Слайд 1«Между небом и землей»
к 105 - летию со дня рождения
Сола Беллоу
Устинкинская сельская библиотека филиал № 2
Бахтырева Наталья Викторовна
Слайд 2Сол Беллоу (настоящее имя Соломон Беллоуз)
Родился 10 июня 1915 года в
Лашине, пригороде Монреаля (провинция Квебек). Он был младшим из четырех
детей Абрама Беллоуза и Лизы (Гордон) Беллоуз, евреев из России, эмигрировавших в Канаду из Петербурга в 1913 г.
В детстве Сол много болел и в этот период пристрастился к чтению. В 1933 закончил школу и поступил в Чикагский университет, спустя два года перевёлся в Северо-Западный университет, который и окончил. Преподавал в университетах Миннесоты, Нью-Йорка, Бостона и Чикаго.
Слайд 4
Первый роман:
«Между небом и землей»
Во время второй мировой войны Сол
служил в военно-морской пехоте и закончил свой первый роман «Между
небом и землей», опубликованный в 1944 г. и написанный в форме дневника.
Герой романа, призывник, ожидающий повестки в армию, – человек, к жизни совершенно не приспособленный, без всякого положения в обществе.
Американский критик Эдмунд Уилсон положительно отозвался о романе, увидев в нем «одно из наиболее правдивых свидетельств настроения целого поколения, выросшего в период Великой депрессии и мировой войны».
Слайд 5Второй роман:
«Жертва»
Критика называла его «лучшим англоязычным произведением 1940-х» и сравнивала
с ранними работами Достоевского. Незамысловатая поначалу история о редакторе маленького
нью-йоркского журнала, вскоре превращается в поразительную по силе притчу, о самовыражении личности и о сложности человеческой души, вечно раздираемой высокими порывами и низменными страстями…
С 1946 по 1948 г. Беллоу преподает в Миннесотском университете, пишет эссе, рассказы и роман «Жертва».
Слайд 6Третий роман:
«Приключения Оги Марча»
Третий роман писателя, был удостоен Национальной книжкой
премией и признан лучшей книгой года. В романе описываются похождения
весьма колоритного искателя приключений, начиная с его детства в Чикаго и кончая зрелым возрастом, когда он промышляет на черном рынке в послевоенной Европе. «Оги Марч» знаменует собой первый по-настоящему крупный успех писателя.
«Поражают искрометное остроумие и эмоциональный размах, которые раньше не были свойственны Беллоу», – считает американский поэт Джон Берримен.
Слайд 7Четвертый роман:
«Хендерсон – король дождя»
Спустя три года Сол выпускает роман
«Хендерсон – король дождя», рассказывающий о миллионере, который отправился в
Африку, чтобы, как впоследствии определил сам Беллоу, «вылечиться от страха смерти».
Разочаровавшись в нью-йоркской литературной жизни, кастовой и политизированной, Беллоу возвращается в Чикаго, в «истинную Америку», где с 1962 года живет постоянно.
Вскоре писатель устраивается на работу в Чикагский университет членом межфакультетской комиссии по общественной мысли.
Слайд 8Пятый роман:
«Герцог»
После выхода в свет «Герцога» Беллоу вновь получает Национальную
книжную премию.
Герой этого романа, университетский профессор, пытается преодолеть отчуждение от
самого себя и от общества. Блестящий эрудит, специалист по проблемам и язвам современного общества, Мозес Герцог борется с царящей в мире несправедливостью, а в результате принимает жизнь такой, как она есть. Восторженно принятый критикой и читающей публикой, «Герцог» сразу же занял ведущее место в списке американских бестселлеров.
Слайд 9Шестой роман:
«Планета мистера
Сэммлера»
Беллоу писал не только романы. В 1964
г. на Бродвее шла его пьеса «The Last Analisis». Спустя
три года, в 1967 г., Беллоу освещает арабо-израильский конфликт в качестве корреспондента газеты «Newsday». Хотя сборник рассказов «Mosby's Memoirs and Other Stories» и седьмой роман писателя «Планета мистера Сэммлера» , в котором присутствуют все его неподражаемые авторские приметы - сюжет и беспредметность, подкупающая искренность трагизма - и язвительный черный юмор, получили разноречивые отзывы, но Сол Беллоу вновь получает в 1971 году Национальную книжную премию – уже третью по счету.
Слайд 10Седьмой роман:
«Подарок от Гумбольдта»
Роман «Подарок от Гумбольдта» принес Беллоу
международное признание. Сопоставляя судьбы двух американских писателей, преуспевающего и светского
Чарлза Ситрайна и покойного поэта фон Гумбольдта-Флейшера (считается, что его прототипом служил американский поэт Делмор Шварц), Беллоу пишет о духовном авторитете художника в современном обществе, где превыше всего ценятся успех, слава и деньги.
За этот роман Беллоу в 1975 году был удостоен Пулитцеровской премии.
Слайд 11Восьмой роман:
«The Dean's December»
Некоторый отход от традиционного для писателя отношения
к проблемам личности происходит в его романе «The Dean's December»,
который вышел в 1982 году. Несмотря на все свои разногласия с Америкой, главный герой все же выступает органической частицей своей страны, воспринимает ее боль как личную, пытается действовать и решать конкретные проблемы своего времени, определенной социальной среды.
Слайд 12Девятый роман:
«More Die of Heartbreak»
Роман «More Die of Heartbreak»
вышедший в 1987 году, по обыкновению, оснащен приметами современности второй
половины 80-х гг. (СПИД, Чернобыль и т. д.), и сюжет вращается вокруг традиционной темы неправедности больших денег. Главная же его проблематика сосредоточена на «загадках пола», на неудачной личной, любовной жизни двух ученых: филолога-русиста Кеннета Трахтенберга и его дяди-ботаника Бена Крайдера. Герои ведут долгие, затрудняющие движение прозы беседы о достижимости полноты существования через гармонию плоти и духа.
Слайд 13Десятый роман:
«Равельштейн»
В 2000 году выходит последний роман «Равельштейн», созданный на
реальной биографии его старинного друга - известного философа и публициста
Алана Блума, которого неоднократно именовали - кто с восхищением, а кто и с осуждением - «Макиавелли XX века».
Учениками Алана Блума были самые консервативные и решительные «ястребы» американской политической элиты, он считался своеобразным «серым кардиналом» Белого дома.
Степень влияния Блума на американскую политику в течение многих десятилетий трудно переоценить. О его эксцентричности и экстравагантности ходили легенды.
Слайд 14Сола Беллоу не стало
5 апреля 2005 года
Он начал свой
литературный путь как рецензент, получая 10 долларов за обзор каждой
книжки, и закончил его как один из наиболее выдающихся американских писателей ХХ века.