Слайд 1Методы сурдопсихологии
Подготовила: Калугина Дарья
ТГПУ им. Л. Н. Толстого
Слайд 2Содержание
1. Виды методов
2. Наблюдение
3. Эксперимент
4. Виды эксперимента
5.
Анализ продуктов деятельности
6. Метод тестов
7. Анкетирование и беседа
8. Метод
сбора данных
9. Вывод
10. Литература
Слайд 3Виды методов
Методы сурдопсихологии могут быть сгруппированы по Следующим принципам:
1. По основанию уровня научного познания выделяют теоретические и эмпирические
методы.
Методы теоретического познания: профессиографическое описание, моделирование, аксиоматизация, экстраполяции и др.
Эмпирические методы — это наблюдение, беседа, эксперимент (лабораторный, полевой, естественный, формирующий или обучающий), психодиагностические методы (тесты стандартизированные и проективные, анкетирование, социометрия, интервью).
В сурдопедагогике используются преимущественно эмпирические методы
Слайд 4Виды методов
2. По основанию действий с объектом выделяют методы:
изучение объекта (все теоретические и эмпирические методы); обработка полученных данных
(количественная и качественная, первостепенное значение при этом имеет содержательный, интерпретационный анализ); презентация полученных данных (в виде таблиц, схем, графиков, гистограмм и т. д.).
3. По цели и продолжительности исследования — получение данных об актуальном состоянии объекта, процесса, явления; изучение динамики изменения во времени.
На этой основе выделяются два метода — метод поперечных срезов (кратковременное изучение, констатация на достаточно большом по объему материале) и лонгитюдный метод (длительное обучение, наблюдение).
4. На основании особенностей самого объекта изучения, т. е. в зависимости от того, кто или что конкретно выступает в этом качестве
Слайд 5Виды методов
Основные:
1. Психологический эксперимент
2. Наблюдение
Вспомогательные:
1. Анализа продуктов деятельности
2. Метод тестов
3. Анкетирование и
беседа
4. Метод сбора данных
Слайд 6Наблюдение
Метод очень важен из-за ограничений контакта с испытуемым, обусловленных
потерей слуха, никакой другой метод не может быть использован.
Предметом наблюдения могут быть: внешние компоненты деятельности движения, перемещения; речевые акты, своеобразие мимики и пантомимики; внешние проявления вегетативных реакций (например, усиление потоотделения в какой-то ситуации). Нужно учитывать, что присутствие наблюдателя может менять поведение детей, нарушая его естественность.
Для того чтобы этого не произошло, можно использовать:
1. Регистрирующую аппаратуру (кино, видеосъемку);
2. Сделать присутствие наблюдателя привычным (при исследовании детей дошкольного и младшего школьного возраста) или объяснить его какой-то приемлемой целью (подросткам или взрослым).
Слайд 7Эксперимент
Включает несколько этапов:
1. Постановку цели, куда входит
конкретизация гипотезы исследования; 2. Планирование;
3. Собственно проведение эксперимента;
4. Анализ
полученных результатов, включая проверку статистических гипотез;
5. Формулирование выводов.
Важные моменты:
Обеспечение адекватного понимание инструкции (можно использовать жестовую речь, наглядность)
Большое внимание надо уделять подбору сравниваемых групп испытуемых (время и степень нарушения слуха, причины потери слуха, данные об остаточном слухе, уровень развития словесной речи, виды речи, которыми он владеет, успеваемость и т.д)
При сравнении особенностей психического развития глухих и нормально слышащих детей группы подбираются по принципу возрастного соответствия
Слайд 8Виды эксперимента
Выделяют 3 вида эксперимента:
1. Лабораторный эксперимент - при
котором обеспечивается строгий контроль изучаемых зависимых и независимых переменных.
2.
Естественный эксперимент - разработанный А. Ф. Лазурским, который объединяет положительные черты наблюдения (естественность обстановки, привычную для детей деятельность, что позволяет избежать отрицательного влияния эмоционального напряжения и преднамеренности ответов) и эксперимента (возможность целенаправленного воздействия на изучаемые параметры и фиксацию их изменения).
3. Психологический обучающий эксперимент - помощью этого вида эксперимента выявляется не столько состояние знаний, умений и навыков, сколько особенности их становления. Основной методический принцип обучающего эксперимента заключается в отработке поэтапной, строго дозируемой помощи, которая оказывается ребенку при выполнении задания. Помощь варьируется по таким направлениям, как степень информативности, т. е. переход от общих указаний к более конкретным и подробным, и время оказания.
Слайд 9Анализ продуктов деятельности
При изучении особенностей психического развития глухих
детей, на первое место по значению и частоте применения можно
поставить именно этот метод.
Он позволяет проследить и выделить затруднения и ошибки, способы преодоления трудностей, провести их соотношение на конечном и промежуточном этапах деятельности. Для этого необходимо знать условия, в которых протекала деятельность: являются ли полученные результаты случайными или типичными для данного ребенка подвергая анализу не единичные, а многие продукты деятельности.
Важно выделить то, что ребенок делает по указаниям взрослых, и то, что он выполняет самостоятельно. Изучению подвергаются разные результаты различных видов деятельности: рисунки поделки аппликации сочинения.
Слайд 10Метод тестов
Тестирование основывается на использовании стандартизированных заданий и вопросов,
имеющих определенную шкалу значений. Это дает возможность математической обработки результатов
и их последующего сравнения. Для тестирования глухих создаются: шкалы действия невербальные тесты. Шкалы действия сводятся к операциям с предметами, одна из наиболее известных шкала действия Артура которая включала такие известные тесты как: лабиринты Портеуса и кубики Коса.
Невербальные тесты часто не требуют словесного общения экспериментатора с испытуемым, инструкции к ним даются в форме показа или жестами без участия устной или письменной речи. («Нарисуй человека»)
Слайд 11Анкетирование и беседа
Возможности использования этих методов при изучении
лиц с нарушениями слуха достаточно ограниченна, поскольку они связаны с
получением информации на основе словесного устного или письменного общения. Однако у детей, имеющих нарушения слуха, метод беседы позволяет судить об уровне развития устной речи и о ее особенностях.
С возрастом и повышением уровня развития речи становится возможным и более широкое использование метода беседы.
Слайд 12Метод сбора данных
Включает следующие показатели:
Характеристика семьи ребенка
(состав семьи, возраст, образование, здоровье (наличие хронических болезней), есть ли
в семье и среди родственников лица с нарушенным слухом.
Сведения о беременности матери. Сведения о всех болезнях, перенесенных ребенком (сведения о том, когда впервые был поставлен диагноз о нарушении слуха у ребенка; показатели его первой аудиограммы; отмечалось ли дальнейшее снижение слуха).
Данные о психофизическом развитии ребенка.
Данные об общем и специальном воспитании и обучении ребенка (когда началось специализированное воспитание и обучение сурдопедагогами).
Слайд 13 При оптимальном сочетании методов психологического изучения детей и взрослых
с нарушениями слуха удается получить данные, позволяющие охарактеризовать специфические закономерности
их психического развития.
Слайд 14Литература
1. Сурдопедагогика , под ред. Е. Г. Речицкой
2.
Розанова Т.В. Методы психолого-педагогического изучения глухих детей со сложным дефектом
// Дефектология. 1992. № 2, 3.
3. Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития. М., 2005. 320 с.
Слайд 15Спасибо за внимание!!
Дашуля :э
ТГПУ им. Л. Н. Толстого