Слайд 1Методика конструирования урока-исследования
Прокофьева Л.Н.
Слайд 2Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит находить.
А. Дистервег.
Слайд 3В чём преимущество
методики проблемного исследования?
Применение методики
проблемного исследования позволяет организовать учебный процесс как творческий
процесс приобретения знаний, обеспечивающий развитие у учащихся необходимых для самообучения мыслительных и исследовательских умений.
Слайд 4Почему,
несмотря на очевидную значимость,
в педагогической практике
урок-исследование так
мало распространён?
Одной из важнейших причин этого является
сложность его
конструирования.
В лабиринте мыслей легко потеряться без плана.
Д.И. Менделеев.
Слайд 5Конструирование
урока-исследования - это есть пример возникновения проблемной ситуации у
педагога и поиска им её эффективного решения.
Слайд 6 Учителю недостаточно знать
все основные этапы методики,
ему необходимо понимать,
что занятие,
построенное на основе
проблемно-исследовательского
метода, представляет собой урок-систему.
Слайд 7Что это значит?
Это значит, что отличительной чертой такого урока-исследования является
целостность, т.е. связность всех его этапов и их подчинённость одной
функции – открытию или доказательству какого-то нового знания.
Это обеспечивается двумя важнейшими компонентами –
мотивацией и обобщением.
Слайд 8
Основные этапы (шаги)
при конструировании
урока-исследования.
Слайд 9
Краткое содержание деятельности учителя при подготовке
урока-исследования:
Сформулировать обобщение урока.
Определить и
подобрать материал для изучения, на основании которого можно выявить или
обосновать обобщение.
Определить тип учебного исследования (открытие нового или доказательство существующего правила).
Сконструировать проблемную ситуацию.
Продумать состав групп, распределить материал по группам, определить форму представления работы.
Слайд 101-й шаг:
Сформулировать обобщение урока. (содержательно-смысловой стержень урока).
Например.
Русский язык.
2 класс. Тема: «Типы текста»
Существуют различные типы текстов.
Слайд 112-й шаг:
Определить, какой материал должен быть изучен учеником для того,
чтобы выявить или обосновать планируемое обобщение.
Учитель планирует для самостоятельного изучения
как материал из учебника, так и несколько текстов, специально подготовленных им по материалам энциклопедий и познавательных журналов. Эти материалы должны быть различны по уровням сложности.
Организуя исследование в малых группах, учитель осуществляет дифференциацию обучения, группируя учащихся с учётом их познавательных возможностей.
Слайд 123-й шаг:
Определить, какого типа учебное исследование более целесообразно
сконструировать в данном конкретном случае:
для детального изучения большого
объёма нового материала – занятие строится в дедуктивной логике
(от общего к частному)
если планируется общее ознакомление с обширным материалом по теме – стоит выбрать индуктивную логику построения (от частного к общему)
Слайд 134–й шаг:
Сконструировать проблемную ситуацию для учеников, их мотивацию, спроектировать такое
задание, выполнение которого обеспечит возникновение познавательной потребности в раскрытии неизвестного,
в качестве которого выступает планируемое обобщение.
При этом учитель учитывает реальные возможности учащихся. Слишком трудное или слишком лёгкое задание не вызовет проблемной ситуации.
Слайд 14 Выполнение спроектированного теоретического или практического задания должно привести
к возникновению у ребёнка такого вопроса, ответом на который и
будет являться планируемое обобщение.
Поэтому очень важно определить, ответом на какой вопрос может быть то самое обобщение, ради чего учитель планирует свой урок-исследование.
Слайд 155-й шаг, организационный:
продумать состав рабочих групп
распределить материал для изучения по
группам
определить, в какой форме ученики будут представлять результаты своего поиска
если
на уроке предполагается этап применения, то необходимо продумать содержание этого этапа (на основе результатов проведенного исследования)
Слайд 17Этап мотивации,
актуализации знаний и построения проекта исследовательской работы на
уроке.
Урок - исследование
Слайд 18Развитие речи. Типы текста. 2 класс.
Лист исследования.
аптимксптджелос
______текст__________________________________________________
_________________Текст______________________
Слайд 19Текст
Всё знаем
Не всё знаем
Прочитать текст
Исследовать его
Сделать выводы
Применить
знания
Слайд 20Этап пробного учебного действия и выявление места проблемы.
Прочитай. Посоветуйся с соседом: перед вами текст или
нет?
На нашей земле его песня самая звучная, самая красивая.
Соловей считается живым символом Курского края.
Некоторые улицы в городе названы его именем:
Соловьиная, Соловьёвка.
2 команда
Росточком невелика, ножки длинные, глазки темные, цвета бурого, только хвост с рыжинкой. Соловей – певчая птичка.
3 команда
После пасхи собирался народ со всей России на крестный ход в Коренную пустынь. Поэтому соловья считают живым символом Курского края. А именно в этих местах соловей поёт так, как нигде в других местах.
Слайд 22
Этап
реализации построенного проекта.
Слайд 23Текст
Всё знаем
Не всё знаем
Прочитать текст
Исследовать его
Сделать выводы
Применить
знания
Слайд 24Текст
С какой целью написан?
рассказать
описать
порассуждать
Повествование
Описание
Рассуждение
Слайд 25Задание 2.
Это текст_______________________________
( повествование, описание, рассуждение)
Слайд 26Текст
Всё знаем
Не всё знаем
Прочитать текст
Исследовать его
Сделать выводы
Применить
знания
Слайд 27Этап
первичного закрепления
учебного действия.
Слайд 28Задание 3.
Текст 1
Одним из символов Курской области является знаменитая антоновка. Её считают национальным русским яблоком. Многие столетия антоновка существовала на русской земле. Считается, что впервые антоновка появилась в Курской и Тульской губерниях, откуда и распространилась впоследствии по средней России.
Текст 2
Антоновка – осеннее яблоко, достаточно крупное, жёлтое, кисло-сладкое. К сожалению, плоды недолго хранятся.
Текст 3
Курская область славилась своими садами. Под Курском, около Обояни, Льгова и Щигров работали плодопитомнические совхозы. Наибольшей популярностью пользовался сорт яблони антоновка. Предположительно… антоновка начала распространятся из Курской губернии ещё в XIX веке. Поэтому это яблоко стало ещё одним символом Курского края.
Слайд 29Текст
С какой целью написан?
рассказать
описать
порассуждать
Повествование
Описание
Рассуждение
Слайд 30Этап
включения полученного учебного знания в систему знаний. Рефл.ексия учебной
деятельности
Слайд 32Текст
Всё знаем
Не всё знаем
Прочитать текст
Исследовать его
Сделать выводы
Применить
знания
Слайд 33 Списать из листка исследований текст-повествование, обозначить грамматическую основу
предложений;
повышенной трудности (по желанию): составить и записать свой текст об
одном из чудес Курского края, определить его вид(повествование, описание, рассуждение)
Слайд 34Чему учатся дети в ходе осуществления исследований?
Ставить исследовательские вопросы.
Формулировать проблемы.
Выдвигать
гипотезы.
Составлять план работы.
Вести наблюдения.
Планировать и проводить опыты для нахождения необходимой
информации и проверки гипотез.
Выделять существенную информацию из разных источников.
Организовывать (систематизировать) информацию.
Представлять результаты работы в формах: схемы, рисунка, графика, таблицы, сообщения и т.д.
Слайд 35Всякий урок должен быть ответом, который тем легче усвоится учеником,
чем самостоятельнее он формулировал вопросы,
вызвавшие этот ответ.
Э. Клапаред.