Слайд 1
«Методы и способы решения задания 19 ОГЭ
по информатике»
Слайд 2Спецификатор
Часть 2 содержит 2 задания высокого уровня сложности. Задания этой
части подразумевают практическую работу учащихся за компьютером с использованием специального
программного обеспечения. Результатом исполнения каждого задания является отдельный файл.
Материал на проверку сформированности умений применять свои знания в новой ситуации входит в часть 2 работы. Это следующие сложные умения:
разработка технологии обработки информационного массива с использованием средств электронной таблицы или базы данных;
Слайд 3Спецификатор
Задания части 2 направлены на проверку практических навыков по
работе с информацией в текстовой и табличной формах, а также
на умение реализовать сложный алгоритм
На выполнение заданий части 2 рекомендуется отводить 1 час 15 минут (75 минут). На выполнение задания 19 рекомендуется 30 минут.
Слайд 4Для работы в Excel надо знать основные принципы записи адреса
ячейки и правила копирования формул и ещё несколько формул для
обработки.
В 19 задании чаще всего задаются несколько вопросов и в зависимости от вопроса целесообразно использовать либо одну, либо другую формулу (предварительно нажав в нужной ячейке знак «=» равно). Формулы находятся на вкладке «Формулы» в верхней части листа, так можно вводить и с клавиатуры.
Слайд 51.Если в условии задачи необходимо найти количество чего-либо, то используем
функцию СЧЁТЕСЛИ(диапазон; критерий)
2.Если в условии задачи необходимо найти процент чего-либо, то используем функции СУММЕСЛИ(диапазон,
условие, [диапазон_суммирования]),
СЧЁТЕСЛИ(диапазон; критерий),
ЕСЛИ(лог_выражение; [значение_если_истина]; [значение_если_ложь]) и пр.
3.Если в задании необходимо проверить одновременное выполнение двух условий, то можно использовать функции
ЕСЛИ(лог_выражение; [значение_если_истина]; [значение_если_ложь])
И(логическое_значение1, [логическое_значение2], ...)
4.Если в задаче необходимо найти среднее чего-либо, то используем функции СУММЕСЛИ(диапазон, условие, [диапазон_суммирования]),
СЧЁТЕСЛИ(диапазон; критерий),
Слайд 6Формулы
ЕСЛИ(IF)
Возвращает одно значение, если заданное условие при вычислении дает значение
ИСТИНА, и другое значение, если ЛОЖЬ.
Функция ЕСЛИ используется при проверке
условий для значений и формул.
Синтаксис
ЕСЛИ(лог_выражение;значение_если_истина;значение_если_ложь)
Например, =ЕСЛИ(И(D2<50;C2<50);1;0)
Значение формулы может являться число, текст и формула
Логическая операция
(может быть И(AND), ИЛИ(OR),НЕ(NOT))
Слайд 7Формулы
СУММ(SUM)
Суммирует все числа в интервале ячеек.
Синтаксис
СУММ(число1;число2; ...)
Число1, число2,... — от
1 до 30 аргументов, для которых требуется определить итог или
сумму.
Например, =СУММ(A2:A4)
Диапазон ячеек, сумму которых необходимо найти, начиная с А2 и до А4 включительно
Слайд 8Формулы
СУММЕСЛИ (SUMIF)
Суммирует ячейки, заданные критерием.
Синтаксис
СУММЕСЛИ(диапазон;критерий;диапазон_суммирования)
Например, =СУММЕСЛИ(A2:A5;">160000";B2:B5)
Диапазон — диапазон вычисляемых ячеек.
Критерий — критерий
в форме числа, выражения или текста, определяющего суммируемые ячейки. Например,
критерий может быть выражен как 32, "32", ">32", "яблоки".
Диапазон_суммирования — фактические ячейки для суммирования.
Если «диапазон_суммирования» опущен,
то суммируются ячейки в аргументе «диапазон».
160000";B2:B5)Диапазон — диапазон вычисляемых ячеек.Критерий — критерий в форме числа, выражения или текста, определяющего суммируемые ячейки. Например, критерий может быть выражен как 32, "32", ">32", "яблоки".Диапазон_суммирования — фактические ячейки для суммирования.Если «диапазон_суммирования» опущен, то суммируются ячейки в аргументе «диапазон».">160000";B2:B5)Диапазон — диапазон вычисляемых ячеек.Критерий — критерий в" alt="ФормулыСУММЕСЛИ (SUMIF)Суммирует ячейки, заданные критерием.СинтаксисСУММЕСЛИ(диапазон;критерий;диапазон_суммирования)Например, =СУММЕСЛИ(A2:A5;">160000";B2:B5)Диапазон — диапазон вычисляемых ячеек.Критерий — критерий в форме числа, выражения или текста, определяющего">
Слайд 9Формулы
СЧЁТЕСЛИ
Подсчитывает количество ячеек внутри диапазона, удовлетворяющих заданному критерию.
Синтаксис
СЧЁТЕСЛИ(диапазон;критерий)
Например, =СЧЕТЕСЛИ(B2:B5;">55")
Диапазон — диапазон,
в котором нужно подсчитать ячейки.
Критерий — критерий в форме числа, выражения
или текста, который определяет, какие ячейки надо подсчитывать. Например, критерий может быть выражен следующим образом: 32, "32", ">32", "яблоки".
55")Диапазон — диапазон, в котором нужно подсчитать ячейки.Критерий — критерий в форме числа, выражения или текста, который определяет, какие ячейки надо подсчитывать. Например, критерий может быть выражен следующим образом: 32, "32", ">32", "яблоки".">55")Диапазон — диапазон, в" alt="ФормулыСЧЁТЕСЛИПодсчитывает количество ячеек внутри диапазона, удовлетворяющих заданному критерию.СинтаксисСЧЁТЕСЛИ(диапазон;критерий)Например, =СЧЕТЕСЛИ(B2:B5;">55")Диапазон — диапазон, в котором нужно подсчитать ячейки.Критерий — критерий в">
Слайд 10Задание 19 №1 ОГЭ по информатике
Выполните задание
Откройте файл с данной
электронной таблицей (Рабочий стол/Решение задания 19 ОГЭ по информатике/Задание1).
На
основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
1. Сколько продуктов в таблице содержат меньше 50 г углеводов и
меньше 50 г белков? Запишите число этих продуктов в ячейку H2
таблицы.
2. Какова средняя калорийность продуктов с содержанием жиров
менее 1 г? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H3 таблицы с
точностью не менее двух знаков после запятой
Слайд 11Определим: Сколько продуктов в таблице содержат меньше 50 г углеводов
и меньше 50 г белков.
В данном задании 2 условия:
углеводов < 50, белков < 50.
Используем столбец F для дополнительных вычислений.
Напротив каждого продукта будем писать 1, если условия выполняются, 0 — если условия не выполняются. Обратим внимание на союз, соединяющий эти условия — И. Т.е. данные условия должны выполняться одновременно и условие 1 и условие 2.
Для реализации этого воспользуемся функцией ЕСЛИ ( условие;если истина; если ложь):
Логическое выражение в нашем случае сложное — состоит из двух: углеводов < 50, белков < 50. Для ячейки F2 формула будет выглядеть следующим образом И(D2<50;C2<50). Два условия помещаются в скобки и разделяются точкой с запятой. Перед скобкой стоит союз И.
Значение_если_истина — ставим 1
Значение_если_ложь — ставим 0
F2=ЕСЛИ(И(D2<50;C2<50);1;0)
Используя автозаполнение, копируем ячейку с формулой в ячейки F3:F1001. Получили в ячейках единицу, где условия выполняются, ноль — где нет.
Слайд 121. Сколько продуктов в таблице содержат меньше 50 г углеводов
и меньше 50 г белков? Запишите число этих продуктов в
ячейку H2 таблицы.
Windows Excel
F2=ЕСЛИ(И(D2<50;C2<50);1;0)
Скопируем формулу во все ячейки диапазона F3:F1001
Слайд 13Windows Excel
H2=СУММ(F2:F1001)
Остается с помощью функции СУММ
( ) суммировать единички в диапазоне F2:F1001 и мы получим количество таких продуктов, удовлетворяющих двум условиям. Записываем формулу =СУММ(F2:F1001) в ячейку H2
(так указано в задании).
Слайд 141. Сколько продуктов в таблице содержат меньше 50 г углеводов
и меньше 50 г белков? Запишите число этих продуктов в
ячейку H2 таблицы.
Слайд 15Вопрос 2
Определим: Какова средняя калорийность продуктов с содержанием жиров менее
1 г.
Для ответа на вопрос нужно выполнить три действия:
1. Найти
общую сумму калорий продуктов с содержанием жиров менее 1 г.
2. Выделить из всего списка продуктов те, которые удовлетворяют поставленным условиям (содержание жиров менее 1 г.)
3. Найти среднюю калорийность выбранных продуктов
Для выполнения первого пункта нам потребуются дополнительные ячейки: возьмем столбец H для промежуточных вычислений. Выберем из общего списка продукты, удовлетворяющие требованию с помощью функции СУМЕСЛИ (диапазон 1;условие;диапазон2условие;), т.е. диапазон 1 сравнивает количество жиров меньше 1г., а диапазон 2 складывает калории.
Запишем в ячейку Н5 формулу: H5=СУММЕСЛИ(B2:B1001;"<1";E2:E1001)
Используя автозаполнение копируем формулу для каждого продукта.
Слайд 16Теперь как посчитать количество продуктов с содержанием жиров меньше 1г.
Используем функцию СЧЁТЕСЛИ(диапазон;условие) т.е диапазон будет с жирами,а условие меньше
1 г.
=СЧЁТЕСЛИ(B2:B1001;"<1") запишем в ячейку Н6
В ячейке Н3 найдем среднее арифметическое полученных значений , сумму поделим на количество, т.е. первая функция нашла сумму калорий, вторая посчитала все ячейки с количеством жиров менее 1 г.
Слайд 172. Какова средняя калорийность продуктов с содержанием жиров менее 1
г? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H3 таблицы
с точностью не менее двух знаков после запятой
Windows Excel
H5=СУММЕСЛИ(B2:B1001;"<1";E2:E1001)
H6= СЧЁТЕСЛИ(B2:B1001;"<1")
H3=H5/H6
Слайд 182. Какова средняя калорийность продуктов с содержанием жиров менее 1
г? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H3 таблицы
с точностью не менее двух знаков после запятой
Слайд 19Задание 19 № 2 ОГЭ по информатике.
В электронную таблицу занесли
данные о тестировании учеников. Ниже приведены первые пять строк таблицы:
В столбце А записан округ, в котором учится ученик; в столбце В — фамилия; в столбце С — любимый предмет; в столбце D — тестовый балл. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 ученикам.
Выполните задание.
Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла (Рабочий стол/Решение задания 19 ОГЭ по информатике/Задание2). На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
1. Сколько учеников в Восточном округе (В) выбрали в качестве любимого предмета информатику? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку Н2 таблицы.
2. Каков средний тестовый балл у учеников Северного округа (С)? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку НЗ таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
Слайд 20
1. Сколько учеников в Восточном округе (В) выбрали в качестве
любимого предмета информатику? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку
Н2 таблицы.
Запишем в ячейку E2 следующую формулу =ЕСЛИ(A2="В";C2;0) и скопируем ее в диапазон E3:E1001. В ячейку столбца E будет записываться название предмета, если ученик из Восточного округа и «0», если это не так.
Применив операцию F=ЕСЛИ(E2="информатика";1;0) , получим столбец (F): с единицами и нулями.
Далее, используем операцию =СУММ(F2:F1001). Получим количество учеников, которые считают своим любимым предметом информатику.
Таких 10 человек.
Слайд 212. Каков средний тестовый балл у учеников Северного округа (С)?
Ответ на этот вопрос запишите в ячейку НЗ таблицы с
точностью не менее двух знаков после запятой.
Для ответа на второй вопрос используем операцию «ЕСЛИ».
Запишем в ячейку G2 следующее выражение: =ЕСЛИ(A2="С";D2;0),
в результате применения данной операции к диапазону ячеек G2:G1001, получим столбец, в котором записаны баллы только учеников Северного округа.
Сложив значения в ячейках, получим сумму баллов учеников: 56 737.
Найдём количество учеников Северного округа с помощью команды: запишем команду в ячейку F2 =СЧЁТЕСЛИ(A2:A1001;"С") , получим 105.
Разделив сумму баллов на количество учеников, получим: 540,352 — искомый средний балл.
Ответ: 1) 10; 2) 540,352.
Слайд 22
Задание 19 № 3 ОГЭ по информатике
На метеостанции данные о
погоде занесли в электронную таблицу. Ниже приведены первые пять строк
таблицы, в которую были занесены данные о погоде в период с января 2013 года по январь 2014 года.
Каждая строка таблицы содержит запись о погоде одного дня. В столбце A записана дата; в столбце B — температура воздуха; в столбце C — атмосферное давление; в столбце D – скорость ветра; в столбце E – облачность. Всего в электронную таблицу были занесены данные о погоде за 396 дней.
Выполните задание.
Откройте файл с данной электронной таблицей (Рабочий стол/Решение задания 19 ОГЭ по информатике/Задание3).
На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
1. Сколько дней в году температура была ниже –5 оС? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку Н2 таблицы.
2. Какова средняя скорость ветра в дни с облачностью 100%? Ответ на этот вопрос с точностью не менее двух знаков после запятой запишите в ячейку H3 таблицы.
Слайд 231. Сколько дней в году температура была ниже –5 оС? Ответ
на этот вопрос запишите в ячейку Н2 таблицы.
В ячейку H2
запишем формулу, определяющую, сколько дней за данный период было с температурой ниже –5 оС:
=СЧЁТЕСЛИ(B2:B397;"<–5")
Слайд 242. Какова средняя скорость ветра в дни с облачностью 100%?
Ответ на этот вопрос с точностью не менее двух знаков
после запятой запишите в ячейку H3 таблицы.
Для ответа на второй вопрос в столбце G для каждого дня запишем скорость ветра, если в этот день облачность 100%, и 0 в обратном случае. В ячейку G2 запишем формулу
=ЕСЛИ(E2=100;D2;"")
Скопируем формулу во все ячейки диапазона G2:G397.
Далее, чтобы определить среднюю скорость ветра, запишем формулу в ячейку H3:
=СРЗНАЧ(G2:G397)
Если задание выполнено правильно и при выполнении задания использовались файлы, специально подготовленные для проверки выполнения данного задания, то должны получиться следующие ответы:
на первый вопрос: 73; на второй вопрос: 1,58.
Слайд 25Задание 4.
В издательстве детских книг данные об изданных книгах
хранятся в электронной таблице. Ниже приведены первые пять строк таблицы.
Каждая
строка таблицы содержит запись об одной книге. В столбце A записан автор книги; в столбце B — название книги; в столбце C — год создания произведения; в столбце D — рейтинг книги. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 134 книгам в произвольном порядке.
Слайд 26Выполните задание.
Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных,
содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
1. Какое количество
произведений создано до 1910 года? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку E2 таблицы.
2. Какой процент книг, написанных позже 1950 года, имеют рейтинг выше 500? Ответ на этот вопрос с точностью не менее 2 знаков после запятой запишите в ячейку E3 таблицы.
Слайд 27Для ответа на первый вопрос в ячейку E2 запишем формулу
=СЧЁТЕСЛИ(C2:C135;"
ответа на второй вопрос в столбце F для каждой книги
запишем её рейтинг, если её издали позже 1950 года и 0 в обратном случае. В ячейку F2 запишем формулу =ЕСЛИ(C2>1950;D2;0))
Скопируем формулу во все ячейки диапазона F2:F135. Далее, чтобы определить книги, рейтинг которых больше 500, запишем в ячейку G2 формулу
=СЧЁТЕСЛИ(F2:F135;">500")
Сосчитаем количество книг, изданных позже 1950 года. В ячейку G3 запишем формулу =СЧЁТЕСЛИ(C2:C135;">1950")
Для получения окончательного ответа запишем в ячейку E3 формулу
=G2*100/G3
Если задание выполнено правильно и использовались файлы, специально подготовленные для проверки выполнения данного задания, то должны получиться следующие ответы:
на первый вопрос — 31;
на второй вопрос — 82,81.