Слайд 1Международные финансовые и кредитные институты
Слайд 2Международные финансовые организации
После Второй мировой войны расстройство международной и национальных
валютно-кредитных систем и крайне тяжелое положение в экономике обусловили необходимость
мобилизации национальных финансовых ресурсов этих государств и принятия коллективных мер для ликвидации последствий войны. В этих целях на Бреттон-Вудсской международной конференции, состоявшейся в 1944 г., было принято решение об образовании в качестве специализированных органов ООН Международного валютного фонда - для восстановления и стабилизации международной и национальных валютно-финансовых систем и Международного банка реконструкции и развития (МБРР) - для содействия частному капиталу в расширении инвестиционного кредитования.
По мере стабилизации экономики европейских стран, расширения международных экономических связей и интернационализации хозяйственной жизни в мире происходили изменения в деятельности МВФ и МБРР. Эти международные организации стали уделять больше внимания организации помощи странам по преодолению возникающих кризисных явлений и структурной перестройке их экономики, а также значительно расширили финансовое содействие странам, получившим государственную независимость, в целях ускорения темпов их экономического развития.
Слайд 3Множество вопросов в валютно-кредитной области, как на международной арене, так
и в отдельных регионах, которые необходимо было решать мировому сообществу,
также вызвали потребность в создании региональных банков долгосрочного кредитования. Если в довоенные годы существовал лишь Банк международных расчетов в Базеле (Швейцария), то в настоящее время функционирует система международных валютно-кредитных организаций как глобального, так и регионального характера (Азиатский банк развития, Межамериканский банк развития, Африканский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития и др.).
Слайд 4Международный валютный фонд
Международный валютный фонд создан в целях поддержания стабильности в
международных валютных отношениях. Это международная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных
отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи. Официальными задачами Фонда, изложенными в его Уставе, являются:
сотрудничество в международных валютных вопросах;
содействие в стабилизации валют;
устранение валютных ограничений и создание многосторонней системы расчетов между странами;
предоставление странам-членам валютных ресурсов для устранения временных нарушений их платежных балансов.
С начала 1980-х гг. МВФ стал предоставлять средне- и долгосрочные кредиты (на 7-10 лет) на "структурную перестройку экономики" странам-членам, осуществляющим радикальные экономические и политические реформы
Слайд 5Высший руководящий орган МВФ - Совет управляющих, в котором каждая
страна - член Фонда представлена управляющим и его заместителем, назначаемыми
правительствами соответствующих стран на пятилетний срок.
Рабочими органами Совета управляющих, подготавливающими для него необходимые материалы, являются два комитета
Временный комитет (полное название - Временный комитет Совета управляющих по вопросам международной валютной системы) состоит из 24 управляющих МВФ; проводит заседания 2 раза в год; отчитывается перед Советом управляющих э работе по регулированию международной валютной системы, а также разрабатывает предложения о внесении поправок в Соглашение о МВФ.
Комитет развития (полное название - Объединенный министерский комитет Советов управляющих МВФ и МБРР по передаче реальных ресурсов развивающимся странам) состоит из 24 управляющих от МВФ и МБРР, проводит консультации и информирует указанный Совет управляющих по вопросам, касающимся развивающихся стран.
Слайд 6Уставный капитал МВФ образуется из взносов государств-членов в соответствии с
устанавливаемой для каждой страны квотой, которая определяется исходя из экономического
потенциала страны и ее места в мировой экономике и внешней торговле.
Для пополнения кредитных ресурсов МВФ использует:
- Генеральное соглашение о займах;
- Новые соглашения о займах;
- заимствование средств у государств - членов МВФ.
Полученные средства Фонд, в свою очередь, предоставляет на условиях кредита на определенный срок с уплатой определенного процента.
Важнейшим направлением деятельности Фонда являются его кредитные операции. Согласно Уставу, МВФ предоставляет кредиты странам-членам для восстановления равновесия их платежных балансов и стабилизации валютных курсов. МВФ осуществляет кредитные операции только с официальными органами стран-членов: казначействами, центральными банками, стабилизационными фондами.
Размеры предоставляемых Фондом кредитов и возможности их получения связаны с выполнением странами-заемщиками ряда условий, не всегда приемлемых для этих стран.
Сумма иностранной валюты, получаемая страной-заемщиком в размере до 25% ее квоты, называется резервной долей.
Сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в соответствии с дополнительным кредитным соглашением, образует ее кредитную позицию.
Резервная доля и кредитная позиция составляют резервную позицию страны - члена МВФ. В рамках резервной позиции страна-член может автоматически, по первому требованию, получать кредиты от Фонда, причем за пользование таким кредитом она не платит комиссионные и проценты, и ей не устанавливаются сроки возвращения полученного кредита.
Слайд 7МВФ с начала 1950-х гг. стал заключать со странами-членами соглашения
о резервном кредите, или соглашения "стэнд-бай" (англ. stand-by arrangements). По такому соглашению страна-член имеет
право получить от МВФ иностранную валюту в обмен на национальную в любое время, но на согласованных с Фондом условиях.
В 1974 г. была создана система расширенного кредита которая предназначена для предоставления средств в иностранной валюте странам - членам Фонда на более длительные сроки и в значительно больших размерах. Получить такого рода кредиты страны-члены могут, когда имеет место серьезное нарушение равновесия платежного баланса.
Для получения расширенного кредита страна-заемщик подписывает с Фондом специальное соглашение, в котором оговариваются условия кредита и принимаемые страной обязательства. Общий размер кредитов, которые страна-член может получить от Фонда в рамках резервных и расширенных кредитов, составляет на протяжении года до 68% ее квоты, а включая ранее полученные кредиты - 300% квоты.
Помимо указанных функционирующих ныне механизмов МВФ создавал временные специальные фонды, которые были призваны содействовать преодолению кризисных валютных ситуаций, возникавших по разным причинам
Слайд 8Группа Всемирного банка
Группа Всемирного банка включает Международный банк реконструкции и развития
и четыре подразделения - Международную ассоциацию развития (МАР), Международную финансовую
корпорацию (МФК), Многостороннее агентство гарантирования инвестиций (МАГИ) и Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (новое подразделение группы Всемирного банка).
Возглавляемые единым руководством, каждый из указанных институтов самостоятельно, за счет имеющихся у него средств и на различных условиях финансирует инвестиционные проекты и содействует выполнению в ряде стран программ экономического развития.
Слайд 9Международный банк реконструкции и развития
Международный банк реконструкции и развития - головная
структура группы Всемирного банка был создан одновременно с Международным валютным
фондом на основе Бреттон-Вудсских соглашений с целью оказания помощи по восстановлению и развитию экономики западноевропейских стран, которая была подорвана Второй мировой войной. МБРР начал свою деятельность с июня 1946 г.
Высшим органом МБРР является Совет управляющих, состоящий из представителей всех стран - членов Банка, назначаемых соответствующими правительствами на пятилетний срок. Совет собирается на сессии один раз в год совместно с МВФ.
Членами МБРР могут быть только страны, вступившие в МВФ, поскольку они обязаны проводить валютно-финансовую политику, соответствующую Уставу МВФ.
Членами МБРР являются более 180 стран, однако благодаря системе распределения голосов ведущую роль в Банке играет группа из 10 наиболее развитых стран во главе с США.
Общая сумма кредитов, предоставленных Банком 128 странам за более чем 60 лет его деятельности, превысила 350 млрд долл. МБРР предоставляет кредиты платежеспособным заемщикам и исключительно на высокорентабельные проекты.
Получателями кредитов могут быть правительства стран - членов Банка, а также частные фирмы и организации, имеющие гарантию правительства или центрального банка. Кредиты МБРР - долгосрочные, обычно предоставляются на 15-20 лет с льготным периодом 5 лет.
Наибольшая часть предоставленных МБРР кредитов направлена на финансирование инфраструктуры, на подержание сельского хозяйства и рыболовства, а на развитие промышленности направляется менее 15% их общего объема.
Слайд 10Международная финансовая корпорация
Международная финансовая корпорация была создана с целью мобилизации национального
и иностранного капитала для развития частного сектора в развивающихся странах.
МФК кредитует также государственные предприятия, работающие как самостоятельные акционерные компании. Кредиты направляются на реализацию высокорентабельных проектов развивающихся странах, что связано с высокой стоимостью кредитов.
МФК была реорганизована в 1993 г. в соответствии с новыми требованиями (региональные стратегии, совершенствование экспертной работы, особенно в секторах инфраструктуры, химии и нефтехимии, нефти и газа, горнодобывающей промышленности и сельского хозяйства). За текущую деятельность отвечает исполнительный президент.
К источникам финансирования МФК относятся взносы членов в уставный капитал, кредиты МБРР, отчисления от прибылей, средства от возвращенных кредитов и привлекаемые на международных финансовых рынках.
МФК имеет отделения во Франкфурте-на-Майне, Лондоне, Париже и Токио. Действуют представительства в Африке, Азии, Латинской Америке и Европе, а также консультативные бюро по разработке проектов.
В 1986 г. МФК основала Консультативную службу по иностранным инвестициям для оказания помощи правительствам развивающихся стран в наиболее эффективном использовании иностранных инвестиций (капиталы, технология, менеджмент) в рамках долгосрочных программ развития.
Слайд 11Международная ассоциация развития
Международная ассоциация развития - организация, входящая в группу Всемирного
банка, была создана в 1960 г.
MAP и МБРР преследуют во
многом одни и те же цели - предоставление займов (кредитов) для приоритетных, экономически и технически обоснованных проектов в рамках национальной экономики. Организации различаются по источникам финансовых средств и условиям предоставления капитала. В то время как МБРР, занимающий капитал в основном на финансовых рынках, предоставляет займы на несколько более льготных, чем обычные коммерческие, условиях (в основном государствам, отвечающим определенным требованиям, а именно - возвращающим кредиты), то MAP, получающая свой капитал из других источников, предоставляет беспроцентные кредиты беднейшим странам. На кредиты MAP вправе претендовать только страны, где доход на душу населения не превышает 785 долл.
Все страны - члены МБРР могут вступить в MAP. К 2001 г. в состав MAP входило 161 государство.
Структура MAP та же, что и у МБРР. Кроме того, МБРР и MAP имеют единое руководство. Штат сотрудников MAP разделен на четыре сектора: операции, финансирование, политика, планирование и исследования.
MAP располагает тремя основными источниками финансирования: прибыли МБРР, взносы государств-членов, взносы состоятельных государств-членов. Кроме того, используются средства ранее предоставленных кредитов.
Один раз в три года группа стран-кредиторов (в настоящее время 34 государства) назначает официальных представителей, которые проводят консультации по вопросам об очередного привлечения средств MAP.
Каждый финансируемый MAP проект подвергается политико-экономической экспертизе с целью наиболее эффективного использования финансовой помощи.
Слайд 12Международное агентство гарантирования инвестиций
Международное агентство гарантирования инвестиций, основанное в 1988 г.,
является дочерней организацией МБРР, обладает юридической и финансовой независимостью.
Основной целью
МАГИ является поощрение иностранных инвестиций на производственные цели, особенно в развивающихся странах, в качестве дополнения к деятельности институтов группы Всемирного банка. МАГИ предоставляет гарантии инвесторам по коммерческим и политическим рискам, к числу которых относятся: отмена конвертируемости валюты, военные действия, смена политического режима, экспроприация имущества инвестора.
За текущую деятельность МАГИ отвечает Директорат. Президент МБРР по должности является председателем Директората.
Президент МАГИ назначается Директоратом по предложению президента МБРР и ведет текущие дела под общим надзором Директората.
Вступить в МАГИ могут только страны - члены ММВБ.
Европейский банк реконструкции и развития был создан в 1990 г., местонахождение Лондон. Главной целью деятельности Банка является помощь странам в период перехода к рыночным отношениям. ЕБРР предоставляет кредиты под инвестиционные проекты в строго определенных размерах.
Слайд 13ЕБРР формирует финансовые ресурсы аналогично МБРР. Однако в деятельности ЕБРР
имеются отличительные особенности:
- доля оплаченного акционерного капитала в ЕБРР около
25%, чем в МБРР;
- заимствование средств на рынке капитала осуществляется путем выпуска сертификатов, а не облигаций, как во Всемирном банке;
- кредиты предоставляются на проведение рыночных реформ и поддержку частного предпринимательства в странах Центральной и Восточной Европы;
- особое внимание уделяется кредитованию производственного сектора и оказанию технического содействия реконструкции и развитию инфраструктуры;
- Банк содействует приватизации предприятий, их структурной перестройке и модернизации;
- Банк избирательно определяет объекты кредитования с учетом специфики отдельных стран;
- Банк стимулирует создание венчурных фондов.
Сотрудничество ЕБРР с Россией направлено на дальнейшее предоставление инвестиционных кредитов на льготных условиях в целях дальнейшего развития экономики страны.
Особое место среди международных валютно-кредитных организаций занимает Банк международных расчетов (БМР), созданный в 1930 г.
БМР содействует сотрудничеству между центральными банками в области денежно-кредитной и валютной политики. Важной сферой этого сотрудничества является координация мер по надзору за деятельностью банков, их ликвидностью, платежеспособностью.
Специфической чертой БМР является выполнение функций банка-агента при международных расчетах, в частности по валютному клирингу.
БМР организует при необходимости коллективную валютную интервенцию центральных банков в целях поддержания курса ведущих валют, выступает попечителем по межправительственным кредитам, наблюдает за состоянием еврорынка. БМР является также ведущим информационно-исследовательским центром.
Вступление России в БМР расширило возможности участия Банка России в работе комитетов и комиссий БМР, где осуществляется консультирование по актуальным вопросам деятельности центральных банков.