Разделы презентаций


Методология и методика психолого-педагогического исследования

Содержание

Методология исследования (категориально-понятийный аппарат)Актуальность и проблема исследованияОбъект исследованияПредмет исследованияЦель исследованияГипотеза исследованияЗадачи исследования

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Методология и методика психолого-педагогического исследования
НФИ КемГУ Разенкова Н.Е.

Методология и методика психолого-педагогического исследованияНФИ КемГУ Разенкова Н.Е.

Слайд 2Методология исследования (категориально-понятийный аппарат)
Актуальность и проблема исследования
Объект исследования
Предмет исследования
Цель исследования
Гипотеза исследования
Задачи

исследования

Методология исследования (категориально-понятийный аппарат)Актуальность и проблема исследованияОбъект исследованияПредмет исследованияЦель исследованияГипотеза исследованияЗадачи исследования

Слайд 3АКТУАЛЬНОСТЬ
В результате теоретического анализа, а нередко и эмпирических действий (констатирующий

эксперимент) устанавливается наличие ПРОТИВОРЕЧИЙ в той части области деятельности, на

которую направлено исследование.
Наличие противоречий и подтверждает актуальность.
АКТУАЛЬНОСТЬВ результате теоретического анализа, а нередко и эмпирических действий (констатирующий эксперимент) устанавливается наличие ПРОТИВОРЕЧИЙ в той части

Слайд 4Актуальность

Актуальность

Слайд 6Актуальность (З.Г.Нигматов)
Актуальность. Обосновать, почему именно эту проблему нужно в настоящее

время изучать. Доказать ее значимость, во-первых, для науки, во-вторых, для

практики.
Поэтому следует различать как научную, так и практическую актуальность.
Обоснование актуальности именно данной, выбранной исследователем, темы складывается из ответа на следующие вопросы:
Чем вызвана потребность в исследовании именно этого аспекта проблемы?
Какие негативные последствия могут произойти, если не получить нового знания об этом аспекте?
Какова разработанность вопросов, относящихся к предмету данного исследования, в существующей педагогической теории?
Актуальность (З.Г.Нигматов)Актуальность. Обосновать, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать. Доказать ее значимость, во-первых, для

Слайд 7ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ
Это не синоним понятия ЗАДАЧА
ПРОБЛЕМУ создают те противоречия, которыми

объясняется актуальность.
Решить проблему исследования – значит создать условия, при

которых противоречия будут устранены
Формулировка проблемы строится на стремлении преодолеть установленные противоречия.

ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯЭто не синоним понятия ЗАДАЧАПРОБЛЕМУ создают те противоречия, которыми объясняется актуальность. Решить проблему исследования – значит

Слайд 8Противоречие
Почему появилась проблема? Потому что существует противоречие – важнейшая логическая

форма познания, движущая сила. Научные теории развиваются в результате разрешения

противоречий, обнаруживающихся в предшествующих теориях и в практической деятельности.
Попросту противоречие – это несоответствие, несогласованность между какимилибо противоположностями, находящимися внутри единого объекта. Именно это несоответствие «доказало» наличие проблемы, и оно обусловило, почему мы должны заниматься выявленной проблемой.
Как видно из предложенной нами структуры научного исследования, теперь соискатель задается вопросом что? Что надо изучить из того, что ранее в науке не было изучено (проблема, тема), что в результате предполагается получить (цель), что конкретно рассматривается в работе (объект)?
ПротиворечиеПочему появилась проблема? Потому что существует противоречие – важнейшая логическая форма познания, движущая сила. Научные теории развиваются

Слайд 9Постановка проблемы опирается на:
Потребность науки
Запрос практики
Социальный заказ
Анализ ее решения в

историческом аспекте
Ставя проблему, необходимо ответить на вопрос: Что надо изучить

из того, что раньше не было изучено?. Или..не было разработано…
Критерием проблемы является наличие объективно существующих противоречий.
Есть противоречие – есть проблема.
Постановка проблемы опирается на:Потребность наукиЗапрос практикиСоциальный заказАнализ ее решения в историческом аспектеСтавя проблему, необходимо ответить на вопрос:

Слайд 10Тема исследования
Выявленная научная проблема должна найти отражение в теме: что

конкретно мы будем исследовать?
Правильно выбрать тему – это значит

наполовину обеспечить успешное её выполнение.
Выбор темы педагогического исследования определяется тремя основными группами факторов:
социальным заказом;
2) недостаточно полным соответствием этому социальному заказу существующей образовательной практики;
3) слабой разработанностью выбранной проблемы в педагогической теории.
Кроме того, при выборе темы очень важно учитывать имеющийся авторский «задел» в научном исследовании, принять во внимание даже общий стаж работы в избранной области знания (мы это называем «право на тему»).
Тема исследованияВыявленная научная проблема должна найти отражение в теме: что конкретно мы будем исследовать? Правильно выбрать тему

Слайд 11Проблема- тема
В теме должно быть заключено движение от известного к

неизвестному:
Мониторинг эмоционального развития детей дошкольного возраста
Театрализованная деятельность как средство развития

творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
Исследование …особенностей проявления … в игровой деятельности
Познавательное развитие детей в процессе моделирования
Проблема- темаВ теме должно быть заключено движение от известного к неизвестному:Мониторинг эмоционального развития детей дошкольного возрастаТеатрализованная деятельность

Слайд 12Формулирование проблемы, темы. 
Формулирование проблемы, темы. Сущность проблемы заключается в противоречиях между

какими-либо компонентами, сторонами педагогического процесса, чаще всего – между результатом

и средствами его получения.
Однако, для того чтобы сформулировать проблему, недостаточно только обнаружить такое пpoтивоpeчиe, необходимо проникнуть вглубь явления, понять, что о нем известно, а что не известно.
Проблема представляет собой вопрос, ответ на который должен дать эксперимент – наиболее надежный и верный путь решения педагогических проблем.
Проблема эксперимента формулируется в виде тезиса, содержащего вопрос общепедагогического уровня, но безотносительно к конкретным условиям осуществления учебно-воспитательного процесса.
Формулирование проблемы, темы. Формулирование проблемы, темы. Сущность проблемы заключается в противоречиях между какими-либо компонентами, сторонами педагогического процесса, чаще всего

Слайд 13ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Он как раз и описывает ту самую наиболее широкую

(в пределах разумной целесообразности) «часть области деятельности» для предполагаемого исследования.


ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯОн как раз и описывает ту самую наиболее широкую (в пределах разумной целесообразности) «часть области деятельности»

Слайд 14ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Объект исследования в педагогике и психологии – это, как

правило, некоторое явление, которое существует независимо от субъекта познания.
Определяя

объект исследования, следует дать ответ на вопрос: что рассматривается в научной работе?

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯОбъект исследования в педагогике и психологии – это, как правило, некоторое явление, которое существует независимо от

Слайд 15ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПРЕДМЕТ – это не предметная область исследования
ПРЕДМЕТ в рамках

ОБЪЕКТА определяет более узко-конкретную область деятельности исследователя
Главное, что отличает от

ОБЪЕКТА, то что формулировка ПРЕДМЕТА несет в себе явную информацию о цели и педагогической составляющей исследования
Все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения» (Ф.А. Кузин)
Представляет собой модель объекта
Задает исходные условия теоретического и эмпирического исследования.
 

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯПРЕДМЕТ – это не предметная область исследованияПРЕДМЕТ в рамках ОБЪЕКТА определяет более узко-конкретную область деятельности исследователяГлавное,

Слайд 16 Предмет исследования
Если ученый не выделит в выбранном объекте действительности (поле

поиска) главный ключевой пункт – аспект, отношение или взаимосвязь –

то главное, относительно чего он обязуется получить новое знание – предмет научной работы.
Вот поэтому необходимо различать, с одной стороны, весь круг явлений, на которые направлено внимание исследователя, т.е. объект, а с другой –. предмет
Предмет исследованияЕсли ученый не выделит в выбранном объекте действительности (поле поиска) главный ключевой пункт – аспект,

Слайд 18ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Это то, к чему мысленно стремится исследователь и что

ожидается в итоге после (хотя бы экспериментального) внедрения результатов исследования
Цель

– это не «разработать» или «создать», цель – это тот педагогический эффект, связанный с изменениями в мышлении обучаемого, в его личностных качествах, которые будут получены в итоге и опытным путем зарегистрированы
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯЭто то, к чему мысленно стремится исследователь и что ожидается в итоге после (хотя бы экспериментального)

Слайд 19Цель исследования
Цель исследования – конкретный, качественно и количественно характеризованный, наиболее

вероятный ожидаемый результат, который планируется достичь
Критерии цели исследования:
четкость формулировки;
полнота

признаков ожидаемого конечного результата;
контролированность (возможность оценки, сравнения);
реальность достижения;
связь с проблемой, гипотезой;
временная определенность и ограниченность;
прогностичность.
Цель исследованияЦель исследования – конкретный, качественно и количественно характеризованный, наиболее вероятный ожидаемый результат, который планируется достичь Критерии

Слайд 20Цель исследования
Прежде чем приступить к какому-то делу, человек создает

мысленный образ того, чего он хочет достигнуть, строит этот образ

в голове.
Поэтому почти в самом начале исследования очень важно по возможности конкретно представить себе общий результат поиска, т.е. его цель, которая представляет собой «осознанный образ, полезный результат, который должен быть достигнут в результате сознательной деятельности» (В.М. Полонский).
Следовательно, исследовательская цель – это то, что предполагается получить в результате научно-познавательной деятельности, т.е. каким видится этот результат ещё до его получения.
Цель исследования Прежде чем приступить к какому-то делу, человек создает мысленный образ того, чего он хочет достигнуть,

Слайд 21Виды целей
В зависимости от степени новизны предполагаемого результата цели могут

выступать в следующих разновидностях:
а) воссоздание в новых условиях того,

что существовало ранее, но было утрачено, забыто и т. д.;
б) модернизация (рационализация, усовершенствование) того, что существует в соответствии с изменившимися требованиями;
в) создание нового – того, что ранее не существовало, не имеет аналогов, является принципиально новым.
Виды целейВ зависимости от степени новизны предполагаемого результата цели могут выступать в следующих разновидностях: а) воссоздание в

Слайд 22Критерии цели исследования

четкость формулировки;
полнота признаков ожидаемого конечного результата;
контролированность (возможность оценки,

сравнения);
реальность достижения;
связь с проблемой, гипотезой;
временная определенность и ограниченность

Критерии цели исследованиячеткость формулировки;полнота признаков ожидаемого конечного результата;контролированность (возможность оценки, сравнения);реальность достижения;связь с проблемой, гипотезой;временная определенность и

Слайд 23Гипотеза исследования
Гипотеза исследования – научное предположение, истинность которого не

очевидна (значение которого неопределенно).
Критерии качества гипотезы:
концептуальность;
новизна;
практическая значимость;
проверяемость;
доказательность;
непротиворечивость;
эвристичность.

Гипотеза исследования Гипотеза исследования – научное предположение, истинность которого не очевидна (значение которого неопределенно). Критерии качества гипотезы:концептуальность;новизна;практическая

Слайд 24ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ
Имеет вид: если А, то В, где

А – совокупность

формируемых исследователем условий, основанных на ведущей идее исследования
В – совокупность

результатов, приводящих к цели (или отождествляемых с целью)
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯИмеет вид: если А, то В, гдеА – совокупность формируемых исследователем условий, основанных на ведущей идее

Слайд 25Виды гипотезы
Гипотезы могут иметь описательный, объяснительный характер, но в условиях

массового педагогического поиска более всего распространены сравнительные и конструктивные гипотезы.


Сравнительная гипотеза содержит предположение о сравнительной эффективности содержания средств, методов и форм организации и управления педагогическим процессом.
Конструктивная гипотеза имеет такую структуру: если применять такие-то и такие-то новые или изменить применяемые содержание или методы так-то и так-то, то можно ожидать, что будет обеспечено более сознательное и прочное овладение знаниями и умениями, деятельность детей примет такое-то направление, будут достигнуты такие-то сдвиги
Виды гипотезыГипотезы могут иметь описательный, объяснительный характер, но в условиях массового педагогического поиска более всего распространены сравнительные

Слайд 29Гипотеза

Гипотеза

Слайд 32ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выверенный по порядку следования перечень теоретических, методических и экспериментальных

задач, последовательное решение которых приводит к результатам

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯВыверенный по порядку следования перечень теоретических, методических и экспериментальных задач, последовательное решение которых приводит к результатам

Слайд 33Задача
представляет собой звено, шаг, этап достижения цели.
Задача — это

цель преобразования конкретной ситуации или, иными словами, ситуация, требующая своего

преобразования для достижения определенной цели.
Задача всегда содержит известное (обозначение условий ситуации) и неизвестное, искомое, требуемое, рассчитанное на совершение определенных действий, приложение усилий для продвижения к цели, для разрешения поставленной проблемы.
Реализованная с учетом конкретных условий задача синтезирует содержательную, мотивационно-побудительную и операционную стороны исследовательской деятельности и является ее своеобразным «фокусом».
Задачапредставляет собой звено, шаг, этап достижения цели. Задача — это цель преобразования конкретной ситуации или, иными словами,

Слайд 34ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Задача – это цель, заданная в конкретной ситуации. При осмысливании

общей цели экспериментатор начинает видеть ее возможное воплощение в конкретных

педагогических усовершенствованиях, достижениях.
В приложении к обстановке класса, школы, тому или иному предмету рождаются и формируются задачи экспериментальной работы
Выверенный по порядку следования перечень теоретических, методических и экспериментальных задач, последовательное решение которых приводит к результатам
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯЗадача – это цель, заданная в конкретной ситуации. При осмысливании общей цели экспериментатор начинает видеть ее возможное

Слайд 35Задачи
адекватны гипотетическим предположениям, поэтому в структуре научного аппарата исследования они

занимают место после гипотезы.
Если сформулировать очень коротко, то задачи

отвечают на вопрос:
- как и в какой последовательности этапов следует реализовывать свой исследовательский «проект», сформулированный в научной гипотезе?
- Формулируя задачи, исследователь одновременно обозначает логику исследования, поэтапное решение которых обеспечивает искомый результат.
По-другому задачи – это ряд промежуточных целей, выполнение которых необходимо для реализации общей цели.
Задачиадекватны гипотетическим предположениям, поэтому в структуре научного аппарата исследования они занимают место после гипотезы. Если сформулировать очень

Слайд 36Задачи….
Таким образом, процедура целеполагания и определения порядка реализации целей достаточно

сложна, вариативна, требует глубокого проникновения в исследуемую область и смежные

области знания, учета специфики каждого исследования.
Среди значительного количества задач, подлежащих решению, очень важно выделить основные. Их рекомендуется выделить сравнительно немного, не более 5—6.
Однако обязательно должны быть выделены три группы задач.
Задачи….Таким образом, процедура целеполагания и определения порядка реализации целей достаточно сложна, вариативна, требует глубокого проникновения в исследуемую

Слайд 37Группы задач исследования
Чаще всего первая из основных групп задач —

историко-диагностическая — связана с изучением истории и современного состояния проблемы,

определением или уточнением понятий, общенаучных и психолого-педагогических оснований исследования;
вторая — теоретико-моделирующая связана с раскрытием структуры, сущности изучаемого, факторов его преобразования, модели структуры и функций изучаемого и способов его преобразования;
третья — практически-преобразовательная связана с разработкой и использованием методов, приемов, средств рациональной организации педагогического процесса, его предполагаемого преобразования и с разработкой практических рекомендаций.
Остальные, более частные задачи, относят чаще всего в качестве подзадач к основным.
Группы задач исследованияЧаще всего первая из основных групп задач — историко-диагностическая — связана с изучением истории и

Слайд 38задачи исследования на тему «Коммуникативная деятельность учителя как условие гуманизации образования

старших школьников» (диссертация О. В. Морозовой.Омск)
Провести теоретический анализ состояния коммуникативной

деятельности учителя в зарубежной и отечественной педагогике, показать ее современное состояние в теории и практике образования.
Определить содержание, структуру, функции и критерии эффективности коммуникативной деятельности учителя, ее гуманистической направленности.
На основе анализа коммуникативной деятельности учителя как условия гуманизации процесса образования разработать и экспериментально проверить программу, методические приемы и методику гуманизации коммуникативной деятельности учителя.
Выработать систему (программы, способы, формы) освоения учителем гуманизированной коммуникативной деятельности в процессе образования.
задачи исследования на тему «Коммуникативная деятельность учителя как условие гуманизации образования старших школьников» (диссертация О. В. Морозовой.Омск)Провести

Слайд 39ВЗАИМОСВЯЗЬ предмета, цели, задач и гипотезы
Эта взаимосвязь имеет косвенный, но

в то же время весьма важный для целостности исследования структурно-логический

характер
С некоторой степенью условности ее можно изобразить в виде блок-схемы
ВЗАИМОСВЯЗЬ  предмета, цели, задач и гипотезыЭта взаимосвязь имеет косвенный, но в то же время весьма важный

Слайд 40ЦЕЛЬ

педагогический
компонент

РЕЗУЛЬТАТ (ЦЕЛЬ)
ПОСЫЛКА(УСЛОВИЯ)
ГИПОТЕЗА
ЗАДАЧИ
ИССЛЕДОВАНИЯ
результат
Теоретическая
значимость
Практическая
значимость
Гл.1
Гл.2
Теоретические
результаты

Практические
результаты
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПОЛОЖЕНИЯ,
выносимые
на защиту

ЦЕЛЬ педагогическийкомпонентРЕЗУЛЬТАТ (ЦЕЛЬ)ПОСЫЛКА(УСЛОВИЯ)ГИПОТЕЗАЗАДАЧИИССЛЕДОВАНИЯрезультатТеоретическаязначимостьПрактическаязначимостьГл.1Гл.2ТеоретическиерезультатыПрактическиерезультатыПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯПОЛОЖЕНИЯ,выносимыена защиту

Слайд 41МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
Рекомендуется давать отдельно: методологические и теоретические основы

исследования.
Методологические основы обычно увязываются с общими подходами, парадигмальными изменениями во

взглядах, философско-методологическими концепциями.
Теоретические основы – из разряда психолого-педагогических, методических, технологических теорий
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ  И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯРекомендуется давать отдельно: методологические и теоретические основы исследования.Методологические основы обычно увязываются с общими

Слайд 42ПОЛОЖЕНИЯ, выносимые на защиту
Эти положения (предложения) имеют вид высказываний, требующих

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА.
Последовательное доказательство этих положений и составляет суть ЗАЩИТЫ научной работы.
На

их основе строится доклад соискателя.
Заявление о новизне, теоретической и практической значимости исследования целесообразно давать в конце доклада.
ПОЛОЖЕНИЯ,  выносимые на защитуЭти положения (предложения) имеют вид высказываний, требующих ДОКАЗАТЕЛЬСТВА.Последовательное доказательство этих положений и составляет

Слайд 43Логика научного исследования в педагогике
Основные компоненты исследования (объект, предмет,

проблема, цель, задачи, гипотеза исследования )
направления научно – педагогических

исследований;
методологические принципы педагогики (антропологический, культурологический, этнический, личностного подхода, деятельностного подхода, системного подхода, информационного подхода);
теоретическая и нормативная стороны педагогики;
сложность педагогического исследования;
уровни педагогического исследования (эмпирический, теоретический, методологический);
методологические принципы научно – педагогического исследования (объективность и обусловленность педагогических явлений, целостный подход в изучении педагогических явлений и процессов, изучение явления в его связях и взаимодействии с другими явлениями, изучение явления в его развитии);
Логика научного исследования в педагогике Основные компоненты исследования (объект, предмет, проблема, цель, задачи, гипотеза  исследования )направления

Слайд 44ЛОГИКА ИССЛЕДОВАНИЯ:
Установление объекта изучения.
Постановка и формирование проблемы. Определение предмета.
Определение цели

и задач исследования. Выдвижение гипотезы.
Построение плана исследования (выбор методов и

процедур).
Проверка гипотезы.
Оформление результатов исследования.
Определение сферы применения найденного решения.
Проверка и уточнение выводов.

ЛОГИКА ИССЛЕДОВАНИЯ:Установление объекта изучения.Постановка и формирование проблемы. Определение предмета.Определение цели и задач исследования. Выдвижение гипотезы.Построение плана исследования

Слайд 45Требования к элементам исследования

Требования к элементам исследования

Слайд 46Требования к элементам исследования

Требования к элементам исследования

Слайд 47Методы исследования
Выбор методов зависит от проблемы, цели, задач, предмета, гипотезы

исследования и определяет характер необходимых операций на разных этапах исследования.

Методы исследованияВыбор методов зависит от проблемы, цели, задач, предмета, гипотезы исследования и определяет характер необходимых операций на

Слайд 48принципы отбора методов исследования
использование разнообразных взаимодополняющих методов исследования, неоднократная

проверка полученных данных,
соответствие методов исследования существу изучаемого явления и возможностям

исследуемых и исследователя,
запрет применения методов исследования, противоречащих нравственным нормам, способных нанести вред исследуемым и процессу.
Методологическое обоснование выбора методов исследования: деятельностный, личностный, системный.
принципы отбора методов исследования использование разнообразных взаимодополняющих методов исследования, неоднократная проверка полученных данных,соответствие методов исследования существу изучаемого

Слайд 49Группы методов педагогического исследования:

Группы методов педагогического исследования:

Слайд 50Группы методов педагогического исследования:

Группы методов педагогического исследования:

Слайд 51Изучение и обобщение передового педагогического опыта:
Объекты изучения: массовый опыт,

отрицательный опыт, передовой опыт.
Виды передового педагогического опыта: новаторство, мастерство.
Критерии передового

опыта:
Новизна,
Результативность и эффективность,
Соответствие требованиям педагогики, методик,…
Стабильность и повторяемость результатов в течение длительного промежутка времени,
Воспроизводимость опыта,
Оптимальность опыта в ЦПП
Изучение и обобщение передового педагогического опыта: Объекты изучения: массовый опыт, отрицательный опыт, передовой опыт.Виды передового педагогического опыта:

Слайд 52Алгоритм изучения и обобщения передового педагогического опыта:
Описание опыта на основе

наблюдения, бесед,…
Классификация наблюдаемых явлений,
Установление причинно – следственных связей и механизма

взаимодействия различных сторон явления,
Внедрение опыта через: наставничество; педагогические практикумы, семинары, тренинги; различные формы обобщения (доклады, брошюры),
Статьи, бюллетени, методические разработки,…
Алгоритм изучения и обобщения передового педагогического опыта:Описание опыта на основе наблюдения, бесед,…Классификация наблюдаемых явлений,Установление причинно – следственных

Слайд 53 Этапы исследования
Изучение состояния проблемы (литературный обзор), на основании чего производится

постановка проблемы, выбор объекта и предмета исследования.
Разработка или уточнение обшей

исходной концепции (построение модели изучаемого явления или объекта), на основании которой выдвигаются гипотезы.
Планирование эмпирического исследования. Определение целей и задач исследования, определение экспериментальных планов, выбор методов и методик, определение математических методов обработки данных и др.
Этапы исследования Изучение состояния проблемы (литературный обзор), на основании чего производится постановка проблемы, выбор объекта и

Слайд 54 Этапы исследования (2)
Изучение состояния проблемы (литературный обзор), на основании Сбор

экспериментальных данных и их описание. В теоретическом исследовании - поиск

и отбор фактов, их систематизация.
Обработка полученных данных.
Оценивание результатов проверки гипотезы, интерпретация результатов в рамках исходной исследовательской концепции (модели). Опровержение или подтверждение гипотезы.
Соотнесение результатов с существующими в науке концепциями и теориями. Формулирование общих выводов. Оценка перспектив дальнейшей разработки проблемы.

Этапы исследования (2) Изучение состояния проблемы (литературный обзор), на основании Сбор экспериментальных данных и их описание.

Слайд 55Структура научно-исследовательской работы
. Титульный лист.
Оглавление.
Введение.
Теоретический раздел (обзорные главы, завершающиеся определением

проблем и гипотез исследования).
Эмпирический раздел (описание эксперимента, исследования).
Заключение (выводы, рекомендации).
Список

литературы.
Приложения (если они имеются).
Структура научно-исследовательской работы. Титульный лист.Оглавление.Введение.Теоретический раздел (обзорные главы, завершающиеся определением проблем и гипотез исследования).Эмпирический раздел (описание эксперимента,

Слайд 56Характеристика структурных элементов
Титульный лист является визитной карточкой работы и соответственно

оформляется.
Формулировка названия научно-исследовательской работы должна отражать его проблему и состоять

не более чем из 7-9 слов. В названии следует избегать, таких слов, как «анализ», «изучение» и т. п., так как каждое исследование подразумевает такую работу.
Пример неправильно сформулированной темы: «Изучение развития способностей ….. детей».
Пример правильно сформулированной темы: «Развитие способностей …детей»

Характеристика структурных элементовТитульный лист является визитной карточкой работы и соответственно оформляется.Формулировка названия научно-исследовательской работы должна отражать его

Слайд 57Выбор темы:
просмотр аналитических обзоров достижений науки, сделанных ведущими специалистами (в

конце таких обзоров часто указываются нерешенные проблемы);
выбор темы, близкой к

проблематике ранее выполненных исследований, с использованием новых, более совершенных методов;
проверка одной из гипотез, выдвинутых, но не проверенных ранее исследователями;
ознакомление со специальной литературой и периодическими изданиями;
консультации с руководителем для выявления малоизученных проблем и вопросов, имеющих актуальное значение.

Выбор темы:просмотр аналитических обзоров достижений науки, сделанных ведущими специалистами (в конце таких обзоров часто указываются нерешенные проблемы);выбор

Слайд 58Характеристика структурных элементов
Оглавление научно-исследовательской работы включает названия разделов работы с

указанием страниц начала каждого из структурных разделов (главы, параграфа и

других подразделов).

Введение отражает основные характеристики работы: проблему исследования, его актуальность, методологические основы, цель, объект и предмет исследования, гипотезу, задачи, используемые методы и базу исследования.
Несмотря на то, что Введение является первой частью работы, эта часть текста пишется дважды, в начале и в конце. Общий текст введения не должен превышать трех-пяти страниц.

Характеристика структурных элементовОглавление научно-исследовательской работы включает названия разделов работы с указанием страниц начала каждого из структурных разделов

Слайд 59актуальность исследования:
необходимость дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению;
потребность в

новых фактах, которые позволят расширить, теорию и сферу ее применения:
потребность

в более эффективных диагностических и исследовательских методах, способных обеспечить получение новых данных;
потребность в разработке методов, имеющих более широкие возможности;
потребность в разработке рекомендаций или в решении практических проблем на основе использования знаний.
актуальность исследования:необходимость дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению;потребность в новых фактах, которые позволят расширить, теорию и

Слайд 60формулировка цели:
разработать понятие, выявить условия, особенности, возможности;
установить различия, причины;


экспериментально проверить;
выделить и теоретически обосновать;
охарактеризовать особенности;
изучить процесс,

особенности; обосновать и проверить; разработать и внедришь; создать модель; охарактеризовать.
формулировка цели:разработать понятие, выявить условия, особенности, возможности; установить различия, причины; экспериментально проверить; выделить и теоретически обосновать; охарактеризовать

Слайд 61Гипотеза
формулируется в соответствии с поставленной целью исследования, как конкретизация этой

цели.
Чем конкретнее выдвинутое предположение, тем целенаправленнее и эффективнее будет

работа, тем яснее и однозначнее будут ее результаты.
В качестве гипотезы может быть выдвинуто предположение о существовании или отсутствии какого-либо явления, взаимосвязи, свойства, степени выраженности этого свойства, об условиях возникновения и проявления этого свойства и степени его выраженности.
Гипотезаформулируется в соответствии с поставленной целью исследования, как конкретизация этой цели. Чем конкретнее выдвинутое предположение, тем целенаправленнее

Слайд 62Характеристика структурных элементов
Содержание теоретического раздела составляет анализ литературы по проблеме исследования.
Описывается

состояние проблемы, ее представленность в истории науки и в современных

работах. Приводятся мнения авторов-исследователей, выражается собственное отношение к изложенным точкам зрения. Важно отметить, как эти взгляды помогают раскрыть проблему.
При необходимости изложения разнородного материала он объединяется в отдельные параграфы
Характеристика структурных элементовСодержание теоретического раздела составляет анализ литературы по проблеме исследования. Описывается состояние проблемы, ее представленность в истории науки

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика