Разделы презентаций


Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное

Содержание

Оперирование внутренними образами лежит в основе большинства умственных действий ребенка.Необходимо формировать и развивать пространственное мышление младших школьников.Какие средства нужно использовать для формирования пространственного мышления?

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича

и Николая Григорьевича Столетовых»
Педагогический институт
Кафедра "Педагогика и психология дошкольного и начального образования"
 
 
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»
НА ТЕМУ:  »РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ»
 

Составила: студентка гр. ЗНОу-117 Чернякова В.В.
Проверила: старший преподаватель Болотова Т.В.

Владимир 2020
Министерство образования и науки Российской Федерации  Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального образования

Слайд 2Оперирование внутренними образами лежит в основе большинства умственных действий ребенка.
Необходимо

формировать и развивать пространственное мышление младших школьников.
Какие средства нужно использовать

для формирования пространственного мышления?
Оперирование внутренними образами лежит в основе большинства умственных действий ребенка.Необходимо формировать и развивать пространственное мышление младших школьников.Какие

Слайд 3«Пространственное мышление формируется в результате общего психического развития ребёнка, его

взаимодействия с окружающим миром, а также под влиянием обучения, в

ходе которого ученик познаёт пространственные свойства и пространственные отношения объектов»

доктор психологических наук, профессор И. С. Якиманская

Сенситивным периодом для развития пространственного мышления является возраст от 6 до 10 лет

«Пространственное мышление формируется в результате общего психического развития ребёнка, его взаимодействия с окружающим миром, а также под

Слайд 4Формируются пространственное мышление у учащихся 1-4 классов в процессе обучения

преимущественно путем:
Наблюдения;
Восприятия и осмысливания информации, полученной от учителя и

из учебников;

Практической деятельности (построение, рисование, моделирование и др.);

Мысленного оперирования пространственного мышления.

Формируются пространственное мышление у учащихся 1-4 классов в процессе обучения преимущественно путем: Наблюдения;Восприятия и осмысливания информации, полученной

Слайд 5Умения в качестве критерия оценки сформированности у учащихся пространственного мышления

по Н.Д. Мацько:
Распознавать данный объект среди объектов реальной деятельности.
Распознавать

объект среди изображений.

Устанавливать взаимосвязи между словом, представлением, изображением и объектом реальной деятельности.

Воспроизводить в воображении объект (представления памяти).

Воспроизводить представления памяти (словесно, графически, в виде модели).

Создавать в воображении новые объекты (представление воображения).

Воспроизводить представления воображения (словесно, графически, в виде модели).

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Умения в качестве критерия оценки сформированности  у учащихся пространственного мышления по Н.Д. Мацько:Распознавать данный объект среди

Слайд 6Уровни развития пространственного мышления у учащихся
1. Аккумулятивный
Накопление и узнавание

пространственных признаков и отношений.
Учащиеся накапливают разнообразные пространственные представления, учатся узнавать

разнообразные пространственные объекты, их отдельные признаки и отношения.
Уровни развития пространственного мышления у учащихся 1. АккумулятивныйНакопление и узнавание пространственных признаков и отношений.Учащиеся накапливают разнообразные пространственные

Слайд 7Уровни развития пространственного мышления у учащихся
2. Репродуктивный
Воспроизведение представления памяти.
У

учащегося развита способность воспроизводить (в представлении, словесно, на рисунке, в

виде модели) известные им пространственные признаки и отношения.
Уровни развития пространственного мышления у учащихся 2. РепродуктивныйВоспроизведение представления памяти.У учащегося развита способность воспроизводить  (в представлении,

Слайд 8Уровни развития пространственного мышления у учащихся
3. Конструктивный
Самостоятельное конструирование пространственного

образа.
Учащиеся на основе сформированных пространственных представлений создают новые представления и

оперируют ими, пользуясь словесным описанием, числовыми данными, рисунками.
Уровни развития пространственного мышления у учащихся 3. КонструктивныйСамостоятельное конструирование пространственного образа.Учащиеся на основе сформированных пространственных представлений создают

Слайд 9Уровни развития пространственного мышления у учащихся
4. Интеллектуальный
Мысленное оперирование пространственными

образами
Для этого этапа характерно уже умение перемещать мысленно пространственные объекты

(симметрия, перенос, поворот), находить на рисунке положение фигуры после её перемещения, вид перемещения и т.д.
Уровни развития пространственного мышления у учащихся 4. ИнтеллектуальныйМысленное оперирование пространственными образамиДля этого этапа характерно уже умение перемещать

Слайд 10Конструирование «construere» в переводе с латинского языка, означает приведение в

определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов, т.е.

подразумевает создание модели, построение чего-либо.

Конструктивное мышление позволяет видеть скрытые линии и части объекта, а также мысленно поворачивать, рассматривать с разных сторон, т.е. трансформировать его.

Это определение позволяет связать конструктивное мышление с пространственным мышлением, которое заключается в умение мысленно выстраивать какую-либо модель по заданным параметрам.

Конструирование «construere» в переводе с латинского языка, означает приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов,

Слайд 11Л.А. Парамонова выделяет два типа конструирования:
Техническое
Художественное
− конструирование из строительного

материала;
− конструирование из деталей конструкторов;
− конструирование из крупногабаритных

модульных блоков.

− конструирование из бумаги;
− конструирование из природного материала.

Л.А. Парамонова выделяет два типа конструирования: ТехническоеХудожественное− конструирование из строительного материала;  − конструирование из деталей конструкторов;

Слайд 12Формы организации конструирования:
конструирование по образцу, разработанное Ф. Фребелем
Детям предлагают

образцы построек, показывают способы их воспроизведения.
1.

Формы организации конструирования: конструирование по образцу, разработанное Ф. ФребелемДетям предлагают образцы построек, показывают способы их воспроизведения.1.

Слайд 13Формы организации конструирования:
− конструирование по модели, предложенное А.Н. Миреновой

и А.Р. Лурия
Детям в качестве образца предъявляют модель, которой очертание

отдельных ее элементов скрыто от ребенка, т.е. детям предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения.

2.

Формы организации конструирования: − конструирование по модели, предложенное А.Н. Миреновой и А.Р. ЛурияДетям в качестве образца предъявляют

Слайд 14Формы организации конструирования:
конструирование по условиям предложено Н.Н. Поддьяковым
Ребенку даются

лишь условия, которым постройка должна соответствовать.
3.

Формы организации конструирования: конструирование по условиям предложено Н.Н. ПоддьяковымРебенку даются лишь условия, которым постройка должна соответствовать.3.

Слайд 15Формы организации конструирования:
− конструирование по простейшим чертежам и наглядным

схемам разработанное С. Леона Лоренсо и В.В. Холмовской.
Детям предлагают чертежи

или схемы по которым дети должны сконструировать модель.

4.

Формы организации конструирования: − конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам разработанное С. Леона Лоренсо и В.В.

Слайд 16Формы организации конструирования:
− конструирование по замыслу
Эффективность этого способа возможна

при наличии у детей обобщенных представлений о конструируемом объекте, обобщенных

способов конструирования и умения искать новые способы.

5.

Формы организации конструирования: − конструирование по замыслуЭффективность этого способа возможна при наличии у детей обобщенных представлений о

Слайд 17Формы организации конструирования:
- конструирование по теме
Дети самостоятельно создают замыслы

конкретных построек и способы их выполнения.
6.

Формы организации конструирования: - конструирование по темеДети самостоятельно создают замыслы конкретных построек и способы их выполнения. 6.

Слайд 18Формы организации конструирования:
− каркасное конструирование, предложено Н.Н. Поддьяковым
В конструировании

такого типа ребенок должен домыслить разные дополнительные детали к каркасу.
7.

Формы организации конструирования: − каркасное конструирование,  предложено Н.Н. ПоддьяковымВ конструировании такого типа ребенок должен домыслить разные

Слайд 19Методика работы с играми – головоломками по конструированию
В каждую собираемую

фигуру должны войти все ее элементы.
расположить фигуры нужно так,

чтобы они примыкали один к другому, а не накладывались друг на друга.

Правила игр:

Методика работы с играми – головоломками по конструированиюВ каждую собираемую фигуру должны войти все ее элементы.

Слайд 20Этапы работы с играми – головоломками по конструированию
Знакомство с геометрическими

фигурами. Детям предлагаются упражнения, направленные на формирование представлений о геометрических

фигурах. Необходимо рассмотреть все геометрические фигуры, сосчитать, назвать их, сравнить по размеру, сгруппировать, отобрав все треугольники, четырехугольники и т.д. После этого предложить детям из набора фигур составить новые фигуры.

1.

Этапы работы с играми – головоломками  по конструированиюЗнакомство с геометрическими фигурами. Детям предлагаются упражнения, направленные на

Слайд 21Этапы работы с играми – головоломками по конструированию
Детям раздаются карточки

с изображениями фигур, элементы фигуры представлены в натуральную величину. Учитель

вместе с учениками рассматривает расчлененный образец, и объясняет цель: составить такой же. Сначала составляют фигуру прямо на карточке с образцом. После успешного выполнения такого рода упражнений, детям можно предложить усложненное задание. Ученики получают образец с расчлененной фигурой, но уже не в натуральную величину и дается задание: составить данную фигуру.

2.

Этапы работы с играми – головоломками  по конструированиюДетям раздаются карточки с изображениями фигур, элементы фигуры представлены

Слайд 22Этапы работы с играми – головоломками по конструированию
Детям предлагают составить

фигуры силуэтов по контурным образцам из числа тех, что составлялись

ими ранее по расчлененным образцам.
Процесс составления фигуры при этом проходит на основе сформированного в начале зрительного анализа образца.

3.

Этапы работы с играми – головоломками  по конструированиюДетям предлагают составить фигуры силуэтов по контурным образцам из

Слайд 23Этапы работы с играми – головоломками по конструированию
По мере освоения

детьми способов составления фигур-силуэтов уместно предлагать им задания творческого характера,

стимулировать проявления смекалки, находчивости.
Усложнение заданий и изменение характера руководства со стороны педагога, повышение роли самостоятельных действий детей в ходе поисков составления фигуры помогают им овладевать более совершенными способами трансфигурации, на основании чего возможно конструирование предметных изображений по собственному замыслу.

4.

Этапы работы с играми – головоломками  по конструированиюПо мере освоения детьми способов составления  фигур-силуэтов уместно

Слайд 24Игра «Танграм»
Танграм — старинная китайская игра-головоломка.
1.
2.
3.
4.
5.
Игра возникла около

4 тысяч лет назад.
Базовым элементом танграма является тан.
Таны возможно

получить при разрезании квадрата первоначально на два больших равных треугольника, далее согласно рисунка.

Минимальное количество базовых фигур равное семи приводит к гениальной простоте комбинаций.

Игра «Танграм» Танграм — старинная китайская игра-головоломка. 1.2.3.4.5.Игра возникла около 4 тысяч лет назад.Базовым элементом танграма является

Слайд 25Этапы работы с игрой «Танграм»
Знакомство с геометрическими фигурами, которые составляют

игру «Танграм»
1.
2.
Составление фигуры по расчлененному образцу натуральную величину.

Этапы работы с игрой «Танграм»Знакомство с геометрическими фигурами, которые составляют игру «Танграм»1.2.Составление фигуры по расчлененному образцу натуральную

Слайд 26Этапы работы с игрой «Танграм»
Составление фигур силуэтов по контурным образцам
3.
4.
Задания

творческого характера, конструирование предметных изображений по собственному замыслу.

Этапы работы с игрой «Танграм»Составление фигур силуэтов по контурным образцам3.4.Задания творческого характера, конструирование предметных изображений по собственному

Слайд 27Игра «Пифагор»
Набор состоит из 7-ми геометрических фигур, полученных при делении

квадрата: 2 разных по размеру квадрата, 2 маленьких треугольника, 2

- больших (в сравнении с маленькими) и 1 четырехугольник (параллелограмм).
Игра «Пифагор»Набор состоит из 7-ми геометрических фигур, полученных при делении квадрата: 2 разных по размеру квадрата, 2

Слайд 28Этапы работы с игрой «Пифагор»
Знакомство с геометрическими фигурами, которые составляют

игру «Пифагор»
1.
2.
Составление фигуры по расчлененному образцу натуральную величину.

Этапы работы с игрой «Пифагор»Знакомство с геометрическими фигурами, которые составляют игру «Пифагор»1.2.Составление фигуры по расчлененному образцу натуральную

Слайд 29Этапы работы с игрой «Пифагор»
Составление фигур силуэтов по контурным образцам
3.
4.
Задания

творческого характера, конструирование предметных изображений по собственному замыслу.

Этапы работы с игрой «Пифагор»Составление фигур силуэтов по контурным образцам3.4.Задания творческого характера, конструирование предметных изображений по собственному

Слайд 30«Монгольская игра»
Детская развивающая игра - головоломка "Монгольская игра". Квадрат, разделенный

на части по принципу «каждый раз пополам» (набор из 11-ти

фигур).
«Монгольская игра»Детская развивающая игра - головоломка

Слайд 31Этапы работы с «Монгольской игрой»
Знакомство с геометрическими фигурами, которые составляют

«Монгольскую игру»
1.
2.
Составление фигуры по расчлененному образцу натуральную величину.

Этапы работы с «Монгольской игрой»Знакомство с геометрическими фигурами, которые составляют «Монгольскую игру»1.2.Составление фигуры по расчлененному образцу натуральную

Слайд 32Этапы работы с «Монгольской игрой»
Составление фигур силуэтов по контурным образцам
3.
4.
Задания

творческого характера, конструирование предметных изображений по собственному замыслу.

Этапы работы с «Монгольской игрой»Составление фигур силуэтов по контурным образцам3.4.Задания творческого характера, конструирование предметных изображений по собственному

Слайд 33Игра «Колумбово яйцо»
Название «Колумбово яйцо» очень подходит к данной головоломке.

В ней также приходится долго ломать голову над тем, как

сконструировать из 10 элементов яйца фигуру, а полученная в результате фигура обычно бывает очень проста.
Игра «Колумбово яйцо»Название «Колумбово яйцо» очень подходит к данной головоломке. В ней также приходится долго ломать голову

Слайд 34Этапы работы с игрой «Колумбово яйцо»
Знакомство с геометрическими фигурами, которые

составляют «Колумбово яйцо»
1.
2.
Составление фигуры по расчлененному образцу натуральную величину.

Этапы работы с игрой «Колумбово яйцо»Знакомство с геометрическими фигурами, которые составляют «Колумбово яйцо»1.2.Составление фигуры по расчлененному образцу

Слайд 35Этапы работы с игрой «Колумбово яйцо»
Составление фигур силуэтов по контурным

образцам
3.
4.
Задания творческого характера, конструирование предметных изображений по собственному замыслу.

Этапы работы с игрой «Колумбово яйцо»Составление фигур силуэтов по контурным образцам3.4.Задания творческого характера, конструирование предметных изображений по

Слайд 36«Вьетнамская игра»
Детская развивающая игра – головоломка "Вьетнамская игра" представляет собой

7 замысловатых элементов с обтекаемыми контурами, получившиеся в результате деления

круга на части.
«Вьетнамская игра»Детская развивающая игра – головоломка

Слайд 37Этапы работы с «Вьетнамской игрой»
Знакомство с геометрическими фигурами, которые составляют

«Вьетнамскую игру»
1.
2.
Составление фигуры по расчлененному образцу натуральную величину.

Этапы работы с «Вьетнамской игрой»Знакомство с геометрическими фигурами, которые составляют «Вьетнамскую игру»1.2.Составление фигуры по расчлененному образцу натуральную

Слайд 38Этапы работы с «Вьетнамской игрой»
Составление фигур силуэтов по контурным образцам
3.
4.
Задания

творческого характера, конструирование предметных изображений по собственному замыслу.

Этапы работы с «Вьетнамской игрой»Составление фигур силуэтов по контурным образцам3.4.Задания творческого характера, конструирование предметных изображений по собственному

Слайд 39Игра «Волшебный круг»
Круг из 10 частей: среди которых 4 равных

треугольника, остальные части, попарно равны между собой, сходны с фигурами

треугольной формы, но одна из сторон у них имеет закругление.
Игра «Волшебный круг»Круг из 10 частей: среди которых 4 равных треугольника, остальные части, попарно равны между собой,

Слайд 40Этапы работы с игрой «Волшебный круг»
Знакомство с геометрическими фигурами, которые

составляют «Волшебный круг»
1.
2.
Составление фигуры по расчлененному образцу натуральную величину.

Этапы работы с игрой «Волшебный круг»Знакомство с геометрическими фигурами, которые составляют «Волшебный круг»1.2.Составление фигуры по расчлененному образцу

Слайд 41Этапы работы с игрой «Волшебный круг»
Составление фигур силуэтов по контурным

образцам
3.
4.
Задания творческого характера, конструирование предметных изображений по собственному замыслу.

Этапы работы с игрой «Волшебный круг»Составление фигур силуэтов по контурным образцам3.4.Задания творческого характера, конструирование предметных изображений по

Слайд 42Игра «Пентамино»
Пентамино́ (от др.-греч. πέντα пять, и домино) — пятиклеточные

полимино, то есть плоские фигуры, каждая из которых состоит из

пяти одинаковых квадратов, которые требуется укладывать в прямоугольник или другие формы.
Игра «Пентамино»Пентамино́ (от др.-греч. πέντα пять, и домино) — пятиклеточные полимино, то есть плоские фигуры, каждая из

Слайд 43Игра «Пентамино»
Классификация по количеству квадратов в элементе
Из двух квадратов –

домино.
Из трех квадратов – тримино.
Из четырех квадратов – тетрамино.
Из пяти

квадратов – петамино.
Игра «Пентамино»Классификация по количеству квадратов в элементеИз двух квадратов – домино.Из трех квадратов – тримино.Из четырех квадратов

Слайд 44Этапы работы с игрой «Пентамино»
Использование «Пентамино» в качестве геометрической мозаики.
1.
2.
Составление

фигуры по расчлененному образцу натуральную величину.

Этапы работы с игрой «Пентамино»Использование «Пентамино» в качестве геометрической мозаики.1.2.Составление фигуры по расчлененному образцу натуральную величину.

Слайд 45Этапы работы с игрой «Волшебный круг»
Составление фигур силуэтов по контурным

образцам
3.
4.
Собирание картинок по уменьшенному силуэтному изображению.

Этапы работы с игрой «Волшебный круг»Составление фигур силуэтов по контурным образцам3.4.Собирание картинок по уменьшенному силуэтному изображению.

Слайд 46Сопоставительный анализ УМК на предмет содержания заданий на конструирование с

целью развития пространственного мышления

Сопоставительный анализ УМК на предмет содержания заданий на конструирование с целью развития пространственного мышления

Слайд 47УМК «Школа России» 1 класс

УМК «Школа России» 1 класс

Слайд 48УМК «Школа России» 2 класс

УМК «Школа России» 2 класс

Слайд 49УМК «Школа России» 3 класс

УМК «Школа России» 3 класс

Слайд 50УМК «Школа России» 4 класс

УМК «Школа России» 4 класс

Слайд 51УМК «Школа России» пособие «Математика и конструирование» 1 класс

УМК «Школа России» пособие «Математика и конструирование» 1 класс

Слайд 52УМК «Школа России» пособие «Математика и конструирование» 2 класс

УМК «Школа России» пособие «Математика и конструирование» 2 класс

Слайд 53УМК «Школа России» пособие «Математика и конструирование» 3 класс

УМК «Школа России» пособие «Математика и конструирование» 3 класс

Слайд 54УМК «Школа России» пособие «Математика и конструирование» 4 класс

УМК «Школа России» пособие «Математика и конструирование» 4 класс

Слайд 55Выводы по УМК «Школа России»
Анализ содержательной стороны заданий из УМК

«Школа России» показал, что в учебниках встречаются задания на конструирование,

но чаще всего они однотипные. Отличным дополнением к учебнику является пособие С. И. Волковой «Математика и конструирование», которое может быть использовано на внеурочных занятиях. В этом пособии множество разнообразных упражнений на формирование и развитие пространственного мышления.
Выводы по УМК «Школа России»Анализ содержательной стороны заданий из УМК «Школа России» показал, что в учебниках встречаются

Слайд 56УМК «Гармония» 1-2 класс

УМК «Гармония» 1-2 класс

Слайд 57УМК «Гармония» 3 класс

УМК «Гармония» 3 класс

Слайд 58УМК «Гармония» 4 класс

УМК «Гармония» 4 класс

Слайд 59УМК «Гармония» пособие «Наглядная геометрия»

УМК «Гармония» пособие «Наглядная геометрия»

Слайд 60Выводы по УМК «Гармония»
Анализ содержательной стороны заданий показал, в программе

Н.Б. Истоминой (УМК «Гармония») сравнительно мало заданий на конструирование.
Встречаются 2

типа заданий:
-выбери две фигуры из которых можно составить круг(квадрат);
сделай развертку, вырежи ее и сконструируй куб (призму)
В пособии «Наглядная геометрия», разработанном Н.Б. Истоминой для занятий внеурочной деятельности, много заданий на развитие пространственного мышления, но крайне мало заданий на конструирование.
Выводы по УМК «Гармония»Анализ содержательной стороны заданий показал, в программе Н.Б. Истоминой (УМК «Гармония») сравнительно мало заданий

Слайд 61УМК «Система Л.В. Занкова» 4 класс 1 часть

УМК «Система Л.В. Занкова» 4 класс 1 часть

Слайд 62УМК «Система Л.В. Занкова» 4 класс 2 часть

УМК «Система Л.В. Занкова» 4 класс 2 часть

Слайд 63Выводы по УМК «Гармония»
Анализ содержательной стороны заданий показал, в учебниках

И.И. Аргинской особое внимание уделяется геометрическому материалу, способствующему развитию пространственного

мышления, но заданий на конструирование в учебниках 1-3 классов не встречается. В 4 классе автор учебника знакомит детей со старинной игрой «Танграм», дети по заданию учебника самостоятельно изготавливают эту игру, нумеруют детали «танграма» и учатся конструировать из элементов этой игры. Задания на конструирование с помощью «Танграма» встречаются на протяжении всего 4 класса в учебниках.
Выводы по УМК «Гармония»Анализ содержательной стороны заданий показал, в учебниках И.И. Аргинской особое внимание уделяется геометрическому материалу,

Слайд 64Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика