Слайд 1Мезенская роспись
Выполнила: студентка 2 1 группы Н. Голубева
Слайд 2 Мезенская, или палащельская роспись,
как русский народный промысел,
берёт свои истоки в начале 19 века.
На реке Мезень,
что в Архангельском крае,
жили русские люди и долгими зимними вечерами претворяли в ней свой взгляд на мир,
свои надежды, чувства и верования.
Росписывались ею нехитрые предметы домашней утвари – сундуки, ковши, короба, прялки.
Позднее центром мезенской росписи
стала деревня Палащелье,
отсюда и второе ее название.
Слайд 4Мезенская роспись – это свой самобытный орнамент.
Этот орнамент притягивает
и завораживает,
не смотря на свою кажущуюся простоту.
Расписанные предметы,
как будто светятся изнутри, источая добро и мудрость предков.
Каждая деталь орнамента мезенской росписи
глубоко символична.
Каждый квадратик и ромбик, листик и веточка,
зверь или птица - находятся именно в том месте,
где они и должны быть, чтобы рассказать нам
рассказ леса, ветра, земли и неба,
мысли художника и древние образы северных славян.
Слайд 5Символы зверей, птиц, плодородия, урожая, огня, неба, других стихий идут
ещё с наскальных рисунков и являются видом древнего письма, передающем
традиции народов Севера России.
Изображение коня в традиции народов,
издревле населявших эту местность,
символизирует восход солнца,
Изображение утки – это порядок вещей,
она уносит солнце в подводный мир
до рассвета и хранит его там.
Вся роспись делается только вручную, и согрета теплом рук и мыслями самих художников,
потомков старых мезенских мастеров.
Слайд 6 Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета
– красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись
наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева,
кисточкой из человеческого волоса.
Затем изделие олифилось,
что придавало ему золотистый цвет.
В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились,
за исключением разве что того,
что чаще стали применяться кисти.
Слайд 7Символика мезенской росписи
Происхождение мезенской росписи остаётся загадкой.
Истоки символов
мезенской росписи прежде всего лежат в мфологическом мировоззрении народов древнего
севера.
Часто встречающаяся многоярусность
говорит о следовании шаманской традиции.
Три яруса - три мира (нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный).
Нижний и средний ярусы заполняют олени и кони.
Верхний ярус - птицы.
Вереницы чёрных и красных коней в ярусах, возможно, также означают миры мёртвых и живых.
Размещённые вокруг коней и оленей солярные знаки подчёркивают их неземное происхождение.
Слайд 8Символика мезенской росписи
Образ коня у народов русского севера это
ещё и оберег (конь на крыше), а также символ солнца,
плодородия, источник жизненных благ.
Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполнеными повторяющимся узором.
Слайд 10Знаки стихий. Охранительные знаки:
Слайд 12
Знаки плодородия — символы изобилия.
Где их только
не помещали, и везде они были к месту!
Если жиковину
(накладку на замочную скважину
повесить на двери амбара — это значит
пожелать, чтобы он был полон добра.
Если изобразить знак изобилия на дне ложки,
значит, пожелать чтобы голода никогда не было.
Если на подоле свадебных рубах —
пожелать молодым большой полной семьи.
. Почти все мезенские орнаменты так или иначе связаны с темой плодородия, изобилия.
Во множестве и разнообразии изображены в них распаханные поля, семена, корни, цветки, плоды.
Слайд 13 Изделия мезенских мастеров
Узоры:
Орнамент может строиться в два ряда
и тогда элементы в нем располагаются в шахматном порядке. Важным
символом был ромб, наделенный множеством значений. Чаще всего ромб являлся символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка из ромбов означала родовое древо жизни.
Слайд 30Простые элементы
Ни одна роспись не обходится
без изображения всевозможных
зигзагообразных
и спиральных форм.
Особенно часто они встречаются при изображении мирового
дерева, или «древа жизни». Исследователи полагают, что спирали и зигзаги есть не что иное, как изображение змей,
всегда присутствующих в подобных сюжетах.
Слайд 34Узоры в прямой клетке
Геометрический орнамент получил широкое распространение в народном
искусстве.
Особенно часто его можно встретить
у ткачих и вышивальщиц.
Основу орнамента составляют ромбы, квадраты, кресты и свастические изображения.
Ромбо-точечный орнамент у земледельческих народов является символом плодородия.
Слайд 36
Довольно часто встречается на мезенских прялках изображение нескольких деревьев или
одиноко стоящего дерева, нередко ели.
Особый интерес представляет композиция из
трех деревьев: два одинаковых дерева располагаются симметрично по отношению к центральному дереву, выделяющемуся относительно большим размером.
О том, что подобный сюжет не случаен на мезенских прялках, свидетельствует факт, что тот же сюжет имеет место в росписи старинной мебели в мезенских домах.
Декоративное изображение деревьев и цветов
в традиционной мезенской росписи
Слайд 38
К числу самых распространенных и любимых образов, чаще всего изображаемых
мезенскими мастерами, следует отнести изображение коней и оленей.
Большинство из
них имело красно-оранжевую окраску, несвойственную, как известно, лошадям.
Туловище черного коня нередко покрывалось сплошным решетчатым узором, еще больше подчеркивающим его необычное происхождение.
Длинные и тонкие ноги лошадей завершались
на концах изображением перьев, как у птиц.
Изображались не следующими друг за другом, а противостоящими друг другу.
Над гривами и возле ног - солярные знаки
(конь неземного происхождения).
Декоративное изображение животных
в традиционной мезенской росписи
Слайд 43Декоративное изображение птиц
в традиционной мезенской росписи
Мотив птицы, приносящей добрую
весть или подарок, — широко распространен в народном искусстве. Птицу
на вершине дерева часто можно встретить на мезенских берестяных туесах.
Птица, пожалуй, самый излюбленный мотив народных мастеров.
У северных крестьян в обычае вешать деревянных птиц из щепы в красном углу избы.
Слайд 44Декоративное изображение птиц
в традиционной мезенской росписи