Слайд 1Методический семинар по написанию
курсовых работ по «Методике обучения основному
ИЯ»
Слайд 2Цель написания курсовой работы
повышение уровня специальной подготовки будущего учителя иностранного
языка.
В ходе написания курсовой работы студенты учатся ставить исследовательские задачи,
определять цель, объект, предмет исследования, проводить опытную работу по теме, обобщать и оформлять ее результаты.
Слайд 3Требования к курсовой работе
В ходе написания курсовой работы студент должен
проявить умения самостоятельной работы над материалом:
Определить проблему и цель исследования.
Поставить
исследовательские задачи.
Подобрать необходимую литературу и дать ее критический обзор.
Проанализировать учебники и учебные пособия.
Провести наблюдения, зафиксировать и проанализировать их.
Применить теоретические положения на практике: составить систему упражнений, сделать разработку урока или темы, внеклассного мероприятия и т.д.
Слайд 4Структура курсовой работы
Введение
1. название главы (теоретическая глава)
1.1
1.2…
2.
название главы (практическая глава)
Заключение
Список литературы (не менее 25 источников)
Приложения
Слайд 5Введение
Степень разработанности проблемы
Актуальность
Цель
Задачи
Объект
Предмет
Практическая значимость исследования
Методы исследования
Структура работы
Слайд 6ВАЖНО!!!
Введение – один из основных разделов работы (наряду с заключением).
Прочитав только введение и заключение, можно сделать общий вывод о
том, как работал автор и чего он добился
Объем введения для курсовой работы не должен превышать 2-3 страницы, 90% из них – это разделы про актуальность, степень разработанности проблемы… (весь понятийный аппарат)
Слайд 7Степень разработанности проблемы
Это своего рода научная актуальность, т.е. что дает
изучение этой темы для развития науки, для производства новых знаний
Основная
часть этого раздела – анализ литературы.
Цель: показать знание темы и те «белые пятна», которые есть в изучении этой темы
Это основной (по объему) раздел введения
Слайд 8Степень разработанности проблемы
Порядок анализа литературы:
Наиболее значимые труды и далее по
нисходящей, в т.ч. научные статьи
Отдельно упомянуть про отечественных ученых
Справочные издания,
энциклопедии, Интернет-ресурсы
Слайд 9Примеры формулировок
Значительную роль при анализе темы сыграли работы…
Например, в работе
«……» Н.Д. Гальскова
обращает внимание
выявляет следующие тенденции
пришла к выводу
установила
Проблематика данной работы
достаточно/недостаточно разработана отечественными учеными…
По теме работы издано большое количество статей. Наиболее значимыми можно признать работы…
Большой вклад в разработку данной темы внесли…
Наиболее значимыми исследователями по данной теме являются…
Слайд 10Актуальность
это, своего рода, социальная актуальность, т.е. почему ВООБЩЕ интересно и
важно изучать выбранную тему
Слайд 11Примеры формулировок
Рассматриваемая тема актуальна по ряду причин…
Данная тема представляет как
теоретический, так и практический интерес…
Данная тема является дискуссионной как в
России, так и за рубежом…
Актуальность темы обуславливают следующие факторы…
Слайд 12Цель исследования
Это решение проблемы, ответ на вопрос, который был сформулирован
в разделе «актуальность»
Цель также вытекает из анализа литературы и из
стремления «закрыть» белые пятна в изучении данной темы
Цель <--> Объект
<--> Название работы
– все 3 пункта взаимосвязаны
Слайд 13Цель исследования
Цель не должна формулироваться как процесс (например: изучение особенностей
младших школьников…), а как !!! результат (например, провести анализ…, определить
влияние…, доказать…, выявить основные…)
Цель должна быть достижима и проверяема
Слайд 14Задачи исследования
Задачи вытекают из цели: «Для достижения поставленной цели необходимо
решить следующие (взаимосвязанные) задачи»
Задачи формулируются в виде глаголов:
изучить, доказать, показать,
выявить, определить, провести мониторинг и т.д.
Задачи определяют структуру работы
В идеале – 1 задача = 1 параграф
Каждая задача – это законченный раздел
Слайд 15Пример
Цель исследования - выявить мотивационные факторы к изучению немецкого
языка на старшей ступени.
Для достижения цели нами были поставлены следующие
задачи:
изучить классификации мотивации к изучению иностранного языка по теориям Р.Гарднера, Деси и Раина;
раскрыть понятия «мотив» и «мотивации»;
выявить пути повышения мотивации учащихся старшей ступени обучения на уроках немецкого языка;
изучить взаимосвязь и взаимообусловленность мотивации и содержания обучения иностранного языка;
обосновать эффективность некоторых приемов и путей в формировании интереса к изучению немецкого языка на старшей ступени обучения.
Слайд 16Объект исследования
Объект – это то, что будет глубоко и всесторонне
изучаться в работе
(н-р, целостный учебно-воспитательный процесс…)
Слайд 17Предмет исследования
Предмет исследования – понятие, более узкое по отношению к
объекту
Это какая-то конкретная часть объекта исследования, которая непосредственно изучается
Предмет исследования
непосредственно связан с исследовательским вопросом и должен быть отражен в названии работы
Слайд 18Пример
Объект исследования: процесс обучения иноязычной (немецкой) письменной речи в общеобразовательной
школе.
Предмет исследования: способы обучения обучащихся креативному письму на уроках
немецкого языка.
Слайд 19Методы исследования
анализ теоретической литературы, нормативных документов
анкетирование
тестирование
наблюдение
анализ уроков
сравнительно-сопоставительный
анализ
метод статистической обработки результатов…
Слайд 20Основной текст
Основной текст делится на главы и параграфы
Количество глав и
параграфов ограничено здравым смыслом. Как правило, 2 главы по 2-4
параграфа в каждой
В каждой главе должно быть короткое введение (1-2 абзаца), в котором кратко описано содержание главы, ее место и роль в структуре работы
Должны быть сделаны краткие выводы по параграфам
Слайд 21Заключение
Заключение – это ответ на исследовательский вопрос. Здесь должно быть
показано, как достигнута цель исследования и показан ход исследования.
Стоит избегать
прямого упоминания «поставленная цель успешно достигнута…»
Не стоит с точностью повторять выводы по главам, а излагать обобщенные результаты.
Объем заключения 2 – 3 страницы!
Слайд 22Общие моменты
В заключении делаются выводы по всей работе, которые должны
отражать решение поставленной во введении цели и задач исследования.
Список литературы
содержит наименования использованной в работе литературы, оформленной в соответствии с установленными стандартами.
Приложение включает практические материалы: анкеты, тексты, таблицы, систему упражнений, планы или фрагменты уроков/внеклассных мероприятий и т.д.
Слайд 23Работа с литературой и источниками (не менее 25)
Где искать литературу:
Библиотека
+ электронный каталог http://library.petrsu.ru, elibrary
Учебники по методике преподавания ИЯ
Государственный
образовательный стандарт
Интернет-сайты научных журналов
Базы данных журнальных статей с сайта библиотеки
Печатные СМИ: (ж. «Иностранные языки в школе», «Вестник образования», «Первое сентября» и др.
Не использовать: сайты рефератов, ненадежные источники (narod.ru и т.п.), желтую прессу (dni.ru и т.п.)
!!! Все курсовые работы сдаются на кафедру в печатном и электронном виде для проверки в системе «Антиплагиат»
Слайд 24Общие требования
Объем: 30 – 35 страниц
Шрифт: 14 пт, Times New
Roman
Интервал: полуторный
Выравнивание: по ширине
Каждый раздел (введение, все главы, заключение,
список литературы, приложения) должен начинаться с новой страницы
Слайд 25Сроки выполнения работы
1. Смотри на 1-ом стенде (где вывешены графики
учебного процесса)
или
2. Уточни на кафедре
3. Защита работ ≈
20 мая!!!