Слайд 1МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный университет
аэрокосмического приборостроения»
Организация перевозок
специфических
видов грузов
Кафедра «Системного анализа
и логистики»
Слайд 2Тема №2 Основы проектирования системы транспортировки
тяжеловесных грузов
ЛЕКЦИЯ № 4
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТОК
ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТРАНСПОРТИРОВКИ КРУПНОГАБАРИТНЫХ ТЯЖЕЛОВЕСНЫХ ГРУЗОВ
Время 2 часа
Слайд 3Учебные вопросы
1. Документы, регламентирующие и сопровождающие транспортировку крупногабаритных тяжеловесных грузов
2.
Порядок оформления транспортировки крупногабаритных тяжеловесных грузов
3. Ответственность перевозчиков
Слайд 4Учебный вопрос №1
ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ И СОПРОВОЖДАЮЩИЕ ТРАНСПОРТИРОВКУ КРУПНОГАБАРИТНЫХ ТЯЖЕЛОВЕСНЫХ ГРУЗОВ
Слайд 5Для логистических систем, ярким представителем которых являются системы транспортировки КТГ,
очень важен информационный поток, как на стадии проектирования, так и
на момент перевозки. Эта группа информации (документов) должна отражать сложность, специфику перевозок, особенности условий ее выполнения, иметь или давать возможность разработки превентивных мер для снятия возможных рисков.
На каждом из видов транспорта имеются свои документы, регламентирующие перевозку КТГ и отражающие специфику транспорта, особенности его технологического процесса и инфраструктуры.
Главным документом, в котором сосредоточена информация, регламентирующая единый порядок дорожного движения на территории России, а также допуск транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, являются ПДД РФ. Надо заметить, что различные изменения в условиях эксплуатации заставляют периодически корректировать этот Документ.
Слайд 6В ПДД крупногабаритным тяжеловесным грузам отводят ряд пунктов: 10.З; 11.6;
15.3; 16.1; 19.5; 19.8; 19.9; 23.1; 23.4 и 23.5. В
Основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям Должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного Движения это пункты 8, 10 и 15.
В связи со спецификой КТГ, состоящей, прежде всего, в их опасных размерах и массе, эта группа подпадает под действие разрешительной системы, т.е. системы, строго регламентирующей порядок получения и использования специальных документов. Виды таких документов, порядок их получения, ответственность всех участников перевозок прописаны в Инструкции по перевозке крупногабаритных тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Минтранс России и согласованной с Министерством внутренних дел Российской Федерации (МВД России).
Слайд 7В Инструкции дан перечень нормативно-правовых актов, требования которых учитывали при
разработке этого документа. Инструкция издана на основании Постановления Правительства Российской
Федерации от 26.09.1995 № 962 «О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам». В ней регулируют порядок подачи заявлений на перевозку, выдачи разрешений и устанавливают правила перевозки этих грузов по дорогам общего пользования и улицам городов и других населенных пунктов.
Слайд 9
В Инструкции изложены основные требования к техническому состоянию, оборудованию и
опознавательным знакам транспортных средств и дан порядок осуществления контроля соблюдения
допустимых параметров массы и габаритов, указаны обязанности и ответственность органов, выдающих разрешения, перевозчиков и ГИБДД. Дан порядок компенсации повышенного износа дорог при перевозке КТГ и расходов, связанных с согласованием маршрута и дополнительными мероприятиями при пропуске и сопровождении грузов.
Эти документы устанавливают обязательность перевозки КТГ с учетом требований ПДД, Правил перевозки грузов и дополнительных требований, изложенных в Инструкции, в том числе разрешения на перевозку груза для возможности учета ситуации на момент перевозки.
Слайд 10Правительством РФ выпущен ряд документов по дорожному фонду о взимании
платы за перевозку КТГ по автомобильным дорогам и другие ограничительные
и рекомендательные документы. Например, Постановление Правительства РФ от 1996 г. № 1211 «Об установлении временных ставок платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам и использовании средств, получаемых от взимания этой платы» (заменено на ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 16 ноября 2009 г. N 934. О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам российской федерации); Постановление Правительства РФ от 1996 г. № 1114 «О привлечении дополнительных внебюджетных средств для финансирования мероприятий по осуществлению контроля за автомобильными перевозками в международном сообщении» (заменено на ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 9 июня 2010 г. N 409 Об осуществлении должностными лицами федеральной службы по надзору в сфере транспорта контрольных (надзорных) функций. (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2011 N 418)) и д.р.
Слайд 11Согласно постановлениям Правительства РФ, на Ространснадзор возложен контроль транспортных средств
на территории РФ и в пунктах пропуска через границу РФ;
контроль за соблюдением иностранными и российскими юридическими и физическими лицами, осуществляющими автомобильные перевозки грузов и пассажиров в международном сообщении, международных договоров России, регламентирующих такие перевозки.
Слайд 12Выпущено Постановление Правительства РФ от 1998 г. № 638 «О
сборе за проезд автотранспортных средств, зарегистрированных на территории иностранных государств,
по автомобильным дорогам РФ».
(заменено на Постановление от 24 декабря 2008 г. N 1007 «О сборе за проезд автотранспортных средств, зарегистрированных на территории иностранных государств, по автомобильным дорогам РФ». (в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.05.2009 N 440, от 20.06.2011 N 480, от 09.01.2014 N 11))
Слайд 13В Постановлении Правительства РФ от 2000 г. № 314 «Соглашение
о массах и габаритах транспортных средств, осуществляющих межгосударственные перевозки по
автомобильным дорогам государств — участников Содружества Независимых Государств» (отсутствует в свободном доступе в Интернете) прописаны ограничения на дорогах, превышение которых требует применения разрешительной системы, т.е. отнесения груза, или транспортного средства, или груза в транспортном положении к группе крупногабаритных тяжеловесных.
Слайд 14Аналогичные документы с детализацией отдельных вопросов выпускают Минтранс России, ГИБДД,
субъекты Федерации и отдельные организации, занимающиеся вопросами дорог и их
сохранности. Например, распоряжение правительства Москвы от 1997 г. «О выдаче разрешений по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по магистралям и улицам г. Москвы» или Распоряжение Федерального дорожного агентства Минтранса России (Росавтодор) от 2001 г. «Об упорядочении Деятельности систем весового контроля на федеральных автомобильных дорогах».
Слайд 15В Федеральном законе РФ от 24.07.1998 127-ФЗ «О государственном контроле
за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение
порядка их выполнения» также оговариваются отдельные моменты, связанные с перевозкой КТГ, в частности дано определение груза как специфического, определены штрафы за нарушения.
На основании перечня указанных документов можно сделать вывод, что в стране существует программа защиты дорог, требующая пристального внимания, прежде всего правительства, при провозе КТГ по дорогам страны для обеспечения полной безопасности.
Естественно, что процесс перевозки рассматриваемой группы грузов должен сопровождаться, кроме обязательных документов для любых грузов, целым рядом специальных, отражающих их специфику.
Слайд 16Согласно общим обязанностям водителей, прописанным в ПДД, водитель должен иметь
удостоверение и временное разрешение на право управления транспортным средством, регистрационные
документы на автомобиль, документы на право владения транспортным средством, путевой лист, а при перевозке КТГ иметь документы, предусмотренные соответствующими правилами перевозки этих грузов.
Слайд 17При перевозке КТГ главным специальным документом является разрешение на бланке
установленной формы, оформленное по строго определенным нормам с указанием параметров
груза и схемы для грузов второй категории, утвержденного маршрута, типа транспортного средства и номера его государственной регистрации, фамилии водителя и отметкой о прохождении им инструктажа. Разрешение имеет номер, несколько степеней защиты от риска подделки и является документом строгой отчетности. Никакие исправления в разрешении не допускаются, в том числе замена фамилии водителя.
Совместно с разрешением оформляют пропуск, отражающий часть информации разрешения. Пропуск помещают на переднее лобовое стекло автомобиля для оперативного контроля перевозочного процесса.
Слайд 18Документы выдают на одну поездку или на определенный срок для
грузов первой категории, но не более чем на 3 мес,
что связано с сезонным изменением качества дорог. Для грузов второй категории выдают только разовое разрешение с пропуском из-за необходимости проверки мостового сооружения по состоянию на момент перевозки по условиям безопасности движения.
Для внутренних перевозок разрешение выдает дорожная организация с оформлением в ГИБДД, где выдают пропуск. Вся информация по этим документам фиксируется в специальном журнале для любой оперативной проверки транспортного средства с КТГ.
Для международных перевозок разрешение выдает государственное учреждение «Центр международных перевозок» Росавтодора по общей процедуре его разработки и утверждения.
Выдачу разрешения оплачивает заказчик, так как кроме услуг, связанных с выдачей разрешения, возможны обследования трассы, размотка вариантов трансформации сети и другие меры безопасности.
Слайд 20
Учебный вопрос №2
ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ КРУПНОГАБАРИТНЫХ ТЯЖЕЛОВЕСНЫХ ГРУЗОВ
Слайд 21Для получения разрешения на право перевозки КТГ подают заявление в
соответствующие дорожные органы, с территории обслуживания которых начинают маршрут. Дорожные
органы выбирают в зависимости от вида предполагаемых перевозок — местные, межрегиональные или международные, категории груза и места нахождения транспортного средства, перевозчика. Так, заявления на международные перевозки, как указывалось ранее, подаются в Центр международных перевозок. Заявления на осуществление межрегиональных и местных перевозок на маршрут, проходящий по федеральным дорогам, подают в ближайший орган управления федеральной дорогой. Если маршрут проходит по дорогам субъектов РФ, то заявление подают в территориальное управление автомобильными дорогами по месту нахождения транспортного средства перевозчика. В любом случае дорожный орган должен быть уполномочен выдавать разрешения.
Слайд 22Заявление подают по форме, образец которой дан в Инструкции по
перевозке КТГ, с обязательным указанием всех реквизитов по грузу, транспортному
средству, маршруту, предполагаемых сроков перевозки и тому подобной информации.
Разрешения выдают, как отмечено ранее, на определенный срок. Разовые разрешения, в основном для второй категории груза, выдают на одну перевозку по конкретному маршруту в конкретный срок. Для первой категории могут быть выданы разрешения на 1—3 мес.
Для второй категории грузов вместе с разрешением представляют схему автопоезда с указанием осей, колес, распределения нагрузки по осям и колесам.
Слайд 23Маршрут должен быть согласован с органами управления автомобильными дорогами, балансодержателями
искусственных сооружений коммуникаций, отделениями железных дорог, организациями, эксплуатирующими мосты, путепроводы,
железнодорожные переезды, линии метро, подземные трубопроводы и кабели, воздушные линии электроснабжения и связи и т.п.
После получения полностью оформленного маршрута его регистрируют в отделениях инспекций по безопасности дорожного движения, на территории которых начинают маршрут. В этих отделениях определяют специальные требования в соответствии с ситуацией по безопасности движения данного региона на данный момент времени и выдают пропуск, предоставляющий право на перевозку. По Инструкции, перевозку КТГ должны осуществлять в светлое время суток, однако, учитывая интенсивность движения, могут быть получены рекомендации по перевозке в темное или ночное время. ГИБДД может предоставить свои автомобили для сопровождения в это время суток.
