Разделы презентаций


МЕТОД РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ

Содержание

В методическую копилку100 главных документов Российской истории (http://doc.histrf.ru/)

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1МЕТОД РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ
Общая характеристика метода работы с текстами
Приемы работы

с учебником
Приемы работы с документами
Приемы работы с научно-популярной литературой
Приемы работы

с художественной литературой

Литература:
Грицевский И.М., Грицевская С.Э. От учебника – к творческому замыслу урока. М., 1968 (параграфы 22, 23)
МЕТОД РАБОТЫ С ТЕКСТАМИОбщая характеристика метода работы с текстамиПриемы работы с учебникомПриемы работы с документамиПриемы работы с

Слайд 2В методическую копилку
100 главных документов Российской истории (http://doc.histrf.ru/)

В методическую копилку100 главных документов Российской истории (http://doc.histrf.ru/)

Слайд 31. Общая характеристика метода работы с текстами
Дополните определение

словосочетанием , учитываю специфику метода.
Метод работы с текстом в обучении

истории – способ освоения учебного исторического содержания при помощи……..

1. Общая характеристика метода работы с текстами  Дополните определение словосочетанием , учитываю специфику метода. Метод работы

Слайд 4 Какие тексты мы можем использовать на уроке?

учебник, книги

для чтения, документальные первоисточники, научная и научно-популярная литература, периодика.

Какие тексты мы можем использовать на уроке?учебник, книги для чтения, документальные первоисточники, научная и научно-популярная

Слайд 5Работа с текстами позволяет:
Приобретать, закреплять, расширять и т.д. знания по

истории;
Воспринимать исторический материал с опорой на зрительную память;
Расширять знания учащихся

об источниках исторической информации;
Развивать и совершенствовать общие умения работы с книгой и развивать специальные умения приобретения исторической информации, формировать информационную культуру учащихся;
Развивать мыслительные умения школьников, связанные с анализом, систематизацией и логическим построением информации;
Формировать интерес к исследовательской работе историка, организовывать самостоятельную исследовательскую работу учащихся.

Из ФГОС ООО:
5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней;

Работа с текстами позволяет:Приобретать, закреплять, расширять и т.д. знания по истории;Воспринимать исторический материал с опорой на зрительную

Слайд 6На уроках истории тексты используются:
Для пересказа или цитирования фрагмента исторического

источника учителем;
Для совместной работы учителя и учащихся;
Как способ организации самостоятельной

деятельности школьников по изучению нового материала на уроке и дома.




На уроках истории тексты используются:Для пересказа или цитирования фрагмента исторического источника учителем;Для совместной работы учителя и учащихся;Как

Слайд 7Требования и способы адаптации исторических текстов
1. Объем текста
2.Историческое содержание текста

не должно включать избыточной информации
3.Сокращение не должно привести к искажению

информации
4.Снабжение текста справками о новых понятиях, именах собственных, географических названий ( если не преследуется цель развития умения работы со справочной литературой)
Требования и способы адаптации исторических текстов1. Объем текста2.Историческое содержание текста не должно включать избыточной информации3.Сокращение не должно

Слайд 82.2 Приемы работы учащихся с основным текстом учебника
Цели обращения

к тексту учебника при получении информации:

Для приобретения сведений об описании

событий и явлений или для их объяснения при условии качественного текста в учебнике;
Для выяснения смысла понятий и терминов при условии их четкой и доступной формулировки в учебнике;
Для получения справки об исторических фактах, исторических личностях;
Для знакомства с выводами и оценками авторов учебника.

2.2 Приемы работы учащихся с основным текстом учебника Цели обращения к тексту учебника при получении информации:Для приобретения

Слайд 92.2 Приемы работы учащихся с основным текстом учебника
2.2.1. Прием комментированного

чтения – организация процесса последовательного усвоения знаний на основе прочтения

и анализа законченного по смыслу текста.
Вопросы после прочтения абзаца на:
уяснение встретившихся в тексте незнакомых слов, терминов («Что означает слово…?»);
уяснение смысла («Как вы понимаете фразу…?»);
доказательство изложенных в тексте суждений («Докажите фактами прочитанную мысль…»?);
на объяснение содержания («Объясните, почему … , в чем сущность…»)

2.2 Приемы работы учащихся с основным текстом учебника2.2.1. Прием комментированного чтения – организация процесса последовательного усвоения знаний

Слайд 102.2.2. Прием выборочного чтения текста - организация поиска учащимися в

тексте ответа на поставленный вопрос с последующим его анализом.
Прием используется:
при

изучении нового материала, доступно изложенного в учебнике («Найдите в тексте ответ на вопрос…»);
для закрепления изученных другими способами сведений;
при усвоении определения понятия («Найдите ключевые слова, характеризующие главные признаки понятия и объясните их»);
при изучении отдельных несложных теоретических положений и выводов («Подтвердите фактами учебника вывод урок…», «Докажите положение…»);
для самостоятельной систематизации сквозных знаний по определенной проблеме («Проследите эволюцию органов государственной власти в России с XVIII по XX в.»)
2.2.2. Прием выборочного чтения текста - организация поиска учащимися в тексте ответа на поставленный вопрос с последующим

Слайд 112.2.3. Комбинированные приемы работы с текстом и дополнительными материалами учебника
При

работе с текстом даются задания:
Для локализации событий и явлений, описываемых

в учебнике в пространстве:
«Найдите на карте указанный в тексте географический объект;
«Проследите по карте описываемые события;
«Дополните информацию текста сведениями, имеющимися на карте»;
«Нанесите на контурную карту историко-географические объекты. Которые упоминаются в тексте»
Для конкретизации, расширения и углубления исторической информации, приводимой в основном тексте:
«Найдите в словаре учебника значение термина, употребленного в тексте»
«Конкретизируйте (дополните, подтвердите) сведения основного текста данными дополнительных источников»
«Найдите противоречия в освещении событий, явлений авторами учебника и авторами других источников».




2.2.3. Комбинированные приемы работы с текстом и дополнительными материалами учебникаПри работе с текстом даются задания:Для локализации событий

Слайд 12 Для создания и обогащения конкретных представлений о прошлом :
«На

основе иллюстраций учебника дайте описание внешнего облика исторического лица, исторического

объекта, о котором идет речь в учебнике»;
«Дополните текст учебника соответствующими сведениями из иллюстративного материала»;
«Подтвердите фотодокументальным материалом текст учебника»;
«Найдите различия в интерпретации события (явления) авторами учебника и художниками»
«Проиллюстрируйте содержание параграфа или его части собственными рисунками»;


Для создания и обогащения конкретных представлений о прошлом : «На основе иллюстраций учебника дайте описание внешнего

Слайд 133. Приемы работы с первоисточниками 3.1. Приемы использования цитат, фрагментов источников
Цитирование

источника – это аспектное обращение к тексту, как правило, вспомогательный

прием для уяснения содержания информации в контексте изучаемого вопроса.

3.1.1. Использование цитат в качестве завязки урока для:
создания мотивационной основы обучения;
придании занимательности изучаемому материалу;
стимуляции познавательного интереса

Может использоваться:
текст, содержащий тайну, загадку, связанные с изучаемым материалом;
текст (предложение) в качестве эпиграфа к уроку

3. Приемы работы с первоисточниками  3.1. Приемы использования цитат, фрагментов источников Цитирование источника – это аспектное

Слайд 14 "История - свидетельница веков, факел истины, душа памяти, наставница

жизни."

Цицерон


Слайд 153.3.2. Приемы использования цитаты источника при объяснении нового материала
Используется

для:

придания достоверности излагаемым сведениям;
передачи колорита эпохи;
характеристики личности через высказывание;
знакомства с

оценкой исторических фактов современниками

Цитата должны быть:
небольшая по объему;
легко восприниматься на слух;
сопровождаться заданием на целенаправленное восприятие содержания;
сопровождаться приемами смыслового прочтения;
сопровождаться показом образца детального разбора и осмысления всей информации, содержащейся в тексте;
предшествовать изложению того или иного материала;
носителем новых знаний.

3.3.2. Приемы использования цитаты источника при объяснении нового материала Используется для:придания достоверности излагаемым сведениям;передачи колорита эпохи;характеристики личности

Слайд 16Пример. Из «Поучения Владимира Мономаха»
Какова главная мысль о человеке, высказанная

Мономахом в этом отрывке?
«Что такое человек, как подумаешь о нем?

Звери различные, и птицы и рыбы украшены твоим помыслом, господи! И этому чуду подивимся, как из праха [бог] создал человека, как разнообразны человеческие лица. Если и всех людей собрать, не у всех один облик, но каждый имеет свой облик лица, по божьей мудрости».

Беседа:
Каковы представления Мономаха о происхождении человека?
Почему князь считает чудом создание богом человека?
Что хотел сказать Мономах фразой: «каждый имеет свой облик лица»?
Вспомните, когда в Европе стали появлять интерес в человеку, его индивидуальности?
Как назывались люди. Которые проявляли интерес к личности человека, его неповторимости в мире?
Как это высказывание расширяет ваше представление о личности Мономаха?

Пример. Из «Поучения Владимира Мономаха»Какова главная мысль о человеке, высказанная Мономахом в этом отрывке?«Что такое человек, как

Слайд 17

Пример работы

с письменной цитатой. Цель: Познакомить учащихся с политическими взглядами А.И.Герцена. «Чем больше страна наберет свободы до революции, тем революция победит легче и послереволюционная диктатура будет слабее. Англия до революции имела парламент, хартию вольности, диктатура Кромвеля длилась девять лет. Во Франции демократии было меньше и диктатура Наполеона была более длительна…» А.И.Герцен

Беседа:
Как вы понимание слова: «страна набрала свободы»?
В каком смысле употребляется понятие «диктатура»?
Согласны ли вы с тем, что такие причинные связи существуют в истории? Обоснуйте свое мнение фактами.


Слайд 19Какой вид исторического текста относится к первоисточнику?
Справочная литература
Материалы периодической печати
Мемуары
Научно-популярные

публикации
Государственные документы
Документы общественно-политических течений



Какой вид исторического текста относится к первоисточнику?Справочная литератураМатериалы периодической печатиМемуарыНаучно-популярные публикацииГосударственные документыДокументы общественно-политических течений

Слайд 203.3.3. Приемы работы с документом как с основным источником знаний.
Типология

вопросов и заданий по работе с источником.
Документы государственного характера: грамоты,

указы, приказы, законы, речи государственных деятелей, протоколы государственных мероприятий и т.д.
Когда, где, почему появился этот документ? (Опишите исторические условия его создания,)
Кто является автором документа? Что вам известно об этом человеке, его жизни и деятельности?
Объясните основные/ новые понятия, употребляющиеся в тексте документа.
Интересы каких слоев, групп, классов общества отражают статьи этого документа или весь он в целом?
Чем отличается этот документ или его отдельные положения от подобного, существовавшего ранее или аналогичного в других странах?
К каким результатам, изменениям в государстве и обществе привело или могло привести введение этого документа?
Придумайте конкретную историю, раскрывающую действие этого документа: судебное дело, выступление оппозиции и т.п.
3.3.3. Приемы работы с документом как с основным источником знаний.Типология вопросов и заданий по работе с источником.Документы

Слайд 21 Документы международного характера: договоры, соглашения, протоколы, деловая переписка и

т.д.
Покажите на карте государства, составившие этот документ.
Охарактеризуйте исторические условия его

создания
Назовите основные положения документа. Оцените их выгодность и ущербность для каждой из сторон и других стран, международной ситуации в целом.
Объясните, в чем и почему этот документ составлен на таких условиях (в пользу одних и в ущерб интересам других государств, на паритетных началах).
Какие изменения в политическом, экономическом, территориальном плане произошли или предполагались по этому документу?
Какой характер носил этот документ: открытый или секретный – и почему?
Дайте обобщающую оценочную характеристику этому документу.
Подумайте, при каких обстоятельствах подобный документ мог быть составлен с другим раскладом сил.
Документы международного характера: договоры, соглашения, протоколы, деловая переписка и т.д.Покажите на карте государства, составившие этот документ.Охарактеризуйте

Слайд 22Документы, связанные с политической борьбой: программы. Воззвания, речи политиков, прокламации,

декларации и т.п.
Кто автор документа? Каковы его политические взгляды?
Каковы исторические

условия создания документа? Где и когда он появился?
К чему призывает и что осуждает автор документа?
Интересы какого слоя населения он выражает?
Как политические призывы автора соотносятся с его социальным положением и истинными интересами?
Каковы последствия: реальные или прогнозируемые, осуществления идей этого документа?
Дайте историческую оценку документу.
Документы, связанные с политической борьбой: программы. Воззвания, речи политиков, прокламации, декларации и т.п.Кто автор документа? Каковы его

Слайд 23 Документы исторического характера: хроники, анналы, летописи, исторические сочинения.
Какие исторические

факты излагаются в документе?
Покажите на карте место, где происходили описанные

в документе события.
Определите время, в которое происходили описываемые события, если оно не указано в документе или дано в иной (нехристианской) системе летоисчисления.
Как автор объясняет причины, излагает ход и определяет значение исторических событий?
По документу определите отношение автора к излагаемым фактам. Как позиция автора связана с характером документа, обстоятельствами его создания?
В чем позиция автора совпадает/не совпадает с современной точкой зрения на происходившее? Чем это совпадение/не совпадение можно объяснить?
Оцените значимость этого документа в сопоставлении с аналогичными историческими сочинениями этого периода или посвященными этим же событиям.
Документы исторического характера: хроники, анналы, летописи, исторические сочинения.Какие исторические факты излагаются в документе?Покажите на карте место,

Слайд 24 Документы личного характера: мемуары, дневники, письма, свидетельства очевидцев.
Кто автор

документа? Каково его социальное положение? Должность? Занятие? Причастность к описываемым

событиям?
Что увидел автор документа? Как он относится к описываемым им событиям? Подтвердите свои суждения текстом источника.
Чем вы объясните именно такое отношение автора к событиям? К его участникам?
В чем совпадают или чем отличаются свидетельства этого автора от других источников по данному историческому факту?
Доверяете ли вы свидетельствам автора этого документа? Почему?
Разделяете ли вы суждения, оценки, выводы автора?
Документы личного характера: мемуары, дневники, письма, свидетельства очевидцев.Кто автор документа? Каково его социальное положение? Должность? Занятие?

Слайд 25 Документы литературного жанра как исторические памятники своей эпохи: проза,

поэзия, драма, эпос, мифы, песни, сатира, крылатые выражения и пр.
Покажите

на карте район мира, где происходит действие этого литературного источника.
По характерным деталям быта, одежды, поведения людей и т.п. определите примерное время действия или написания произведения. Найдите признаки, подтверждающие, что данное произведение было создано в эпоху…
Какие образы исторических героев, событий создает автор? Что представляется вам в том портрете явно преувеличенным, искаженным, предвзятым и т.п.? Как вы думаете, с какой целью автор сделал это?
Как автор литературного произведения объясняет поступки своих героев? Согласны ли вы с такими оценками и аргументами?
К какому общественному слою, группе населения принадлежал автор? Насколько он казался объективным и беспристрастным в передаче событий или автор совершенно к этому не стремился?
В каких других литературных произведениях вы встречали похожий сюжет? Чем можно объяснить его распространенность?
Документы литературного жанра как исторические памятники своей эпохи: проза, поэзия, драма, эпос, мифы, песни, сатира, крылатые

Слайд 26Пример. Фрагмент надписи на гробнице египетского военачальника. Цель: Формирование представлений о

характере походов египетских фараонов.
«Войско вернулось благополучно,
Разорив соседнюю страну, вырубив ее

сады и виноградники,
Зажегши огнь в ее селениях,
Перебив в ней много десятков тысяч людей,
Захватив в ней множество пленных.
Царь хвалил меня за это чрезвычайно.»

Вопросы и задания:
Какова главная тема документа?
Как проходил поход?
Зачем нужно в военном походе вырубать виноградники?
Почему сжигали села?
Зачем брали в плен людей?
Определите цель похода
Каков характер войны?
Какие нравственные качества фараона проявляются в этом фрагменте? Докажите свое мнение.
Как характеризует военачальника утверждение о «благополучном» окончании похода?
Какими качествами должны были обладать участники этого похода? Как вы оцениваете результаты войн фараона?

Пример. Фрагмент надписи на гробнице египетского военачальника. Цель: Формирование представлений о характере походов египетских фараонов.«Войско вернулось благополучно,Разорив

Слайд 27https://www.youtube.com/watch?v=0-jZUVnrKOo
4:50-8:26 (работа с историческим источником)
Конкурс «Учитель

года- 2015»

https://www.youtube.com/watch?v=0-jZUVnrKOo  4:50-8:26 (работа с историческим источником)  Конкурс «Учитель года- 2015»

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика