Слайд 1Методические принципы физического воспитания
Сознательности и активности
Наглядности
Доступности и индивидуализации
Систематичности
Прогрессирования (динамичности)
Слайд 21. Принцип сознательности и активности
Сознательность представляет собой категорию,
отражающую способность человека правильно разбираться в объективных законах, понимать их
и в соответствии с ними осуществлять свою деятельность
Слайд 31. Принцип сознательности и активности
Активность – это мера
или величина проявляемой человеком деятельности, степень его включения в работу.
Активность обучаемого является главным показателем меры его сознательного отношения к учебному процессу. Важнейшими признаками активности являются инициатива, самостоятельность и творчество.
Слайд 41. Принцип сознательности и активности
Назначение принципа:
сформировать у занимающихся
глубоко осмысленное отношение, устойчивый интерес и потребности к физкультурно-спортивной деятельности,
а также побуждать их к оптимальной активности.
Слайд 5При формировании сознательного отношения к занятию необходимо предусмотреть следующее:
1.
Сообщать занимающимся в доступной для них форме знания о физической
культуре и спорте.
2. Всегда ставить перед занимающимися не только конкретные задачи, реализуемые на отдельных занятиях, но и обязательно обозначать перспективные цели совершенствования.
Слайд 63. Формировать и умело регулировать мотивы физкультурной деятельности.
4. Формировать
у занимающихся устойчивый интерес к физкультурно-спортивной деятельности.
5. Развивать способность критически
относится к своим успехам и неудачам стимулировать потребность в самооценке, самоанализе и самоконтроле двигательной деятельности.
Слайд 76. Применять специальные методы и методические приемы обучения, способствующие более
активному включению в этот процесс сознания обучаемых. К ним можно
отнести:
– идеомоторную тренировку;
– последовательная концентрация внимания на основных элементах техники физического упражнения;
– анализ выполняемых действий на основе получаемых ощущений, особенно мышечных;
– словесный отчет о выполненном действии;
Слайд 8Существенную роль в повышении активности занимающихся играет:
Систематическая оценка и поощрение
достигнутых результатов, организация самостоятельных занятий;
Выполнение заданий творческого характера, связанных с
элементами поиска новых форм техники движений и тактики, новых средств и методических приемов;
Доступность предъявляемых заданий и требований;
Использование музыкального сопровождения на занятиях;
Применение педагогических воздействий таким образом, чтобы занимающийся расценивал свою активность как проявление личного желания, а не подчинение воле преподавателя.
Слайд 92. Принцип наглядности
Принцип наглядности предполагает широкое использование в процессе обучения
и воспитания зрительных ощущений, восприятий, образов, а также всех других
органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью.
Слайд 10Назначение принципа наглядности
Создание зрительного и двигательного представления об изучаемых двигательных
действиях.
Содействие разностороннему глубокому пониманию сущности физкультурно-спортивной деятельности.
Облегчение и ускорение процесса
обучения движениям.
Слайд 11Основные пути реализации принципа наглядности на практике
1. Систематически использовать разнообразные
методы обеспечения наглядности: показ упражнения в целом и по частям,
замедленный показ, демонстрация различных наглядных пособий (схем, рисунков, фото), просмотр кино и видеозаписей, применение музыкальных сопровождений, звуковых сигналов, направленного прочувствование движения, различных ориентиров и т.д.
Слайд 12Основные пути реализации принципа наглядности на практике:
2. Находить наиболее оправданные
соотношения в использовании разных форм наглядности.
3. Искать разумные соотношения
наглядности и слова в зависимости от возраста и уровня подготовленности занимающихся.
Слайд 133. Принцип доступности и индивидуализации
Доступность и индивидуализация обучения
выражается в дифференциации учебных заданий и способов их решения (средств,
методов, форм организации занятий и пр.) в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся.
Слайд 14Назначение принципа доступности и индивидуализации
Эффективно совершенствовать физическую сферу человека,
не нанося при этом вреда его здоровью
Слайд 15Факторы определяющие доступность задания:
1. Количество информации заложенной в двигательном действии.
2. Структурная сложность Д Д и величина психофизиологических усилий, затрачиваемых
на его выполнение.
3. Уровень развития соответствующих двигательных способностей.
Слайд 16Методические правила при реализации принципа доступности:
- от легкого к
трудному,
- от простого к сложному,
- от освоенного к
неосвоенному.
Необходимо распределять учебный материал таким образом, чтобы содержание каждого предыдущего занятия служило ступенькой, подводящей к освоению программы следующего занятия.
Слайд 17Объективные показатели для определения доступных нагрузок и заданий:
показатели здоровья
(они определяются медиками и самими занимающимися – кардиограммы, артериальное давление,
различные функциональные пробы, стабильность веса, отсутствие травм и многие другие);
показатели тренированности (динамика спортивных результатов, МПК, ЖЕЛ, динамика роста двигательных способностей и технической подготовленности и т.д.). Они определяются преподавателем-тренером в содружестве с врачом, ученым.
Слайд 18Субъективные показатели для определения доступных нагрузок и заданий:
дающие важную информацию
о доступности
нагрузок:
сон,
аппетит,
самочувствие,
желание тренироваться и участвовать
в соревнованиях и т.д.
Слайд 194. Принцип систематичности
Принцип систематичности:
физическое воспитание надо осуществлять регулярно, при
оптимальном чередовании допустимых нагрузок с необходимым отдыхом.
Слайд 20Закон фазового изменения работоспособности:
При выполнений физической работы (физических упражнений) в
организме человека постепенно наступает утомление. Эта фаза называется фазой снижения
работоспособности. После прекращения работы, во время отдыха, обязательно наступает фаза восстановления работоспособности. И если выполняемая работа была достаточно значительной , то проявляется фаза сверхвосстановления (суперкомпенсации).
Слайд 21
Динамика оперативной работоспособности
во время физической нагрузки и в
период отдыха (схема)
1 – фаза врабатывания;
2 – фаза устойчивой работоспособности;
3
– фаза снижения работоспособности (утомления);
4 – фаза относительной нормализации работоспособности (восстановления);
5 – фаза повышенной работоспособности (суперкомпенсации);
6 – редукционная фаза (снижение работоспособности до исходного уровня).
Слайд 22Особенности проявления закона фазового изменения работоспособности:
1. Степень сверхвосстановления зависит от
величины нагрузки. Чем выше в пределах допустимого выполненная нагрузка, тем
значительней степень сверхвосстановления.
2. Сохранение фазы сверхвосстановления у человека зависит от продолжительности выполняемой им работы. Фаза сверхвосстановления дольше сохраняется после длительной работы и быстро проходит после кратковременной.
Слайд 23Особенности проявления закона фазового изменения работоспособности:
3. Наиболее заметный рост работоспособности
в системе занятий происходит тогда, когда каждая последующая нагрузка дается
в фазе сверхвосстановления.
Слайд 24Назначение принципа систематичности
обеспечить суммирование тренировочных эффектов, достигнутых благодаря фазам сверхвосстановления,
обеспечение
адаптации организма к предъявляемым ему нагрузкам,
закрепление двигательных умений и навыков,
осваиваемых на занятиях.
Слайд 255. Принцип прогрессирования
(динамичности)
Принцип прогрессирования выражает тенденцию постепенного, но неуклонного
повышения требований к занимающимся.
Слайд 265. Принцип прогрессирования
(динамичности)
Назначение принципа:
Обеспечение прочности приобретаемых умений и навыков
Создание
условий их прогрессивного совершенствования и тем самым расширение функциональных возможностей
организма занимающихся.
Слайд 275. Принцип прогрессирования
(динамичности)
В основе принципа прогрессирования лежат биологическая и
социальная закономерности.
Сущность биологической закономерности основана на явлении адаптации к постоянному
раздражителю. По мере выполнения одной и той же по величине нагрузки функциональные сдвиги в организме постепенно уменьшаются. Значит, те нагрузки, которые приводили к необходимым позитивным сдвигам в организме, начинают терять свой развивающий эффект.
Слайд 285. Принцип прогрессирования
(динамичности)
Сущность социальной закономерности заключается в том,
что интерес человека к любому виду деятельности очень сильно зависит
от успеха в том деле, которым он занимается. Поэтому, если никаких положительных изменений не происходит, интерес к занятиям угасает.
Слайд 30Прямолинейно восходящая форма повышения нагрузок
Суть состоит в том,
что на каждом занятии (или через несколько занятий) на строго
определенную величину нагрузка увеличивается. Например, человек пробегает с определенной скоростью 3000 м, на следующем занятии к этой дистанции добавляется еще 100 м, затем снова 100 м и т.д.
Слайд 31Ступенчатая форма
повышения нагрузок
Смысл заключается в следующем. На
протяжении определенного периода (к примеру, в течение двух недель) на
каждом занятии выполняется относительно стабильная нагрузка. Через две недели нагрузка увеличивается более значительно, чем при прямолинейной динамике. Происходит как бы своеобразный скачок с одной ступеньки на другую.
Слайд 32Волнообразная динамика нагрузок
характеризуется сочетанием постепенного повышения нагрузок с
заметным их нарастанием и последующим некоторым снижением. Следующая «волна» воспроизводится
аналогичным образом, но на более высоком уровне.
Это дает возможность выдержать тенденцию повышения нагрузок на протяжении более длительных периодов, чем при ступенчатой форме.