Слайд 1Метод и приёмы устного обучения истории
Семенова Л.Н., к.и.н., доцент
Слайд 2Тест
В одном из современных учебников по методике обучения истории об
этом говорится: «…». Что это?
Это действие учителя или ученика, обеспечивающее
практическое решение конкретных задач процесса обучения на основе имеющихся умений образовательной деятельности.
Укажите метод обучения, который выполняет самое большое количество функций. Среди них:
передавать основной объём учебных сведений;
объяснять содержание информации;
задавать логику мыслительной деятельности по его восприятию;
вызывать сопереживание (эмпатию) с излагаемым материалом;
организовывать и направлять работу школьников;
вести диалог по обмену мнениями, суждениями;
контролировать (диагностировать) деятельность обучающихся.
4. Оно [ ] играет ведущую роль в процессе обучения истории. О нём говорят, что оно организует, направляет восприятие и осмысливание учебного материала. Ответ:
Слайд 3Тест (ответы)
Метод обучения.
Приём обучения.
Устный метод обучения.
4.
Понятие «метод обучения» является
одной из основополагающих категорий методики.
Слайд 4Устный метод – это способ передачи информации посредством звучащего слова,
предполагающий восприятие учебного содержания при помощи слуха.
Слайд 5Русское слово
То нежно звучит,
То сурово
Высокое русское слово.
Оно, как державная слава,
Сияло в устах Ярослава.
Его возносил, как молитву,
Суворов, стремившийся в битву,
И Пушкин, в волнении строгом,
Держал, как свечу перед Богом.
Храните и в счастье, и в горе,
На суше его, и на море.
Не будет наследства другого
Главнее, чем русское слово!
Н. Рачков
Слайд 6План
Роль устного слова в обучении истории, его функции.
Устный метод обучения
истории как способ передачи и изучения учебного содержания.
Классификация приёмов устного
обучения А.А. Вагина.
Традиционные и нетрадиционные приёмы повествования при изучении исторических фактов.
Традиционные и нетрадиционные приёмы описания исторических фактов.
Приёмы изложения теоретического учебного материала
4. Две группы приёмов устного метода:
1) повествовательные монологические (сообщение, рассказ, описание (все виды), объяснение, рассуждение, доказательство, характеристика и оценка исторических фактов);
2) диалогические (беседа, дискуссия).
5. Проблемное изложение.
Слайд 71. Роль устного слова в обучении истории, его функции
«Гражданская война
есть бедствие для той и другой враждующей стороны. Ибо для
победителей и побеждённых она одинаково гибельна».
Демокрит. Фрагмент 634.
Задание учащимся. На рубеже XX-XXI веков наша страна столкнулась с рядом вызовов, на которые надо было отвечать. Некоторые из них носят жестокий и бесчеловечный характер.
О каких из них вы слышали? С каким из этих вызовов связан этот предмет (пластиковая бутылка, наполненная водой)? Выскажите свои предположения.
Слайд 8Функции слова
повествовательно-описательная;
доказательная;
логическая;
воспитывающая.
Недостатки слова:
- имеет сплошной характер,
- необратимо,
- обладает принудительным для слушателя темпом.
Устное слово активизирует работу
мысли,
чувства, воображения учащихся.
Слайд 9
2. Устный метод обучения истории как способ передачи и изучения
учебного содержания
Устный метод – это способ передачи информации посредством
звучащего слова, предполагающий восприятие учебного содержания при помощи слуха.
Функции устного метода
передавать основной объём учебных сведений;
объяснять содержание информации;
задавать логику мыслительной деятельности по его восприятию;
вызывать сопереживание (эмпатию) с излагаемым материалом;
организовывать и направлять работу школьников;
вести диалог по обмену мнениями, суждениями;
контролировать (диагностировать) деятельность обучающихся.
Слайд 10
3.Классификация приёмов устного обучения
А.А. Вагин
Повествование и описание
- сжатое сообщение
или рассказ об исторических событиях
- рассказ, в котором последовательно излагаются
признаки или внешние особенности исторического явления (черты, детали, признаки, состояния)
Слайд 113.1.Повествование (сжатое сообщение, рассказ)
Слайд 13Нетрадиционные формы повествования
Персонификации – сюжетное повествование о действиях вымышленного человека
(придуманный сюжет о его судьбе, условиях жизни, поступках, диалогах)
Драматизации –
сюжетное повествование в виде диалога двух лиц, пытающихся разрешить конфликтную ситуацию
Слайд 143.2. Описание (рассказ, излагающий существенные черты, детали, признаки, состояния)
Описание –
это последовательное изложение признаков или особенностей исторического явления.
А.А. Вагин
В
описании есть объект, но нет сюжета.
картинное, аналитическое, портретное
- яркое, эмоционально окрашенное (образное) воссоздание внешнего облика объекта
- последовательное, научно достоверное воссоздание (реконструкция) внешних признаков изучаемых исторических объектов
- характеристика исторических личностей
Разновидность описания – образная характеристика.
Слайд 15Описание исторических личностей
Памятка
Опишите внешний облик исторического деятеля (черты лица, манеру
держаться, говорить, одеваться).
Охарактеризуйте признаки личности (ум, воля, отношение к окружающим).
Приведите
наиболее яркие и важные факты из жизни.
Сделайте вывод о вкладе личности в историю.
Слайд 16Описание исторических личностей (Л.Н. Алексашкина, конец 1990-х гг.)
Слайд 17Нетрадиционные приёмы описания, основанные на прямой речи и «эффекте присутствия»
Интервью.
Письмо
участника (-ов) событий.
Воображаемая экскурсия / заочное путешествие.
Ролевая игра.
Слайд 183.3. Приёмы устного изложения теоретического материала
Объяснение – изложение, раскрывающее
внутренние связи, сущность понятий, явлений, процессов.
понятия, суждения, умозаключения, оценки, выводы
2.
Рассуждение (рассуждающее изложение) - последовательное и обоснованное решение поставленной учителем проблемы.
причинно-следственные связи, существенные черты понятий
3. Доказательство – обоснование суждений при помощи логических доводов и научно установленных исторических фактов.
формулировка тезиса, аргументы и факты, выводы
4. Сравнительная характеристика направлена на выявление существенных признаков, выявление общего и особенного, единичного, формулирование вывода.
5. Обобщающая характеристика подводит итог изученному теоретическому материалу.
Слайд 19ПАМЯТКИ
1. «Как строить доказательство»
Уясни и сформулируй мысль, правильность которой
следует доказать.
Приведи и разъясни доводы, подтверждающие данную мысль.
Сделай вывод, завершающий
доказательство.
2. «Учись сравнивать» (по: Н.И. Запорожец)
Выдели в однородных явлениях сопоставимые существенные признаки.
Расположи признаки в определённой последовательности, желательно по степени важности (план сравнения).
Последовательно сравни объекты по каждому из признаков.
Сделай выводы о сходстве и различии объектов.
Слайд 20ПАМЯТКИ
3. «Учись сравнивать» (В.О. Пунский)
Подумай, по каким линиям и в
какой последовательности нужно сравнивать явления (события).
Установи их общие существенные признаки.
Определи
существенные различия между ними
Сделай вывод, вытекающий из сравнения.
Слайд 214. Две группы приёмов устного метода
Первая группа: повествовательные монологические (сообщение,
рассказ, описание (все виды), объяснение, рассуждение, доказательство, характеристика и оценка
исторических фактов).
Вторая группа: диалогические (беседа, дискуссия).
Слайд 22Беседа как средство изучения теоретического материала
метод обсуждения изученного (изложенного)
материала;
метод активного извлечения знаний из текста (документа, учебника) и
наглядного материала;
метод проверки усвоения и понимая полученных знаний;
метод организации коллективной умственной работы, формирования интеллектуальных умений учащихся;
приём мобилизации знаний при изучении нового материала;
приём организации применения ранее полученных знаний в решении познавательных задач.
Слайд 24Тренинг. Как формулировать вопрос
Какие требования предъявляются к характеру вопроса в
преподавании истории?
Слайд 251.Что говорится в «Русской правде» П. Пестеля?
2. Как решался аграрный
вопрос в «Русской правде» П. Пестеля?
3. Что вы знаете о
Крымской войне?
4. Определите основные этапы крымской кампании.
5. Была ли гвардия решающей силой дворцовых переворотов?
6. Почему именно гвардия была решающей силой во всех дворцовых переворотах?
7. Сколько гусар и сколько казаков было первоначально в отряде Дениса Давыдова?
8. Не кажется ли вам, что именно расстановка сил на Куликовом поле способствовала победе русских?
9. Когда и где началось восстание Е.Пугачёва?
10. По проекту 1939 года, в СССР для обозначения этого должны были быть использованы такие слова: Ленин, Маркс, Революция, Свердлов, Май, Советская Конституция, Жатва, Мир, Коминтерн, Труд, Великая революция, Сталин. А как это называем мы и весь цивилизованный мир?
Слайд 261.Что говорится в «Русской правде» П. Пестеля?
2. Как решался аграрный
вопрос в «Русской правде» П. Пестеля?
3. Что вы знаете о
Крымской войне?
4. Определите основные этапы крымской кампании.
5. Была ли гвардия решающей силой дворцовых переворотов?
6. Почему именно гвардия была решающей силой во всех дворцовых переворотах?
7. Сколько гусар и сколько казаков было первоначально в отряде Дениса Давыдова?
8. Не кажется ли вам, что именно расстановка сил на Куликовом поле способствовала победе русских?
9. Когда и где началось восстание Е.Пугачёва?
10. По проекту 1939 года, в СССР для обозначения этого должны были быть использованы такие слова: Ленин, Маркс, Революция, Свердлов, Май, Советская Конституция, Жатва, Мир, Коминтерн, Труд, Великая революция, Сталин. А как это называем мы и весь цивилизованный мир?
Слайд 27Характер вопросов и
требования к ним
Доступный (на основе имеющихся знаний).
Точный
и определённый.
Простой, логически однородный, ставящий одну задачу.
Не должен подсказывать решение.
Не
должен быть каверзным и толкать на неверное решение.
Задача учителя: предварительно наметить общий замысел беседы. Формулируя вопросы помнить о том, что они должны иметь внутреннюю связь и единство.
Слайд 28
Типы вопросов
(по классификации Б. Блума)
Слайд 29Приём
«тонкие» и «толстые» вопросы
(ТРКМ)
Слайд 30Дискуссия как диалогический приём устного метода обучения
6 класс.
Какую политику проводил Александр Невский по отношению к Золотой Орде?
Отвечала ли такая политика государственным интересам Руси? Обоснуйте своё мнение.
7 класс.
Существует несколько версий подвига Ивана Сусанина. Разделитесь на группы, в дополнительной литературе и Интернете найдите информацию по этому вопросу. Выскажите мнение в поддержку вашей точки зрения. По результатам работы подготовьте небольшое сообщение.
Слайд 31
Памятка
«Правила дискуссии»
Говори по теме, не теряй нить обсуждения.
Не перебивай выступающего, с которым не согласен, а затем возьми
слово.
Уважай взгляды противника, «бей» его аргументами, а не личными выпадами.
Выполняя свою задачу, помни о команде.
Размышляй, сопоставляй, анализируй.
Не отмалчивайся, высказывай открыто свои суждения.
Имей мужество признать «поражение», сумей найти компромисс.
Слайд 325. Проблемное изложение
Середина 1960-х гг. – зарождение идеи проблемного обучения.
«С
педагогической точки зрения это такое обучение, при котором учащиеся систематически
включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных по содержанию программного материала».
И.Я. Лернер
Главная функция проблемного обучения – подготовка обучающихся к творческому труду, творческое усвоение знаний и способов деятельности, творческое овладение методами современной науки.
Слайд 34
Урок «Начало «золотого века» русской культуры». 9 класс.
Из
«Энциклопедического словаря»:
«Золотой век» - в переносном значении – это время
расцвета науки, искусства, а также лучшая, самая счастливая пора.
Справочные сведения:
К середине XIX века в России 94% населения было неграмотным, в начальных и средних учебных заведениях обучалось 450 тыс. человек, что составляло около 2% детей и молодёжи. В год издавалось около 700 названий новых книг, 56 газет и журналов.
? Соответствуют ли эти данные определению XIX века как «золотого века» в истории русской культуры?
Слайд 35? Почему именно XIX век получил название «золотого века» русской
культуры?
Вывод к §. Русская культура первой половины XIX века обогатила
мировую культуру выдающимися научными открытиями, достижениями литературы и искусства. Русские писатели и художники, вслед за А.С. Пушкиным и М.И. Глинкой, обратились к темам народной русской культуры, их лучшие произведения были пронизаны идеями патриотизма и просвещения народа.