Слайд 1Методика изучения объема геометрических тел в процессе изучения геометрического материала
в начальной школе.
Выполнила студентка группы ЗНОЛу-117
Исмагилова А.А.
Слайд 2 Объем геометрических тел — тема, которую учащиеся начальной школы
часто усваивают с большим трудом; это связано с тем, что
не все обучающиеся данной возрастной категории обладают достаточно развитым пространственным мышлением. Для успешного освоения детьми данной темы необходимо максимально использовать наглядность.
Слайд 3Подготовительный этап
В 4 классе на уроках математики продолжается формирование у
детей представлений об объемных геометрических телах, об их базовых характеристиках
и свойствах.
Именно
в это время необходимо сделать важный шаг в освоении объема геометрических тел и методов его измерения. Выполнять эту работу нужно поэтапно:
1)уточнить имеющиеся знания обучающихся о геометрических телах, об их разновидностях;
2)дифференцировать понятия плоских и объемных фигур;
3)вспомнить, как называются объемные тела, и найти предметы в жизни, которые похожи на те или иные объемные геометрические тела. Также на этом этапе можно посвятить несколько часов изготовлению объемных геометрических тел из бумаги и картона по заранее готовой развертке;
4)выделить основные признаки и составные элементы объемных тел.
Слайд 4Именно в это время необходимо сделать важный шаг в освоении
объема геометрических тел и методов его измерения. Выполнять эту работу
нужно поэтапно:
Слайд 51)уточнить имеющиеся знания обучающихся о геометрических телах, об их разновидностях;
Слайд 62)дифференцировать понятия плоских и объемных фигур;
Слайд 73)вспомнить, как называются объемные тела, и найти предметы в жизни,
которые похожи на те или иные объемные геометрические тела.
Также
на этом этапе можно посвятить несколько часов изготовлению объемных геометрических тел из бумаги и картона по заранее готовой развертке;
Слайд 94)выделить основные признаки и составные элементы объемных тел.
Слайд 10Также на этом этапе можно посвятить несколько часов изготовлению объемных
геометрических тел из бумаги и картона по заранее готовой развертке.
Слайд 12Проблемно ориентированный метод
Можно предложить детям разместить в ограниченном пространстве геометрические
тела небольшого размера: книжки на полке, игрушки в шкафу, и
проанализировать ситуацию. Если объем предмета больше, чем пространство, предназначенное для него, обучающийся не справится с задачей и сделает соответствующий вывод.
Слайд 13Определение объема для начальной школы
Объем - это свойство геометрического
тела занимать определенное место в пространстве.
Слайд 15Общие способы измерения объема
-непосредственное (визуально, при помощи вложения);
-опосредованное (с использованием
жидкости, стандартных мерок, сыпучих веществ).
Слайд 17Сравнение объема геометрических тел
На данном этапе необходимо:
-сравнить по объему большую
и маленькую коробки;
-сравнить по объему низкую и широкую коробку с
высокой и узкой.
Слайд 19Использование мерок
Педагог показывает два способа измерения:
-заполняет геометрическое тело мерками небрежно,
не выкладывая их рядами, и между мерками остается много пустого
места. Дети делают вывод, что объем в данном случае нельзя определить точно.
Дети делают ыввод, что объем в данном случае нельзя определить точно;
-аккуратно укладывает кубики в ряды, сначала на основание, потом на второй «этаж», и постепенно заполняет коробку доверху. Дети делают вывод о том, что этот способ позволяет измерить объем максимально точно.
Слайд 20-аккуратно укладывает кубики в ряды, сначала на основание, потом на
второй «этаж», и постепенно заполняет коробку доверху. Дети делают вывод
о том, что этот способ позволяет измерить объем максимально точно.
Слайд 21 Какими единицами удобно измерять объем?
Слайд 24Подход к вычислению формулы
На этом этапе педагог строит работу следующим
образом: наглядно показывает, что механически пересчитать все кубики практически невозможно,
это очень долго и есть большой риск ошибки.
-спрашивает детей, помнят ли они быстрый способ вычислить площадь прямоугольника по формуле;
-спрашивает детей, как же можно вычислить объем параллелепипеда.
Слайд 25-спрашивает детей, помнят ли они быстрый способ вычисления площади прямоугольника
по формуле
-спрашивает детей, как же можно вычислить объем параллелепипеда.
Слайд 27Вычисление формулы
Далее на конкретном примере дети убеждаются, что объем прямоугольного
параллелепипеда равен произведению его длины, ширины и высоты, потому что:
-сначала
кубики кладут на основание фигуры, и их количество равно произведению длины на ширину (по формуле площади прямоугольника);
-далее определяется количество таких слоев, а оно зависит от высоты фигуры.
Слайд 28сначала кубики кладут на основание фигуры, и их количество равно
произведению длины на ширину, далее определяется количество таких слоев, а
оно зависит от высоты фигуры.
Слайд 32 Решая задачу на нахождение объема прямоугольной призмы, у которой
неизвестны длина и ширина, но известна площадь основания, учащиеся приходят
к выводу, что величину объема можно узнать, если площадь основания умножить на высоту: так как S=a*b, V=a*b*c ,то V=S*c
Слайд 35Соотношение между единицами объема дети могут вывести сами, опираясь на
модель куба со стороной 1дм
Слайд 38Из куба объёмом 1 дм³ переливаю воду в 1 литровую
.
- Какой вывод можно из этого сделать? (1дм³= 1л)
Слайд 44Таким образом, для успешного изучения темы «объем геометрических тел в
начальной школе» педагог должен:
-активно использовать метод наглядности;
-предлагать детям практические проблемно
ориентированные задачи;
-мотивировать детей к самостоятельному умозаключению о существовании формулы объема (на примере параллелепипеда);
-опираться на междисциплинарные связи с предметами «Технология» и «Окружающий мир».
Слайд 45После ознакомления с темой необходимо посвятить несколько уроков решению задач
на закрепление знаний об объеме геометрических тел с целью автоматизации
навыков применения соответствующих формул.
Слайд 46Задачи на закрепление темы
1.Длина комнаты 5 м, ширина 4 м,
а высота 3 м. Найди ее объем, площадь пола, потолка,
стен.
Слайд 472. Основанием коробки является квадрат со стороной 8 дм, а
высота равна 1 м. Найти объем коробки.
Слайд 53 Из деревянного бруска, имеющего форму прямоугольного параллелепипеда, длина которого
24 см, ширина в 3 раза меньше длины, а высота
11 см, вырезали куб с ребром 6 см. Найдите объем оставшейся части.
Слайд 54 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аргинская И.И., Вороницына Е.В. Особенности обучения
младших школьников математике // Первое сентября №24. 2005. с.12-21
2. Белошистая
А.В. Методика обучения математике в начальной школе. Курс лекций. - М.: «Владос». 2007
3. Дебашинина Е.Ю. Самостоятельная работа на уроках математики в условиях развивающего обучения // Начальная школа №7. 2006. с.101-103
4. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. - М.: «Academia». 1998
5. Моро М.И., Бантова М.А. Математика 4 класс 2 часть. - М.: «Просвещение», 2004
6. Роганова Н.Ф. Разноуровневые задания по математике // Начальная школа №9. 2003. с.79-81
7. Сборник программ начального общего образования. Самара: Издательство «Учебная литература» « Издательский дом «Федоров»2012г