Слайд 1Методическое обеспечение реализации ФГОС
в учебном предмете «Технология»
(УМК «Гармония»)
Н.
М. КОНЫШЕВА
доктор педагогических наук, профессор
Слайд 2ФГОС
развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания
и освоения мира
Слайд 3РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС.
Теоретический уровень
Теория системно-деятельностного культурно-исторического подхода
Слайд 4РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС.
Практический уровень
методическая позиция учителя
«традиционная»
«новаторская»
(метапредметная)
Слайд 5ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ
ПРАКТИЧЕСКОГО ВЫСТРАИВАНИЯ
МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА
В ОБРАЗОВАНИИ
Создание «метапредметов» («Знание»,
«Знак», «Проблема», «Задача», «…» и пр.)
Предметный учебный материал переорганизуется
в
соответствии с логикой формирования определенных метапредметных умений, способностей и пр.
Слайд 6НАИБОЛЕЕ АГРЕССИВНЫЕ ДИДАКТОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ:
высокий объем учебных
и внеучебных нагрузок, интенсификация процесса
обучения;
педагогические
технологии (особенно вербальное обучение).
Слайд 7ЧТОБЫ НАУЧИТЬСЯ УЧИТЬСЯ,
РЕАЛЬНОМУ, ЖИВОМУ РЕБЕНКУ ТРЕБУЕТСЯ ПОГРУЖЕНИЕ В РЕАЛЬНУЮ
ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ!
Слайд 8Концепция курса «Технология»
Целенаправленное, системное развитие личности каждого ученика
и формирование всех видов метапредметных умений
в процессе усвоения программного
(предметного) содержания.
Слайд 9ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ
В отборе содержания учебного материала и логике его
построения, в том числе - в вариативности содержания в рамках
единой программы.
В системе методов организации учебной деятельности обучающихся.
В интеграции различных форм учебно-познавательной деятельности в учебных заданиях (наглядно-действенных, наглядно-образных и абстрактных).
В использовании комплексных заданий, позволяющих формировать личностные качества и различные виды УУД во взаимосвязи.
Слайд 10ДИДАКТИЧЕСКАЯ ОСНОВА
КУРСА «ТЕХНОЛОГИЯ» -
ТЕОРИИ МЫШЛЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Предметно-преобразующая
деятельность является исходной формой всех видов деятельности ребенка: игровой, учебной,
трудовой.
Действия в материализованной форме – непременный этап последующего формирования умственных действий.
Чем сложнее задача, тем выше потребность перевести заложенные в ней связи и закономерности из внутреннего, умозрительного плана во внешний, материальный план.
Слайд 11
Задание: сложить из 5 треугольников лодочку по образцу
ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
– ОТРАЖЕНИЕ ВНУТРЕННИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слайд 12
ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ОТРАЖЕНИЕ ВНУТРЕННИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слайд 13МЕТОДИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА:
связать практическую деятельность
с умственной
Слайд 14МЕТОДИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА:
связать практическую деятельность
с умственной
Слайд 15ДРУГИЕ ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЯ
(РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ)
Слайд 16СИСТЕМА УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ
в УМК по технологии
направлена на формирование
ВСЕХ
ВИДОВ
универсальных учебных действий.
Весь спектр УУД представлен
в комплексных заданиях,
во взаимосвязи
друг с другом.
Слайд 17
СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ:
вопросы, приглашение к обсуждению и самостоятельному размышлению;
проблемные задания; задачи, требующие догадки, сообразительности, изобретательности;
разноуровневые и дифференцированные задания,
гарантирующие личностную успешность;
разнообразие заданий, обеспечивающее возможность самовыражения и творчества.
Эти способы уже выступают как механизмы реализации системно-деятельностного подхода.
Слайд 21КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ
Формируются постепенно:
от работы рядом – к работе вместе
Слайд 221 КЛАСС: РАБОТА РЯДОМ
С ЭЛЕМЕНТАМИ СОГЛАСОВАНИЯ
Слайд 231 КЛАСС: РАБОТА РЯДОМ
+ ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОГЛАСОВАНИЕ
Слайд 244 КЛАСС: САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ СОГЛАСОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ В КОМАНДЕ
Слайд 25СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
(ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ)
Нравственно-эстетический и социально-исторический опыт человечества, который
обязательно отражается в материальной культуре.
Правила создания гармоничного предметного мира.
Создание учебных изделий как части предметной среды обитания человека.
Гармония мира природы и мира вещей, мир природы как первоисточник идей для мастера (конструктора и художника).
Слайд 26РАСШИРЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО КРУГОЗОРА.
ОБОГАЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЯХ И ТЕХНОЛОГИЯХ,
ОТРАЖЕННЫХ В МИРЕ ВЕЩЕЙ
Слайд 27ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ
Слайд 28РАСШИРЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО КРУГОЗОРА.
ОБОГАЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЯХ И ТЕХНОЛОГИЯХ,
ОТРАЖЕННЫХ В МИРЕ ВЕЩЕЙ
Слайд 29ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ
Слайд 30ПРАВИЛА СОЗДАНИЯ
ГАРМОНИЧНОГО ПРЕДМЕТНОГО МИРА
Слайд 31ПРАВИЛА СОЗДАНИЯ
ГАРМОНИЧНОГО ПРЕДМЕТНОГО МИРА
Слайд 32Мир природы – первоисточник и образец для мастера: наблюдение и
переработка природных форм в предметах
Слайд 33Мир природы – первоисточник и образец для мастера: традиция использования
природных форм в бытовых вещах
Слайд 34Мир природы – первоисточник и образец для мастера: правила использования
природных форм в бытовых вещах
Слайд 35
Мир природы – первоисточник и образец для мастера: целесообразность
природных конструкций
Слайд 36Учебная
проектно-исследовательская деятельность
включена в содержание курса «Технология»
как часть
целостного образовательного процесса и представлена в единой системе учебных и
творческих заданий
Слайд 37
Система творческих работ проектного характера
Творческие (предпроектные) задачи в рамках учебных
тем
Минипроекты на основе учебного содержания
Творческие итоговые проекты, тематически связанные с
общим программным содержанием
Слайд 38ПРЕДПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА В РАМКАХ УЧЕБНОЙ ТЕМЫ
Слайд 39МИНИ ПРОЕКТ НА ОСНОВЕ УЧЕБНОГО СОДЕРЖАНИЯ
Слайд 41
Методическое оснащение учебников
обеспечивает все этапы урока
вопросы и задания,
опорную информацию и зрительный ряд - для постановки проблемы и
предварительного обсуждения темы;
вопросы и задания, наглядность, помогающие организовать анализ образцов изделий: выделение конструктивных частей, главных и второстепенных, их взаимосвязей; определение существенного и несущественного;
информацию по теме (текстовую, визуальную), обеспечивающую необходимый круг базовых знаний для успешной работы;
инструкции по выполнению работы;
вопросы и задания для самопроверки;
творческие задания по теме урока.
Слайд 42
1. Вопросы и задания, опорная информация и зрительный ряд -
для постановки проблемы и предварительного обсуждения темы:
Пример из
учебника 1 кл.
Слайд 43
2.1. Вопросы и задания, наглядность, помогающие организовать анализ образцов изделий:
выделение конструктивных частей, главных и второстепенных, их взаимосвязей; определение существенного
и несущественного:
Примеры из учебника 1 кл.
Слайд 442.2. Вопросы и задания, наглядность, помогающие организовать анализ образцов изделий:
выделение конструктивных частей, главных и второстепенных, их взаимосвязей; определение существенного
и несущественного:
Примеры из учебника 1 кл.
Слайд 45
2.3. Вопросы и задания, наглядность, помогающие организовать анализ образцов изделий:
выделение конструктивных частей, главных и второстепенных, их взаимосвязей; определение существенного
и несущественного:
:
Пример из учебника 2 кл.
Слайд 46
3. Информация по теме (текстовая, визуальная), обеспечивающая необходимый круг базовых
знаний для успешной работы:
Эта информация тщательно сформирована - с
целью полноценной реализации на уроке строго определённых образовательных задач - и освобождает учителя от необходимости длительных поисков и отбора сведений.
Пример из учебника 2 кл.
Слайд 47
3. Информация по теме (текстовая, визуальная), обеспечивающая необходимый круг базовых
знаний для успешной работы:
Пример из учебника 2 кл.
Слайд 48
4. Инструкции по выполнению работы:
Инструкция всегда связана с предшествующим
анализом, предварительным обсуждением информации и предполагает активное использование этой информации
в работе.
Пример из учебника 2 кл.
Слайд 49В зависимости от сложности работы и уровня освоенных знаний и
умений инструкция может быть подробной и пошаговой, а может предполагать
значительно большую самостоятельность:
Примеры из учебника 1 кл.
Слайд 50В зависимости от сложности работы и уровня освоенных знаний и
умений инструкция может быть подробной и пошаговой, а может предполагать
значительно большую самостоятельность:
Пример из учебника 4 кл.
Слайд 51
5. Вопросы и задания для самопроверки:
:
Примеры из учебника
и РТ 2 кл.
Слайд 52
6. Творческие задания по теме урока:
Эти задания не предполагают
любого спонтанного результата, а направляются определённой целью (требующей целенаправленного поиска
на базе усвоенных знаний и умений).
Пример из учебника 2 кл.
Слайд 53Задания «проверь себя»
(по завершении изучения курса «Технология») позволяют выявить
способность
к самостоятельному практическому использованию полученных знаний и умений
в
интегрированном виде – т.е. проверяют реальные метапредметные результаты образования
Слайд 56
Реализация концепции курса позволяет
Включить школьника в активную познавательную
деятельность, направленную на формирование общих способов действий (метапредметные умения) и
социально ценных качеств личности.
Развить творческий методический потенциал учителя, обеспечивая тем самым готовность к реализации образовательных стандартов.
Слайд 57
Благодарю
за внимание!
natalia.konysheva@gmail.com