Разделы презентаций


Методы сурдопсихологии Подготовила: Калугина Дарья ТГПУ им. Л. Н. Толстого

Содержание

Содержание1. Виды методов 2. Наблюдение 3. Эксперимент4. Виды эксперимента 5. Анализ продуктов деятельности6. Метод тестов 7. Анкетирование и беседа8. Метод сбора данных 9. Вывод 10. Литература

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Методы сурдопсихологии
Подготовила: Калугина Дарья
ТГПУ им. Л. Н. Толстого

Методы сурдопсихологииПодготовила: Калугина Дарья ТГПУ им. Л. Н. Толстого

Слайд 2Содержание
1. Виды методов
2. Наблюдение
3. Эксперимент
4. Виды эксперимента
5.

Анализ продуктов деятельности
6. Метод тестов
7. Анкетирование и беседа
8. Метод

сбора данных
9. Вывод
10. Литература
Содержание1. Виды методов 2. Наблюдение 3. Эксперимент4. Виды эксперимента 5. Анализ продуктов деятельности6. Метод тестов 7. Анкетирование

Слайд 3Виды методов
Методы сурдопсихологии могут быть сгруппированы по Следующим принципам:

1. По основанию уровня научного познания выделяют теоретические и эмпирические

методы.
Методы теоретического познания: профессиографическое описание, моделирование, аксиоматизация, экстраполяции и др.

Эмпирические методы — это наблюдение, беседа, эксперимент (лабораторный, полевой, естественный, формирующий или обучающий), психодиагностические методы (тесты стандартизированные и проективные, анкетирование, социометрия, интервью).

В сурдопедагогике используются преимущественно эмпирические методы
Виды методов Методы сурдопсихологии могут быть сгруппированы по Следующим принципам: 1. По основанию уровня научного познания выделяют

Слайд 4Виды методов
2. По основанию действий с объектом выделяют методы:

изучение объекта (все теоретические и эмпирические методы); обработка полученных данных

(количественная и качественная, первостепенное значение при этом имеет содержательный, интерпретационный анализ); презентация полученных данных (в виде таблиц, схем, графиков, гистограмм и т. д.).

3. По цели и продолжительности исследования — получение данных об актуальном состоянии объекта, процесса, явления; изучение динамики изменения во времени.
На этой основе выделяются два метода — метод поперечных срезов (кратковременное изучение, констатация на достаточно большом по объему материале) и лонгитюдный метод (длительное обучение, наблюдение).

4. На основании особенностей самого объекта изучения, т. е. в зависимости от того, кто или что конкретно выступает в этом качестве

Виды методов 2. По основанию действий с объектом выделяют методы: изучение объекта (все теоретические и эмпирические методы);

Слайд 5Виды методов
Основные:
1. Психологический эксперимент
2. Наблюдение







Вспомогательные:


1. Анализа продуктов деятельности
2. Метод тестов
3. Анкетирование и

беседа
4. Метод сбора данных

Виды методов Основные: 1. Психологический эксперимент 2. Наблюдение Вспомогательные: 1. Анализа продуктов деятельности 2. Метод тестов 3.

Слайд 6Наблюдение
Метод очень важен из-за ограничений контакта с испытуемым, обусловленных

потерей слуха, никакой другой метод не может быть использован.

Предметом наблюдения могут быть: внешние компоненты деятельности движения, перемещения; речевые акты, своеобразие мимики и пантомимики; внешние проявления вегетативных реакций (например, усиление потоотделения в какой-то ситуации). Нужно учитывать, что присутствие наблюдателя может менять поведение детей, нарушая его естественность.

Для того чтобы этого не произошло, можно использовать:
1. Регистрирующую аппаратуру (кино, видеосъемку);
2. Сделать присутствие наблюдателя привычным (при исследовании детей дошкольного и младшего школьного возраста) или объяснить его какой-то приемлемой целью (подросткам или взрослым).


Наблюдение Метод очень важен из-за ограничений контакта с испытуемым, обусловленных потерей слуха, никакой другой метод не может

Слайд 7Эксперимент
Включает несколько этапов:
1. Постановку цели, куда входит

конкретизация гипотезы исследования; 2. Планирование;
3. Собственно проведение эксперимента;
4. Анализ

полученных результатов, включая проверку статистических гипотез;
5. Формулирование выводов.

Важные моменты:
Обеспечение адекватного понимание инструкции (можно использовать жестовую речь, наглядность)
Большое внимание надо уделять подбору сравниваемых групп испытуемых (время и степень нарушения слуха, причины потери слуха, данные об остаточном слухе, уровень развития словесной речи, виды речи, которыми он владеет, успеваемость и т.д)
При сравнении особенностей психического развития глухих и нормально слышащих детей группы подбираются по принципу возрастного соответствия

Эксперимент Включает несколько этапов: 1. Постановку цели, куда входит конкретизация гипотезы исследования; 2. Планирование;3. Собственно проведение эксперимента;

Слайд 8Виды эксперимента
Выделяют 3 вида эксперимента:
1. Лабораторный эксперимент - при

котором обеспечивается строгий контроль изучаемых зависимых и независимых переменных.
2.

Естественный эксперимент - разработанный А. Ф. Лазурским, который объединяет положительные черты наблюдения (естественность обстановки, привычную для детей деятельность, что позволяет избежать отрицательного влияния эмоционального напряжения и преднамеренности ответов) и эксперимента (возможность целенаправленного воздействия на изучаемые параметры и фиксацию их изменения).
3. Психологический обучающий эксперимент - помощью этого вида эксперимента выявляется не столько состояние знаний, умений и навыков, сколько особенности их становления. Основной методический принцип обучающего эксперимента заключается в отработке поэтапной, строго дозируемой помощи, которая оказывается ребенку при выполнении задания. Помощь варьируется по таким направлениям, как степень информативности, т. е. переход от общих указаний к более конкретным и подробным, и время оказания.


Виды экспериментаВыделяют 3 вида эксперимента: 1. Лабораторный эксперимент - при котором обеспечивается строгий контроль изучаемых зависимых и

Слайд 9Анализ продуктов деятельности
При изучении особенностей психического развития глухих

детей, на первое место по значению и частоте применения можно

поставить именно этот метод.

Он позволяет проследить и выделить затруднения и ошибки, способы преодоления трудностей, провести их соотношение на конечном и промежуточном этапах деятельности. Для этого необходимо знать условия, в которых протекала деятельность: являются ли полученные результаты случайными или типичными для данного ребенка подвергая анализу не единичные, а многие продукты деятельности.

Важно выделить то, что ребенок делает по указаниям взрослых, и то, что он выполняет самостоятельно. Изучению подвергаются разные результаты различных видов деятельности: рисунки поделки аппликации сочинения.

Анализ продуктов деятельности При изучении особенностей психического развития глухих детей, на первое место по значению и частоте

Слайд 10Метод тестов
Тестирование основывается на использовании стандартизированных заданий и вопросов,

имеющих определенную шкалу значений. Это дает возможность математической обработки результатов

и их последующего сравнения. Для тестирования глухих создаются: шкалы действия невербальные тесты. Шкалы действия сводятся к операциям с предметами, одна из наиболее известных шкала действия Артура которая включала такие известные тесты как: лабиринты Портеуса и кубики Коса.
Невербальные тесты часто не требуют словесного общения экспериментатора с испытуемым, инструкции к ним даются в форме показа или жестами без участия устной или письменной речи. («Нарисуй человека»)

Метод тестов Тестирование основывается на использовании стандартизированных заданий и вопросов, имеющих определенную шкалу значений. Это дает возможность

Слайд 11Анкетирование и беседа
Возможности использования этих методов при изучении

лиц с нарушениями слуха достаточно ограниченна, поскольку они связаны с

получением информации на основе словесного устного или письменного общения. Однако у детей, имеющих нарушения слуха, метод беседы позволяет судить об уровне развития устной речи и о ее особенностях.
С возрастом и повышением уровня развития речи становится возможным и более широкое использование метода беседы.

Анкетирование и беседа Возможности использования этих методов при изучении лиц с нарушениями слуха достаточно ограниченна, поскольку они

Слайд 12Метод сбора данных
Включает следующие показатели:
Характеристика семьи ребенка

(состав семьи, возраст, образование, здоровье (наличие хронических болезней), есть ли

в семье и среди родственников лица с нарушенным слухом.
Сведения о беременности матери. Сведения о всех болезнях, перенесенных ребенком (сведения о том, когда впервые был поставлен диагноз о нарушении слуха у ребенка; показатели его первой аудиограммы; отмечалось ли дальнейшее снижение слуха).
Данные о психофизическом развитии ребенка.
Данные об общем и специальном воспитании и обучении ребенка (когда началось специализированное воспитание и обучение сурдопедагогами).
Метод сбора данных Включает следующие показатели: Характеристика семьи ребенка (состав семьи, возраст, образование, здоровье (наличие хронических болезней),

Слайд 13 При оптимальном сочетании методов психологического изучения детей и взрослых

с нарушениями слуха удается получить данные, позволяющие охарактеризовать специфические закономерности

их психического развития.
При оптимальном сочетании методов психологического изучения детей и взрослых с нарушениями слуха удается получить данные, позволяющие

Слайд 14Литература
1. Сурдопедагогика , под ред. Е. Г. Речицкой
2.

Розанова Т.В. Методы психолого-педагогического изучения глухих детей со сложным дефектом

// Дефектология. 1992. № 2, 3.
3. Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития. М., 2005. 320 с.

Литература 1. Сурдопедагогика , под ред. Е. Г. Речицкой 2. Розанова Т.В. Методы психолого-педагогического изучения глухих детей

Слайд 15Спасибо за внимание!!
Дашуля :э
ТГПУ им. Л. Н. Толстого

Спасибо за внимание!!Дашуля :эТГПУ им. Л. Н. Толстого

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика