Слайд 2Методы экспертных оценок
Сущность метода экспертных оценок заключается в проведении экспертами
интуитивно-логического анализа проблемы с количественной оценкой суждений и формальной обработкой
результатов.
Получаемое в результате обработки обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы.
Слайд 3Принципы проведения МЭО
Научно обоснованная организация проведения всех этапов экспертизы
Применение количественных
методов
Слайд 4Два класса проблем
Проблемы, в отношении которых имеется достаточный информационный потенциал
Проблемы,
в отношении которых информационный потенциал знаний недостаточен для уверенности в
справедливости указанных гипотез
Слайд 5Области применения МЭО
Составление перечня возможных событий в различных областях
за определенный промежуток времени;
Определение наиболее вероятных интервалов
времени свершения совокупности событий;
Определение целей и задач управления с упорядочением их по степени важности;
Определение альтернативных (вариантов решения задачи с оценкой их предпочтения;
Альтернативное распределение ресурсов для решения задач с оценкой их предпочтительности;
Альтернативные варианты принятия решений в определенной ситуации с оценкой их предпочтительности.
Слайд 7Метод интервью
Беседа прогнозиста с экспертом (вопрос—ответ) по заранее разработанной программе.
Успех оценки зависит от способности эксперта экспромтом давать заключение по
разным вопросам.
Слайд 8Аналитический метод
Тщательная самостоятельная работа эксперта над анализом тенденций, оценкой состояния
и путей развития прогнозируемого объекта.
Эксперт может использовать всю необходимую
ему информацию об объекте прогноза. Свои выводы он оформляет в виде докладной записки.
Слайд 9Групповые методы
Рабочая группа назначает экспертов, которые дают ответы на поставленные
вопросы, касающиеся перспектив развития данного объекта.
Количество экспертов: от 10
до 150 человек в зависимости от сложности объекта.
Определяется цель прогноза, разрабатываются вопросы для экспертов.
Слайд 10Особенности
Использование совокупности оценок относительной важности, сделанных экспертами по каждому из
оцениваемых направлений научных исследований.
Оценки важности выражается в баллах и
могут принимать значения от 0 до 1, от 0 до 10, от 0 до 100 и т.д.
Слайд 11Мозговой штурм
Вначале генерация идей
Затем их деструктурирование (разрушение, критику) с выдвижением
контр-идей и выработкой согласованной точки зрения.
Слайд 126-3-5
Шесть участников, каждый из которых должен записать три идеи в
течение пяти минут.
Лист ходит по кругу. За полчаса каждый
эксперт запишет в свой актив 18 идей, а все вместе — 108
Слайд 13Дельфи
Индивидуальный опрос экспертов проводится в форме анкет-вопросников.
Статистическая обработка и
формирование коллективного мнение группы, выявляются и обобщаются аргументы в пользу
различных суждений.
Обработанная информация сообщается экспертам, которые могут корректировать оценки, объясняя при этом причины своего несогласия с коллективным суждением. Эта процедура может повторяться до 3—4 раз.
В результате происходит сужение диапазона оценок и вырабатывается согласованное суждение относительно перспектив развития объекта.
Слайд 14Особенности метода Дельфи
Анонимность экспертов (участники экспертной группы неизвестны друг другу,
взаимодействие членов группы
при заполнении анкет полностью исключается).
Возможность использования результатов предыдущего
тура
опроса.
Статистическая характеристика группового мнения.
Слайд 15Метод комиссий
Группы экспертов за «круглым столом» обсуждают ту или иную
проблему с целью согласования точек зрения и выработки единого мнения.
Недостаток этого метода заключается в том, что группа экспертов в своих суждениях руководствуется в основном логикой компромисса.
Слайд 16Метод сценариев
Основан на определении логики процесса или явления во времени
при различных условиях.
Слайд 17Морфологический анализ
Систематизированное рассмотрение характеристик объекта, методом «морфологического ящика», который строится
в виде дерева целей или матрицы, в клетки которой вписаны
соответствующие параметры.
Последовательное соединение параметра первого уровня с одним из параметров последующих уровней представляет собой возможное решение проблемы.
Общее количество возможных решений равно произведению числа всех параметров, представленных в «ящике», взятых по строкам.
Путем перестановок и различных сочетаний можно выработать вероятностные характеристики объектов.