Слайд 1МИКРОЭКОНОМИКА
Микроэкономический анализ — часть экономики, исследующая, во-первых, такие обособленные экономические
единицы, как домашние хозяйства, фирмы, отрасли, и, во-вторых, отдельные рынки,
конкретные цены и конкретные товары и услуги.
1. Микроэкономика изучает процессы принятия экономических решений отдельными экономическими субъектами — фирмами, потребителями и др.
2. Задачей микроэкономики является анализ взаимодействия экономических субъектов на отдельных рынках.
Слайд 2Тема 3. Фирма как объект микроэкономического анализа
Слайд 3Предпринимательские способности (предпринимательство как экономический ресурс)
В экономической теории предпринимательский
доход делят на две части, образующих основу нормальной прибыли и
экономической прибыли.
К первой относят как бы гарантированный доход предпринимателя, своего рода его заработную плату;
ко второй — плату за риск, инновации, монопольную власть.
Слайд 4Цели и функции фирмы
Конечной целью деятельности фирмы является упрочение
ее позиций на рынке, прежде всего за счет максимизации прибыли.
В условиях несовершенной конкуренции извлечение максимальной прибыли дополняется, уточняется, ограничивается или даже иногда замещается другими целевыми установками фирмы, прежде всего такими, как:
максимизация валовой выручки (продаж) при обеспечении удовлетворительного объема чистой выручки (прибыли);
максимизация темпов роста валовой выручки (продаж);
выход на новый рынок;
сохранение или увеличение имеющейся доли рынка.
Слайд 5Цели и функции фирмы
Характер целевых установок предприятия определяется состоянием
экономики в целом, тенденциями развития конкретной отрасли, к которой относится
его деятельность, и характером конкуренции в ней, а также стадией цикла жизни самого предприятия.
Слайд 6Цели и функции фирмы
Цикл жизни предприятия (фирмы) — это
определенный период времени, в течение которого оно обладает жизнеспособностью на
рынке.
Типичная модель жизненного цикла предприятия представлена четырьмя стадиями:
выход на рынок,
рост,
зрелость,
упадок,
каждая из которых характеризуется определенным соотношением объема продаж и прибыли.
Слайд 8Цели и функции фирмы. Система ценностей фирмы
Слайд 9Организационные формы предпринимательства
Предпринимательский сектор национального хозяйства обычно насчитывает огромное
количество фирм, которые для целей экономического анализа группируются по ряду
существенных признаков.
Наиболее распространенными являются классификации:
по формам собственности,
размерам,
характеру деятельности,
отраслевой принадлежности,
доминирующему фактору производства,
правовому статусу.
Слайд 10Организационные формы предпринимательства
П о р а з м е
р а м предприятия подразделяются на
малые,
средние,
крупные,
исходя из двух основных параметров: численность занятых и объем производства (продаж).
Слайд 11Организационные формы предпринимательства
Классификация фирм п о х а р
а к т е р у д е я
т е л ь н о с т и предполагает их деление на
производящие материальные блага (потребительские или инвестиционные товары)
и услуги.
Данная классификация близка к классификации предприятий по отраслевой принадлежности, которая подразделяет их на промышленные, сельскохозяйственные, торговые, транспортные, банковские, страховые и т.д.
Слайд 12Организационные формы предпринимательства
Классификация предприятий по признаку д
о м и н и р у ю щ е
г о ф а к т о р а п р о и з в о д с т в а выделяет
трудоемкие,
капиталоемкие,
материалоемкие,
наукоемкие предприятия.
Слайд 13Организационные формы предпринимательства
П о п р а в о
в о м у с т а т у
с у (организационно-правовым формам) в России различают следующие виды предприятий согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации:
1) хозяйственные товарищества и общества;
2) производственные кооперативы;
3) государственные и муниципальные унитарные предприятия;
4) некоммерческие организации (включая потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации/объединения, фонды и др.);
5) индивидуальные предприниматели.
Слайд 14Организационные формы предпринимательства
Хозяйственные товарищества и общества
Полное товарищество. Полным признается товарищество,
участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними
договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.
Слайд 15Организационные формы предпринимательства
Товарищество на вере. Товариществом на вере (коммандитным товариществом)
признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени
товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.
Слайд 16Организационные формы предпринимательства
Общество с ограниченной ответственностью (000). Таковым признается учрежденное
одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на
доли определенных учредительными документами размеров. Участники 000 не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Уставный капитал 000 составляется из стоимости вкладов его участников.
Слайд 17Организационные формы предпринимательства
Акционерное общество (АО). Акционерным обществом признается общество, уставный
капитал которого разделен на определенное число акций. Участники АО (акционеры)
не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Слайд 18Организационные формы предпринимательства
Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на
основе членства для совместной производственной деятельности, основанной на их личном
трудовом и ином участии в объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.
Слайд 19Организационные формы предпринимательства
Унитарным предприятием называется коммерческая организация, не наделенная правом
собственности на закрепленное за ней собственником имущество. К тому же
это имущество является неделимым, т.е. не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
Слайд 20Организационные формы предпринимательства
К некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы, общественные и
религиозные организации, фонды.
Организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения
целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
Слайд 21Организационные формы предпринимательства
Индивидуальные предприниматели.
Если отдельный гражданин занимается предпринимательской деятельностью,
но без образования юридического лица (например, организует свое фермерское хозяйство),
то он признается индивидуальным предпринимателем. Фактически это тоже предприятие.
Слайд 22Конкурентоспособность фирмы
Конкурентные преимущества фирмы обеспечиваются в процессе конкурентной борьбы с
так называемыми пятью силами (направлениями) конкуренции, т.е. с другими продавцами
аналогичной продукции, фирмами — потенциальными конкурентами, производителями заменителей, поставщиками ресурсов, покупателями ее продукции.
Слайд 24Конкурентоспособность фирмы
К о н к у р е н т
н а я с и л а п
о с т а в щ и к о в э к о н о м и ч е с к и х р е с у р с о в определяется в первую очередь уровнем цен и качеством поставляемых ресурсов. Особое значение это направление конкуренции приобретает в том случае, когда доля покупаемых ресурсов в издержках производства продукции велика, и от их качества во многом зависит качество конечной продукции фирмы.
Слайд 25Конкурентоспособность фирмы
К о н к у р е н т
н а я с и л а п
о к у п а т е л е й возникает вследствие того, что покупатели (торгово-посреднические фирмы, предприятия — потребители инвестиционных товаров, а также физические лица — конечные покупатели потребительских товаров) оказывают воздействие на фирмы-производители через влияние на цены потребляемых товаров и услуг, требования к их качеству и послепродажному обслуживанию.
Слайд 26Конкурентоспособность фирмы
С и л а ф и р
м , п о т е н
ц и а л ь н о г о т о в ы х в ы й т и н а д а н н ы й р ы н о к т о в а р о в и у с л у г , определяется тем, что появление новых фирм на нем приводит к перераспределению рынка (или его сегмента), обострению конкуренции и снижению цен. Реальность проникновения новых фирм на рынок зависит от уровня входных барьеров, препятствующих такому проникновению.
Слайд 27Конкурентоспособность фирмы
С и л а с о п
е р н и ч е с т в а
м е ж д у к о м п а н и я м и , п р о и з в о д я щ и м и а н а л о г и ч н ы е т о в а р ы и у с л у г и , является основной силой (направлением) конкурентной борьбы, так как в наиболее концентрированном виде выявляет успехи или неудачи фирмы в обеспечении дополнительных конкурентных преимуществ.