Слайд 1Методы изучения семей, воспитывающих детей с нарушениями речи
Слайд 2Применять научные психологические методы к изучению семьи не просто, так
как её проблемы труднодоступны для изучения, что связано с рядом
факторов. Вместе с тем, семья и особенности семейного воспитания должны изучаться комплексно. Для этого необходимо использовать ряд взаимодополняющих методов: беседу, анкетирование, наблюдение, метод экспертных оценок, методы, основанные на самооценке (опросники) и экспериментальный метод.
Слайд 3Цель
Целью диагностической работы с семьей, имеющей ребенка с нарушениями речи,
является определение психологического климата, типа семейного воспитания, установок родителей по
отношению к детям и собственной семье.
Слайд 4Этика
Как подчеркивают Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина, психодиагностическое обследование должно проводиться
обязательно с соблюдением этических норм. При сообщении результатов родителям и
ребенку их следует облечь в такую форму, чтобы у семьи возникло желание сотрудничать со специалистами. Информация должна подаваться в вероятностных терминах с подчеркиванием позитивных моментов в процессе конструктивного общения.
Слайд 5Знакомство
При первоначальном знакомстве с семьей можно использовать беседу и анкетирование.
При использовании данных методов специалист получает информацию о составе семьи,
профессиях родителей, их образовательном уровне, общей семейной атмосфере, семейных отношениях, эмоциональной близости членов семьи, приоритетах воспитания детей, наличии конфликтов по поводу воспитания.
Эффективным методом изучения семьи является наблюдение, в ходе которого выявляются многие особенности взаимоотношений взрослого и ребенка, степень их эмоциональной близости, особенности коммуникации.
Слайд 6Совместная работа
Наиболее полно особенности детско-родительских отношений раскрываются при выполнении совместных
заданий, мероприятий, например, при участии семьи в подготовке и проведении
праздников, развлечений, организации совместного досуга. При этом ребенок выполняет совместно с родителями какое-либо практическое задание, а педагог наблюдает и анализирует реакции родителей, характер помощи, приемы стимуляции или подавления детской самостоятельности, оценку качества работы, умение взаимодействовать с ребенком.
Слайд 7Детско-родительские отношения
Одна из важнейших задач диагностики семьи – диагностика особенностей
детско-родительских отношений. Изучение детско-родительских отношений рекомендуется проводить в трех направлениях:
изучение взаимодействия в процессе наблюдения, изучение представлений сторон о взаимодействии, изучение отношений участников взаимодействия (данные направления предложены И.М. Марковской).
Слайд 8Изучение взаимодействия в процессе наблюдения – это изучение видимого взаимодействия,
наблюдаемого поведения участников, партнеров по взаимодействию (например, детям и родителям
3-5 лет предлагается нарисовать рисунок на определенную тему:
«Наш дом», «Праздник»; родителям
с детьми более старшего возраста
можно предложить методику
«Рисование одним карандашом»).
Детско-родительские отношения
Слайд 9Детско-родительские отношения
Изучение представлений сторон о взаимодействии – это проявляющиеся в
исследовании субъективного отражения социальной ситуации, представления сторон о взаимодействии.
Две группы
методик:
диагностика взаимодействия по представлению родительской стороны (опросники: Э.Г. Эйдемиллера «Анализ семейного воспитания» (АСВ); И.М. Марковской «Взаимодействие родитель-ребенок» и др.);
диагностика взаимодействия по представлению детей (рисунки детей на тему «Моя семья»).
Слайд 10Детско-родительские отношения
Изучение отношений участников взаимодействия – это изучение отношений членов
семьи, проявляющихся симпатией и антипатией друг к другу, определенной степени
близости и дистанцированности, зависимости и независимости.
Методики:
ЦТО (Цветовой Тест Отношений);
методика Рене – Жиля;
методика «Два дома»;
рисуночные методы – для детей;
сочинение «Мой ребенок» – для родителей.
Слайд 11Результаты диагностической работы дают информацию специалисту о возможных причинах неблагополучия
в системе семейного воспитания, детско-родительских отношений, помогают определить основные направления
помощи семье, воспитывающей ребенка с нарушениями речи.
Слайд 12Если вы не верите в сотрудничество, посмотрите, что происходит с
повозкой, потерявшей одно колесо...
Н. Хилл