Слайд 1МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А. И. ГЕРЦЕНА»
Выпускная квалификационная работа
Личностные ресурсы самопрезентации в
виртуальной среде взрослых и пожилых людей
Обучающейся 2 курса магистратуры
Даниловой Анастасии Алексеевны
Научный руководитель:
доктор психологических наук, профессор
Регуш Людмила Александровна
Рецензент:
кандидат психологических наук, доцент
Анисимова Татьяна Викторовна
Санкт-Петербург
2020 г.
Слайд 2Актуальность:
Потребность и необходимость пожилых людей осваивать пространство Интернет.
Выявление личностных
ресурсов, которые помогут пожилым давать самопрезентацию в Интернет.
Получение информации о
психических характеристиках и состоянии психологической защищенности интернет-пользователей разного возраста.
Слайд 3Проблема исследования:
Противоречие между необходимостью пожилых людей пользоваться Интернет и оценкой
их возможностей для овладения одной из информационных технологий – виртуальной
самопрезентацией.
Слайд 4Цель:
выявить личностные ресурсы самопрезентации в виртуальной среде молодых и
пожилых людей.
Гипотезы:
Личностные ресурсы самопрезентации включают в себя определенный набор
психических качеств.
Характеристики самопрезентации могут быть взаимосвязаны с активностью и состоянием психологической защищенности в онлайн-среде.
Молодые и пожилые люди, дающие онлайн-самопрезентацию, могут иметь различия в показателях по выделенным личностным ресурсам.
Доказательством того, что та или иная психическая особенность выступает ресурсом самопрезентации, могут служить наличие взаимосвязи между выделенными ресурсами и их представленностью в текстах самопрезентаций.
Слайд 5Задачи:
Дать теоретическое обоснование гипотезы о личностных ресурсах виртуальной самопрезентации.
Изучить характеристики
выделенных личностных ресурсов.
Организовать самопрезентации и провести их анализ
Установить взаимосвязи
между личностными ресурсами виртуальной самопрезентации и характеристиками самопрезентаций
Выявить особенности активности и состояния защищенности в онлайн-среде
Определить наличие взаимосвязи между характеристиками самопрезентаций, активностью и защищенностью в виртуальной среде
Слайд 6Объект:
взрослые первого периода взрослости (20-35 лет) и пожилые (от
60 лет) люди, дающие самопрезентацию в Интернет.
Предмет:
личностные ресурсы виртуальной
самопрезентации молодых и пожилых людей, дающих самопрезентацию в Интернет.
Методы и методики исследования:
Анализ и обобщение теоретических материалов
Опрос, анкетирование, психологическое тестирование, контент-анализ
Качественные (контент-анализ) и количественные (статистический анализ) методы
Методы статистики: сравнение средних, определение существенности различий в показателях, корреляционный анализ
Слайд 7Задача 1. Результаты теоретического анализа:
Характеристики виртуальной самопрезентации:
анонимность и стремление к
достоверности информации;
непрерывность и большая степенью открытости;
большая степень контроля самопредъявления;
отсутствие
невербального компонента;
готовность к изменениям требований среды.
Слайд 8Предположение о составе личностных ресурсов виртуальной самопрезентации:
объем и глубина самораскрытия
самомониторинг
экстраверсия
эмоциональная устойчивость
гибкость мышления
онлайн-активность
состояние психологической защищенности в пространстве Интернет
Слайд 9Методики:
«Опросник Самораскрытия» С. Джурарда в модификации И.П. Шкуратовой и
Н.В. Перепелицы
личностный опросник «Шкала самомониторинга» М. Снайдера в адаптации Н.В.
Амяга
«Тест-опросник Г. Айзенка для диагностики экстраверсии-интроверсии и нейротизма» в адаптации А.Г. Шмелева
методика Г. Айзенка «Диагностика ригидности»
«Опросник уровня владения информационными технологиями», разработанный Е.Ю. Крыловым
анкета «Состояние защищенности в пространстве Интернет» (разработана самостоятельно)
Слайд 10Выборку исследования составили:
молодые люди от 20 до 35 лет
– 30 человек (из них: 28 – женщины, 2 –
мужчины), средний возраст – 27,7 лет;
пожилые люди от 60 лет и старше – 30 человек (из них: 28 – женщины, 2 – мужчины), средний возраст – 63,1 лет.
Всего в исследовании приняло участие 60 человек в возрасте от 20 до 74 лет (52 женщины и 4 мужчины).
Слайд 11Результаты эмпирического исследования
Задача 2. Сравнительный анализ ресурсов виртуальной самопрезентации молодых
и пожилых пользователей Интернет
* p ≤ 0,05 (Uкр =
338) ** p ≤ 0,01 (Uкр = 292)
Слайд 12Задача 3. Анализ текстов самопрезентаций а Интернет
Слайд 13Сравнительный анализ самопрезентаций молодых и пожилых пользователей Интернет
* p ≤
0,05 (φкр = 1,64)
Слайд 14Задача 4. Взаимосвязь личностных ресурсов и характеристик самопрезентаций (пожилые)
Слайд 15Взаимосвязь личностных ресурсов и характеристик самопрезентаций (молодые)
Слайд 16Задача 5. Состояние психологической защищенности в качестве личностного ресурса виртуальной
самопрезентации
Самооценка уровня онлайн-активности и успешности собственной самопрезентации:
* p ≤ 0,05
(φкр = 1,64) ** p ≤ 0,01 (φкр = 2,28)
Слайд 17Оценка своего состояния защищенности в онлайн-среде участниками исследования:
Столкновение в
Сети с видами рисков
взлом аккаунта (φ=3,495; p ≤ 0,01)
Слайд 18Оценка своего состояния защищенности в онлайн-среде участниками исследования:
неприятное общение
(Uэмп=318,5; p ≤ 0,05)
спам (Uэмп=284,5; p ≤ 0,01)
травля,
угрозы, оскорбления (Uэмп=324; p ≤ 0,05)
Оценка «опасений» столкнуться в Сети с видами рисков
Слайд 19Задача 6. Характеристики самопрезентаций и оценка состояния психологической защищенности (пожилые)
Слайд 20Задача 6. Характеристики самопрезентаций и оценка состояния психологической защищенности (молодые)
Слайд 21Выводы
Личностные ресурсы виртуальной самопрезентации молодых:
самораскрытие
онлайн-активность
состояние психологической защищенности
экстраверсия и
гибкость мышления
Личностные ресурсы виртуальной самопрезентации пожилых:
эмоциональная устойчивость
самораскрытие
самомониторинг
экстраверсия и
гибкость мышления
онлайн-активность