Слайд 1
Междисциплинарный курс 05.03*
«Технология разработки индивидуальных образовательных маршрутов»
(структурный компонент
ПМ 05 «Методическое обеспечение образовательного процесса»)
Содержание данного курса предполагает получение
определенных знаний и умений и ориентировано на формирование у студентов определенных компетенций и получение практического опыта в разработке ИОМ.
Слайд 2
В результате освоения профессионального модуля студент должен уметь:
- У23*
определять/отбирать способы коррекционно-развивающей деятельности с детьми;
У25* планировать индивидуальный образовательный маршрут
воспитанника.
В результате освоения профессионального модуля студент должен знать:
- З22* теоретические основы планирования индивидуального образовательного маршрута воспитанника.
Слайд 3План
1. Актуализация проблемы индивидуализации дошкольного образования. Основные понятия и термины.
2.
Индивидуализация в планировании образовательного процесса. Возможности учета индивидуальных особенностей детей
в планировании образовательного процесса.
3. Варианты планирования индивидуализации образования. Технология разработки индивидуального образовательного маршрута.
4. Адаптированная образовательная программа как вариант планирования индивидуализации образования
5.Самостоятельная работа: Упражнение в составлении индивидуального образовательного маршрута (ИОМ).
Слайд 4Вопрос 1. Актуализация проблемы индивидуализации дошкольного образования.
Проблема индивидуализации образования
детей дошкольного возраста с той или иной остротой возникала на
разных этапах становления дошкольного воспитания.
Первые попытки реформировать систему воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста, внедрить в массовую практику идеи открытости, вариативности, индивидуализации образовательных траекторий были предприняты в 90-х годах прошлого века.
В настоящее время данная проблема становится все более актуальной. Множество психолого-педагогических исследований свидетельствует о непреходящей ценности дошкольного периода жизни человека, важности качества раннего образования для развития личности, формирования инициативности, познавательной активности, компетентности как основы успешности, готовности решать жизненные задачи в современном быстро меняющемся мире.
Слайд 5Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)
Определяет:
-цели, задачи, основные
принципы и подходы дошкольного образования, в том числе и в
направлении индивидуализации образования.
Слайд 6
Основные принципы дошкольного образования (П.1.4. ФГОС ДО)
- построение образовательной деятельности
на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится
активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольного образования);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Иначе эти основополагающие принципы звучит как принципы индивидуализации образования или принципы приоритета интересов ребёнка (некоторые исследователи обозначают их формулой «быть на стороне ребёнка»).
Слайд 7Цели и задачи
П.1.5. Стандарт направлен на достижение следующих целей:
- обеспечение государством
равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
П.1.6. Стандарт
направлен на решение следующих задач:
- обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
- формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
Слайд 8Подводя итог:
Стандарт устанавливает, что любая основная образовательная программа дошкольного образования
(образовательная программа дошкольной организации) формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной
социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.
Для реализации ФГОС ДО, необходимо не только определить содержание дошкольного образования, соответствующее пяти образовательным областям, но и раскрыть для педагогов возможности реализации в педагогической практике такой принципиально важной составляющей дошкольного Стандарта, как индивидуализация дошкольного образования.
Слайд 9Основные понятия
Индивидуализация - открытие и утверждение своего «я», выявление своих
склонностей и возможностей, особенностей характера ( Артур Владимирович Петровский)
Индивидуализация
– это процесс порождения и рефлексии человеком собственного опыта, в котором он признает себя в качестве субъекта собственной жизнедеятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности (Нина Николаевна Михайлова)
Индивидуальный подход в образовании - выявление индивидуальных особенностей развития, поведения ребенка, требующих, с точки зрения взрослого, коррекционно-развивающего воздействия.
Слайд 10 Индивидуализация образования- это создание оптимальных условий для реализации потенциальных
возможностей детей; совместная деятельность воспитателя и ребенка на всех этапах
образовательного процесса, при котором выбор способов, приемов и темпов обучения зависит от индивидуальных особенности детей, уровня их способностей.
Слайд 11
Вопрос 2. Индивидуализация в планировании образовательного процесса
В ФГОС ДО заданы
ориентиры, по которым можно проектировать (планировать) образовательный процесс.
Так, в
п. 3.2.1 представлены «Психолого-педагогические условия реализации Образовательной программы», в которых определяется стратегия осуществления образовательного процесса в ДОО.
Слайд 12Стратегические линии индивидуализации образования
уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка
их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
использование в образовательной деятельности форм и методов
работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
Слайд 13Стратегические линии образования (ФГОС ДО)
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения
детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5)
поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;
8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Слайд 14
Положение ФГОС ДО об «… использовании форм и методов работы с детьми,
соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям» определяет содержательные линии в индивидуализации образования.
Основанием для содержания индивидуализации становятся следующие аспекты:
- развитие субъектных проявлений ребенка в деятельности;
- учет гендерных особенностей;
- учет группы здоровья ребенка;
- учет типа темперамента ребенка;
- успешность/трудности в освоении программы;
- уровень развития познавательных процессов (воображения, памяти, восприятия);
- интересы и склонности детей.
Слайд 15Основные линии планирования индивидуализации образования.
I. Технологическая линия в планировании с
учетом индивидуальных особенностей детей предполагает «предоставление возможности выбора материалов, видов
активности, участников деятельности и общения», «принятия детьми решений, выражения мыслей и чувств» (ФГОС ДО).
Слайд 16Формы взаимодействия с ребенком в технологической линии:
- с целью оптимизации
социальных контактов со сверстниками: ситуации позитивного общения (участие застенчивого ребенка
в театрализованной игре/проведение персональных выставок творческих работ ребенка/проведение Дней самопрезентаций «Знакомьтесь, это Я!»/проведение игрового шоу «Минута славы»); разрешение проблемных ситуаций подгруппового взаимодействия (как распределить роли в спектакле/кому поручить оформление зала/кто сможет участвовать в интеллектуальном конкурсе «Знатоки математики»); развитие групповых традиций (соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья»; проекты «Моя родословная», «Бессмертный полк», издательство книги «Мои увлечения»);
- с целью преодоления трудностей в освоении образовательного содержания используются ситуации практикования (увеличенное число или разная степень сложности игр, заданий, упражнений); дидактические игры разного содержания в зависимости от трудностей ребенка;
Слайд 17Формы взаимодействия с ребенком в технологической линии:
- с целью поддержки
детских интересов, способностей и творчества следует создавать условия для культурных
практик в разных видах деятельности (коллекционирование, занятия по интересам-рукоделье, робототехника и т.п.) посредством разнообразного взаимодействия с ребенком в центрах активности.
Например, при увлечении детьми роботами-трансформерами можно организовать в группе выставку технической игрушки.
Слайд 18II. Методическая линия в планировании
Отражает формы индивидуализации образовательного процесса по
двум составляющим:
1. Индивидуальная (дифференцированная) работа, включенная в календарный (ежедневный)
план.
2. Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ).
Слайд 191. Индивидуальная (дифференцированная) работа, включенная в календарный (ежедневный) план.
Такая форма индивидуализации планируется с детьми по результатам проведения НОД
ежедневно с целью закрепления (уточнения) пройденного материала. Индивидуальная работа, в отличие от других форм индивидуализации, по времени краткосрочна (проводится непосредственно после проведения НОД) и может быть представлена как:
- отдельный раздел календарного плана;
- в качестве подраздела во всех разделах календарного плана (в разделах «непосредственно-образовательная деятельность», «организация деятельности в режимных моментах», «организация ППС для самостоятельной деятельности»);
- может планироваться по одной из пяти образовательных областей отдельно в конкретно взятый день (например, в понедельник воспитатель акцентирует внимание на работе по развитию речи, во вторник – по познавательному и т.д.);
- индивидуальная работа планируется в течение одного дня по разным образовательным областям.
Слайд 20Алгоритм планирования индивидуальной работы.
Проведение педагогических наблюдений за ребенком. Фиксация результатов
наблюдений в дневнике.
Подбор форм, методов и приемов индивидуальной работы
с учетом оснований для планирования.
3. Включение форм, методов и приемов индивидуальной работы в календарный план.
Слайд 21Работа с раздаточным материалом № 3 - календарные планы «Планирование
индивидуальной работы »
Задание группам: Рассмотреть план, ответить на вопросы
- Какая
форма планирования индивидуальной работы выбрана воспитателем (отдельный раздел плана/ подраздел во всех разделах календарного плана)?
- Задачи каких областей включены в индивидуальную работу в календарном плане?
- Выделите одного ребенка, с которым запланирована индивидуальная работа. О каких трудностях в освоении программы у этого ребенка можно говорить? Составьте краткую характеристику на данного ребенка (имя ребенка; описание трудностей в освоении программы – какие образовательные области).
Слайд 22Методическая линия в планировании. Формы индивидуализации образовательного процесса.
2. Индивидуальный образовательный
маршрут (ИОМ)
Разберем данное понятие на составляющие:
Индивидуальный – свойственный
определённой, отдельно существующей особи; относящийся к отдельному лицу, единоличный [Психология. Словарь / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд. – М., 1990.].
Индивидуальность –
особенности характера и психического склада, отличающие одного индивидуума от других;
отдельная личность как обладатель неповторимой совокупности психических свойств [Словарь иностранных слов. – М., 1981.].
Образование – единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие.
Маршрут – путь, личностного роста (воспитания, развития, обучения) ребёнка.
Индивидуальный образовательный маршрут – это заранее намеченный путь следования или движения, который направлен на воспитание обучающегося, развитие (физических способностей и т.д.), на обучение.
Слайд 23Понятие «Индивидуальный образовательный маршрут»
определяется учеными (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская,
А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.) как целенаправленно проектируемая (на
определенную проблему) дифференцированная (основана на образовательных потребностях, индивидуальных особенностях и возможностях ребенка) образовательная программа, обеспечивающая ребенку позиции субъекта выбора, реализации образовательной программы при осуществлении педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.
Слайд 24Характеристики ИОМ
- В отличие от индивидуальной работы (краткосрочной по
времени), реализация индивидуальной образовательной траектории (ИОТ)/ индивидуального образовательного маршрута (ИОМ)
всегда занимает длительное время (от 3 месяцев до 1 года);
- ИОМ разрабатывается для детей с особыми образовательными потребностями:
Для детей, испытывающих стойкие затруднения в освоении содержания основной образовательной программы дошкольного образования;
Для детей, проявляющих склонности к определенному виду деятельности;
Для детей, проживающих в особой социальной ситуации (детей из семей мигрантов, опекаемых детей, детей из семей, принадлежащим к разным религиозным обществам);
Для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов.
Слайд 25
Этапы разработки ИОМ
1 этап. Проведение исследований, анализ исходного состояния.
-
Ведение педагогических наблюдений за воспитанниками с целью определения степени освоения
ими программного материала; с целью выявления индивидуальных особенностей ребенка. Этап наблюдения предполагает позицию невмешательства при наблюдении за ребёнком.
- Психолого-педагогическая диагностика стартового объёма и качественных характеристик ребенка. Например, проведение психологической диагностики с целью получения информативных данных об индивидуальных особенностях психического развития/ проведение логопедического обследования с целью выявления особенностей формирования речи и речевых нарушений воспитанников;
- Проведение социологических исследований с целью определения социального статуса семьи.
*Выбор технологии исследования зависит от особенностей ребенка (Что хотим выявить? Что актуально определить?). В отличие от исследований, проводимых для планирования индивидуальной работы (ведение педагогических наблюдений), в случае с проектированием ИОМ спектр технологий будет гораздо шире.
- Обсуждение результатов и Оформление материалов, полученных в ходе исследований.
Слайд 26
Этапы разработки ИОМ
2 этап. Оформление индивидуального образовательного маршрута.
Структура индивидуального
образовательного маршрута включает следующие компоненты:
- целевой (основания для разработки
ИОМ6 описание имеющихся у ребенка проблем, достижений, успехов в освоении программы - постановка целей получения образования);
- содержательный (отбор содержания, постановка задач образовательного маршрута);
- технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, обучения и воспитания);
- диагностический (определение системы диагностического сопровождения);
- организационно-педагогический (построение персонального плана коррекционной работы на ближайшую перспективу (до 1 года с обязательным промежуточным мониторингом каждые 3 месяца) с опорой на «зоны успеха»).
Слайд 27Этапы разработки ИОМ
3 этап. Активная деятельность по
осуществлению индивидуального маршрута.
4
этап. Мониторинг текущих результатов
возможная коррекция индивидуального
образовательного маршрута. Итоговая
оценка полученных результатов.
Слайд 28Варианты оформления ИОМ:
Табличный: 1. Диагностический паспорт (целевой компонент)
Слайд 29
2. Содержательный компонент: Содержание и технология реализации ИОМ
Слайд 302. Содержательный компонент: Организация взаимодействия с родителями
Слайд 31 Предполагаемый результат. Коррекция ИОМ.
Слайд 324. Организационный компонент
1). График проведения индивидуальных занятий в группе
Например,
Вторник:
в утренние часы 8.15-8.25
Четверг: в вечерние часы 16.30-16.45
2). График индивидуальных
логопедических занятий:
Например,
Понедельник 10.00-10.20
Среда 10.20-10.40
Пятница 10.00-10.20
Слайд 334. Организационный раздел: Внесение в предметно пространственную среду элементов индивидуализации
Слайд 34Текстовый вариант ИОМ:
Целевой раздел (краткая характеристика на ребенка с описанием
проблемных зон, достижений и успехов; постановка цели).
Содержательный раздел (задачи, технологии,
методы, приемы формы работы).
3. Организационный (условия и пути достижения педагогических целей)
Слайд 35
Адаптированная образовательная программа как вариант планирования индивидуализации образования
Слайд 36Вопросы
Социальная политика государства в области инклюзивного образования.
Общая характеристика детей с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Понятие «адаптированная образовательная программа» (АОП).
Этапы и принципы
разработки АОП
Основные характеристики АОП.
Анализ структурных компонентов АОП.
Слайд 37Правовые основы инклюзивного
Заложены в Федеральном Законе «Об образовании в
Российской Федерации», Национальной стратегии действия в интересах детей на 2012–2017
годы, Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», государственной программе «Доступная среда» на 2011–2015 годы
Согласно Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2102 г. государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на ряде принципов, один из которых – «обеспечение права каждого человека на образование».
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) создаются специальные условия, «в том числе посредством организации инклюзивного образования».
Инклюзивное образование подразумевает «обеспечение равного доступа к образованию всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» (Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2102 г.)
Слайд 38Понятие «лица (дети) с ограниченными возможностями здоровья»
Правовое понятие «дети с
ОВЗ» введено Законом об образовании в Российской Федерации, который вступил
в силу 1 сентября 2013 года. Согласно закону, дети с ограниченными возможностями (ОВЗ) - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети". Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития.
Недостатки в развитии ребенка выявляются и обязательно фиксируются (подтверждаются) коллегиальным заключением психолого-медико -педагогической комиссии (ПМПК).
Слайд 39Классификация категорий детей с ОВЗ
По классификации, предложенной В.А. Лапшиным и
Б.П. Пузановым, к основным категориям детей с ОВЗ относятся:
Дети с
нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
Дети с нарушением речи (логопаты);
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
Дети с умственной отсталостью;
Дети с задержкой психического развития;
Дети с нарушением поведения и общения;
Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Слайд 40Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в специальном (коррекционном) обучении
и воспитании в условиях образовательного учреждения.
Виды дошкольных образовательных учреждений, в
которых может осуществляться специальное коррекционное обучение:
-дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида (все группы с составом воспитанников, имеющих какие – либо отклонения психического или физического плана);
-дошкольные образовательные учреждения комбинированного вида (среди групп общеразвивающей направленности (дети с нормой развития), есть несколько групп компенсирующей направленности с составом воспитанников, имеющих какие – либо отклонения психического или физического плана);
-дошкольные образовательные учреждения общеразвивающего вида (среди групп общеразвивающей направленности (дети с нормой в развитии), есть группы комбинированной направленности с составом воспитанников, сочетающих детей с нормой в развитии и детей, имеющих какие – либо отклонения психического или физического плана).
Слайд 41В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться
в процессе развития, обучения и воспитания ребенка например, у детей
третьей и шестой групп), другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у него необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним. Один ребенок с отклонениями в развитии может овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями (читать по слогам и писать простыми предложениями), другой - относительно не ограничен в своих возможностях(например, ребенок с задержкой психического развития или слабослышащий).
Слайд 42
Специалисты установили основные диагнозы, которые помогают отнести детей к тем
или иным категориям детей с ОВЗ , которые обозначаются такими
аббревиатурами:
ДЦП – детский церебральный паралич;
ЗПР – задержка психического развития;
ЗРР – задержка речевого развития;
ММД – минимальная мозговая дисфункция;
ОДА – опорно-двигательный аппарат;
ОНР – общее недоразвитие речи;
РДА – ранний детский аутизм;
СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью.
Слайд 43Этапы реализации адаптированной программы для ребенка с ОВЗ в ДОУ
1
этап: Подтверждение статуса «ребенок с ОВЗ» - получение коллегиального заключения
ПМПК. Если этого документа нет, то ребенок не может рассматриваться как обучающийся с ОВЗ, даже если недостатки в его физическом или психологическом развитии очевидны.
В своих рекомендациях сотрудники ПМПК отражают условия, необходимые для обучения ребенка с ОВЗ в ДОУ по адаптированной программе: основной или индивидуальной.
2 этап: Разработка адаптированной образовательной программы в ДОО, включающий два периода:
- сбор и анализ информации с целью учета особенностей развития ребенка, определения специфических образовательных потребностей, оценки образовательной среды на соответствие требованиям в области материально-технического, программно-методического обеспечения, а также кадровой базы. Длительность периода -1месяц (сентябрь);
- разработка адаптированной образовательной программы командой специалистов, которые будут реализовывать АОП. Длительность этого периода – 1 месяц (октябрь);
Слайд 44Этапы реализации адаптированной программы для ребенка с ОВЗ в ДОУ
3
этап: Организационно-исполнительская деятельность, включающий три периода:
- организация образовательного процесса
коррекционно-развивающей направленности, а также процесса психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ при созданных условиях воспитания, обучения, развития и социализации этих детей в сроки реализации АОП (ноябрь- май);
- организация контрольно-диагностической деятельности (январь, май) с целью проверки соответствия образовательных и коррекционно-развивающих программ, а также созданных условий потребностям ребенка.
- осуществление регулятивно-корректировочной деятельности (февраль–апрель). На этом этапе в процесс образования и сопровождения детей с ОВЗ вносятся изменения, призванные улучшить качество и эффективность взаимодействия с ними.
Слайд 45Принципы реализации адаптированной программы для ребенка с ОВЗ в ДОУ
Принцип
гуманизма, согласно которому взаимоотношения с ребенком строятся на основе веры
в его силы и возможности, поиска позитивных ресурсов для преодоления трудностей с максимальной пользой.
Принцип системного подхода предполагает рассмотрение человека как единой системы. Для развития и коррекции нарушений у детей с ОВЗ применяется всесторонний подход с привлечением разнопрофильных специалистов, а также задействование в образовательном процессе всех его участников.
Принцип непрерывности – предоставление гарантии, что помощь в решении проблемы или определения подхода к ее решению будет непрерывной.
Принцип реальности, согласно которому коррекционно-развивающая работа строится на глубоком изучении личности и возможностей ребенка.
Принцип деятельностного подхода предусматривает, что коррекционно-развивающая работа строится на свойственном возрасту виде деятельности, а также его целенаправленном формировании.
Принцип индивидуально-дифференцированного подхода: в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка в формы и способы коррекционно-развивающей работы вносятся изменения, даже если работа ведется в группах.
Принцип рекомендательного характера оказания помощи гарантирует соблюдение права родителей самостоятельно выбирать образовательные организации, формы получения образования детьми с ОВЗ.
Слайд 46Характеристики адаптированной образовательной программы («Порядок разработки АОП)
Определение «Адаптированная образовательная программа»
Для кого разрабатывается (п. 1.1)
Кто разрабатывает (п.1.2)
Кто утверждает (п.1.4)
На основе
чего (с учетом чего) разрабатывается (п. 1.2; 1.2.1;1.2.2)
Алгоритм проектирования АОП(п.1.2.4 – 1.2.10)
Структура АОП (п.2.1)