Разделы презентаций


Методики исследования этнических стереотипов

Содержание

Упрощенные, схематизированные, эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы к.-л. этнической группы, легко распространяемые на всех ее представителей. Являются разновидностью более широкого явления – социального стереотипа.Термин «социальный стереотип ввел У. Липпман.Этнические

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Методики исследования этнических стереотипов
Презентацию подготовили студенты
гр. ПСД-15 о/з (с)

Слукина М.В., Сушко Ж.А.

Методики исследования этнических стереотиповПрезентацию подготовили студенты гр. ПСД-15 о/з (с) Слукина М.В., Сушко Ж.А.

Слайд 2Упрощенные, схематизированные, эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы к.-л. этнической

группы, легко распространяемые на всех ее представителей.
Являются разновидностью более

широкого явления – социального стереотипа.
Термин «социальный стереотип ввел
У. Липпман.

Этнические стереотипы

Упрощенные, схематизированные, эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы к.-л. этнической группы, легко распространяемые на всех ее представителей.

Слайд 3Социальный стереотип
Уолтер Липпман (23.09.1889 – 14.12.1974) - американский писатель, журналист,

политический обозреватель, автор оригинальной концепции общественного мнения.
Согласно Липпману, стереотипы –

упорядоченные, схематичные, детерминированные культурой «картинки мира в голове человека, которые экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов.

Социальный стереотипУолтер Липпман (23.09.1889 – 14.12.1974) - американский писатель, журналист, политический обозреватель, автор оригинальной концепции общественного мнения.Согласно

Слайд 4Можно считать социальной установкой, но с неполным когнитивным компонентом.
У

респондента отсутствует знание об этнической группе, но есть представление, которое

очень упрощенно, но устойчиво.
С 1950-х гг. – гипотеза «зерна истины»: в стереотипе действительно присутствует некоторое количество информации, соответствующее чертам этнической группы.

Этнический стереотип

Можно считать социальной установкой, но с неполным когнитивным компонентом. У респондента отсутствует знание об этнической группе, но

Слайд 5В этнопсихологии выделяют
Этнические автостереотипы – образы представителей собственной этнической группы.
Этнические

гетеростереотипы – упрощенные образы представителей других групп.
Как правило, этнические

автостереотипы всегда позитивны, а гетеростереотипы могут быть менее
позитивными или
вообще негатив-
ными.
В этнопсихологии выделяютЭтнические автостереотипы – образы представителей собственной этнической группы.Этнические гетеростереотипы – упрощенные образы представителей других групп.

Слайд 6Одну из первых методик изучения стереотипов предложили Д. Кац и

К. Брейли в 30-е гг. прошлого века.
В своем исследовании

они предложили из 84 черт наиболее характерные для 10 этнических групп: белых американцев, негров, китайцев, англичан, немцев, итальянцев, ирландцев, японцев, евреев и турок.
После первоначального выбора испытуемых просили вернуться к составленным ими десяти спискам и отметить пять качеств, являющихся наиболее типичными для членов каждой группы.
Учитывая только эти пять качеств, Кац и Брейли выделили 12 чаще всего приписываемых каждому народу черт.

Методика «Приписывание качеств» Д. Каца и К. Брейли

Одну из первых методик изучения стереотипов предложили Д. Кац и К. Брейли в 30-е гг. прошлого века.

Слайд 71. Из предложенного списка выберите, пожалуйста, и подчеркните 15 качеств,

которые, на Ваш взгляд, наиболее полно и точно характеризуют лично

Вас.

Дисциплинированный(-ая)
Недоверчивый(-ая)
Суровый(-ая)
Надежный(-ая)
Честный(-ая)
Бесхозяйственный(-ая)
Жестокий(-ая)
Отзывчивый(-ая)
Индивидуалистичный (- ая )
Злоупотребляющий(-ая) алкоголем
Аккуратный(-ая)
Упрямый(-ая)
Прагматичный(-ая)
Фанатичный(-ая)
Неумелый(-ая)

Методика исследования этнической идентичности и стереотипов финнов и русских (вариант методики «Приписывание качеств»)

1. Из предложенного списка выберите, пожалуйста, и подчеркните 15 качеств, которые, на Ваш взгляд, наиболее полно и

Слайд 8Молчаливый(-ая)
Медлительный(-ая)
Приверженный(-ая) порядку
Импульсивный(-ая)
Выносливый(-ая)
Ненадежный(-ая)
Серьезный(-ая)
Дружелюбный(-ая)
Скрытный(-ая)
Эмоциональный(-ая)
Послушный(-ая)
Предпочитающий(-ая) материальные ценности
Сдержанный(-ая)
Прогрессивный(-ая)
Трудолюбивый(-ая)
Агрессивный(-ая)
Конкурирующий(-ая)
Непоседливый(-ая)
Подавленный(-ая)
Независимый (-ая)

Консервативный(-ая)
Сильный(-ая)
Патриотичный(-ая)
Оптимистичный(-ая)
Гордый(-ая)
Адаптирующийся(-аяся)
Гостеприимный(-ая)
Замкнутый(-ая)
Энергичный(-ая)
Подозрительный(-ая)
Равнодушный(-ая) к окружающим
Обладающий(-ая)

чувством юмора
Щедрый(-ая)
Доверчивый(-ая)
Озлобленный(-ая)
Деловитый(-ая)
Жалостливый(-ая)
Неопрятный(-ая)
Добрый(-ая)
Бережливый(-ая)
Общительный(-ая)
Скромный(-ая)
Гуманный(-ая)

Молчаливый(-ая)Медлительный(-ая)Приверженный(-ая) порядкуИмпульсивный(-ая)Выносливый(-ая)Ненадежный(-ая)Серьезный(-ая)Дружелюбный(-ая)Скрытный(-ая)Эмоциональный(-ая)Послушный(-ая)Предпочитающий(-ая) материальные ценностиСдержанный(-ая)Прогрессивный(-ая)Трудолюбивый(-ая)Агрессивный(-ая)Конкурирующий(-ая)Непоседливый(-ая)Подавленный(-ая)Независимый (-ая)Консервативный(-ая)Сильный(-ая)Патриотичный(-ая)Оптимистичный(-ая)Гордый(-ая)Адаптирующийся(-аяся)Гостеприимный(-ая)Замкнутый(-ая)Энергичный(-ая) Подозрительный(-ая) Равнодушный(-ая) к окружающим Обладающий(-ая) чувством юмора Щедрый(-ая)Доверчивый(-ая)Озлобленный(-ая)Деловитый(-ая)Жалостливый(-ая)Неопрятный(-ая)Добрый(-ая)Бережливый(-ая)Общительный(-ая)Скромный(-ая)Гуманный(-ая)

Слайд 9Стремящийся(-аяся) к успеху
Завистливый(-ая)
Воинственный(-ая)
Терпеливый(-ая)
Пассивный(-ая)
Настойчивый(-ая)
Беспечный(-ая)
Уверенный(-ая) в себе
Ленивый(-ая)
Добросовестный(-ая)
Раскованный(-ая)
Предприимчивый(-ая)
Обладающий(-ая) чувством собственного

достоинства

2. Из предложенного списка выберите и подчеркните 15 качеств, которые,

на Ваш взгляд, наиболее полно и точно характеризуют финнов.

3. Из предложенного списка выберите и подчеркните 15 качеств, которые, на Ваш взгляд, наиболее полно и точно характеризуют русских.
Стремящийся(-аяся) к успеху Завистливый(-ая) Воинственный(-ая) Терпеливый(-ая)Пассивный(-ая)Настойчивый(-ая)Беспечный(-ая)Уверенный(-ая) в себеЛенивый(-ая)Добросовестный(-ая)Раскованный(-ая)Предприимчивый(-ая)Обладающий(-ая) чувством собственного достоинства2. Из предложенного списка выберите и подчеркните

Слайд 10При обработке данных в качестве стереотипных можно условно рассматривать характеристики,

чаще всего приписываемые «своей» и «чужой» группам.
В проведенном Н.М.

Лебедевой исследовании таковыми оказались качества, которые считали характерными для финнов от 56 до 37,5% респондентов и характерными для русских — от 61,5 до 40% респондентов.
Затем подсчитывается коэффициент ранговой корреляции Спирмена для определения связи между образами финна, русского и Я-образа, а также проводится качественный анализ сходства и различий трех образов.

Обработка данных

При обработке данных в качестве стереотипных можно условно рассматривать характеристики, чаще всего приписываемые «своей» и «чужой» группам.

Слайд 11Методика исследования стереотипов американцев и русских, сконструированная на основе процентной

методики Дж. Бригема и методики «Диагностический коэффициент» К. Макколи и

К. Ститта

Дорогие друзья! Это исследование посвящено изучению национальных особенностей. Представители разных народов не просто говорят на различных языках; различаются их обычаи, традиции, культура. В результате формируется особый набор личностных черт, характеризующих представителя той или иной страны.
Целью данного исследования является изучение того, как люди, живущие в России, воспринимают представителей своей страны и американцев.
В ответах опирайтесь на свои собственные представления и мнения. А сначала ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов о себе.
1. Пол: мужчина/женщина.
2. Возраст_лет.
3. Была ли у Вас когда-нибудь возможность личного общения с американцем, американкой или группой жителей США?
а) да;
б) нет.
4. Если Вы утвердительно ответили на предыдущий вопрос, то как долго длилось это общение?
а) несколько часов;
б) один или несколько дней;
в) неделя или несколько недель;
г) больше.


Методика исследования стереотипов американцев и русских, сконструированная на основе процентной методики  Дж. Бригема и методики «Диагностический

Слайд 125. Укажите, пожалуйста, какой процент русских обладает, по Вашему мнению,

каждым из перечисленных ниже качеств.
Для ответа используйте следующую шкалу:
А-1-10% 
В-11-20% 
С-21-30% 
D- 31- 40%
Е -

41- 50%
F – 51 – 60%
G – 61 – 70%
H – 71 - 80%
I – 81 – 90%
J – 91 – 100%

6. Укажите, пожалуйста, какой процент американцев обладает, по Вашему мнению, каждым из перечисленных ниже качеств. Для ответа используйте шкалу A – J.

7. Укажите, пожалуйста, какой процент людей вообще обладает, по Вашему мнению, каждым из перечисленных ниже качеств. Для ответа используйте шкалу A – J.

5. Укажите, пожалуйста, какой процент русских обладает, по Вашему мнению, каждым из перечисленных ниже качеств.Для ответа используйте

Слайд 13Серьезные
Конкурирующие
Консервативные
Раскованные
Патриотичные
Гостеприимные
Дисциплинированные
Гордые
Эмоциональные
Адаптирующиеся
Дружелюбные
Стремящиеся к успеху
Деловитые
Общительные
Энергичные
Трудолюбивые
Прогрессивные
Сильные
Послушные
Предприимчивые
Оптимистичные

Агрессивные
Непоседливые
Терпеливые
Бесхозяйственные
Обладающие чувством собственного достоинства


Сдержанные
Предпочитающие материальные ценности
Подавленные
Независимые
Выносливые
Скрытные
Обладающие чувством юмора
Пассивные
Безответственные
Доверчивые
Уверенные в

себе
Добрые

СерьезныеКонкурирующиеКонсервативныеРаскованныеПатриотичныеГостеприимныеДисциплинированныеГордыеЭмоциональныеАдаптирующиесяДружелюбныеСтремящиеся к успехуДеловитыеОбщительныеЭнергичныеТрудолюбивыеПрогрессивныеСильныеПослушныеПредприимчивыеОптимистичныеАгрессивные Непоседливые Терпеливые Бесхозяйственные Обладающие чувством собственного достоинства СдержанныеПредпочитающие материальные ценности Подавленные Независимые Выносливые СкрытныеОбладающие

Слайд 14Существуют также открытые варианты методики «Приписывание качеств».
Первоначально Д. Кац

и К. Брейли собирали черты для своего списка черт, предлагая

испытуемым именно открытый вариант методики, чтобы собрать информацию, релевантную маниям испытуемых, а не навязывать им видение исследователей.
Открытый вариант методики используется исследователями и в настоящее время именно с такой же целью - получить стереотипный образ представителей какой-либо этнической группы, «извлекая» черты этого стереотипного образа из самой среды испытуемых, не навязывая видение исследователя.

Открытый вариант методики «Приписывание качеств»

Существуют также открытые варианты методики «Приписывание качеств». Первоначально Д. Кац и К. Брейли собирали черты для своего

Слайд 15Ниже приводится пример открытого варианта методики «Приписывание качеств».
Назовите 4—5 характерных

черт:
а) русских б) украинцев в)грузин г)чеченцев
Обработка. 
Возможны различные способы

обработки данных.
Можно провести частотный анализ, либо контент-анализ, если выборка большая и приписанные черты очень разнообразны.

Также можно провести кодировку результатов, приведя их к порядковой шкале, и использовать, например, для корреляционного анализа.
Приписываемые респондентом представителям других этнических групп качества, в зависимости от соотношения позитивных и негативных характеристик, кодируются следующим образом:
5 положительных качеств — 5 баллов;
3—4 положительных и 1—2 отрицательные — 4 балла;
2 положительных и 2—3 отрицательных — 3 балла;
1 положительная и 3—4 отрицательных — 2 балла;
5 отрицательных — 1 балл.

Ниже приводится пример открытого варианта методики «Приписывание качеств».Назовите 4—5 характерных черт:  а) русских б) украинцев в)грузин

Слайд 16Таким образом, мы получаем оценку степени позитивности — негативности этнического

гетеростереотипа.
Если кодировку осуществляет только один эксперт, есть риск получения

искаженных оценок вследствие субъективности, поэтому важно, чтобы кодировку результатов проводили последовательно несколько экспертов, а затем проводить вычисление коэффициента конкордации для оценки согласованности мнений экспертов.
Таким образом, мы получаем оценку степени позитивности — негативности этнического гетеростереотипа. Если кодировку осуществляет только один эксперт,

Слайд 18Лебедева, Н. М.  Этнопсихология: учебник и практикум для вузов / Н. М. Лебедева. — Москва : Издательство

Юрайт, 2020. — 491 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02318-3. — Текст : электронный

// ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/450245 (дата обращения: 06.04.2020).

Используемый источник:

Лебедева, Н. М.  Этнопсихология: учебник и практикум для вузов / Н. М. Лебедева. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 491 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02318-3. —

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика