Слайд 1МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный университет
аэрокосмического приборостроения»
Организация перевозок
специфических
видов грузов
Кафедра «Системного анализа
и логистики»
Слайд 2Тема №4 Основы проектирования системы транспортировки
скоропортящихся грузов
ЛЕКЦИЯ № 9
СПЕЦИФИКА СОЗДАНИЯ
МАТЕРИАЛЬНОГО ПОТОКА ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ СКОРОПОРТЯЩИХСЯ ГРУЗОВ
Время 2 часа
Слайд 3Учебные вопросы
1. Понятие «скоропортящиеся пищевые продукты» и их особенности
2. Классификация
скоропортящихся грузов
3. Естественная убыль при транспортировке скоропортящихся грузов
4. Требования к
таре и упаковке
5. Возможности совместной транспортировки скоропортящихся грузов
Слайд 4Учебный вопрос №1
ПОНЯТИЕ «СКОРОПОРТЯЩИЕСЯ ПИЩЕВЫЕ ПРОДУКТЫ» И ИХ ОСОБЕННОСТИ
Слайд 5Скоропортящимися пищевыми продуктами (грузами) называют продукты (грузы), требующие при перевозке
соблюдения температурного режима, определенной влажности и строгого выполнения санитарно-гигиенических требований.
К
скоропортящимся грузам относят продукты полеводства, огородничества, садоводства, животноводства, птицеводства и рыбоводства.
Правильные условия перевозки этой группы грузов гарантируют сохранность свойств продукта, обусловливающих его пригодность для использования людьми. Этой группе грузов присущи: сезонность, колебание объемов перевозки, распыленность дислокации грузовладельцев, а по некоторой номенклатуре — сжатые сроки доставки.
Слайд 6Качество, т.е. совокупность свойств, обусловливающих пригодность данной продукции к удовлетворению
определенных потребностей в соответствии с назначением, скоропортящихся грузов определяют вкусом,
питательностью, содержанием витаминов, специфическим запахом, внешним видом. Качество зависит от интенсивности протекания в продуктах микробиологических процессов, вызывающих брожение, гниение и распад. Показателями качества, например, для плодово-овощной продукции являются форма плода, его величина, цвет, зрелость, наличие различных дефектов — темных пятен, ушибов, разрезов. трещин, помятости, раздавливания и других, что приводит к проникновению вредных микроорганизмов, насекомых и вредителей, ускоряет негативные процессы, ухудшая товарный вид продукта.
Слайд 8Что касается ягод, то, например, клубника за 3 дня теряет
до 30% витаминов, за 7 дней —до 50%, за 14
дней— до 85%.
Жизнедеятельность, т.е. активное развитие и действие микроорганизмов (бактерий, дрожжей, плесеней), происходит при температуре 20—30°С и повышенной влажности воздуха.
Такая среда ускоряет биохимические реакции под действием ферментов. Развитие некоторых бактерий при температуре ниже 0°С задерживается, но не всегда является гибельным. Отдельные продукты портятся под воздействием пониженных температур, что требует при их перевозке нормальной или повышенной температуры.
Слайд 9Поскольку для каждого продукта существуют допустимые минимальный и максимальный температурные
режимы, при которых процесс нежелательных изменений качества не происходит или
замедляется, то при перевозке каждого продукта необходимо создавать ему индивидуальные условия, что особенно важно при длительных транспортировках, например в международном сообщении. Часть стран или их отдельные регионы в мировой практике отнесены к сельскохозяйственным со специализацией по отдельным видам сельскохозяйственной продукции, что связано с определенными климатическими условиями.
Слайд 10Россия закупает довольно много продуктов питания за рубежом. Так, в
2008 г. завезено продовольствия на сумму 36 млрд дол., что
на 10 млрд дол. больше, чем в 2007 г. Доля импорта на рынке продуктов питания России составляет по мясу птицы и свинине 35%; говядине — 40%; сырам — 45%; сливочному маслу — 35%; огурцам и помидорам — 50%.
При перевозках скоропортящихся грузов автомобильным специализированным транспортным средством экономически целесообразным можно считать расстояние до 230—430 км (в зависимости от вида и сохранности груза, технологии перевозок и других факторов). При этом зона использования автотранспорта, например при перевозке картофеля, значительно меньше, чем при перевозке фруктов.
Слайд 11Считается целесообразным все перевозки до 230 км (это 25—30% всего
объема) передать автотранспорту как более оперативному при формировании массы отправки
и начале движения. Железная дорога, как известно, работает только поездными отправками и по расписанию, что задерживает перевозку.
В России возделывают более 60 видов овощей. Холодостойкие культуры (капуста, свекла, морковь, зелень, бобы и др.) распространены повсеместно. Теплолюбивые (арбуз, дыня, баклажан, перец, томаты и др.) произрастают в отдельных регионах (Краснодарский край, Астрахань, Северный Кавказ, Амурская область, Хабаровский край и т.п.). В остальных регионах овощи получают с использованием теплиц, парников.
Слайд 12В грузах растительного происхождения при взаимодействии с окружающей средой происходит
развитие биохимических процессов. Например, для зерна, овощей и фруктов характерно
дозревание, при котором в зернах сахар переходит в крахмал, а во фруктах и овощах крахмал превращается в сахар. Гнилостные бактерии вызывают распад белковых веществ, под действием плесени происходит разложение жиров и углеводов вплоть до образования ядовитых веществ.
Процесс дыхания для грузов растительного происхождения зависит от температуры и влажности, причем окисление и распад органических соединений сопровождаются выделением тепла, что приводит к самонагреванию, самовозгоранию и порче продукта.
В связи с этим грузы иногда подразделяют на «дышащие» с биохимической метаболической активностью (овощи, фрукты, свежее растительное сырье, свежее мясо и др.) и «не дышащие» — готовые охлажденные блюда, готовые мясные изделия, молочная продукция, консервы и др.
Слайд 13Дыхание свежих фруктов происходит с поглощением кислорода и выделением углекислого
газа, воды, тепла и летучих веществ по схеме: С6HI2O6 +
6О2 = 6СО2 + 6Н2О + 674 ккал при условии свободного доступа кислорода внутрь упаковки и удаления СО2.
Как отмечено, отдельные продукты лучше сохранять при повышенной температуре, другие — при пониженной. Например, для свежих плодов и овощей в зависимости от сорта и вида температура — 1,5...— 2,5 "Сможет привести к замерзанию внутриклеточных соков, т.е. к наступлению «биологической смерти».
Слайд 14Немаловажно знать процент воды в продуктах, так как повышенное содержание
воды уменьшает срок хранения скоропортящейся продукции. В свежих плодах и
овощах содержится 72—95% воды; в мясе 58-78%; рыбе 62-84%; молоке 88%; хлебе 35-50%. Поэтому уровень воды может влиять на качество продуктов и активность микробиологических и биохимических процессов. Продукты с повышенным содержанием воды нельзя сохранять длительное время. Физическое изменение воды — льдообразование — зависит от наличия примесей солей, сахара. Например, льдообразование в мясе начинается при температуре —0,6 ... —1,2°С; в рыбе соленых водоемов —2 °С; в молоке —0,55°С.
При температуре —8°С развитие микроорганизмов происходит в 40 раз медленнее, чем при 0°С.
Слайд 15Практика показывает, что пониженные температуры увеличивают срок сохранности многих продуктов;
например, при 20°С некоторый продукт не портится 10 ч, при
10°С — 40 ч, при 2°С — 120 ч. Причем очень важным для сохранности качества является предварительное, еще до перевозки, охлаждение, что уменьшает интенсивность дыхания и испарения, увеличивает устойчивость к возбудителям заболеваний и задерживает, например, созревание плодов.
Установлено, что потери при перевозке овощей и фруктов, предварительно не охлажденных, в 2,5 раза выше, чем предварительно охлажденных. Так, если виноград надо заложить на длительное хранение, то его выдерживают в тени несколько часов после сбора.
Слайд 16Важны также скорость охлаждения и время достижения необходимой для данного
продукта температуры транспортировки. Так, задержка охлаждения яблок на одни сутки
после съема с деревьев сокращает срок их хранения на 7—10 сут. Косточковые плоды, ягоды, виноград, семечковые надо охлаждать не позже чем через 4 ч после сбора с начальной температуры 25 до 5°С.
Например, при охлаждении до 0°С зрелых томатов сроки сохранности их увеличиваются на 4 суток; перец при охлаждении до 0,5—2,0°С сохраняется 35 сут; цветная капуста при 0°С — 30—40 сут. Перед транспортировкой вишню, черешню, абрикосы нужно охладить до 3°С; персики и землянику — до 4°С; сливу — до 7°С. Такое предварительное охлаждение сохранит качество перечисленных ягод и фруктов до 20—90 сут.
Слайд 17Важна даже температура, при которой собирают урожай плодов и овощей;
например, в Германии урожай яблок собирают при температуре 12—16°С и
охлаждают в зависимости от сорта до 5—6°С в течение 2—5 сут. В Италии зрелые яблоки охлаждают до температуры 0,5°С за 1,5—24 ч, а незрелые — до 7—9°С, понижая затем при хранении температуру каждые 15—20 сут на 1 —2°С.
Существенным является вопрос влажности воздуха, в котором хранится и перевозится скоропортящаяся продукция. Исследованиями выявлена зависимость сохранности продукции от степени влажности воздуха
Слайд 19В связи с возможностью изменения физико-механических, биологических и других свойств
продукции процесс даже кратковременного хранения и перевозки должен соответствовать ряду
определенных и обязательных условий и правил, нарушение которых как со стороны грузовладельцев, так и перевозчиков, чревато не только потерей качества продукции, но и полным лишением груза как товара на рынке.
Слайд 20Правильнее транспортировать плоды и ягоды при температуре от 0 до
+1°С; тропические и субтропические плоды — от 2 до 4°С
при влажности воздуха 85—90% с обязательной циркуляцией для равномерного распределения температуры, вентиляцией для удаления влаги, выделяемой плодами. Температуру и влажность нужно поддерживать постоянными, чтобы не возрастала энергия дыхания и испарения воды. Температура перевозки связана и с дальностью; например, если перевозка длится до 6 сут, то температура для персиков должна быть 0—3°С, для сливы 0—5°С. Правда, перевозка яблок, независимо от расстояний, требует температуры 3—10°С.
К процессу хранения и транспортировки необходимо относиться очень внимательно, неукоснительно следуя правилам и обязательным условиям.
Слайд 21Система транспортировки должна предусматривать разработку соблюдение оптимального режима перевозки в
зависимости от условий хранения и подготовки груза к перевозке. Воздействие
на продукты неблагоприятных факторов при нарушении, прежде всего, температурного режима приводит к резкой потере качества и понижению стойкости при дальнейшем хранении. Задача перевозчика — соблюсти определенный температурный режим, вентиляцию, циркуляцию воздуха и санитарное состояние транспортного средства и груза. Причем существенно различается перевозка замороженных, охлажденных, быстрозамороженных и других грузов. Главное для перевозчика — это сохранение температурного режима, одинакового при хранении и транспортировке. В противном случае пригодность грузов к употреблению в качестве продуктов питания может быть поставлена под сомнение, так как в связи с изменением физико-механических, биологических и других свойств такие продукты могут перейти в разряд опасных с выделением различных ядов.
Слайд 22Скоропортящиеся грузы по сложности условий сохранности и перевозки могут быть
поставлены на первое место при организации подготовки и выполнения перевозочного
процесса (начиная с того, что сбор урожая проходит в обстановке, неблагоприятной для хранения). Начальная стадия, включающая товарную обработку (сортировку, калибровку, мойку, сушку, упаковку) и подготовку груза к отправке, определяющая дальнейшее поведение груза в системе доставки, в настоящее время у нас в стране организована недостаточно рационально. До 40% потерь сельскохозяйственной продукции связано с укладкой одну тару плодов разной спелости; больных плодов, заражающих остальные, с землей, создающей микрофлору и способствующей быстрой порче продуктов и т.д.
Слайд 23Каждый продукт в зависимости от вида, сорта, способа производства и
термической обработки имеет свой временной период нахождения в системе транспортировки.
Скоропортящиеся
грузы, по санитарным правилам, требуют перевозки в закрытом кузове специализированного подвижного состава, обеспечивающего определенный температурный режим влажность; систематической санитарной обработки и чистоты кузова; соблюдения сроков неизменности качества перевозимого продукта.
Слайд 28Перечень скоропортящихся грузов, предъявляемых к перевозке автомобильным транспортом, и температурный
режим их транспортировки представлены в табл. 4.2.
Скоропортящиеся грузы, не указанные
в данной таблице, перевозят по температурному режиму, указанному грузоотправителем, при условии, что данный режим соответствует техническим возможностям рефрижераторной установки. Предъявляемые к перевозке грузы должны иметь при погрузке температуру, не выше указанной в графе 3 данной таблицы, а перевозчик обязан обеспечить в кузове рефрижератора температурный режим, указанный в графах 4 и 5 данной таблицы.
Слайд 29Допускают приемку к перевозке свежих овощей и фруктов с температурой
выше указанной в графе 3 рассматриваемой таблицы, но в этом
случае грузоотправитель обязан загружать рефрижератор с 22:00 до 08:00 по графикам, согласованным с перевозчиком.
Свежие фрукты и овощи (кроме бананов и ананасов) при нахождении в пути не более 6 ч можно перевозить в весенний, летний и осенний периоды при температуре не ниже 0°С, а свежую зелень (салат, редис, зеленый лук, укроп и т.д.) — в ночные и утренние часы (до 8 ч утра, продолжительность не более 3 ч) на неспециализированном подвижном составе с укрытием или автомобилях-фургонах с проветриванием.
Слайд 31Сложность представления продукта к перевозке проиллюстрируем на следующем примере доставки
молока, которое имеет специфические свойства: кислотность, измеряемую в градусах Тернера
(нормально 16—18 Т); жирность (нормально 3,3—4,0%); бактериологическое обсеменение (для лучшего молока I класса 500 000 бактерий на 1 мл); плотность (обычно 1,027—1,032 г/см3); возможность вспенивания; вкус, запах, цвет. Если кислотность ниже 15°Т, а плотность ниже 1,027 г/см3, то молоко рассматривают как сфальсифицированное, т.е. разбавленное. При повышении температуры усиливаются процессы брожения, и при кислотности свыше 21°Т молоко скисает. Бактериологическое обсеменение определяют редуктазной пробой.
Слайд 32Молоко не со стандартными показателями не должно приниматься перевозчиком к
транспортировке. При принятии к перевозке рассматривается механическая чистота — содержание
посторонних примесей. Кислое молоко, а также молоко с резко выраженным кормовым привкусом лука, чеснока, полыни и т.п., с горьким, плесневым или другим привкусом и запахом, с тягучей концентрацией и посторонним цветовым оттенком не должно приниматься к перевозке.
Жирность и плотность молока не влияют на условия перевозки, но идеальной для перевозки температурой можно считать 4°С (до 36 ч может длиться такая перевозка без изменения показателей качества молока), а для пастеризованного молока (нагревают до 115—120°С паром в течение 1 ч) — 9°С.
Слайд 33Или доставка живой рыбы. Это наиболее сложный процесс, так как
требует конкретных условий, необходимых для жизнедеятельности данного сорта рыбы: большого
количества воды определенной температуры (4 — 6°С), что замедляет физиологические процессы и увеличивает срок перевозки; осторожности перегрузки из-за возникающего стресса у рыб; аэрации воздуха; ликвидации хлора в воде и др.
Слайд 34Рекомендуют перевозить рыбу в той воде, из которой она выловлена,
так как ее газовый состав лучше водопроводной, но воду в
этом случае необходимо профильтровать от примесей (в частности от песка, ила), иначе жабры могут засориться и препятствовать нормальному дыханию рыбы; в течение 10— 15 мин пропускать через воду воздух для обогащения кислородом и удаления углекислого газа; во время погрузки воздух должен поступать в цистерну без перерыва, чтобы рыба не задохнулась.
Слайд 35Условия перевозки и температура воды для перевозки определенного сорта рыбы
связаны с сезоном, например, карп, сазан с ноября по март
требуют 1—3°С, а с июня по август 8—10°С; толстолобик не перевозят летом (июнь — август), а щуку не перевозят в апреле — мае. Естественно, стоимость снулой и живой рыбы резко различается.
Слайд 36Летом используют дробленый лед (на 2 м3 воды для охлаждения
на 1°С необходимо до 30 кг льда), но загрузку можно
проводить после таяния льда, чтобы рыбу не поранить. Количество воды должно соответствовать объему, температуре воды и виду рыбы. Из-за разной потребности рыб в кислороде можно перевозить: 100 кг карпа, или 90—95 кг щуки, или 70 кг леща, или 57 кг судака, или 45 кг осетровых либо 35 кг лосося, форели.
Слайд 37К перевозке не допускают рыбу с выпученными глазами, с взъерошенной
чешуей, пораненную, с буграми и другими дефектами. При нарушении правил
перевозки рыба будет снулой (сонной, неживой) либо погибнет.
В пути идет постоянный контроль по манометру за подачей воздуха в цистерну (1 — 1,2 атм) и температурой в кузове. Положительным считают частичную смену воды в пути либо перевозку не более 3 сут.
Слайд 38Особые требования предъявляют и к перевозке винограда, каждый сорт которого
различается формой, размером и цветом ягод. Столовые сорта винограда, обладающие
пищевой и лечебной ценностью (содержат сахар, кислоту, витамины С, В1 В2), убирают до наступления жары и при отсутствии дождя. Каждую гроздь срезают секатором или ножницами, поддерживая тяжелые гроздья, стараясь не затронуть восковой (пруиновый) налет на ягодах, который предохраняет их от усыхания и гниения. Перед укладкой в тару ножницами очищают грозди (чизелируют), т.е. удаляют ягоды, поврежденные механически, пораженные болезнями и вредителями, завяленные.
Слайд 39Сбор урожая проводят по каждому сорту отдельно, иначе потери могут
составить 20—30%. Столовые сорта должны накопить 120— 180 г/дм3 сахара
и 5—8 г/дм3 кислоты. Готовность к сбору определяют органолептически или с помощью лабораторных анализов на содержание сахара.
Затраты труда на уборку винограда составляют до 40% стоимости продукции. Это при том, что существует механизированная уборка с помощью тракторов, которые ездят вдоль виноградных лоз, посаженных с учетом необходимого расстояния для проезда трактора.
Виноградные лозы сажают рядами и при посадке подвязывают каждую к специально укрепленным шестам, которые затем лоза оплетает. Такая посадка не дает ягодам соприкасаться с землей, ряды продувает поток воздуха, и образуется коридор для движения уборочной техники.
Слайд 40Виноград для длительного хранения выдерживают несколько часов в тени. Рекомендуют
предварительно охладить гроздья в специальных помещениях или транспортных средствах для
снижения интенсивности их дыхания до температуры 5 — 8°С, но разница не должна быть более 8—10°С. Гроздья укладывают в ящики в наклонном положении плодоножкой вверх. В зависимости от сорта винограда вес грозди разный, например у сорта Жемчуг Саба 120—155 г, у Кардинала — 210— 340 г, у Кишмиша молдавского — 800—1500 г. Применять желательно ящики с ножками, чтобы не давить грозди и чтобы была вентиляция. Укладывают виноград плотно, но без сдавливания гроздей. При этом не должно быть просветов, которые заполняют мелкими отрезанными частями грозди (не более 20%).
Слайд 41Основные требования при уборке, сортировке, упаковке и транспортировке: гроздья должны
быть сухими и чистыми, брать их только за плодоножки, не
касаться руками ягод, не проводить дополнительные операции во время погрузки.
Транспортируют виноград в рефрижераторах при температуре 0 — 8°С, хранят при температуре 0,1°С, влажности 85—90%. Некоторые сорта, например Молдова, можно хранить 5—6 мес. Срок хранения продлевают на 2—3 мес, если использовать регулируемую газовую среду, в составе которой 3% СО2, 5% О2, 92% N. Такое хранение уменьшает потери в 3—5 раз по сравнению с хранением при пониженных температурах.
Слайд 42Плодоовощная продукция должна быть загружена в транспортное средство при такой
степени зрелости, чтобы к концу доставки она созрела до потребительской
кондиции (поэтому, например, запрещена перевозка зрелых бананов). Надо отметить, что более крупные плоды созревают в пути быстрее, плоды позднего сбора менее стойки к хранению. Степень зрелости томатов, например, служит индикатором для определения продолжительности перевозки, так как от молочной до бурой спелости проходит 4 сут, а зеленые созревают за 10—12 сут (срок зависит и от температуры хранения).
Все это требует соблюдения в транспортном средстве определенного температурного, влажностного, вентиляционного режимов.
Слайд 43Учебный вопрос №2
КЛАССИФИКАЦИЯ СКОРОПОРТЯЩИХСЯ ГРУЗОВ
Слайд 44Скоропортящиеся грузы могут быть классифицированы по общей классификации любых грузов:
-по
физико-химическим свойствам — твердые (штучные или навалочные), жидкие или наливные;
-по
условиям перевозки — требующие специализированного подвижного состава и не требующие такового;
-по скорости перевозки — требующие сжатых сроков для сохранности качества и груза или с возможностью длительного срока перевозки.
Слайд 45Согласно правилам перевозок, скоропортящиеся грузы подразделяют на группы.
В зависимости от
происхождения:
-продукты растительного происхождения — фрукты, овощи, грибы, ягоды и др.;
-продукты
животного происхождения — мясо различных животных и птиц, рыба, икра, молоко, яйца и др.;
-продукты переработки — молочные продукты, в том числе сыры;
-жиры различные; колбасные изделия и другие мясные продукты;
-полуфабрикаты; плоды и овощные смеси замороженные и др.;
-растения живые — срезанные цветы, цветы в горшках, саженцы, рассада и др.
Слайд 46В зависимости от способа температурной обработки:
-свежие или остывшие продукты без
изменения их естественного состояния;
-охлажденные (температура от -6 до +4°С, иногда
до +13°С);
-замороженные (температура от -7 до -18°С);
-глубокозамороженные (температура ниже —18°С);
-подогретые (температура выше температуры наружного воздуха).
В охлажденном продукте температура в толще от 0 до 4°С, что замедляет физические и биохимические процессы.
Замороженный продукт — это продукт, температура которого в толще не превышает -6°С, и в нем практически прекращаются биохимические процессы. Вода в таком продукте превращается в лед. Продукт несколько теряет вкусовые и ароматические свойства, но питательность сохраняет.
Слайд 47Термически необработанные продукты имеют температуру, близкую или равную температуре наружного
воздуха.
Из-за требований строго определенной температуры и ограниченных сроков существования (до
нескольких часов) без зарождения вредных для здоровья бактерий отдельные группы скоропортящихся грузов можно отнести к особо скоропортящимся: мясные, рыбные и овощные кулинарные изделия, полуфабрикаты, многие молочные продукты.
Слайд 48Такие грузы, как овощи и фрукты, ягоды, свежая зелень, живая
рыба, икра, быстрозамороженные продукты, отличающиеся интенсивным тепловыделением, требуют более срочной
доставки для сохранения качества; замороженные и некоторые другие грузы практически не ограничивают сроки доставки при соблюдении необходимого температурного режима.
Отметим, что в классификации скоропортящихся грузов определяющими должны оставаться признаки происхождения груза и связанная с этим классификация по температурному режиму.
Слайд 49
Учебный вопрос №3
ЕСТЕСТВЕННАЯ УБЫЛЬ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ СКОРОПОРТЯЩИХСЯ ГРУЗОВ
Слайд 50Скоропортящийся груз отличается от других грузов прежде всего свойством естественной
убыли, т.е. потери массы, объема или целостности груза, происходящей от
усушки (уменьшения влаги, улетучивания, испарения, вымораживания); выветривания; впитывания в упаковку и тару; утечки из-за просачиваемости; раструски и распыла сыпучих грузов; боя тары стеклянной, фарфоровой и др.
Естественная убыль является неизбежной и зависит от вида груза, условий и длительности перевозки, перегрузки и хранения, климатической зоны, тары и упаковки. Например, приняты следующие нормы убыли на 1 тыс. км в автотранспортных средствах: для косточковых — 3,4%; яблок, груш — 2,9%; а в рефрижераторах соответственно 2,1 и 1,9%.
Слайд 51Естественная убыль является следствием физико-химических и биологических свойств груза, воздействия
метеорологических факторов и несовершенства существующих средств защиты продукции от потерь
при хранении и транспортировке. Так, например, при транспортировке свежего картофеля за неделю потеря массы из-за усушки (потери влаги) может составить 1,0—2,5%, т.е. стандартная упаковка массой 26 кг потеряет примерно 600 г, а при перевозке в рефрижераторе, объем которого 120 м3, потери могут составить до 600 кг. Потери влаги для цитрусовых могут привести к уменьшению 2—3,5% массы, для свежих томатов — от 1 до 5%.
Слайд 52Потери, связанные с нарушением стандартов и правил перевозки и хранения,
не относят к естественной убыли.
Перевозчик не несет ответственности за потерю
груза в пределах естественной убыли.
Нормы естественной убыли устанавливают соответствующие ведомства на каждом виде транспорта. Они являются предельными максимальными, поэтому списание убыли нужно строго контролировать и проводить по специальным документам (актам).
В разное время года естественная убыль может быть разной. Теплым периодом считается время с 1 мая по 30 сентября для районов, расположенных севернее 50° с.ш.; с 1 апреля по 31 октября —для районов ниже 50°с.ш.
Слайд 53В случае перевозки фасованных товаров и штучных грузов нормы естественной
убыли не применяют. Изменения, происходящие с массой тары, в норму
потерь не включают. На рисунке 4.2 приведена зависимость естественной убыли от продолжительности и способа перевозки.
Слайд 54На автомобильном транспорте естественную убыль можно рассчитывать по формуле
U=(E1 +
K*lфакт – 100 / 100)*qфакт /100,
где U - убыль естественная,
кг; E — норма убыли на определенное расстояние, %; К— коэффициент при перевозках на расстояние свыше 100 км на каждые 100 км, %; lфакт — фактическое расстояние перевозки, км; qфакт — фактическое количество груза в автомобиле данной грузоподъемности qн, кг.
При расстоянии свыше 100 км данная формула преображается в формулу
U=E1 * qфакт / 100.
Слайд 55Влияние тары и упаковки на естественную убыль можно продемонстрировать следующими
примерами.
Хранение яблок в разной таре показало, что за 6 мес
они утратили в полиэтиленовой пленке 1,9%, в полимерной пленке — 2,9%, в деревянном ящике — 3,6%, в картонном ящике — 5%. Ели применяют пленки толщиной 30—40 мкм, то потери яблок сокращаются в 2—3 раза, груш — в 5—6 раз. Смородину и сливу хранят при сниженных температурах в полимерных пленках до 1,5 мес.
Масло при упаковке в жиронепроницаемую бумагу или фольгу сохраняет в течение 10 сут вкус при потере 0,05% массы, а в пергаменте за тот же срок приобретает прогорклый привкус и теряет 10,05% массы.
Слайд 57Убыль зависит от таких факторов, как, например, жирность продукта: при
перевозке замороженного мяса усушка возрастает на 70% в зависимости: от
сорта (усушка баранины на 25—30% превышает усушку говядины); размера (говядина в четвертинах сохнет больше, чем в полутушах); плотности укладки (сокращается в плотно уложенных штабелях, кроме внешнего слоя, где усушка в 10—15 раз больше); упаковки (полиэтиленовая пленка полностью предохраняет от усушки).
