Слайд 1Место правовых систем африканского континента на правовой карте мира
(основные подходы)
Тихомиров
Ю.А., Саидов А.Х. – «африканская правовая семья»
Егоров А.В. – группа
правовых систем в составе религиозно-общинной правовой семьи
Слайд 2Общая характеристика африканских правовых систем
Развитие правовых систем африканского континента происходило
неодинаково:
Правовые системы Северной Африки попали в зависимость от европейского и
мусульманского права не относятся к африканской группе систем, следующих традициям обычного права;
Правовые системы к югу от Сахары часть Мадагаскара не избежали христианизации и исламизации, НО! сохранили обычно-правовую основу правовые системы обычного права, традиционные правовые системы.
Слайд 3Обычное право и обычай
Обычай – норма, сила которой основана не
на предписании государственной власти, а на привычке к ней людей,
на основе неоднократного применения ее на практике => многообразные обычаи различных племен, населяющих Африку ≠ обычное право.
Обычное право – совокупность норм, которые не устанавливаются органами государственной власти, а вырабатываются в течение длительного времени в какой-либо общественной среде и становятся юридическими, получив закрепление теми или иными способами со стороны государства.
Слайд 4Характерные особенности африканского обычного права
1) совокупность юридических правил, основанных на
обычаях, НО! вне юридических текстов и конструкций, отраженных в письменной
форм, т.е. отсутствует материальное их закрепление;
исключение - инкорпоративные сборники обычно-правовых норм: колония Натал, 1875-1879 гг. («Кодекс туземного права Натала»); Мадагаскар, 1957г., восточноафриканская территория Таганьика, 1963 г. (сукума), Танзания, 1971 г. («Единый кодекс нормативных установлений» ) – в целом не удачные попытки систематизации;
Слайд 5Характерные особенности африканского обычного права
2) право групп и общин, а
не право индивидуумов => главный субъект права – община, племя,
клан, семья, этническая группа => недостаточно внимания субъективным правам, акцент на обязанностях в рамках социальной общины; вне общины традиционное право не существует;
Слайд 6Характерные особенности африканского обычного права
3) неразрывная связь правовых и моральных
норм либо правовых и религиозных норм;
Слайд 7Характерные особенности африканского обычного права
4) основанность на принципе добровольности исполнения;
5)
непрерывный и единообразный характер исполнения без каких-либо существенных отклонений.
Слайд 8Система источников
традиционного африканского права
Обычай (фомба) – занимает центральное место
в традиционном африканском праве; характера религиозно-правового источника (как в мусульманском
или индусском праве) НЕ имеет; сфера действия постоянно ограничивается, оставляя в области регулирования только частно-правовые отношения, которые в силу национальной специфики не поддаются регулированию каким-либо иным инородным правом.
Например, обычай во всех правовых системах африканского типа не является источником уголовного права и процесса; в сферу действия обычая попадают семейные, обязательственные и земельные правоотношения.
«Новые» для африканских правовых систем области общественных отношений (например, морское, торговое право, право юридических лиц и авторское право) регулируются европейским законодательным правом в силу несформированности обычаев.
Традиционные африканские нормы представлены, как правило, в виде обязанностей и табу (запретов); само понятие субъективного права, как правило, отсутствует.
Слайд 9Система источников
традиционного африканского права
Система религиозно-правовых источников - заимствована вследствие
внешнего влияния;
конкретный перечень - Коран, Шастры, библейские заповеди -
зависит от доминирования той или иной системы религиозного права в африканской правовой системе,
НО! религиозно-правовые источники применяются с существенными привнесенными «корректирующими элементами», сформированными под воздействием фомбы (африканского обычая); сам обычай выполняет толковательную функцию в отношении религиозной нормы.
Слайд 10Закон (писаное право)
в системе источников права
Роль закона в регулировании общественных
отношений не значительна (выполняет субсидиарно-регулятивную функцию), несмотря на возможное наличие
массива писаных законодательных источников.
Принимаемые законы нередко воспринимаются не как волевые государственные акты, а как определенные программные резолюции непосредственного регулирующего воздействия законодательные нормы не оказывают.
Писаное право воспринимается как временное и локальное; сфера действия – преимущественно публично-правовые отношения и новые социально-экономические явления, которые не известны обычному праву.
Норма права – правило поведения, вытекающее из обычая к исполнению принимаются те законодательные нормы, которые не дублируют или не противореча обычаю.
Слайд 11Идея справедливости в африканском праве
Идея справедливости отражает специфику африканского традиционного
юридического мышления.
Справедливое разрешение дела (спора) – такой результат, который, не
определяя прав и обязанностей спорящих, привел бы стороны к соглашению; цель согласия – обеспечение целостности общины, восстановление мира между ее членами.
В юридическом мышлении доминирует позиция отрицания всякого действия, навязываемого судебным решением или законодательной нормой.