Слайд 1Методика подготовки и проведения экскурсии
Слайд 2Методика подготовки и проведения экскурсии включает:
Подготовка и использование текста экскурсии
Отбор
методических приемов показа и рассказа
Составление методической разработки (технологической карты) экскурсии
Профессиональное
мастерство экскурсовода
Слайд 3Методика проведения экскурсии – это:
Совокупность приемов работы с аудиторией, способов
наиболее эффективного сообщения знаний экскурсантам.
Умение:
Убедительно раскрыть тему
Правильно расположить экскурсионный материал
Полно
использовать зрительные и словесные доказательства
Слайд 4Экскурсионная методика – наука о способах и приемах проведения экскурсий.
Слайд 53 основные составляющие экскурсионной методики:
Методика показа
Методика рассказа
Методика организации экскурсионного
процесса
Слайд 6Основные этапы подготовки экскурсии:
Подготовка контрольного текста
Комплектование портфеля экскурсовода
Определение методических приемов
проведения экскурсии
Слайд 7Контрольный текст:
Технологический документ, включающий наглядное актуализированное содержание информации, предоставляемое экскурсантам
Систематизация
материала
Хронологичность
Основа всех экскурсий на данную тему
Это образец, стандарт, на основе
которого, не меняя его содержания, экскурсовод строит индивидуальный текст экскурсии.
Слайд 8Индивидуальный текст:
Отражает личность экскурсовода, его эрудицию, знания, умения
Это визитная карточка
экскурсовода
Неповторимость и индивидуальность
Отражает особенность и возможность экскурсовода
Отвечает интересам конкретных экскурсантов
По
содержанию контрольный и индивидуальный текст - совпадают
Слайд 9Комплектование «Портфеля экскурсовода»
Условное наименование наглядных пособий для экскурсии, которые необходимы
для восстановления недостающих зрительных звеньев при показе.
#перестроенное здание,
фото людей,
карты, схемы,
чертежи, минералы,
иллюстративный материал
Слайд 10Определение методических приемов проведения экскурсии:
Приемы показа:
Предварительный осмотр
Экскурсионный анализ
Прием зрительной реконструкции
Прием
зрительного монтажа
Прием локализации событий
Прием зрительного сравнения
Показ мемориальной доски
Панорамный показ
Приемы рассказа:
Экскурсионная
справка
Описание объекта
Прием объяснения
Прием комментирования
Прием цитирования
Прием литературного монтажа
Прием аналогии
Прием контраста
Вопрос-ответ
Прием использования проблемной ситуации
Прием отступления
Прием персонификации
Слайд 11Прием предварительного осмотра
Совмещение впечатления с составленным ранее представление об объекте
!Первое
впечатление
для экскурсанта
Слайд 12Метод экскурсионного анализа
Это как бы мысленное расчленение объекта на составные
части
#осмотр деталей архитектурного стиля, возможность выстраивания объекта в исторические события
Виды:
искусствоведческий, архитектурный, исторический, естественнонаучный
Слайд 13Прием зрительной реконструкции
Это зрительное восстановление первоначального облика памятника, исторического события,
происходившего на данном месте, природного
окружения в
прошлом и т.д.
#Белый дом
Слайд 14Прием зрительного монтажа
один из вариантов методического приема реконструкции.
Экскурсовод, используя
прием зрительного монтажа, составляет нужный образ, суммируя внешний облик нескольких
памятников, а также их отдельных частей.
Составные части могут быть "заимствованы" из тех объектов, которые в данный момент служат предметом наблюдения экскурсантов. В зрительном монтаже могут быть использованы фотографии, чертежи, рисунки.
Слайд 15Прием зрительного сравнения
Эффективный способ сопоставить мысленно, зрительно или словесно объект
с другими известными объектами – по различным признакам – величине,
цвету и проч.
Слайд 16Показ наглядных пособий из «Портфеля экскурсовода»
Восстанавливаются недостающие звенья зрительной цепи
в экскурсии
#Казанский
Кафедральный
собор
Слайд 17Прием показа объекта с мемориальной доской
Вместе с методом зрительной реконструкции
Анализ
объекта –
рассказ о событиях –
мемориальная доска
в честь
событий
Слайд 18Панорамный показ
Общее знакомство с несколькими объектами с определенной точки, иногда
с возвышенности
Цель – представить определенный вид в красивом ракурсе
Слайд 19Прием локализации событий
Связь событий с конкретным местом.
Этот прием дает
возможность ограничить внимание участников экскурсии известными рамками, приковать их взгляды
в данной конкретной территории, именно к тому месту, где произошло событие.
Слайд 20Метод переключения внимания
После наблюдения объекта экскурсанты по предложению экскурсовода переносят
свой взгляд на другой объект
#перенос взгляда с дома, построенного в
начале прошлого века, на нынешнее многоэтажное или переход наблюдения панорамы города к наблюдению объектов природы). Наличие контраста обогащает новыми впечатлениями.
Сравнение объектов позволяет лучше понять первоначально наблюдаемый объект.
Слайд 21Методический прием движение
Следует различать два понятия: "движение" как признак экскурсии
и "движение" как методический прием. Это разные вещи.
Движение в экскурсии
как методический прием представляет собой движение экскурсантов вблизи объекта с целью лучшего его наблюдения (например, осмотр крепостных стен, движение экскурсантов вдоль конвейера на заводе и др.).
Слайд 22Экскурсионная справка
Часто используется в обзорных экскурсиях
Много объектов, но недостаток времени
Рассказ
самого основного, краткая характеристика
При показе дополнительных объектов
#Дом офицеров - Чехов
Слайд 23Прием описания
Рассказ об объекте 2-3 минуты
Подробный рассказ, изложение материала, описание
основных событий
Слайд 24Метод объяснения
Более глубокая характеристика объекта
Объяснение внутренних связей
Выяснение причин событий
Слайд 25Метод комментирования (репортажа)
Природоведческие или производственные экскурсии
Демонстрация этапов процесса
Экскурсовод комментирует происходящее
Слайд 26Метод цитирования
Яркая цитата в нужном месте
Но эти царственные воды,
Но горы
в сизой полумгле, ―
Байкал ― бесценный дар природы ―
Да будет
вечен на земле.
© Александр Твардовский,
«Байкал», 1959
Слайд 27Прием литературного монтажа
Подбор и использование отрывков из художественных, публицистических или
других произведений
Цель – яркое и цельное воссоздание картины событий или
образа личности
Слайд 28Прием использования проблемной ситуации
Перед экскурсантами ставится проблема, вопрос – найти
самим ответ
Слайд 29Прием отступления
Во время рассказа экскурсовод отходит от темы
Стихи, приводит примеры
из своего опыта, рассказывает содержание кинофильма
Слайд 30Прием заданий
Обращение к экскурсантам: "Подумайте, почему этот памятник так назван?
Вспомните, на что похоже это здание (эта башня)? Какие приметы
на местности говорят о прошлом? Постарайтесь объяснить, почему здесь сделана такая надпись" и др.
Когда экскурсовод дает подобные задания, он не предполагает, что участники их тут же выполнят. Прием направляет внимание экскурсантов на конкретное здание, определенную часть здания, на те детали, понимание которых важно для усвоения рассматриваемых вопросов.
Задача этого приема - заинтересовать экскурсантов, заставить их задуматься, активизировать свою мыслительную деятельность, возбудить воображение. Что же касается ответов на эти вопросы, экскурсовод дает их сам в дальнейшем рассказе, как бы суммируя мнения экскурсантов.
Слайд 31Прием сталкивания противоречивых версий
В рассказе экскурсовода, например, при оценке определенного
исторического события, утверждения даты возникновения конкретного города или происхождения названия
города (реки, озера, местности).
#количество островов на Байкале
Слайд 32Климактерический прием
Предполагает такое изложение экскурсионного материала, когда вначале сообщаются менее
интересные и малозначительные факты и аргументы, затем - более значительные
и, наконец, самые интересные.
Такая последовательность, по мнению сторонников этого приема, способствует нарастанию интереса экскурсантов к рассказу.
Слайд 33Антиклимактерический прием
Состоит в том, что изложение материала в рассказе начинается
с наиболее интересных фактов и примеров, в показе - с
более значительных по своему содержанию и архитектуре объектов.
Интерес к теме, разбуженный у экскурсантов в начале мероприятия, позволяет в дальнейшем успешно ознакомить их с менее интересным материалом.
Слайд 34Прием дискуссионной ситуации
Экскурсовод, используя этот прием, выдвигает в своем рассказе
такое положение, которое вызывает дискуссионную ситуацию.
Этот прием дает возможность
в части экскурсии заменить монологическую форму материала открытым диалогом. Свою точку зрения по выдвинутому положению высказывают два-три экскурсанта. Затем экскурсовод, подводя итоги, делает выводы.
Слайд 35Прием соучастия
Задача этого приема - помочь экскурсантам стать участниками того
события, которому посвящена экскурсия.
Делается это с помощью, например, обращения
к группе: "Представьте себе, что мы с вами находимся на этом поле во время наступления вражеских войск". Затем с помощью приема зрительной реконструкции восстанавливается картина того боя.
Слайд 36Прием ссылки на очевидцев
Использование этого приема в рассказе дает возможность
для образного воссоздания событий.
В экскурсии на тему "Валаам - жемчужина
Ладоги" экскурсовод рассказывает о том, что "видели" на этом месте растущие валаамские сосны, которым более чем по двести лет.
В рассказе о событиях более близких экскурсовод может сослаться на таких очевидцев, как местные жители.
Слайд 37Вопросно-ответный методический прием
На экскурсиях с детьми
Эффективный способ привлечения внимания аудитории
Постановка
вопроса, на который отвечает сам же экскурсовод концентрирует внимание слушателей
Слайд 38Главная задача экскурсовода
Как сделать экскурсию яркой, запоминающейся, интересной
Как сделать так,
чтобы внимание экскурсантов не ускользало
«Чтобы ухо было на гвозде внимания»