Слайд 1Место и роль предмета «Русский язык» в становлении
«новой грамотности»
Слайд 2Приемы ориентировки
в мире информации
На этапе принятия учебной задачи
– это умение осознать, вычленить, сформулировать информационный запрос, умение выбрать
источник информации и оценить адекватность источника информации сформулированному запросу.
Слайд 3Приемы ориентировки
в мире информации
На этапе поиска информации – умение
эффективно работать с любыми доступными источниками: последовательно и правильно вести
наблюдение, получать искомую информацию в познавательном общении со взрослыми и сверстниками, работать с текстовой информацией (в книге, компьютере), сужая при этом круг поиска рациональными приемами деятельности.
Слайд 4Приемы ориентировки
в мире информации
На этапе обработки информации – умение
отделять главное от второстепенного, структурировать и изменять объем информации в
соответствии с учебной задачей (без изменения или с изменением системы кодирования последней).
Слайд 5Приемы ориентировки
в мире информации
На этапе хранения информации – осознанное
и эффективное использование учеником особенностей своей памяти при выборе способа
кодирования информации, предназначенной для кратковременного или длительного хранения.
Слайд 6«Новая грамотность» - сочетание осваиваемых детьми лингвистических, логико-вычислительных и коммуникативных
навыков, умения работать с определенными материалами, орудиями умственного и физического
труда, способности выполнять операции и процедуры. Эти умения, навыки, способности служат ключом, который открывает двери всех последующих этапов и сфер обучения.
Слайд 7Операционный компонент информационной культуры
Направления совершенствования способов работы с информацией (информационный
поиск, предметно-аналитическая деятельность, перекодировка, хранение информации);
Основные источники информации (наблюдение,
общение, слово как символ понятия, книжный текст, компьютер).
Слайд 8Направления, уровни и критерии оценки
сформированности операционного
компонента информационной культуры
младших школьников
Низкий уровень
Слайд 9Направления, уровни и критерии оценки
сформированности операционного
компонента информационной культуры
младших школьников
Стартовый уровень
Слайд 10Направления, уровни и критерии оценки
сформированности операционного
компонента информационной культуры
младших школьников
Базовый уровень
Слайд 11Направления, уровни и критерии оценки
сформированности операционного
компонента информационной культуры
младших школьников
Опережающий уровень
Слайд 12Функциональная грамотность -
способность человека вступать в отношения с внешней средой
и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Ф.Г. есть
атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Слайд 13Перечень параметров функциональной грамотности
языковая грамотность;
компьютерная и информационная грамотность;
правовая грамотность;
гражданская грамотность;
финансовая грамотность;
экологическая грамотность;
профессиональные и
специальные аспекты функциональной грамотности (менеджмент, PR, бизнес-планирование, новые технологии и т.д.)
деятельностная грамотность
Слайд 14Деятельностная грамотность -
способность ставить и изменять цели и задачи
собственной деятельности, осуществлять коммуникацию, реализовывать простейшие акты деятельности в ситуации
неопределенности.
Слайд 15Коммуникативная компетенция -
овладение всеми видами речевой деятельности и основами
культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка
в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся.
Слайд 18Практические задачи
(Стандарт второго поколения)
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения
выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями
общения;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Слайд 23Обучение грамоте
Фонетика
Графика
Слово и предложение
Орфография
Развитие речи
Слайд 34Развитие речи
Осознание ситуации общения: где, с кем и с
какой целью происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. Диалог
(спор, беседа). Выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Слайд 35Развитие речи
Практическое овладение устными монологическими высказываниями: словесный отчет о выполненной
работе; связные высказывания на определенную тему с использованием разных типов
речи (описание, повествование, рассуждение).
Слайд 36Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Выражение
и развитие законченной мысли в тексте.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей
текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Развитие речи
Слайд 37Развитие речи
Знакомство с жанрами письма и поздравительной открытки.
Создание собственных текстов
и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности
письменной речи (с опорой на материал раздела «Лексика»): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов.
Знакомство с основными видами сочинений и изложений (без заучивания учащимися определений): изложения подробные и сжатые, полные, выборочные и изложения с элементами сочинения; сочинения"повествования, сочинения"описания, сочинения-рассуждения.
Слайд 38Требования к результатам начального общего образования задают интегральные критерии оценки
предметных, метапредметных и личностных результатов на этой ступени обучения.
Требования
к результатам не дифференцируются по отдельным учебным предметам
Слайд 42Планируемые результаты освоения программ
начального образования -
система операционализированных личностно-ориентированных
целей образования, показателей их достижения и критериев оценивания, выстроенных в
логике традиционной структуры школьных предметов (математики, русского языка, чтения, окружающего мира).
Слайд 43Образцы заданий для оценки планируемых результатов
освоения программы начального образования
Задание
2. Подчеркни предложения, написанные на русском языке.
1) Люблю грозу в
начале мая, когда весенний, первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом.
2) История на Русия от началото на ХІХ век до втората революция. Вътрешна политика и обществени движения
3) Повернувшись у Европу з далеких заморських мандрiв, Васко да Гама захоплено розповiдав про дивовижнi плоди, якими частували його у схiдних портах Африки.
4) I have got an apple. It is red. I will eat it.
5) Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало, гусей крикливых караван тянулся к югу.
Слайд 442. культура чтения, навыки работы с текстом и информацией, включающие
разнообразные аспекты, детально описанные в пояснениях и рекомендациях по оцениванию
каждого из предлагаемых заданий (поиск и упорядочивание информации, вычленение ключевой информации; представление ее в разных форматах, связь информации, представленной в различных частях текста и в разных форматах, интерпретация информации и т.д.);
3. читательский отклик на прочитанное.
Слайд 45В ОБЛАСТИ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА
1. овладение ребенком основными системами понятий и
дифференцированных предметных учебных действий по всем изученным разделам курса (фонетика,
орфоэпия, графика, лексика, морфемика, морфология, синтаксис и пунктуация, орфография, культура речи)
целостность системы понятий (4 кл.);
фонетический разбор слова, звуко-буквенные связи;
разбор слова по составу (начиная с 3-го кл.);
разбор предложения по частям речи;
синтаксический разбор предложения;
Слайд 462. умение строить свободные высказывания:
словосочетания (умение озаглавить текст, начиная со
2-го класса);
предложения;
связный текст (начиная со 2-го класса), в том числе
– и математического характера (составление собственных вопросов к задаче (2-й кл.), собственной задачи (3-й кл., дополнительное задание и 4-й кл., основное задание), предполагающий отклик
на этическую ситуацию
на нравственную и социальную проблему
на экологические проблемы
задание проблемного характера, требующего элементов рассуждения;
Слайд 473. сформированность правописных навыков (в объеме изученного), техники оформления текста
(в ситуации списывания слова, предложения или текста и в ситуации
свободного высказывания);
4. объем словарного запаса и сформированность умений его самостоятельного пополнения и обогащения (последнее задание каждой работы);