Разделы презентаций


Методология педагогической науки и методологическая культура педагога

Содержание

Вопросы для рассмотренияПонятие «методология педагогической науки»Методология как система знаний и как деятельностьУровни методологииСферы реализации методологии педагогикиМетодологическая культура научного работника и педагога-практикаСовременные методологические подходы в педагогике

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Методология педагогической науки и методологическая культура педагога

Методология педагогической науки и методологическая культура педагога

Слайд 2Вопросы для рассмотрения
Понятие «методология педагогической науки»
Методология как система знаний и

как деятельность
Уровни методологии
Сферы реализации методологии педагогики
Методологическая культура научного работника и

педагога-практика
Современные методологические подходы в педагогике
Вопросы для рассмотренияПонятие «методология педагогической науки»Методология как система знаний и как деятельностьУровни методологииСферы реализации методологии педагогикиМетодологическая культура

Слайд 3Понятие о методологии педагогической науки
Методология (от греч. methodos –

путь исследования или познания, теория, учение и logos -

слово, понятие):
1) система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности;
2) учение о научном методе познания;
3) совокупность методов, применяемых в какой-либо науке
Понятие о методологии педагогической науки Методология (от греч. methodos – путь исследования или познания, теория, учение и

Слайд 4Понятие о методологии педагогической науки
В широком смысле ее трактуют как

систему принципов и способов построения теоретической и практической деятельности, а

также как учение об этой системе
Согласно другому, тоже широкому, определению — это учение о методе научного познания и преобразования мира
Понятие о методологии педагогической наукиВ широком смысле ее трактуют как систему принципов и способов построения теоретической и

Слайд 5Понятие о методологии педагогической науки
В современной литературе речь идет прежде

всего о методологии научного познания, которую понимают как учение о

принципах построения, формах и способах научно-исследовательской деятельности
В педагогике методологию определяют как учение о принципах, методах, формах и процедурах познания, научно-педагогической деятельности
Понятие о методологии педагогической наукиВ современной литературе речь идет прежде всего о методологии научного познания, которую понимают

Слайд 6Понятие о методологии педагогической науки
Методология - не только и не

столько система знаний, сколько сфера деятельности по производству методологических знаний
Таким

образом, методология — это не только «учение» как совокупность знаний, но и область познавательной деятельности
Понятие о методологии педагогической наукиМетодология - не только и не столько система знаний, сколько сфера деятельности по

Слайд 7Понятие о методологии педагогической науки
Четкое определение было дано Михаилом Александровичем

Даниловым:
«Методология педагогики есть система знаний об основаниях и структуре

педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих... педагогическую действительность...»
Понятие о методологии педагогической наукиЧеткое определение было дано Михаилом Александровичем Даниловым: «Методология педагогики есть система знаний об

Слайд 8Понятие о методологии педагогической науки
Но поскольку в нем не отражен

деятельностный аспект методологии, следует добавить: «...а также система деятельности по

получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества специально-научных педагогических исследований» (Володар Викторович Краевский)
Понятие о методологии педагогической наукиНо поскольку в нем не отражен деятельностный аспект методологии, следует добавить: «...а также

Слайд 9Понятие о методологии педагогической науки
Таким образом, в методологии педагогики как

бы два лица — «знаниевое» (знание о научном познании) и

«деятельностное» (процесс выработки такого знания)
Понятие о методологии педагогической наукиТаким образом, в методологии педагогики как бы два лица — «знаниевое» (знание о

Слайд 10Предмет методологии педагогики
Предмет методологии педагогики — это соотношение между

педагогической действительностью и ее отражением в педагогической науке

Предмет методологии педагогики Предмет методологии педагогики — это соотношение между педагогической действительностью и ее отражением в педагогической

Слайд 11Уровни методологии

Уровни методологии

Слайд 12Уровни методологии
Содержание первого, высшего, философского уровня составляют общие принципы познания

и категориальный аппарат науки в целом
Второй уровень, общенаучная методология,

представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин (системный подход, деятельностный подход, характеристика разных типов научных исследований, их этапы и элементы: гипотеза, объект и предмет исследования, цель, задачи и т.д.).
Уровни методологииСодержание первого, высшего, философского уровня составляют общие принципы познания и категориальный аппарат науки в целом Второй

Слайд 13Уровни методологии
Третий уровень, конкретно-научная методология, т.е. совокупность методов, принципов исследования

и процедур, применяемых в той или иной специальной дисциплине, например,

в педагогике
Четвертый уровень, технологическая методология, составляют методика и техника исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания
Уровни методологииТретий уровень, конкретно-научная методология, т.е. совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной

Слайд 14Сферы реализации методологии педагогики

Сферы реализации методологии педагогики

Слайд 15Методологическая культура педагога
Методологическая культура — это культура мышления, основанная

на методологических знаниях, необходимой частью которой является рефлексия
Методологическая культура

нужна не только научному работнику. Такая культура нужна практике не меньше, чем науке
Ученый и учитель пользуются методологическими знаниями по-разному
Различие между методологической культурой ученого и учителя обусловлено тем, что первый производит научные педагогические знания, а второй их использует
Методологическая культура педагога Методологическая культура — это культура мышления, основанная на методологических знаниях, необходимой частью которой является

Слайд 16Методологическая культура педагога
В содержание методологической культуры педагога-исследователя входят:
методологическая рефлексия

(умение анализировать собственную научную деятельность);
способность к научному обоснованию, критическому осмыслению

и творческому применению определенных концепций, форм и методов познания, управления, конструирования
Методологическая культура педагога В содержание методологической культуры педагога-исследователя входят:методологическая рефлексия (умение анализировать собственную научную деятельность);способность к научному

Слайд 17Методологическая культура педагога
Основными составными частями методологической культуры педагога-практика являются:
проектирование

и конструирование учебно-воспитательного процесса;
осознание, формулирование и творческое решение педагогических задач;
методическая

рефлексия
Методологическая культура педагога Основными составными частями методологической культуры педагога-практика являются:проектирование и конструирование учебно-воспитательного процесса;осознание, формулирование и творческое

Слайд 18Методологическая культура педагога
Общим и для того, и для другого

является:
решение интеллектуальных задач в области педагогики,
обоим требуются умения видеть

проблему и соотносить с ней фактический материал,
умение выдвинуть предположение и мысленно представить себе последствия его реализации,
умение распределить решение задачи на шаги в оптимальной последовательности и т. п.

При этом самым важным признаком методологической культуры учителя остается умение и желание пользоваться научными педагогическими знаниями для анализа и совершенствования своей работы
Методологическая культура педагога Общим и для того, и для другого является:решение интеллектуальных задач в области педагогики, обоим

Слайд 19Методологическая культура педагога
Методологическая грамотность — это предпосылка плодотворной работы

учителя
Учителю важно представлять себе, как связаны педагогическая наука и

практика, какое место занимает педагог в системе этой связи, какое применение могут найти методы исследования в его практической работе
Методологическая культура педагога Методологическая грамотность — это предпосылка плодотворной работы учителя Учителю важно представлять себе, как связаны

Слайд 20Современные методологические подходы в педагогике
Системный подход
Синергетический подход
Средовой подход
Культурологический подход
Личностный подход
Деятельностный

подход
Антропологический подход
Аксиологический подход и др.

Современные методологические подходы в педагогикеСистемный подходСинергетический подходСредовой подходКультурологический подходЛичностный подходДеятельностный подходАнтропологический подходАксиологический подход и др.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика