Разделы презентаций


Мифы о поколении Z Институт образования НИУ ВШЭ Москва, 201 9

Содержание

«визитная карточка»Богачева Наталия ВадимовнаКандидат психол. наукДоцент кафедры педагогики и медицинской психологии МПФ, Первый МГМУ имени И.М. Сеченова (Сеченовский университет)Область научных интересов: киберпсихология

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1«Мифы» о
поколении Z
Институт образования НИУ ВШЭ
Москва, 2019

«Мифы» о поколении ZИнститут образования НИУ ВШЭМосква, 2019

Слайд 2«визитная карточка»
Богачева Наталия Вадимовна
Кандидат психол. наук
Доцент кафедры педагогики и медицинской

психологии МПФ,
Первый МГМУ имени И.М. Сеченова (Сеченовский университет)
Область научных

интересов: киберпсихология
«визитная карточка»Богачева Наталия ВадимовнаКандидат психол. наукДоцент кафедры педагогики и медицинской психологии МПФ, 	Первый МГМУ имени И.М. Сеченова

Слайд 3одновременно живущие люди близкого возраста
объективно складывающаяся социально-демографическая и культурно-историческая общность

людей, объединенных границами возраста и общими условиями формирования и функционирования

в конкретно-исторический период времени (Глотов, 2004)
когортная группа, временная продолжительность которой приближается к продолжительности фазы жизни, границы которой фиксированы личностью сверстников (Strauss, Howe, 1991)

Поколение

Институт образования НИУ ВШЭ

одновременно живущие люди близкого возрастаобъективно складывающаяся социально-демографическая и культурно-историческая общность людей, объединенных границами возраста и общими условиями

Слайд 4Продолжительность ~ 15-20 лет
Границы – должны быть связаны с историческими

событиями => специфика для разных стран
НО:
Общемировые тенденции => «поколение Y»,

«поколение Z» рассматриваются как (условно) сходные в разных странах

Поколения

Институт образования НИУ ВШЭ

Продолжительность ~ 15-20 летГраницы – должны быть связаны с историческими событиями => специфика для разных странНО:Общемировые тенденции

Слайд 5«Поколение Z» (новое «Молчаливое поколение») у У. Штраусса, Н. Хоу

и их последователей;
iGen (J. Twenge, 2017);
Второе поколение «цифровых аборигенов» (Digital

Native) М. Пренски;
Хронологически: люди, родившиеся после 1995-2000-2003 гг. (по разным источникам)

Современные дети и подростки
Какое это поколение?

Институт образования НИУ ВШЭ

«Поколение Z» (новое «Молчаливое поколение») у У. Штраусса, Н. Хоу и их последователей;iGen (J. Twenge, 2017);Второе поколение

Слайд 6Нормативные возрастные кризисы (1, 3, 7, 13 лет) (Л.С. Выготский);
Смена

6 ведущих деятельностей (Д.Б. Эльконин);
5 возрастных стадий (Э. Эриксон);
Развитие и

созревание нервной системы.

В психологии
на этот период времени приходятся

Институт образования НИУ ВШЭ

Нормативные возрастные кризисы (1, 3, 7, 13 лет) (Л.С. Выготский);Смена 6 ведущих деятельностей (Д.Б. Эльконин);5 возрастных стадий

Слайд 7Большая часть «поколения Z» еще не завершили свое нормативное психическое

развитие;
Представители поколения в данный момент находятся на разных этапах своего

развития;
Часть наблюдаемой психологической специфики может (должна?) объясняться именно этими процессами, а об итоговых особенностях можно будет говорить существенно позднее.

Это означает что

Институт образования НИУ ВШЭ

Большая часть «поколения Z» еще не завершили свое нормативное психическое развитие;Представители поколения в данный момент находятся на

Слайд 8ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОКОЛЕНИЯ Z
многозадачные
«клиповое сознание»
феноменальное владение технологиями
депрессивные
склонны к суициду
инфантильные
предприимчивые
подвержены влиянию
открыты новому


стремятся к успеху
ответственные
неустойчивые интересы
некритичны
не способны удерживать внимание
самообразование
индивидуализм
зависимость от гаджетов
консервативны
не строят

долгосрочные планы

гедонисты, ищут удовольствий

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОКОЛЕНИЯ Zмногозадачные«клиповое сознание»феноменальное владение технологиямидепрессивныесклонны к суицидуинфантильныепредприимчивыеподвержены влияниюоткрыты новому стремятся к успехуответственныенеустойчивые интересынекритичныне способны удерживать вниманиесамообразованиеиндивидуализмзависимость

Слайд 9Что будем «проверять»?
Институт образования НИУ ВШЭ

Что будем «проверять»?Институт образования НИУ ВШЭ

Слайд 10Ключевые характеристики: рабочая память, объем внимания, функции когнитивного контроля, флюидный

интеллект
Причины: цифровые технологии, «ритм жизни»
Почему это важно: снижение глубины переработки

информации, риск перегрузки и нарушений; снижение эмпатии?
APA, 2006
Смолл, Ворган, 2011
Ophir et al., 2009

Многозадачность
Multitasking, Digital Multitasking

Институт образования НИУ ВШЭ

Ключевые характеристики: рабочая память, объем внимания, функции когнитивного контроля, флюидный интеллектПричины: цифровые технологии, «ритм жизни»Почему это важно:

Слайд 11Реальное распространение: ~ 30-40% подростков как этого, так и прошлого

поколения
Foehr, 2006
Caulfield, Ulmer, 2014
Причинно-следственные связи: проблемы от многозадачности

или многозадачность как следствие?
Loh, Kanai, 2014
Uncapher, Wagner, 2018
Взрослые успешнее:
Mills et al., 2015

Многозадачность
Исследования

Институт образования НИУ ВШЭ

Реальное распространение: ~ 30-40% подростков как этого, так и прошлого поколения Foehr, 2006 Caulfield, Ulmer, 2014Причинно-следственные связи:

Слайд 12Какое бывает внимание?
Внимание «как у золотой рыбки» – всего

лишь газетная утка?
BBC, 2017



Компьютерные игры и СДВГ: разные точки зрения
Gentile

et al., 2012
Dye, Bavelier, 2010
Тем временем у школьников все… обычно
Сабанин, 2014
Мельник, Декина, 2018

Внимание

Институт образования НИУ ВШЭ

Какое бывает внимание? Внимание «как у золотой рыбки» – всего лишь газетная утка?BBC, 2017Компьютерные игры и СДВГ:

Слайд 13Подростки и чтение
Twenge, 2017
Greenfield, 2009
Zickuhr, Rainie, 2012: читают больше чем

взрослые?
Topping, 2018: но книги слишком «простые»
Подростки и Интернет: недоверие или

вера всему?
Hiebert, 2017
Раньше было лучше? Не особо
Халперн, 2000
Levine, Linn, 1977

Критическое мышление

Институт образования НИУ ВШЭ

Подростки и чтениеTwenge, 2017Greenfield, 2009Zickuhr, Rainie, 2012: читают больше чем взрослые?Topping, 2018: но книги слишком «простые»Подростки и

Слайд 14Факторы помимо поколенных: социальный слой; пол; исторические изменения действуют на

всех; культурные особенности
Проблема интерпретации данных (на примере статистики ЦКЗ и

работы J. Twenge)
Ценности возрастной группы, а не поколения?

Ценностные ориентации

Институт образования НИУ ВШЭ

Факторы помимо поколенных: социальный слой; пол; исторические изменения действуют на всех; культурные особенностиПроблема интерпретации данных (на примере

Слайд 15Депрессия у детей и подростков
Почему это важно? Риск суицида?
Факторы риска:

семейная история; хронический стресс; плохие отношения в семье; травля
Факторы защиты:

высокий интеллект; навыки эмоциональной регуляции; копинг-стратегии; теплые, принимающие отношения в семье и с ровесниками
Thapar et al., 2012

Эмоциональная сфера

Институт образования НИУ ВШЭ

Депрессия у детей и подростковПочему это важно? Риск суицида?Факторы риска: семейная история; хронический стресс; плохие отношения в

Слайд 16Недостаток сна и другие косвенные факторы
Кибербуллинг
Солдатова и др., 2017

«Фейсбучная депрессия»
Labrague,

2014
Kross et al., 2013
Steers et al., 2014
Frison, Eggermont, 2015
Эмоции и

цифровые технологии

Институт образования НИУ ВШЭ

Недостаток сна и другие косвенные факторыКибербуллингСолдатова и др., 2017«Фейсбучная депрессия»Labrague, 2014Kross et al., 2013Steers et al., 2014Frison,

Слайд 17Предсказания М. Пренски не сбываются…




Но проблема в том, что и

учителя с родителями далеко не всегда владеют необходимыми навыками
Kirschner, De

Bruyckere, 2017
Солдатова и др., 2017

Навыки работы за компьютером

Институт образования НИУ ВШЭ

Предсказания М. Пренски не сбываются…Но проблема в том, что и учителя с родителями далеко не всегда владеют

Слайд 18«Общение» в социальных сетях – это не общение? Или все

же общение?
Олькина, Солдатова, 2016
Yau, Reich, 2018
Utz, Breuer, 2017
Spies Shapiro, Margolin,

2014
Снижение эмпатии – миф или реальность?
Konrath et al., 2011
Ophir et al., 2009
Непереносимость одиночества
Wilson et al., 2014

общение

Институт образования НИУ ВШЭ

«Общение» в социальных сетях – это не общение? Или все же общение?Олькина, Солдатова, 2016Yau, Reich, 2018Utz, Breuer,

Слайд 19Таким образом…
Институт образования НИУ ВШЭ

Таким образом…Институт образования НИУ ВШЭ

Слайд 20О самосбывающихся пророчествах
«Моральной панике» и «ювенойе»
Markey, Ferguson, 2017


Публикационном смешении (publicational

bias)
«Обратном эйджизме»
Raymer et al., 2017;
Krieger, 2016.
И еще кое-что

важное…

Институт образования НИУ ВШЭ

О самосбывающихся пророчествах«Моральной панике» и «ювенойе»Markey, Ferguson, 2017Публикационном смешении (publicational bias)«Обратном эйджизме» Raymer et al., 2017; Krieger,

Слайд 21Границы поколений – реальность или условность?
Факторы, формирующие поколение Z: цифровые

технологии; глобальные угрозы; предшествующие поколения?

Цифровые технологии – связи с

поведением, психикой, личностью сложнее, чем кажется?
Зачем нужны «мифы» о поколениях и так ли это безобидно?

Информация к размышлению

Институт образования НИУ ВШЭ

Границы поколений – реальность или условность?Факторы, формирующие поколение Z: цифровые технологии; глобальные угрозы; предшествующие поколения? Цифровые технологии

Слайд 22Институт образования НИУ ВШЭ
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
ВРЕМЯ ДЛЯ ДИАЛОГА!

Институт образования НИУ ВШЭСПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!ВРЕМЯ ДЛЯ ДИАЛОГА!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика