Слайд 1Менеджмент
Профессор, д.т.н. О.В. Колосова
Слайд 3Стратегия организации
Лекция 9, 10, 11, 12
Слайд 4Определения
Стратег – руководитель, облеченный широкими полномочиями.
Стратегическая ориентация – это ориентация
на будущее в сочетании с поэтапным процессом реализации.
Слайд 5Ключевые вопросы:
Какую пользу принесет для предприятия?
Оправдаются ли затраты?
Нет ли предпочтительных
альтернатив?
Обеспечивается ли решение сегодняшних проблем?
Слайд 6Многогранность термина
Стратегия – исследование будущего, анализ сценариев
Стратегия –
идея, дающая преимущество в конкурентной борьбе
Стратегия – система способов
управленческой деятельности
Слайд 7Многогранность термина
Стратегия – совокупность ориентиров для деятельности предприятия
Стратегия
– формирование квалификации и способностей работающих
Стратегия – рамки для
инноваций, конкретные действия предприятия по проведению инновационного процесса
Слайд 8Что такое стратегия?
Стратегия есть определение основных долгосрочных целей и задач
организации, принятие курса действий и размещение ресурсов, необходимых для выполнения
этих целей
Чандлер, 1962 г.
Слайд 9Зачем компании стратегия?
Ориентация компании на достижение стратегических целей:
Четкое определение видения
Концентрация
ресурсов
Сбалансированность управления
Слайд 10Стратегия: план или паттерн?
План
Создается заранее, до начала действий
Разрабатывается сознательно и
с определенной целью
КОНТРОЛЬ
(Ансофф, Портер и т.д.)
Паттерн
Выстраивается по ходу развития событий
Предварительное
обдумывание отсутствует
ОБУЧЕНИЕ
(Минцберг, Куин,
Сенге, Арджирис)
Слайд 11Генри Минцберг
Генри Минцберг (англ. Henry Mintzberg, 2 сентября 1939) — профессор
менеджмента МакГилльского университета в Монреале. Он закончил Слоанскую Школу Менеджмента
в Массачусетском технологическом институте. Работал на различных консультационных должностях, в том числе в качестве профессора в Прованском университете во Франции. Автор программы International Masters Programme in Practising Management
Слайд 13«Пять П» стратегии
Г. Минцберга
План (plan)
Прием как тактический ход (ploy)
Поведенческая
модель (pattern of behaviour)
Позиция по отношению к другим (position in
respect to others)
Перспектива (perspective)
Слайд 15ПЛАНИРОВАНИЕ – это процесс определения целей организации и средств их
достижения
Слайд 16Определение
Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством,
которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы
помочь организации достичь своих целей.
Слайд 17Цели и планы
Стратегические цели – общие утверждения, описывающие состояние организации
в будущем.
Стратегические планы определяют действия, которые компания намеревается предпринять для
достижения стратегических целей (до 5 лет).
Слайд 18Цели и планы
(продолжение)
Операционные (оперативные) цели – конкретные результаты, которых должны
достичь отделы, рабочие группы и индивидуальные работники.
Операционные (оперативные) планы разрабатываются
на низших уровнях организации, указывают последовательность действий по достижению операционных целей и обеспечивают выполнение тактических планов.
Слайд 19Сущность стратегии
Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для
того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.
Слайд 20Процесс стратегического планирования
Слайд 22Миссия
Основная общая цель организации - четко выраженная причин ее существования
- обозначается как ее миссия.
Цели вырабатываются для осуществления этой
миссии.
Слайд 23Миссия – это общая цель фирмы, объединяющая все аспекты ее
деятельности и декларирующая то, чему фирма хочет себя посвятить
Слайд 24Заявление о миссии должно:
отличать организацию от других организаций;
описывать задачу, которую
организация хочет выполнить (не обязательно ту, которую она выполняет сейчас);
быть
простым.
Слайд 25Формулировка миссии организации
Задача фирмы с точки зрения ее основных
услуг или изделий, ее основных рынков и основных технологий. Проще
говоря, какой предпринимательской деятельностью занимается фирма?
Внешняя среда по отношению к фирме, которая определяет рабочие принципы фирмы.
Культура организации. Какого типа рабочий климат существует внутри фирмы? Какого типа людей привлекает этот климат?
Слайд 26Миссия организации обычно отвечает на следующие вопросы:
Кто наш клиент?
Какие товары
или услуги мы ему предлагаем?
Кто такие мы как продавцы товаров
или услуг?
Каковы наши ценности?
Что делает нас уникальными и отличными от других?
Слайд 27Цели в отличие от миссии, выражают отдельные конкретные направления деятельности
организации.
Слайд 28Ценностные ориентации
Теоретические
Экономические
Политические
Социальные
Эстетические
Религиозные
Слайд 29Важность определения целей связана с тем, что они:
являются фундаментом для
процесса менеджмента в целом;
определяют способы повышения эффективности организации;
лежат в основе
принятия любого делового решения;
служат руководством для формирования конкретных плановых показателей.
Слайд 30Критерии формулировки цели
(SMART-анализ)
Specific
Measurable
Area bounded (Accordant,
Agreeable)
Realistic
Time bounded
Конкретность
Измеримость
Привязанность к территории
(согласованность)
Достижимость (реалистичность)
Определенность во времени
Слайд 3110 целей организации (по Антони Райа, 1974)
1. Прибыльность может
выражаться в различных показателях, таких, как объем прибыли, доход на
инвестированный капитал, размер выплаты дивидендов на акцию, отношение прибыли к объему продаж, и в ряде других.
Слайд 3210 целей организации (по Антони Райа, 1974)
2. Рынки также
могут быть описаны различными способами, в том числе такими понятиями,
как «доля рынка», «объем продаж [реализации] в денежном или натуральном выражении», "рыночная (отраслевая) ниша".
Слайд 3310 целей организации (по Антони Райа, 1974)
3. Производительность (эффективность)
может быть выражена отношением входа к выходу (например, "увеличить количество
единиц продукции до х на одного рабочего за 8-часовой рабочий день"). Эти цели можно также выразить в виде издержек на единицу продукции.
Слайд 3410 целей организации (по Антони Райа, 1974)
4. Продукция, кроме
показателей объема продаж или прибыльности по отношению к изделию или
ассортименту изделий, может быть отображена, например, в таких целях, как "ввести таков-то изделие в наш ассортимент товаров средней стоимости в течение двух лет" или "снять с производства резиновые изделия к концу следующего года".
Слайд 3510 целей организации (по Антони Райа, 1974)
5. Финансовые ресурсы.
Цели в отношении них могут быть выражены различными способами в
зависимости от компании, например, структурой капитала, новыми выпусками обычных акций, движением денежной наличности, оборотным капиталом, выплатой дивидендов и периодом инкассации.
Слайд 3610 целей организации (по Антони Райа, 1974)
6. Производственные мощности,
здания и сооружения можно описать с помощью таких показателей, как
квадратные футы, постоянные затраты, единицы продукции, и многих других измеряемых величин.
Слайд 3710 целей организации (по Антони Райа, 1974)
7. Исследования и
внедрение новшеств могут быть выражены в долларах, так же как
и в других показателях, например "разработать двигатель в диапазоне цен [указать] с коэффициентом выбросов менее 10% в течение двух лет при издержках, не превышающих 150 тыс. долл."
Слайд 3810 целей организации (по Антони Райа, 1974)
8. Организация -
изменения в структуре или деятельности - может выражаться любым количеством
целей, таких, как "разработать и внедрить матричную организационную структуру в течение двух лет" или "создать региональное бюро на юге страны к концу следующего года"
Слайд 3910 целей организации (по Антони Райа, 1974)
9. Человеческие ресурсы
могут быть количественно выражены в виде показателей невыходов на работу,
опоздании, количества жалоб, часов профессионального обучения
Слайд 4010 целей организации (по Антони Райа, 1974)
10. Социальная ответственность
может быть выражена целями в форме видов деятельности, стажа работы
и финансовых взносов. Примером может служить цель "принять на работу 120 длительно безработных в течение следующих двух лет".
Слайд 41SWOT-АНАЛИЗ
– это инструмент диагностики, применяемый для исследования сильных и
слабых сторон организации, а также оценки окружения с точки зрения
неиспользованных возможностей и потенциальных угроз или опасностей
(Strengths - силы; Weaknesses - слабости; Opportunities - возможности; Threats - угрозы)
Слайд 43Матрица первичного стратегического SWOT – анализа
Слайд 44
Возможности – это особенности внешней среды, которые, возможно, будут способствовать
достижению организацией стратегических целей
Слайд 45Угрозы – это факторы внешней среды, которые могут препятствовать достижению
стратегических целей
Слайд 46Сильные стороны – это позитивные внутренние характеристики организации, которые могут
быть использованы для достижения стратегических целей
(наличие офиса, оборудования, источников
финансирования и т.д.)
Слайд 47Слабые стороны – это внутренние характеристики фирмы, негативно воздействующие или
ограничивающие ее деятельность
(отсутствие ресурсов, несогласованность действий и т.п.)
Слайд 48Стратегические альтернативы
Ограниченный рост
Рост
Сокращение
Сочетание
Слайд 49Бостонская матрица
Путем элементарного анализа вырабатываются портфельные стратегии компании - "дойные
коровы" служат источником средств и существуют при минимальных вложениях, "звезды"
должны накачиваться ресурсами для удержания лидирующего положения, "дикие кошки" - следующий по важности, но более рисковый объект для инвестиций в целях максимального расширения зоны присутствия компании на рынке (если конкуренты позволят), "собаки" же безжалостно изгоняются из бизнеса - ни денег, ни сколько-нибудь существенной доли на рынке они не дают, а являются лишь источником постоянно возрастающих затрат.
Слайд 51Матрица БКГ
(Boston Consulting Group)
?
?
?
Звезды
Вопросы
Дойные коровы
Собаки
Доля рынка
Прирост рынка
высокая
низкая
низкий
высокий
Слайд 52
Матрица БКГ
«Звезды» – лидеры на быстро развивающемся рынке, требующие больших
вложений;
«Дойные коровы» – ведущие направления деятельности фирмы, которые приносят наличные
деньги;
«Вопросы» – направления деятельности, имеющие низкую долю на рынке, требующие для поддержания постоянных вложений;
«Изгоняемые собаки» – направления, дающие мало прибыли, и не приносящие особых убытков, но имеющие малую долю на рынке, и низкий спрос.
Слайд 54Матрица GE
Привлекательность рынка - конкурентные позиции - стратегии
Слайд 55Портфельный анализ
(англ. portfolio analysis) - оценка состояния совокупности активов, служащих
инструментом сохранения капитала инвестора и получения им дохода. Цель П.а.
-создание диверсифицированного портфеля продуктов (услуг) с наивысшим уровнем ожидания доходности и удовлетворительным уровнем риска. П.а. способствует повышению конкурентоспособности фирмы. Диверсификация приводит к снижению общего риска портфеля вследствие существ, уменьшения собственного риска и усреднения рыночного риска, т.к. стандартное отклонение (мера риска) всего портфеля продуктов при этом оказывается меньше стандартных отклонений каждого продукта, входящих в портфель. Для менеджера формирование, анализ и управление портфелем продуктов - свидетельство расширения сферы влияния и упрочения позиций фирмы на рынке, проявление профессионализма в решении проблемы оптимального использования средств инвестора путем вложения капитала в проекты с наилучшими инвестиционными показателями и обеспечения дополнительного источника высокого дохода с наименьшим риском.
Слайд 56АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОВ
Анализ будущих целей конкурентов
Оценка текущей стратегии конкурентов
Обзор
предпосылок в отношении конкурентов и отрасли, в которой функционируют данные
компании
Углубленное изучение сильных и слабых сторон конкурентов
Слайд 57ПЭСТ-анализ – метод исследования событий, происходящих в макросреде организации (Политические,
Экономические, Социокультурные, Технологические факторы)
Слайд 60Реализация стратегии в организации
Тактика – это план, разработанный менеджерами среднего
звена, который определяет конкретные действия подразделений, направленные на достижение стратегических
целей
Слайд 61Тактика
Краткосрочные стратегии называются тактикой. Основные характеристики тактики:
Тактику разрабатывают в развитие
стратегии.
В то время как стратегия почти всегда разрабатывается на высших
уровнях руководства, тактика часто вырабатывается на уровне руководства среднего звена.
