Слайд 3«Из всех человеческих способностей разум, несомненно, ставится на первое место,
но лишь немногие могут отрицать, что разница между психикой человека
и высших животных, как бы она ни была велика, это, конечно, разница в степени, а не в качестве»
Чарльз Дарвин
1809-1882
Работы Чарльза Дарвина
1971г.
Слайд 4Френсис Гальтон
1865 г. статья «Наследственный талант и характер»
1869 г. монография
«Наследственность таланта»
Сделал вывод о том, что психические свойства человека наследуются,
как и физические (это было не очевидным)
Написал о равном вкладе в наследственность детей со стороны и отца и матери (это тоже было не очевидным)
Проанализировал большой материал по «выдающимся людям», подошёл к пониманию феномена нормального распределения признаков в человеческой популяции
Проследил родство около четырехсот знаменитых людей, опроверг мнение о «слабом теле одаренных людей».
Главный вывод Гальтона - наследование способностей и таланта, а также склонности к пьянству, к бродяжничеству, к туберкулезу, болезням сердца и к долголетию, а также мораль и религия.
Ф. Гальтон (1869) – анализ родословных выдающихся людей
Слайд 5Ввел измерение.
Изучал реакцию кожи на температуру и прикосновение,
Изучал
функции зрения, слуха, обоняния, вкуса и кинестезии (мышечного чувства).
Конструировал приборы
для измерения сенсорных реакций
Стал одним из инициаторов введения в психологию тестовых испытаний, причем сам термин “тест” в применении к психологии был введен им.
Стоит у истоков евгеники
Гальтона считают одним из основоположников экспериментальной психологии
Слайд 6Свисток Гальтона – для получения ультразвука
Использовали для определения предела восприятия высоты
звука
Сейчас может использоваться в дрессировке
Слайд 7Ф. Гальтон предложил метод близнецового анализа
Первым различил два типа близнецов:
однояйцовые и двуяйцовые.
Показал, что однояйцевые близнецы не различаются по
внешности, цвету глаз и волос, росту, весу, силе, но различаются по почерку. Признаки сходства не ослабевают с возрастом.
Близнецы заболевают одними и теми же болезнями.
Между близнецами есть «психологическое сходство». Два близнеца купили на день рождения друг другу в качестве подарков одинаковые бокалы для шампанского, причем один из них сделал эту покупку в Англии, а другой - в Шотландии.
Слайд 8Методы психогенетики (основные)
близнецовые исследования;
исследования приемных детей;
семейный анализ (генеалогический);
методы идентификации генов, влияющих на определенные свойства.
Слайд 9Генеалогический метод
Ф. Гальтон (1869) – анализ родословных выдающихся людей
Если признак
наследуется, то чем ближе родство, тем более похожими по данному
признаку должны быть люди
Обязательно – наличие родственников первой степени родства (пары родитель-потомок, сиблинг-сиблинг)
Чем больше поколений в генеалогическом древе и чем оно обширнее, тем надежнее должны быть результаты
Общие принципы
Слайд 10Пробанд – человек, с которого (ради которого) начинается составление родословной
для изучения процесса наследования какого-либо признака
Правила составления родословных
Слайд 12Династия Бернулли
Генетический и средовой компонент фенотипической дисперсии психологического признака выделить
трудно
Не менее 30 представителей семьи внесли вклад в науку
и культуру
Представители семьи почти без перерыва занимали кафедру математики Базельского университета
Слайд 13Метод приемных детей
Вариант: исследование приемных сиблингов, усыновленных одной семьей
Контроль:
Обычная семья
(родители и дети, живущие вместе
Дети, максимально рано отданные на воспитание
в небиологическую семью
Биологические родители
Приемные родители
Слайд 14Первое использование метода
Только 35% из обследованных 910 детей усыновлены в
возрасте до 5 лет;
Измерение умственных способностей проводилось про трехбалльной шкале
1924
г.
Интеллект приемных детей больше зависит от биологических родителей, чем от приемных
Слайд 15Миннесото-Техасский проект
Minnesota / Texas Adoption Research Project (MTARP)
Продолжительность более 25
лет
Около 720 участников, включая усыновленных детей, кровных матерей и усыновителей
Включает
данные, полученные от самих усыновленных, приемных родителей, сиблингов, кровных матерей, окружения (партнеров) молодых людей
Включает данные о взаимодействии семьи с государственными органами опеки; практики их работы при усыновлении
Полученные результаты касаются самих усыновленных, кровных матерей, приемных родителей, а также действий государственных органов
Слайд 16Колорадское исследование приемных семей
Началось в 1976 году
Включает исследование биологических матерей,
отцов (по возможности), приемных родителей, детей, сиблингов, а также контрольную
группу
Всего задействовано около 450 семей
В настоящее время возраст активных участников (участвовавших с рождения) – около 30-40 лет
Более 150 статей в научных журналах
Слайд 17Schulz-Heik, R.J., Maentz, S.K., Rhee, S.H., Gelhorn, H.L., Young, S.E.,
Stallings, M.C., Timberlake, D., Smolen, A., Stetler, G.L., Sakai, J.T.,
Crowley, T.J. (2008). Case-control and within-family tests for an association between conduct disorder and DAT1. Psychiatric Genetics, 18, 17-24.
Haberstick, B. C., Zeiger, J. S., Corley, R. P., Hopfer, C. J., Stallings, M. C., Rhee, S. H., Hewitt, J. K. (2011). Common and drug-specific genetic influences on subjective effects to alcohol, tobacco and marijuana use. Addiction, 106,1, 215–224. PMCID: PMC3006038
Rhea SA, Bricker JB, Corley RP, Defries JC, Wadsworth SJ. (2013) Design, Utility, and History of the Colorado Adoption Project: Examples Involving Adjustment Interactions. Adopt Q, 16(1), 17-39.
Слайд 18Варианты метода
Полная схема – объединение данных, полученных на группе разлученных
родственников (биологические родители+дети; разлученные сиблинги) и группе приемных сиблингов
Частичная схема:
только одна из этих групп
Слайд 19Условия использования метода
Широкий диапазон средовых условий в приемных семьях (репрезентативный
популяционному)
или
Уравнивание приемных семей по данным характеристикам (нпр., стиль воспитания)
Дети, биологические
родители которых имеют полярные значения исследуемого признака
Слайд 20Nature vs nurture
Низкий IQ
БИОЛОГИЧЕСКИЕ РОДИТЕЛИ
ДЕТИ
ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ
IQ выше предсказанного, зависит от
IQ биологических родителей
Слайд 21Недостатки метода
Насколько группа биологических родителей (матерей) репрезентативна популяции
Возможное сходство между
кровными и приемными родителями по каким-либо признакам
Пренатальное влияние материнского организма
на ребенка
Особенности развития ребенка до усыновления
Возможные особенности социализации ребенка в приемной семье
Тайна усыновления
Слайд 22Близнецовый метод
Монозиготные (однояйцевые) близнецы развиваются из одной оплодотворенной яйцеклетки (зиготы)
Дизиготные (разнояйцевые) близнецы образуются при оплодотворении двух (и более) яйцеклеток
Генетически
идентичны.
Различия – обусловлены влиянием среды
Генетически НЕ идентичны. Пре- и постнатальный онтогенез (особенности их развития до и после рождения) сходны. Могут служить контролем!
Слайд 23Монозиготные близнецы
Частота встречаемости – около 4 случаев на 1000 рождений,
показатель относительно стабилен для разных популяций
Причины появления МЗ близнецов –
неизвестны
Слайд 24Дизиготные близнецы
Необходимо одновременное созревание двух или нескольких яйцеклеток
уровень ФСГ (фолликулостимулирующего
гормона)
Частота встречаемости различна для разных популяций: 0,8% в Европе; 4,2%
в племени Йоруба (Нигерия)
Возраст матери (максимум рождений в возрасте 35-39 лет
Генетические факторы:
FSHB – ген, влияющий на выработку ФСГ
SMAD3 – ген, влияющий на реакцию на гормон
Слайд 25Классический вариант близнецового метода
Оценка внутрипарного сходства близнецов
Конкордантность –
наличие признака
у обоих близнецов
Дискордантность –
несходство близнецов в отношении признака
Конкордантность близнецов
при некоторых заболеваниях
По: Фогель, Мотульски, 1989
Слайд 26Наследуемость
доля фенотипической изменчивости в популяции, обусловленная генетической изменчивостью (в отношении к определенному
признаку)
среднее знач. признака у родителей
знач. признака у потомков
Наследуемость можно оценить,
сравнив состояние признака у родителей и потомков (h2 = наклон линии регрессии). Всегда <1.
Слайд 27Если h2 > 0, признак может эволюционировать под действием отбора
здесь и сейчас.
этот разброс отчасти определяется генотипической изменчивостью, отчасти –
вариабельностью среды
S – сила отбора (Selection differential) – разница средних значений признака у отобранных родителей и в исходной выборке.
R – ответ на отбор (response to selection) – разница средних значений признака у потомков (отобранных родителей) и в исходной выборке.
Наследуемость h2 = R/S.
Слайд 28S – сила отбора (Selection differential) – разница средних значений
признака у отобранных родителей и в исходной выборке.
R – ответ
на отбор (response to selection) – разница средних значений признака у потомков (отобранных родителей) и в исходной выборке.
Наследуемость h2 = R/S.
Слайд 291) G – изменчивость наследственная, определяющаяся генетическими различиями;
2) Ec
– (от слов environment и common) – изменчивость, определяющаяся условиями
среды, общими для близнецов из одной пары (т.е. семьей);
3) Ed – (environment, different) – изменчивость, определяющаяся условиями среды, разными для близнецов из одной пары. Сюда же попадают все погрешности измерений и стохастическая изменчивость.
Близнецовый анализ
позволяет разложить изменчивость
на три составляющие:
Наследуемость ≈ G/(G+Ec+Ed)
Слайд 30Близнецовый метод
М – характеризует Ed
(Д – М) – отражает часть
G (в идеале – половину, но если есть положительная ассортативность
скрещиваний – то меньше, чем половину)
(С – Д) – отражает сумму Ec и оставшейся части G
Ed
Ed
Ed
часть G
G
Ec
Слайд 31Задача
Изучены 60 пар монозиготных и 80 пар дизиготных близнецов. Во
всех этих парах хотя бы у одного из близнецов имелся
Признак 1. При этом в 32-х парах монозиготных близнецов и в 16-и парах дизиготных близнецов этот признак имелся и у второго близнеца. Определите коэффициент наследуемости изучаемого признака.
Формула Хольцингера
формула для вычисления коэффициента наследуемости на основе коэффициентов конкордантности близнецов
Слайд 32Решение
Решение:
1. Вычислим коэффициент конкордантности по изучаемому признаку для монозиготных близнецов.
КМБ =
32/60 = 0,53 = 53%
2. Рассчитаем коэффициент конкордантности по изучаемому
признаку для дизиготных близнецов.
КДБ = 16/80 = 0,2 = 20%
3. Вычислим коэффициент наследуемости изучаемого признака по формуле Хольцингера:
Н = (КМБ — КДБ)/(100 — КДБ),
где
Н – коэффициент наследуемости, доля вклада наследственности в формирование изучаемого признака;
КМБ - коэффициент конкордантности монозиготных близнецов по изучаемому признаку;
КДБ - коэффициент конкордантности дизиготных близнецов по изучаемому признаку.
H = (53 — 20)/(100 — 20)
Слайд 33Интерпретация
Н > 70% - преобладающая роль принадлежит наследственным факторам
30%
на проявление признака влияют и наследственные, и средовые факторы.
Н
- преобладающая роль внешней среды
Показатель приблизительный, не самый точный, многих факторов не учитывает, но может использоваться на практике
Слайд 34Ограничения метода
Пренатальные – внутрипарное сходство МЗ близнецов
снижается за счет физиологических,
а не генетических различий
Постнатальные – правомерность предположения о равенстве средовых
воздействий на внутрипарное сходство МЗ и ДЗ-близнецов
Вопрос репрезентативности – насколько выборка близнецов репрезентативна популяции одиночнорожденных того же возраста
Слайд 35«Эффект наименования»
Как ведут себя родители, имеющие неверное представление о зиготности
близнецов?
Результаты: сходство/различие поведения родителей соответствует истинной зиготности детей, а не
ложным представлениям о ней
Слайд 36Разновидности метода близнецов
Метод разлученных близнецов
Метод семей МЗ-близнецов – сопоставление детей
в семьях, где отцы или матери являтся МЗ-близнецами.
Метод контрольного
близнеца – разделение группы МЗ-близнецов на две выборки, в каждую из которых входит один близнец из каждой пары
Метод близнецовой пары
Слайд 37Несмотря на воспитание в разных семьях, МЗ близнецы, разлученные при
рождении, ответили на вопросы о семейных отношениях более сходным образом,
чем ДЗ близнецы, тоже выросшие в разных семьях
* статистически значимые коэффициенты
Слайд 38Уровни организации между генами и поведением
Клеточный (физико-химические процессы внутри клетки)
Межклеточный
(физико-химические процессы между клетками)
Уровень целостных органов
Гены
Поведение
Влияние на клеточном уровне
Влияние на
межклеточном уровне
Влияние на уровне органов и систем органов
Слайд 39Уровни исследования генетической изменчивости функций мозга
ФЕНОТИП (поведение)
ГЕНОТИП
Изменение метаболитов
Биохимия мозга
среда
Структурные белки,
ферменты, гормоны
Биохимия вне мозга
Морфология и развитие мозга
Физиология мозга
Анализ ДНК
Анализ белков,
иммунологические исследования
Химические методы исследования
Микроскопия, томография и др.
ЭЭГ, ВП и др.
Наблюдение, тестирование и др.
По: Фогелю, Мотульски