стереотип представляет собой осознание характерных с точки зрения данного этноса признаков других этнических общностей, что осуществляется в форме построения образа чужой этнической группы (В.П. Левкович).
Слайд 10Стереотипы этнического поведения и восприятия
Структура этнического стереотипа поведения — это
строго определенная норма отношений: а) между коллективом и индивидом; b) индивидов между
собой; с) внутриэтнических групп между собой; d) между этносом и внутриэтническими группами. Эти нормы, в каждом случае своеобразные, изменяясь то быстро, то очень медленно, негласно существуют во всех областях жизни и быта, воспринимаясь в каждом этносе и в каждую отдельную эпоху как единственно возможный способ общежития, поэтому для членов этноса они отнюдь не тягостны. Соприкасаясь же с другой нормой поведения в другом этносе, каждый член данного этноса удивляется, теряется и пытается рассказать своим соплеменникам о чудачестве другого народа. Собственно говоря, такие рассказы и составляют этнографию, науку столь же древнюю, как и межэтнические связи. Разница между ее первичным состоянием и научным обобщением лишь в широте охвата и систематизации сведений, да еще в том, что этнографа не шокируют обычаи и обряды иного этноса.
Слайд 11Следует отметить, что отличительные признаки другого этноса всегда осознаются сквозь
призму собственной культуры. Поэтому этнические стереотипы всегда субъективны и относительны.
Национальная культура этноцентрична, и гетеростереотипы (представления о «чужих») в значительной степени отражают автостереотипы (представления о своем народе), выдавая собственные затаенные комплексы.
Сила этнического стереотипа поведения огромна потому, что члены этноса воспринимают его как единственно достойный, а все прочие — как «дикость». Именно поэтому европейские колонизаторы называли индейцев, африканцев, монголов и даже русских дикарями, хотя те с таким же правом могли сказать это об англичанах. Китайское же высокомерие было еще более безапелляционным.
Стереотипы этнического поведения и восприятия
Слайд 12Национальные стереотипы и предрассудки
Национальные стереотипы восприятия — это устойчивые образы,
сложившиеся у представителей тех или иных этических общностей и проявляющиеся
во взаимосвязи когнитивных и эмоционально-оценочных компонентов.
«При восприятии людей других культур и рас существуют определенные ключи, посредством которых человек свободно воспринимает представителей своего круга, но ключи далеко не всегда срабатывают, когда воспринимаются представители несхожих культур» - российский психолог В.С. Агеев.
В таких случаях человеку не остается ничего другого, как воспринимать представителей другого этноса в своей организации по определенным упрощенным схемам. Этим объясняется живучесть стереотипов восприятия, в которых отражается не только отсутствие толерантности, но и определенная предубежденность. Процесс национальной стереотипизации выполняет объективно необходимую функцию, позволяя быстро, просто и во многих случаях достаточно надежно дифференцировать и упрощать как социальное окружение индивида — члена многонационального коллектива, так и полиэтнический объект управленческого воздействия.
Слайд 13Национальные стереотипы и предрассудки
Руководителям полиэтнических коллективов необходимо из всего поля
а стереотипов вычленять, так называемые, —национальные предрассудки, - неадекватные и
существенно искажающие действительность установки и стереотипы, и развенчивать их.
При негативных тенденциях межэтнических взаимодействий руководителю многонационального коллектива необходимо планировать большее количество мероприятий, где представители этногрупп могут увеличивать личный опыт контактов, так как непосредственное взаимодействие снижает уровень стереотипичности оценок и суждений, в том числе и национальных предрассудков.
При управлении многонациональным коллективом важно усиливать или опираться на положительные национальные установки и стереотипы поведения и восприятия. Необходимо учитывать, что огромное влияние на формирование и изменение стереотипов оказывают аффекты и эмоции.
Слайд 14Национальные стереотипы и предрассудки
Позитивный аффект может убрать национальные предрассудки, а
драматические или крайне яркие события могут повлиять на негативную стереотипизацию.
Чье-либо представление об аккуратности и пунктуальности, свойственных немцам, может быть пересмотрено, если человек сталкивается с немцем, который опаздывает на встречи и теряет билет на самолет. Это сильно противоречит сложившемуся этническому стереотипу, вызывает аффект и резкое изменение стереотипа.
Также при принятии управленческих решений руководитель многонационального коллектива должен осознавать свои собственные национальные гетеростереотипы и автостереотипы, расставаться с национальными предрассудками и расширять информацию о положительных для достижения целей организации национально-психологических особенностях представителей разных народов нашей страны и зарубежных стран. Менеджер должен выработать у себя такие этнические уста- новки, которые позволят ему адекватно реагировать на те, или иные явления национальной жизни и межэтнических отношений и в соответствии с этим восприятием действовать оптимальным образом в конкретных ситуациях.