Тактика рассчитана на более короткий отрезок времени, чем стратегия.
В то время как результаты стратегии не могут быть полностью обнаружены в течение нескольких лет, тактические результаты, как правило, проявляются очень быстро и легко соотносятся с конкретными действиями.
Слайд 62Политика
Политика представляет собой общее руководство для действий и принятия решений,
которое облегчает достижение целей.
Слайд 63Политика
Общее руководство действиями
Основывается на общих целях / стратегическом плане организации
Определяет
рамки для принятия решений
Примеры: политика отказа от курения на рабочем
месте; политика в отношении сексуальных домогательств
Слайд 64Процедуры и правила
Процедура описывает действия, которые следует предпринять в конкретной
ситуации, имеющей тенденцию к повторению.
Правило точно определяет, что должно быть
сделано в специфической единичной ситуации, это гарантия выполнения конкретных действий конкретными способами в специфической единичной ситуации.
Слайд 65Процедуры
Иногда называются стандартными операционными процедурами
Детально описывают последовательность шагов, направленных на
достижение определенного результата
Примеры: процедура возврата денег, процедура рассмотрения жалоб работников
Слайд 66Правила
Относятся к одной области деятельности
Описывают надлежащее выполнение тех или иных
действий
Могут применяться в зависимости от условий
Пример: запрет на курение в
местах хранения легковозгараемых материалов
Слайд 67Как правила и процедуры способствуют достижению целей
Указывают работникам направление действий,
которое по опыту с высокой степенью вероятности должно быть успешным
и способствовать достижению целей.
Повышают эффективность путем исключения ненужных повторов процесса, приводящего к удовлетворительному решению
Дают возможность руководителям точно предвидеть, что будут делать подчиненные в конкретной ситуации
Позволяют проводить точные сравнения с прошлыми результатами или результатами других групп.
Слайд 68Бюджеты
Бюджет представляет собой метод распределения ресурсов, охарактеризованных в количественной форме,
для достижения целей, также представленных количественно.
Слайд 69Управление по целям
Основные этапы:
Выработка четких кратких формулировок целей.
Разработка реалистичных планов
их достижения.
Систематический контроль, измерение и оценка работы и результатов.
Корректирующие меры
для достижения запланированных результатов.
Слайд 70Модель Портера
(модель конкурентоспособности)
ФИРМА
ПОСТАВЩИКИ
ПОКУПАТЕЛИ
ТОВАРЫ СУБСТИТУТЫ
НОВИЧКИ РЫНКА
КОНКУРЕНТЫ
Слайд 72Стратегии достижения конкурентоспособности
Ценовое лидерство (лидерство по издержкам)
Дифференциация
Фокусирование
Преимущество первопроходца (пионерская стратегия)
Слайд 73Цепочка ценностей Портера
Внутренняя логистика
Внешняя логистика
Операционная деятельность
Маркетинг и продажи
Сервис
Материально-техническое снабжение
Управление человеческими
ресурсами
Развитие технологии
Вспомогательные виды деятельности:
Основные виды деятельности:
Слайд 74Метод PERT
Позволяет определить ожидаемую продолжительность (ОП) работ проекта
на основе трех вероятностных оценок времени:
Оптимистическая оценка (ОО);
Пессимистическая оценка (ПО);
Наиболее
вероятная оценка (НВО).
Слайд 75Метод оценки и пересмотра планов (ПЕРТ, PERT)
PERT — это
способ анализа задач, необходимых для выполнения проекта. В особенности, анализа
времени, которое требуется для выполнения каждой отдельной задачи, а также определение минимального необходимого времени для выполнения всего проекта.
Слайд 76Метод графической оценки и анализа (GERT)
Метод графической оценки и
анализа — альтернативный вероятностный метод сетевого планирования, применяется в случаях
организации работ, когда последующие задачи могут начинаться после завершения только некоторого числа из предшествующих задач, причём не все задачи, представленные на сетевой модели, должны быть выполнены для завершения проекта.
Слайд 77На следующей лекции
Введение в теорию лидерства
Делегирование полномочий
Слайд 78?
ВАШИ ВОПРОСЫ,
УВАЖАЕМЫЕ СЛУШАТЕЛИ