Слайд 58Важны знания о влиянии нагрузок на конкретный груз, особенно на
ягоды, овощи и фрукты, сопротивляемость которых сжимающим (статическим) и ударным
(динамическим) нагрузкам неодинакова, что характеризует их транспортабельность.
От статической нагрузки возможны трещины, разрыв межклеточных связей и повреждение кожицы. Ударная нагрузка образует вмятины, побитости, трещины, порезы и проколы, что приводит к потере груза и его качества. Корнеплоды обладают высокой механической прочностью в отличие от ягод, томатов, косточковых плодов. Указанные свойства определяют способы упаковки, хранения и транспортировки груза.
В отдельных случаях, если установлено отсутствие вины перевозчика, по актам, подписанным грузовладельцем и перевозчиком, потери груза могут быть списаны и перевозчик не будет материально отвечать за недостачу груза.
Слайд 59Учебный вопрос №4
ТРЕБОВАНИЯ К ТАРЕ И УПАКОВКЕ
Слайд 60При перевозке скоропортящихся грузов выбор тары и упаковки, гарантирующих сохранность
качества (в частности, вкуса, запаха и т.п.) и количества груза,
является особенно важным моментом.
Исследованиями установлено, что при перевозке многих скоропортящихся грузов навалом создается температурное воздействие, которое не способствует длительному хранению грузов. Кроме того, такие грузы, как томаты, косточковые плоды, ягоды, отличаются невысоким сопротивлением механическому воздействию, вследствие чего не должны перевозиться навалом и требуют тары и упаковки.
Слайд 61Упаковка представляет собой совокупность потребительской, транспортной тары и вспомогательных упаковочных
средств и материалов.
Упаковка, кроме прямых функций защиты груза от внешней
среды должна обеспечивать удобство транспортировки, крепления к транспортным средствам, выполнения погрузочно-разгрузочных и складских работ, возможность многоярусного штабелирования без повреждений.
Согласно ГОСТ 17527—86 «Упаковка. Термины и определения», к транспортной таре для транспортировки скоропортящихся грузов относят ящики, бочки, барабаны, бутыли, мешки, фляги и пр. Вид тары определяют ее формой, а тип тары — материалом, из которого она изготовлена. Это может быть дерево, стекло, металл, шпон, фанера, ткань (в том числе лен, льноджутокенаф), полиэтилен, картон и его разновидности, бумага и пр.
Слайд 62Скоропортящиеся грузы должны предъявляться к перевозке в транспортабельном состоянии и
соответствовать по качеству и упаковке определенным стандартам и техническим условиям.
Тара должна быть исправной, прочной, сухой и чистой, не иметь постороннего запаха. Фляги должны быть плотно закрыты крышками с резиновой или бумажной прокладкой и грузоопломбированы пломбой отправителя, в случае доставки партии груза в один адрес достаточно пломбы на автомобиле. Лишь в исключительных случаях при согласии грузоотправителя и перевозчика возможна упаковка в тару, не соответствующую стандартам и техническим условиям.
Слайд 63Скоропортящиеся грузы в основном легковесные, с объемной массой в пределах
300—600 кг/м3. Из-за необходимости обязательной вентиляции погрузочная масса их 220—450
кг/м3.
Каждый вид пищевых скоропортящихся продуктов затаривают соответственно определенному ГОСТу и виду тары с учетом места производства и потребления продукции. Так, для перевозки скоропортящихся грузов в районы Крайнего Севера действуют отдельные ГОСТы.
В ГОСТе описывают вид тары и ее тип по конкретному продукту, а также те дополнительные (вспомогательные) упаковочные средства, с помощью которых гарантируют безопасность и сохранность груза и его тары при транспортировке.
Слайд 64Так, при упаковывании консервов мясных или растительных в металлические банки
они могут быть уложены в ящики из гофрированного картона с
горизонтальной прокладкой толщиной до 1 мм между рядами банок или поперечными перегородками (решетками). Перегородки могут быть из гофрированного картона, древесно-волокнистой плиты толщиной не более 4 мм при ширине 3/4 высоты уложенных банок.
Ящики обвязывают проволокой или металлической лентой или окантовывают полиэтиленовой лентой.
Допускают формирование групповой упаковки консервов с применением термоусадочной пленки. Размеры пакетов также определяют по ГОСТу.
Слайд 65Мясные блоки заворачивают в пергамент, целлофан и другие прозрачные пленки,
допущенные к упаковке органами здравоохранения. Блоки затем упаковывают в ящики
из гофрированного картона или контейнеры.
Или, например, сыры, упаковка которых зависит от сорта сыра. Применяют дощатые ящики, деревянные барабаны. Сыры обычно заворачивают в оберточную бумагу или пергамент.
Слайд 66В ящик можно помещать сыры одного наименования, сорта, одной даты
выработки и одного номера варки. Это связано с характерным запахом
и консистенцией каждого сорта сыра. И лишь в отдельных случаях допускают упаковку сыра разных дат выработки с обязательным указанием «Сборный».
Упаковывание сыра в картонные гофрированные ящики допускают в том случае, если его реализация идет в тех областях и республиках, где он выработан.
Сыры хранят в соответствии со специальными ГОСТами на стеллажах или в таре, уложенной штабелями на рейках и поддонах. Хранение сыров с другими продуктами (типа рыбы, овощей и др.) со специфическими запахами не допускается.
Слайд 67Изделия макаронные (макароны, вермишель, лапша и различные засыпки из теста)
выпускают в фасованном и весовом видах, упаковывают в ящики дощатые,
фанерные, из гофрированного картона, из плетеного шпона и литого картона массой не более 30 кг. Внутри ящики выстилают оберточной бумагой. Бумаги может не быть, если это новые бумажные ящики или ящики из гофрированного и литого картона. Изделия укладывают в ящики плотно, заполняя зазоры бумагой. В упаковочной единице должны быть изделия одинаковых типов и видов, одинаковые по толщине в изломе, длине и диаметру.
Ящики проверяют на предмет возможного заражения вредителями хлебных запасов и посторонних запахов.
Слайд 68Макаронные изделия в ящиках из гофрированного картона или бумажно-литых прессованных
ящиках можно транспортировать за пределы мест нахождения фабрики только автотранспортом
или в прямом железнодорожном сообщении в универсальных контейнерах.
Или упаковка чая (черного байхового, зеленого байхового, плиточного, витаминизированного и др.), отличающегося повышенной гигроскопичностью и быстрым поглощением посторонних запахов. Чай пакуют в фанерные ящики, выстланные изнутри оберточной бумагой, фольгой и пергаментом, так как при повышении влажности в чае начинаются процессы плесневения, распада белков и углеводов.
Для удобства транспортировки пищевых продуктов и перегрузочных работ формируют пакеты на плоских поддонах.
Слайд 69Приведенные примеры еще раз подтверждают, что выбор тары и упаковки
зависит от множества факторов, которые учитывают различные ведомства при создании
государственного документа — ГОСТа, выполнение которого обязательно для любого производителя и перевозчика, так как связано с сохранностью груза, его качества, возможностью безопасной погрузки-разгрузки.
Естественно, каждая упаковка (грузовое место) должна быть промаркирована таким манипуляционным знаком, который даст гарантию сохранности груза и тары (рис. 4.3). Например, соль, упакованная в полиэтиленовую пленку, должна быть снабжена маркировкой «Беречь от влаги» и «Беречь от нагрева».
Слайд 70Тропическая упаковка
Перемещать осторожно,
при маневрах не толкать
Живность
Скоропортящиеся грузы
Дополнительное снабжение льдом
Слайд 71В перевозках скоропортящихся грузов особое место занимает вопрос сохранности, прежде
всего качества груза.
Систему транспортировки можно характеризовать коэффициентами потери качества и
потери массы груза. Коэффициенты потери качества и массы условно можно определять как отношение стоимости и количества в местах реализации к первоначальной стоимости и количеству.
Анализ этих показателей позволяет выявить места наибольших потерь и возможные затраты для смягчения или ликвидации источников потерь (источников риска).
Слайд 72Основными способами обеспечения сохранности скоропортящегося груза и его качества могут
быть:
-холод;
-гипобарический (греч. hypo — внизу, снизу, под приставка, указывающая на
понижение нормы);
-гипербарический (греч. hyper - над, сверх - приставка, указывающая на превышение нормы);
-в атмосфере с повышенным содержанием азота;
-в регулируемой газовой среде (РГС);
-в модифицированной газовой среде (МГС).
Слайд 73Холод применяют сразу при производстве продукции (после убоя скота; ловли
рыбы; сбора урожая отдельных культур и т.д.) и непосредственно при
перевозке отдельной продукции в холодильниках и дальнейшем ее хранении в таком же замороженном виде.
Гипобарический способ заключается в понижении атмосферного давления относительно нормы.
Гипербарический способ заключается в повышении атмосферного давления относительно нормы.
Четвертый способ предусматривает создание в замкнутом пространстве, например кузове транспортного средства, атмосферы с повышенным содержанием азота.
Слайд 74Пятый способ обеспечения сохранности скоропортящегося груза (РГС) состоит в подборе
и регулировании количества определенного газа. Например, для клубники РГС —
это смесь, состоящая из 3—5% кислорода и 95—97% азота. Если охлажденное мясо перевозят в атмосфере с 99,8% азота и при О°С, то оно не теряет цвет на поверхности туши, в нем не развиваются аэробные психрофильные бактерии и потери массы минимальные.
Последнее время распространяют способ модифицированной газовой среды (МГС) — инертной среды особого состава, задерживающей дыхание и массообменные процессы в продуктах.
Результаты проверки применения способа МГС представлены в табл. 4.5.
Слайд 76Температурный режим для яблок и груш 0—2°С, для цитрусовых —
3—4°С. Яблоки содержались 10 мес, груши — 7 мес, остальные
фрукты — 3 мес. Газовая среда создавалась биологическим путем при упаковке продукта в герметичную полиэтиленовую упаковку различной вместимости с использованием газоселективных мембран. Контролировали продукцию, хранившуюся в стандартных ящиках.
Первые опыты по хранению растительной продукции в МГС были проведены во Франции в 1959—1960 гг.— продукция хранилась в полиэтиленовых контейнерах с вмонтированной полимерной мембраной на основе полиорганосилоксанов.
Слайд 77В нашей стране способ хранения с использованием полиэтиленовых вкладышей в
контейнерах, полиэтиленовых мешков, пакетов, а также полиэтиленовых накидок с газоселективными
мембранами прошел широкие производственные испытания и показал высокую экономическую эффективность.
Способ МГС сокращает в 1,5—2 раза естественную убыль по сравнению с обычным хранением в холодильниках. Так, у моркови и капусты после 7—8 мес хранения в МГС выход товарной продукции составил 85—96%.
Естественно, что оптимальные режимы хранения установлены и дифференцированы по видам и сортам плодов и овощей с учетом их последующего использования.
Слайд 78Способ МГС прекрасно зарекомендовал себя для промышленного цветоводства как метод
хранения и перевозки. При температуре 3—4°С в МГС цветы можно
хранить 10—12 нед.
Для поддержания более однородного и оптимального состава газовой среды внутри упаковки при длительном хранении в полиэтиленовую упаковку вваривают газоселективную мембрану, которая не дает возможности накопления углекислого газа, выделяемого продуктами при дыхании.
Убыль массы в 4—5 раз меньше, чем при обычном способе, вследствие замедления биохимических процессов и более высокой влажности в упаковке.
Полиэтиленовые пленки можно использовать в условиях искусственного охлаждения или повышения температуры.
Слайд 79При хранении таких быстро увядающих продуктов, как, например, лук-перо и
огурцы, в полиэтиленовых пакетах толщиной 30—40 мкм при температуре 16—18°С
внешний вид сохраняется на протяжении 6—10 сут, при охлаждении до 0—1°С — до 30 сут для лука и 35 сут для огурцов.
Так как газопроницаемость полиэтиленовой пленки недостаточна, то при хранении продуктов с интенсивным дыханием (салат, шпинат, сельдерей) прибегают к микроперфорации или специальным клапанам — вставкам из газопроницаемого силиконового каучука.
Слайд 80Скоропортящиеся грузы отличает большое разнообразие наименований, сортов, плотности, форм, способов
укладки в таре, транспортном средстве и на складах, что вызвано
разнообразием типов тары, ограничениями укладки по высоте из-за недостаточной несущей способности продуктов и тары.
Фрукты и овощи должны предъявлять к перевозке только уложенными в ящики. Ящики должны соответствовать установленным ГОСТам.
Предъявляемые к перевозке плоды и овощи должны быть уложены в тару плотно, в уровень с краями тары так, чтобы они не бились и не терлись. Фрукты и овощи должны быть перед затариванием распределены по сортам и степени зрелости.
В условиях рынка тара и упаковка имеют еще и функцию рекламы товара, находящегося в ней. По исследованиям, более 50% потребителей супермаркетов готовы платить за упаковку одну десятую часть стоимости товара, а 14% — даже одну пятую стоимости. Упаковка является частью товара и его маркетинговой составляющей.
Слайд 81
Учебный вопрос №5
ВОЗМОЖНОСТИ СОВМЕСТНОЙ ТРАНСПОРТИРОВКИ СКОРОПОРТЯЩИХСЯ ГРУЗОВ
Слайд 82Перевозку скоропортящихся грузов, как отмечено ранее, можно рассматривать как наиболее
сложную. В связи со специфическими свойствами отдельных скоропортящихся грузов, и
в первую очередь их запахами и способностью поглощать чужие запахи, совместная перевозка различных грузов или грузов различного состояния не всегда возможна.
Каждый скоропортящийся груз обладает своим набором свойств, определяющим его качество.
Качество груза, т.е. совокупность свойств, характеризующих степень пригодности продукции к использованию по назначению, определяют органолептическим, лабораторным и натурным способами.
Слайд 83Органолептический способ — это определение качества с помощью органов чувств
человека: зрения, вкуса, осязания, обоняния. Способ субъективный, но простой и
быстрый.
Результаты лабораторных испытаний образцов продукции ложатся в основу документации на перевозку скоропортящихся грузов.
Натурный метод использует органы чувств человека и различное оборудование для уточнения характеристик (термометры, весы и пр.).
Условия перевозки и способы проверки качества груза устанавливают по соответствующему стандарту на каждый конкретный груз. Стандартом также устанавливаются требования к таре и упаковке.
Слайд 84Существенным вопросом при перевозке скоропортящейся продукции является возможность транспортировки нескольких
продуктов в одной транспортной единице, что связано, прежде всего, с
требованиями заказчика по завозу небольших партий груза для уменьшения транспортной составляющей в цене продукции.
Правила разрешают совместную перевозку только грузов, входящих в одну группу и имеющих одинаковый температурный режим, причем время совместной перевозки ограничивается временем, установленным для наименее стойкого груза (см. перечень).
Слайд 85Перечень скоропортящихся грузов, допускаемых к совместной перевозке: Группа I. Замороженные
и охлажденные продукты
Замороженное мясо
Субпродукты замороженные 1-й категории, кроме мозгов, в
таре
Мясо и субпродукты, замороженные в блоках
Замороженная птица
Сало-шпиг
Масло сливочное
Масло топленое, жиры животные, маргарин
Яичные замороженные продукты
Группа 2. Охлажденные продукты
Яблоки зимние
Груши зимние
Виноград
Группа 3. Охлажденные продукты
Яблоки и груши летние и осенние
Абрикосы и персики
Слива
Виноград
Вишня, черешня
Крыжовник
Смородина
Слайд 86Группа 4. Охлажденные продукты
Помидоры бурые и розовые
Капуста цветная
Капуста белокачанная
Группа 5.
Охлажденные продукты
Яйца
Консервы в герметической жестяной и стеклянной таре
Группа 6. Сушеные
продукты
Сухие яичные продукты
Сухой омлет
Сухое молоко
Сухое обезжиренное молоко
Сухофрукты
Орехи
Сгущенное молоко
Сгущенное молоко в герметической жестяной таре
Консервы в герметической жестяной и стеклянной таре
Слайд 87Есть целый ряд скоропортящихся грузов с характерным запахом или особой
возможностью впитывать чужие запахи, которые запрещено возить одновременно с другими:
рыба замороженная и охлажденная; сельдь, рыба соленая, икра; рыбокопчености; сухая и копчено-вяленая рыба и сухие рыбные концентраты; мясо охлажденное; мясокопчености и копченые колбасы; сыры всех видов; плоды с сильным ароматом (апельсины, лимоны, мандарины, дыни); овощи с резким запахом (лук, чеснок); дрожжи хлебопекарные, маргарин.
Нельзя возить также грузы одного наименования, но с разной температурой, например остывшее мясо с охлажденным.
Слайд 88Лекция окончена
Благодарю за внимание