Слайд 1Методы
биологических
исследований
Слайд 2Метод – это путь исследования, который проходит ученый, решая какую-либо
научную задачу, проблему.
Слайд 3Описательный метод
Заключается в сборе фактического материала и его описании.
Этот метод утвердился в
биологии в XVIII веке и используется
в настоящее время в зоологии, ботанике, микологии, экологии, этологии.
Слайд 4Наблюдение
метод, с помощью которого исследователь собирает информацию об объекте в
естественных или искусственных условиях. Наблюдение протекает без вмешательства исследователя в
его ход
Слайд 5Сравнительный метод
заключается в сравнении изучаемых организмов, их структур и функций между собой
с целью выявления сходств и различий Сравнение, даёт возможность найти
закономерности, общие для разных явлений
Слайд 6Исторический метод
на основе данных о современном органическом мире и его
прошлом познаются процессы развития живой природы. Устанавливаются взаимосвязи между фактами,
процессами, явлениями, происходившими на протяжении исторически длительного времени (несколько миллиардов лет).
Слайд 7Эксперимент (опыт)
изучение свойств биологических объектов в контролируемых условиях. Эксперимент – это
получение новых знаний с помощью поставленного опыта Примерами экспериментов являются
скрещивания животных или растений с целью получения нового сорта или породы, проверка нового лекарства, выявление роли какого-либо органоида клетки
Слайд 8Эксперименты бывают полевые и лабораторные.
Полевые эксперименты осуществляют в естественных
условиях: на экспериментальных участках изучают действие определенных веществ на рост
растений, испытывают меры борьбы с вредителями, исследуют влияние хозяйственной деятельности человека на природные экосистемы
Лабораторные эксперименты
проводятся в специально
оборудованных помещениях
(лабораториях)
Слайд 9Моделирование
имитирование процессов, недоступных для непосредственного наблюдения или экспериментального воспроизведения. Mетод
при котором создается некий образ объекта, модель, с помощью которой
ученые получают необходимые сведения об объекте. Как правило изучаются явления которые нельзя воспроизвести экспериментально
Слайд 10Моделирование
Например: последствия атомной войны или последствия строительства плотины и водохранилища
в данной местности, модель динамики численности хищник-жертва (математическая модель Лотки-Вольтерры).
При установлении структуры молекулы ДНК Джеймс Уотсон и Френсис Крик создали из пластмассовых элементов модель – двойную спираль ДНК, отвечающую данным рентгенологических и биохимических исследований. Эта модель вполне удовлетворяла требованиям, предъявляемым к ДНК.
Слайд 11Инструментальные методы
Микроскопия световая и электронная.
Слайд 12Инструментальные методы
Центрифугирование – разрушенные клетки помещают в центрифугу — прибор,
в котором пробирки с клеточным материалом вращаются на очень высокой
скорости.
Слайд 13Разные клеточные структуры имеют различные массу, размеры и плотность, поэтому
под действием центробежной силы в растворах определенных веществ (например, сахарозы
или хлорида цезия) они оседают с разной скоростью и останавливаются в определенном слое жидкости, что дает возможность отделить одни частицы от других. Таким методом отделяют митохондрии, рибосомы и другие органоиды клетки.
Слайд 14Метод меченых атомов
Метод основан на применении радиоактивных индикаторов. Его сущность
заключается в том, что радиоактивные изотопы, добавленные к неактивным атомам,
как бы метят их, позволяя следить за ходом течения различных процессов, в которых участвуют эти атомы.
Через определенные промежутки времени с помощью специальных приборов наблюдают за распределением радиоактивного изотопа в тканях организма.
Метод меченых атомов позволяет биологам и медикам изучить физиологические процессы в условиях эксперимента.
Слайд 15Позитронно-эмиссионная томография
Слайд 16Распределение радиоактивного изотопа в тканях организма
Слайд 17Статистический
Статистический (математический) метод применяется для обработки числовых данных, полученных с помощью
других методов (эмпирических). Используют также для проверки степени достоверности полученных
результатов.
Слайд 19Генеалогический метод
составление родословных. После составления родословной проводится её анализ с
целью установления характера наследования изучаемого признака
Слайд 20Близнецовый метод
Чаще используют монозиготных (однояйцевых) близнецов. Наблюдения за ними дают
материал для выяснения роли: наследственности (нарушение внутриутробного развития) и среды в развитии
признаков. Причём под внешней средой понимают не только физические факторы, но и социальные условия. Благодаря близнецовому методу, была выяснена наследственная предрасположенность к шизофрении, эпилепсии, сахарному диабету.
Слайд 21Цитогенетический (цитологический) метод
основан на исследовании строения клетки и ее структур(
хромосом) под микроскопом. Выявляются хромосомные и геномные нарушения
Слайд 22Биохимический метод
Исследование химических процессов, происходящих в организме, позволяет обнаружить нарушения
в обмене веществ, вызванные изменением генов и, как следствие изменение
активности различных ферментов.
Слайд 24Гибридизация
Неродственная (аутбридинг)
У животных скрещивание отдаленных пород,
отличающихся контрастными признаками, для получения гетерозиготных популяций и проявления гетерозиса.
Получается бесплодное потомство. У растений внутривидовое, межвидовое, межродовое скрещивание, ведущее к гетерозису, для получения гетерозиготных популяций, а также высокой продуктивности.
Слайд 25Близкородственная (инбридинг)
У животных проводят скрещивание между близкими
родственниками для получения гомозиготных (чистых) линий с желательными признаками.
У растений: самоопыление у перекрестноопыляющихся растений путем искусственного воздействия для получения гомозиготных (чистых) линий
Слайд 26Отбор
Массовый У животных не применяется.
У растений
применяется в отношении перекрестноопыляющихся растений.
Индивидуальный У животных применяется жесткий индивидуальный отбор по хозяйственно ценным признакам, выносливости, экстерьеру. У растений применяется в отношении самоопыляющихся растений, выделяются чистые линии – потомство одной самоопыляющейся особи.
Слайд 27мутагенез
Осуществляется путём применения ионизирующих излучений и химических мутагенов, которые значительно
увеличивают число мутаций.
Таким образом, учёные пытаются получить организмы с новыми
полезными свойствами.
Слайд 28ПОЛИПЛОИДИЯ
Увеличение числа наборов хромосом в клетках организма, кратное гаплоидному. Полиплоидия
может возникнуть при нерасхождении хромосом в мейозе. В этом случае половая клетка получает
полный (нередуцированный) набор хромосом соматической клетки (2n). При слиянии такой гаметы с нормальной (n) образуется триплоидная зигота (3n), из которой развивается триплоид. Если обе гаметы несут по диплоидному набору, возникает тетраплоид.
Слайд 29Методы селекционно-генетической работы И. В. Мичурина
Слайд 30Метод ментора
Воспитание в гибридном сеянце желательных качеств (усиление доминирования),
для чего сеянец прививается на растение-воспитатель, от которого эти качества
хотят получить. Чём ментор старше, мощнее, длительнее действует, тем его влияние сильнее
Пример:
яблоня Китайка (подвой)X гибрид
(Китайка Х Кандиль-синап) =
Кандиль-синап (морозостойкий)
Слайд 31Метод посредника
При отдаленной гибридизации для преодоления нескрещиваемости использование дикого
вида в качестве посредника
Пример: дикий монгольский миндаль Х
дикий персик Давида = миндаль Посредник
Культурный персик X миндаль Посредник = гибридный персик (продвинут на север)
Слайд 32Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав
соответствующий термин.
Слайд 33Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав
соответствующий термин.
Слайд 34Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав
соответствующий термин.
Слайд 35Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав
соответствующий термин.
Слайд 36Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав
соответствующий термин.
Слайд 37Рассмотрите внимательно рисунок и ответьте на вопросы.
1. Что изображено на
рисунке?
2. Каким методом получено это изображение?
3. Какие преимущества и недостатки
есть у этого метода по сравнению с альтернативными методами?
Слайд 38Рассмотрите внимательно рисунок и ответьте на вопросы.
1. Что изображено на
рисунке?
2. Каким методом получено это изображение?
3. Какие преимущества и недостатки
есть у этого метода по сравнению с альтернативными методами?