Разделы презентаций


Методы психогенетики

Содержание

«Из всех человеческих способностей разум, несомненно, ставится на первое место, но лишь немногие могут отрицать, что разница между психикой человека и высших животных, как бы она ни была велика, это, конечно,

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Методы психогенетики

Методы психогенетики

Слайд 3«Из всех человеческих способностей разум, несомненно, ставится на первое место,

но лишь немногие могут отрицать, что разница между психикой человека

и высших животных, как бы она ни была велика, это, конечно, разница в степени, а не в качестве»

Чарльз Дарвин
1809-1882

Работы Чарльза Дарвина

1971г.

«Из всех человеческих способностей разум, несомненно, ставится на первое место, но лишь немногие могут отрицать, что разница

Слайд 4Френсис Гальтон
 1865 г. статья «Наследственный талант и характер»
1869 г. монография

«Наследственность таланта»
Сделал вывод о том, что психические свойства человека наследуются,

как и физические (это было не очевидным)
Написал о равном вкладе в наследственность детей со стороны и отца и матери (это тоже было не очевидным)
Проанализировал большой материал по «выдающимся людям», подошёл к пониманию феномена нормального распределения признаков в человеческой популяции
Проследил родство около четырехсот знаменитых людей, опроверг мнение о «слабом теле одаренных людей».
Главный вывод Гальтона - наследование способностей и таланта, а также склонности к пьянству, к бродяжничеству, к туберкулезу, болезням сердца и к долголетию, а также мораль и религия. 

Ф. Гальтон (1869) – анализ родословных выдающихся людей

Френсис Гальтон 1865 г. статья «Наследственный талант и характер»1869 г. монография «Наследственность таланта»Сделал вывод о том, что психические

Слайд 5Ввел измерение.
Изучал реакцию кожи на температуру и прикосновение,
Изучал

функции зрения, слуха, обоняния, вкуса и кинестезии (мышечного чувства).
Конструировал приборы

для измерения сенсорных реакций
Стал одним из инициаторов введения в психологию тестовых испытаний, причем сам термин “тест” в применении к психологии был введен им.
Стоит у истоков евгеники

Гальтона считают одним из основоположников экспериментальной психологии

Ввел измерение. Изучал реакцию кожи на температуру и прикосновение, Изучал функции зрения, слуха, обоняния, вкуса и кинестезии

Слайд 6Свисток Гальтона – для получения ультразвука
Использовали для определения предела восприятия высоты

звука
Сейчас может использоваться в дрессировке

Свисток Гальтона – для получения ультразвукаИспользовали для определения предела восприятия высоты звукаСейчас может использоваться в дрессировке

Слайд 7Ф. Гальтон предложил метод близнецового анализа
Первым различил два типа близнецов:

однояйцовые и двуяйцовые.
Показал, что однояйцевые близнецы не различаются по

внешности, цвету глаз и волос, росту, весу, силе, но различаются по почерку. Признаки сходства не ослабевают с возрастом.
Близнецы заболевают одними и теми же болезнями.
Между близнецами есть «психологическое сходство». Два близнеца купили на день рождения друг другу в качестве подарков одинаковые бокалы для шампанского, причем один из них сделал эту покупку в Англии, а другой - в Шотландии.     
Ф. Гальтон предложил метод близнецового анализаПервым различил два типа близнецов: однояйцовые и двуяйцовые. Показал, что однояйцевые близнецы

Слайд 8Методы психогенетики (основные)
близнецо­вые исследования;
исследования приемных детей;
семейный анализ (генеалогический);


методы идентифика­ции генов, влияющих на определенные свойства.

Методы психогенетики (основные)близнецо­вые исследования; исследования приемных детей; семейный анализ (генеалогический); методы идентифика­ции генов, влияющих на определенные свойства.

Слайд 9Генеалогический метод
Ф. Гальтон (1869) – анализ родословных выдающихся людей
Если признак

наследуется, то чем ближе родство, тем более похожими по данному

признаку должны быть люди
Обязательно – наличие родственников первой степени родства (пары родитель-потомок, сиблинг-сиблинг)
Чем больше поколений в генеалогическом древе и чем оно обширнее, тем надежнее должны быть результаты


Общие принципы

Генеалогический методФ. Гальтон (1869) – анализ родословных выдающихся людейЕсли признак наследуется, то чем ближе родство, тем более

Слайд 10Пробанд – человек, с которого (ради которого) начинается составление родословной

для изучения процесса наследования какого-либо признака
Правила составления родословных

Пробанд – человек, с которого (ради которого) начинается составление родословной для изучения процесса наследования какого-либо признакаПравила составления

Слайд 12Династия Бернулли
Генетический и средовой компонент фенотипической дисперсии психологического признака выделить

трудно
Не менее 30 представителей семьи внесли вклад в науку

и культуру
Представители семьи почти без перерыва занимали кафедру математики Базельского университета
Династия БернуллиГенетический и средовой компонент фенотипической дисперсии психологического признака выделить трудно Не менее 30 представителей семьи внесли

Слайд 13Метод приемных детей
Вариант: исследование приемных сиблингов, усыновленных одной семьей
Контроль:
Обычная семья

(родители и дети, живущие вместе
Дети, максимально рано отданные на воспитание

в небиологическую семью
Биологические родители
Приемные родители
Метод приемных детейВариант: исследование приемных сиблингов, усыновленных одной семьейКонтроль:Обычная семья (родители и дети, живущие вместеДети, максимально рано

Слайд 14Первое использование метода
Только 35% из обследованных 910 детей усыновлены в

возрасте до 5 лет;
Измерение умственных способностей проводилось про трехбалльной шкале
1924

г.
Интеллект приемных детей больше зависит от биологических родителей, чем от приемных
Первое использование методаТолько 35% из обследованных 910 детей усыновлены в возрасте до 5 лет;Измерение умственных способностей проводилось

Слайд 15Миннесото-Техасский проект Minnesota / Texas Adoption Research Project (MTARP)
Продолжительность более 25

лет
Около 720 участников, включая усыновленных детей, кровных матерей и усыновителей
Включает

данные, полученные от самих усыновленных, приемных родителей, сиблингов, кровных матерей, окружения (партнеров) молодых людей 
Включает данные о взаимодействии семьи с государственными органами опеки; практики их работы при усыновлении
Полученные результаты касаются самих усыновленных, кровных матерей, приемных родителей, а также действий государственных органов


Миннесото-Техасский проект Minnesota / Texas Adoption Research Project (MTARP) Продолжительность более 25 летОколо 720 участников, включая усыновленных

Слайд 16Колорадское исследование приемных семей
Началось в 1976 году
Включает исследование биологических матерей,

отцов (по возможности), приемных родителей, детей, сиблингов, а также контрольную

группу
Всего задействовано около 450 семей
В настоящее время возраст активных участников (участвовавших с рождения) – около 30-40 лет
Более 150 статей в научных журналах

Колорадское исследование приемных семейНачалось в 1976 годуВключает исследование биологических матерей, отцов (по возможности), приемных родителей, детей, сиблингов,

Слайд 17Schulz-Heik, R.J., Maentz, S.K., Rhee, S.H., Gelhorn, H.L., Young, S.E.,

Stallings, M.C., Timberlake, D., Smolen, A., Stetler, G.L., Sakai, J.T.,

Crowley, T.J. (2008). Case-control and within-family tests for an association between conduct disorder and DAT1. Psychiatric Genetics, 18, 17-24.
Haberstick, B. C., Zeiger, J. S., Corley, R. P., Hopfer, C. J., Stallings, M. C., Rhee, S. H., Hewitt, J. K. (2011). Common and drug-specific genetic influences on subjective effects to alcohol, tobacco and marijuana use. Addiction, 106,1, 215–224. PMCID: PMC3006038
Rhea SA, Bricker JB, Corley RP, Defries JC, Wadsworth SJ. (2013) Design, Utility, and History of the Colorado Adoption Project: Examples Involving Adjustment Interactions. Adopt Q, 16(1), 17-39.


Schulz-Heik, R.J., Maentz, S.K., Rhee, S.H., Gelhorn, H.L., Young, S.E., Stallings, M.C., Timberlake, D., Smolen, A., Stetler,

Слайд 18Варианты метода
Полная схема – объединение данных, полученных на группе разлученных

родственников (биологические родители+дети; разлученные сиблинги) и группе приемных сиблингов
Частичная схема:

только одна из этих групп
Варианты метода Полная схема – объединение данных, полученных на группе разлученных родственников (биологические родители+дети; разлученные сиблинги) и

Слайд 19Условия использования метода
Широкий диапазон средовых условий в приемных семьях (репрезентативный

популяционному)
или
Уравнивание приемных семей по данным характеристикам (нпр., стиль воспитания)
Дети, биологические

родители которых имеют полярные значения исследуемого признака
Условия использования методаШирокий диапазон средовых условий в приемных семьях (репрезентативный популяционному)илиУравнивание приемных семей по данным характеристикам (нпр.,

Слайд 20Nature vs nurture
Низкий IQ
БИОЛОГИЧЕСКИЕ РОДИТЕЛИ
ДЕТИ
ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ
IQ выше предсказанного, зависит от

IQ биологических родителей

Nature vs nurtureНизкий IQБИОЛОГИЧЕСКИЕ РОДИТЕЛИДЕТИПРИЕМНАЯ СЕМЬЯIQ выше предсказанного, зависит от IQ биологических родителей

Слайд 21Недостатки метода
Насколько группа биологических родителей (матерей) репрезентативна популяции
Возможное сходство между

кровными и приемными родителями по каким-либо признакам
Пренатальное влияние материнского организма

на ребенка
Особенности развития ребенка до усыновления
Возможные особенности социализации ребенка в приемной семье
Тайна усыновления

Недостатки методаНасколько группа биологических родителей (матерей) репрезентативна популяцииВозможное сходство между кровными и приемными родителями по каким-либо признакамПренатальное

Слайд 22Близнецовый метод
Монозиготные (однояйцевые) близнецы развиваются из одной оплодотворенной яйцеклетки (зиго­ты)


Дизиготные (разнояйцевые) близнецы образуются при опло­дотворении двух (и более) яйцеклеток
Генетически

идентичны.
Различия – обусловлены влиянием среды

Генетически НЕ идентичны. Пре- и постнатальный онтогенез (особенности их развития до и после рождения) сходны. Могут служить контролем!

Близнецовый методМонозиготные (однояйцевые) близнецы развиваются из одной оплодотворенной яйцеклетки (зиго­ты) Дизиготные (разнояйцевые) близнецы образуются при опло­дотворении двух

Слайд 23Монозиготные близнецы
Частота встречаемости – около 4 случаев на 1000 рождений,

показатель относительно стабилен для разных популяций
Причины появления МЗ близнецов –

неизвестны
Монозиготные близнецыЧастота встречаемости – около 4 случаев на 1000 рождений, показатель относительно стабилен для разных популяцийПричины появления

Слайд 24Дизиготные близнецы
Необходимо одновременное созревание двух или нескольких яйцеклеток

уро­вень ФСГ (фолликулостимулирующего

гормона)
Частота встречаемости различна для разных популяций: 0,8% в Европе; 4,2%

в племени Йоруба (Нигерия)

Возраст матери (максимум рождений в возрасте 35-39 лет

Генетические факторы:
FSHB – ген, влияющий на выработку ФСГ
SMAD3 – ген, влияющий на реакцию на гормон

Дизиготные близнецыНеобходимо одновременное созревание двух или нескольких яйцеклетокуро­вень ФСГ (фолликулостимулирующего гормона)Частота встречаемости различна для разных популяций: 0,8%

Слайд 25Классический вариант близнецового метода
Оценка внутрипарного сходства близнецов

Конкордантность –
наличие признака

у обоих близнецов


Дискордантность –
несходство близнецов в отношении признака


Конкордантность близнецов


при некоторых заболеваниях

По: Фогель, Мотульски, 1989

Классический вариант близнецового методаОценка внутрипарного сходства близнецовКонкордантность – наличие признака у обоих близнецовДискордантность – несходство близнецов в

Слайд 26Наследуемость
доля фенотипической изменчивости в популяции, обусловленная генетической изменчивостью (в отношении к определенному

признаку)
среднее знач. признака у родителей
знач. признака у потомков
Наследуемость можно оценить,

сравнив состояние признака у родителей и потомков (h2 = наклон линии регрессии). Всегда <1.
Наследуемостьдоля фенотипической изменчивости в популяции, обусловленная генетической изменчивостью (в отношении к определенному признаку)среднее знач. признака у родителейзнач. признака у

Слайд 27Если h2 > 0, признак может эволюционировать под действием отбора

здесь и сейчас.


этот разброс отчасти определяется генотипической изменчивостью, отчасти –

вариабельностью среды

S – сила отбора (Selection differential) – разница средних значений признака у отобранных родителей и в исходной выборке.
R – ответ на отбор (response to selection) – разница средних значений признака у потомков (отобранных родителей) и в исходной выборке.

Наследуемость h2 = R/S.

Если h2 > 0, признак может эволюционировать под действием отбора здесь и сейчас.этот разброс отчасти определяется генотипической

Слайд 28S – сила отбора (Selection differential) – разница средних значений

признака у отобранных родителей и в исходной выборке.
R – ответ

на отбор (response to selection) – разница средних значений признака у потомков (отобранных родителей) и в исходной выборке.

Наследуемость h2 = R/S.
S – сила отбора (Selection differential) – разница средних значений признака у отобранных родителей и в исходной

Слайд 291) G – изменчивость наследственная, определяющаяся генетическими различиями;
2) Ec

– (от слов environment и common) – изменчивость, определяющаяся условиями

среды, общими для близнецов из одной пары (т.е. семьей);
3) Ed – (environment, different) – изменчивость, определяющаяся условиями среды, разными для близнецов из одной пары. Сюда же попадают все погрешности измерений и стохастическая изменчивость.

Близнецовый анализ
позволяет разложить изменчивость
на три составляющие:

Наследуемость ≈ G/(G+Ec+Ed)

1) G – изменчивость наследственная, определяющаяся генетическими различиями; 2) Ec – (от слов environment и common) –

Слайд 30Близнецовый метод
М – характеризует Ed

(Д – М) – отражает часть

G (в идеале – половину, но если есть положительная ассортативность

скрещиваний – то меньше, чем половину)

(С – Д) – отражает сумму Ec и оставшейся части G

Ed

Ed

Ed

часть G

G

Ec

Близнецовый методМ – характеризует Ed(Д – М) – отражает часть G (в идеале – половину, но если

Слайд 31Задача
Изучены 60 пар монозиготных и 80 пар дизиготных близнецов. Во

всех этих парах хотя бы у одного из близнецов имелся

Признак 1. При этом в 32-х парах монозиготных близнецов и в 16-и парах дизиготных близнецов этот признак имелся и у второго близнеца. Определите коэффициент наследуемости изучаемого признака.

Формула Хольцингера

формула для вычисления коэффициента наследуемости на основе коэффициентов конкордантности близнецов

ЗадачаИзучены 60 пар монозиготных и 80 пар дизиготных близнецов. Во всех этих парах хотя бы у одного

Слайд 32Решение
Решение: 1. Вычислим коэффициент конкордантности по изучаемому признаку для монозиготных близнецов. КМБ =

32/60 = 0,53 = 53% 2. Рассчитаем коэффициент конкордантности по изучаемому

признаку для дизиготных близнецов. КДБ = 16/80 = 0,2 = 20% 3. Вычислим коэффициент наследуемости изучаемого признака по формуле Хольцингера: Н = (КМБ — КДБ)/(100 — КДБ), где Н – коэффициент наследуемости, доля вклада наследственности в формирование изучаемого признака; КМБ - коэффициент конкордантности монозиготных близнецов по изучаемому признаку; КДБ - коэффициент конкордантности дизиготных близнецов по изучаемому признаку. H = (53 — 20)/(100 — 20)
РешениеРешение: 1. Вычислим коэффициент конкордантности по изучаемому признаку для монозиготных близнецов. КМБ = 32/60 = 0,53 = 53%

Слайд 33Интерпретация
Н > 70% - преобладающая роль принадлежит наследственным факторам
30%

на проявление признака влияют и наследственные, и средовые факторы.
Н

- преобладающая роль внешней среды

Показатель приблизительный, не самый точный, многих факторов не учитывает, но может использоваться на практике

ИнтерпретацияН > 70% - преобладающая роль принадлежит наследственным факторам30%

Слайд 34Ограничения метода
Пренатальные – внутрипарное сходство МЗ близнецов
снижается за счет физиологических,

а не генетических различий
Постнатальные – правомерность предположения о равенстве средовых

воздействий на внутрипарное сходство МЗ и ДЗ-близнецов
Вопрос репрезентативности – насколько выборка близнецов репрезентативна популяции одиночнорожденных того же возраста

Ограничения методаПренатальные – внутрипарное сходство МЗ близнецовснижается за счет физиологических, а не генетических различийПостнатальные – правомерность предположения

Слайд 35«Эффект наименования»
Как ведут себя родители, имеющие неверное представление о зиготности

близнецов?
Результаты: сходство/различие поведения родителей соответствует истинной зиготности детей, а не

ложным представлениям о ней
«Эффект наименования»Как ведут себя родители, имеющие неверное представление о зиготности близнецов?Результаты: сходство/различие поведения родителей соответствует истинной зиготности

Слайд 36Разновидности метода близнецов
Метод разлученных близнецов
Метод семей МЗ-близнецов – сопоставление детей

в семьях, где отцы или матери являтся МЗ-близнецами.
Метод контрольного

близнеца – разделение группы МЗ-близнецов на две выборки, в каждую из которых входит один близнец из каждой пары
Метод близнецовой пары
Разновидности метода близнецовМетод разлученных близнецовМетод семей МЗ-близнецов – сопоставление детей в семьях, где отцы или матери являтся

Слайд 37Несмотря на воспитание в разных семьях, МЗ близнецы, разлученные при

рождении, ответили на вопросы о семейных отношениях более сходным образом,

чем ДЗ близнецы, тоже выросшие в разных семьях

* статистически значимые коэффициенты

Несмотря на воспитание в разных семьях, МЗ близнецы, разлученные при рождении, ответили на вопросы о семейных отношениях

Слайд 38Уровни организации между генами и поведением
Клеточный (физико-химические процессы внутри клетки)
Межклеточный

(физико-химические процессы между клетками)
Уровень целостных органов

Гены
Поведение
Влияние на клеточном уровне
Влияние на

межклеточном уровне

Влияние на уровне органов и систем органов

Уровни организации между генами и поведениемКлеточный (физико-химические процессы внутри клетки)Межклеточный (физико-химические процессы между клетками)Уровень целостных органовГеныПоведениеВлияние на

Слайд 39Уровни исследования генетической изменчивости функций мозга
ФЕНОТИП (поведение)
ГЕНОТИП
Изменение метаболитов
Биохимия мозга
среда
Структурные белки,

ферменты, гормоны
Биохимия вне мозга
Морфология и развитие мозга
Физиология мозга
Анализ ДНК
Анализ белков,

иммунологические исследования

Химические методы исследования

Микроскопия, томография и др.

ЭЭГ, ВП и др.

Наблюдение, тестирование и др.

По: Фогелю, Мотульски

Уровни исследования генетической изменчивости функций мозгаФЕНОТИП (поведение)ГЕНОТИПИзменение метаболитовБиохимия мозгасредаСтруктурные белки, ферменты, гормоныБиохимия вне мозгаМорфология и развитие мозгаФизиология

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика