Слайд 1МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛтОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМное ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
Свердловской области
«НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №1»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
на тему:
Манипуляции в педагогической практике
и способы противостояния им
Преподаватель:
Ивашкина Г. В.
Слайд 2Цель - проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме манипуляций в педагогической
практике.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2. Познакомиться с
основными подходами к определению понятия манипуляция.
3. Определить значение манипуляций в педагогической деятельности.
4. Рассмотреть причины и признаки манипуляций.
5. Рассмотреть способы блокирования нежелательных или неуместных попыток манипулирования.
Слайд 3Что же такое «манипуляция»?
Современные словари синонимов приводят такие значения: для
термина «манипулировать»:
управлять,
использовать,
контролировать,
оперировать и др.;
Слайд 4Манипуляция — это преднамеренное и скрытое побуждение другого человека к
принятию решений и выполнению действий. (Е. В. Сидоренко)
Манипуляция — господство
над духовным состоянием, управление изменением внутреннего мира. (Волкогонов Д.А.)
Манипуляция — скрытое принуждение, программирование мыслей, намерений, чувств, отношений, установок, поведения. (Шиллер Г.)
Слайд 5«Манипулятор» - человек, который добивается своей цели путем обмана и
намеренного осуществления контроля над другими людьми.
Слайд 6Причины манипуляций:
Первая причина возникновения манипуляции заключается в вечном внутреннем конфликте
человека между его стремлением к независимости и самостоятельности, с одной
стороны, и желанием найти опору в своем окружении — с другой. Не доверяя самому себе, не веря в возможность быть самостоятельным и независимым, человек видит свое спасение в доверии другим людям.
Слайд 7Во-вторых, манипуляторы не способны принять свои изъяны и слабости, которые
есть у каждого и не верят, что могут заслужить любовь.
Тогда манипулятор в отчаянии прибегает к альтернативному варианту: он пытается добиться абсолютной власти над другими, власти, которая заставила бы другого человека делать то, что нравится ему, манипулятору, думать так, как надобно ему, чувствовать то, что хочет он, — одним словом, превратить другого в вещь, в свою вещь.
Слайд 8Третья причина манипулятивного поведения в том, что наше существование сопряжено
с постоянным риском и множеством случайных, непредвиденных обстоятельств, которые окружают
нас со всех сторон.
В-четвертых, манипуляторы испытывают страх перед близкими межличностными отношениями, стараются не вступать в подобные отношения с окружающими их людьми, избегают самой возможности их возникновения.
Слайд 9Пятая причина манипуляции: жизнь основана на постоянной и острой нужде
человека в одобрении со стороны всех, кто его окружает. На
этом убеждении построена жизнь пассивного манипулятора, которым является любой человек, отказавшийся быть честным и открытым в отношениях с другими людьми и вместо этого пытающийся им угодить, надеясь им понравиться.
Слайд 10Признаки манипуляций:
Запугивание и провоцирование чувства вины;
Игра на чувстве
собственного достоинства;
Безличные формулировки;
Демонстрация собственной беспомощности;
Противоречивые и
неадекватные эмоции.
Слайд 11Типы манипуляций:
В. А. Соснин, П. А. Лунев выделяют 10 типов
наиболее часто встречающихся манипуляций:
Слайд 15Типы манипуляторов:
Диктатор
Вычислитель (калькулятор).
Прилипала.
Хулиган.
Славный парень.
Судья.
Защитник.
Слайд 16Способы блокирования нежелательных или неуместных попыток манипулирования:
Прием 1. Техника бесконечного
уточнения.
Прием 2. Техника внешнего согласия, или Наведение тумана.
Прием
3. Техника испорченной пластинки.
Прием 4. Техника английского профессора.
Прием 5. Спокойствие и отчужденность.
Прием 6. Поиск и подключение дополнительных факторов, способных повлиять на ситуацию.
Слайд 17Список использованных источников:
Леонтьев А.А. «Психология общения», М.: ACT 2000
г.
Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения: Учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб. заведений.
– М.: «Академия», 2002, с. 162-185.
Монина Г.Б, Лютова – Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). – СПб.: Речь, 2010, с. 49-54.
Манипуляции в педагогической практике и способы противостояния им [Электронный ресурс]. Режим доступа http://5psy.ru/obrazovanie/manipulyacii-v-pedagogicheskoie-praktike.html (Дата обращения 03.04.2017)
Манипуляции: признаки и причины [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.liveinternet.ru/community/2947964/post325562590 (Дата обращения 01.04.2017)
МАНИПУЛЯЦИЮ НАДО ЗНАТЬ В ЛИЦО! [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gazetamim.ru/mirror/psytech/coaching.htm (Дата обращения 02.04.2017)
Как понять, что вами манипулируют? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://constructorus.ru/psixologiya/chto-takoe-manipulyaciya.html (Дата обращения 01.04.2017)
Шостром Э. «Анти - Карнеги», г. Минск, 1999 г.