Слайд 1Менеджмент и его функции
Нимерницкая И. А.
Москва
2020
©
Слайд 2Основные понятия
Менеджмент
Менеджер
Функции менеджмента
Планирование
Мотивация
Контроль
Иерархия управления
Слайд 3Понятие «менеджмент»
Это слово не переводится на русский язык дословно.
Термин «менеджмент»
по своей сути является аналогом терминов «руководство», «администрирование», «управление».
Слайд 4Управление
Управление – это труд людей, направленный на организацию и координацию
деятельности трудовых коллективов и отдельных работников в процессе производства продукции,
оказания услуг.
Слайд 5Необходимость в управлении появляется тогда, когда лица, непосредственно выполняющие работу
не в состоянии самостоятельно координировать свои действия.
Такими причинами могут
быть слишком сложная конечная цель, невозможность для работников самостоятельно контролировать и оценивать действия друг друга и т.д.
Предпосылки возникновения управления
Слайд 6Политическая. Необходимость установления и поддержания порядка в группах;
Экономическая. Необходимость в
изыскании, производстве и распределении ресурсов;
Оборонительная. Защита от врагов и диких
зверей
Области, где управление необходимо
Слайд 7Возникновение управления относят к пятому тысячелетию до нашей эры и
выделяют в истории его развития пять периодов, начало которых связано
с пятью управленческими революциями, так и обозначенными – с первой по пятую управленческую революцию.
Развитие управления
Слайд 8Религиозно-коммерческая
Возникновение письменности в Древнем Шумере оказало большое влияние на
развитие древнего общества и привело к образованию особой касты жрецов-коммерсантов.
Они осуществляли торговые операции, вели деловую переписку и коммерческие расчеты. Религиозный характер носило управление и в Древнем Египте. Построенные в 3000—2000 гг. до н. э. египетские пирамиды свидетельствуют о высоком уровне развития науки, культуры и управленческого искусства.
Первая управленческая революция
Слайд 9светско-административная
1792—1750 гг. до н. э.
Власть от жрецов переходит к
светским правителям.
Связана с деятельностью правителя Вавилона — царя Хаммурапи,
издавшего свод законов, регламентирующих порядок управления государством.
Вторая управленческая революция
Слайд 10производственно-строительная
605—562 гг. до н. э. Время правления древнего царя Навуходоносора.
Мощное
развитие технологий производства и строительства.
Интеграция методов государственного управления с контролем
и регулированием деятельности в сфере производства и строительства.
Третья управленческая революция
Слайд 11Зарождение капитализма и началом индустриального прогресса европейской цивилизации (XVII—XVIII вв.).
Ее сущность заключается в отделении управленцев от собственности на средства
производства и зарождении такого явления, как профессиональное управление.
Четвертая управленческая революция
Слайд 12Бюрократическая
формирование крупных иерархических структур, разделение труда, организационное регламентирование и т.
п. Развитие техники и новые технологии, рост масштабов производства резко
усложнили управление, выделили его в особую сферу деятельности, требующую специальных знаний.
Возникла наука управления — менеджмент.
Пятая управленческая революция
Слайд 13Отличие менеджмента от управления
Менеджмент представляет вид управления, полностью отвечающий потребностям
рыночной экономики.
Слайд 14Менеджмент
Совокупность методов, средств и форм управления современным производством с целью
повышения его эффективности, увеличения прибыли
Слайд 15Возникновение менеджмента
Как наука менеджмент возникает в эпоху перехода к крупному
машинному производству (конец Х!Х- начало ХХ в.), когда собственниками осознается
необходимость качественного управления для роста производительности труда
Слайд 16Необходимость менеджмента
Свойственные рынку риск и неопределенность ситуации требуют от менеджеров
самостоятельности и ответственности за принимаемые решения, способствуют поиску оптимальных организационных
и научно-технических решений относительно нововведений
Слайд 17Менеджер как наемный работник
Исторически менеджерами были хозяева (собственники) предприятий.
С
развитием рынка знаний и возможностей хозяина для продуктивной работы фирмы.
становилось недостаточно.
Возникла необходимость в найме специалистов-управленцев.
Слайд 18Основоположники менеджмента как науки
Основателем менеджмента стал американец Фредерик Уинслоу Тейлор
(1856—1915)
Свои взгляды Тейлор изложил в книгах:
«Управление предприятием» (1903 г.)
«Принципы
научного управления» (1911 г.)
Слайд 19«Отец» менеджмента
Анри Файоль (фр. Henri Fayol, 1841 — 1925) — французский
горный инженер, теоретик и практик менеджмента, основатель административной (классической) школы
управления
Соединил идеи функциональной администрации Тейлора и старый
принцип единоначалия, получив
новую школу управления
Слайд 20Менеджмент в России
Первый взрыв интереса к управлению был отмечен в
1911 г, после книг Файоля
В России как наука менеджмент оформился
в 30-40ые гг. XX века. В 30-е гг. была проделана большая научная и практическая работа по созданию науки об организации производства, труда и управления
Новый виток развития менеджмента на научной основе начался с 90-х годов
Слайд 21Менеджер
Менеджер – это человек, профессионально занимающийся управленческой деятельностью, наделённый
полномочиями принимать управленческие решения и осуществлять их выполнение
Цель работы менеджера
- обеспечение стабильной конкурентоспособности фирмы
Слайд 22Отличие менеджера от других руководителей
Человек, занимающий постоянную должность и наделенный
полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы,
функционирующей в рыночных условиях.
Слайд 23Применение термина «менеджер»
к организатору конкретных видов работ в рамках отдельных
подразделений или программно-целевых групп;
к руководителю предприятия в целом или его
подразделений (управлений, отделений, отделов);
к администратору любого уровня управления, организующего работу в соответствии с современными методами.
Слайд 24Ведущая деятельность менеджера
Основная деятельность менеджера – принятие решений.
Принимаемые менеджером решения
являются обоснованными и вырабатываются на базе использования новейших методов управления:
многовариантных расчетов с помощью компьютерной техники.
Слайд 25Повышение производительности труда менеджера
Эта проблема решается на основе разделения труда
менеджеров, т.е. специализация управленческих работников на выполнении определенных видов деятельности,
разграничений полномочий прав и сфер ответственности.
Слайд 26Виды менеджмента
Поэтому различают
Оперативный менеджмент
Организационный менеджмент
Стратегический менеджмент
Тактический менеджмент
Антикризисный менеджмент
Финансовый менеджмент
Менеджмент
персонала
И так далее…
Слайд 27Менеджмент и рыночная экономика
Рыночная экономика вызывает потребность в управляющих, которые
относятся к делу творчески, хорошо информированы, умеют наилучшим образом использовать
ресурсы и обеспечивать эффективность функционирования фирмы.
Слайд 28Основные функции менеджмента
Управление (менеджмент) - это процесс планирования, организации, мотивации
и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей
организации.
Слайд 29Планирование
Формирование цели управления, выбор путей и методов достижения этой цели
Слайд 30Организация
Создание оптимальной структуры управления, направленное на достижение цели организации
Слайд 31Мотивация
Совокупность методов, стимулирующих работников к наиболее эффективной работе
Слайд 32Контроль
Система регулирования деятельности работников по выполнению работы определенного количества и
качества
Слайд 33Уровни менеджмента
Различают высший, средний и низовой уровни управления.
Слайд 34Низовой менеджмент
(down management).
Операционные управляющие . «Сержанты» бизнеса.
Находятся непосредственно над рабочими
и другими работниками (не управляющими). Младшие начальники (или супервайзеры) в
основном осуществляют контроль за выполнением производственных заданий.
Слайд 35Среднее звено управления (middle management)
Возглавляют крупное подразделение или отдел в
организации
Заведующий отделом (в бизнесе), декан (в колледже), управляющий сбытом по
региону.
Армейские офицеры от лейтенанта до полковника, священники в сане епископов.
Слайд 36Высший менеджмент
(top management)
Председатель Совета, президент, вице-президент корпорации и казначей
корпорации. В армии – генерал, в среде государственных деятелей — министр,
в университете - ректор.
Отвечают за принятие стратегически важнейших решений для организации в целом. Гораздо малочисленнее других.
Слайд 37Менеджер управляет людьми
Поэтому крайне важно следующее:
Знание в совершенстве своих прямых
подчиненных, их способностей и возможностей
Знание условий, связывающих предприятие и
работников
Устранение (увольнение) неспособных к данной работе.
Слайд 38Национальный менеджмент
Наилучшие стратегии менеджмента в сейчас сочетаются с культурными традициями
и особенностями страны, поскольку философия менеджмента неотделима от них.
У
каждой нации есть собственные ценности и стандарты, связанные с традициями, которые играют важную роль в менеджменте.
Слайд 39В мировой практике ведения бизнеса выделяют две модели управления компанией:
восточную и западную.
Каждая из них имеет характерные особенности, определенные
достоинства и недостатки.
Ведущие модели управления
Слайд 41Американский менеджмент
Первый менеджмент в нашем понимании.
Сформировался на рубеже 19-20 веков,
когда происходило разделение исполнительского и управленческого труда при создании крупных
иерархических структур.
Слайд 42Основные черты американского менеджмента
Деловая активность, высокая предприимчивость и умение вести
дело.
Все подсчитывать. «Не умеешь считать, значит, не умеешь управлять».
Единство слова
и дела у всех его представителей. Контракт и подписанные обязательства для американских управленцев – это святое.
Слайд 43Китайский менеджмент
Изменчивость и гибкость: учитывать обстановку, изменения законодательных актов для
принятия решения с учетом условий задачи.
Человек — основа. Развитие
потенциала человека, взаимодействие работников в группе, рациональный подход к решению вопросов.
Слайд 44Японский менеджмент
Японская модель менеджмента основывается на философии «Мы все одна
семья», самая важная задача японских менеджеров — установить нормальные отношения
с работниками.
Японцы называют организацию «ути», что означает «дом, семья», и убеждены, что можно изменить мировоззрение, разводиться, менять фамилию и имя — невозможно лишь изменить фирме.
Слайд 45Российский менеджмент
Запоздалое развитие
Дух предприимчивости (хороший антикризисный подход)
Технократический подход (внимание технике
и технологии, а не людям)
Высокий интеллектуальный потенциал
Слайд 47Принятие решений
-Сэр, в чем секрет вашего успеха?- спросил репортер успешного
бизнесмена.
- Всего два слова!
- И какие же, сэр?
- Правильные решения.
-
И как же вы принимаете правильные решения?
- Одно слово.
- И что это за слово?
- Опыт!
- А как вы получаете этот самый опыт?
- Два слова.
- И какие же?
- Неправильные решения...
Слайд 52Использованная литература
Экономика. Основы экономической теории. Под ред. Д.эк.н., профессора Иванова
С.И . Изд. 19-е. М., Вита, 2013.
http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/osnovnye-faktory-proizvodstva.html
http://lib.vvsu.ru/books/Bakalavr02/page0085.asp
http://www.portal-u.ru/osnovyglava2/usloviyamanagement