Слайд 24При ширине транспортного средства более 3,5 м (т.е. имеет место
выезд на рядом расположенную полосу движения), длине автопоезда более 24
м (обгон такого средства небезопасен) либо в других случаях с особыми условиями движение на дороге обязательно осуществляют в сопровождении автомобиля прикрытия, выделяемого перевозчиком или грузовладельцем.
Слайд 25Сопровождение патрульными автомобилями ГИБДД необходимо при перевозке груза второй категории,
ширине транспортного средства более 4 м, длине автопоезда более 30
м, при занятии хотя бы частично полосы встречного движения, при необходимости на каком-либо участке маршрута изменить организацию движения. В иных случаях необходимость сопровождения определяется ГИБДД, исходя из ситуации по безопасности движения на дорогах. Услуги ГИБДД платные.
Скорость движения не должна превышать по дорогам 60 км/ч, а по мостовым сооружениям 15 км/ч.
Слайд 26Учебный вопрос №3
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ПЕРЕВОЗЧИКОВ
Слайд 27Основная обязанность перевозчиков КТГ — осуществлять перевозку в точном соответствии
со специальными правилами, регламентирующими эти перевозки в любом виде сообщения.
Перевозчик
обязан своевременно оформить все полагающиеся документы и строго придерживаться всех рекомендаций дорожных органов и ГИБДД, записанных, в частности, в разрешении. Скорость передвижения не должна быть выше предписанной в разрешении или на опознавательном знаке «Ограничение скорости», установленном на транспортном средстве.
При этом перевозчик не должен создавать помех другим участникам движения в соответствии с логистическим принципом общей ответственности. Движение автомобиля с КТГ не должно быть дальше второй полосы, если иное не оговорено в разрешении. Например, при перевозке груза повышенной высоты наличии на участке троллейбусных контактных сетей может быть предписание о движении далее второй полосы для исключения возможности обрыва сети.
Слайд 28Выезд на железнодорожный переезд при движении со скоростью менее 8
км/ч запрещен без специального разрешения начальника дистанции пути железной дороги
согласно ПДД,
Рассматриваемый груз в городе можно перевозить, как указывалось ранее, в ночное время суток при достаточной освещенности проезжей части и с разрешением ГИБДД. Вне города перевозка должна осуществляться в светлое время суток или в сопровождении ГИБДД, если по различным причинам осложнен проезд днем. Надо помнить, что в городе гораздо больше альтернативных вариантов проезда, чем на внегородских дорогах.
При перевозках в светлое время ближний свет фар должен быть включен согласно ПДД. Согласно этим же Правилам опознавательный знак «Автопоезд» должен быть включен при движении, а в темный период суток — во время остановки или стоянки.
Слайд 29В ПДД оговорено, что в случаях, предусмотренных Правилами перевозок крупногабаритных
тяжеловесных грузов, перевозчик должен включить проблесковый маячок оранжевого или желтого
цвета.
Автомобиль сопровождения (прикрытия) может выделять перевозчик или грузовладелец по договоренности. Автомобиль прикрытия должен иметь проблесковый маячок и двигаться впереди транспортного средства на расстоянии 10—20 м уступом с левой стороны по ходу движения. Движение автомобиля с грузом и автомобиля прикрытия по мосту должно происходить строго в соответствии со схемой движения, указанной в разрешении.
Слайд 30Перевозчик обязан строго руководствоваться маршрутом и особыми условиями, указанными в
разрешении. Документами запрещен целый ряд действий водителя, прежде всего отклонение
от маршрута и превышение скорости. Нельзя осуществлять движение во время гололеда из-за непредсказуемого поведения автомобиля с грузом и при метеорологической видимости менее 100 м. Оговаривается запрет движения по обочине дороги из-за неустойчивого положения грунта, если таковое не определено условиями перевозки. Но в таких случаях обычно укрепляют эту часть дороги различными методами, что соответствует блоку «Трансформация сети при проектировании маршрута». Запрещена остановка вне специальных стоянок. Места стоянок при длительной перевозке рассчитывают, указывают в маршруте и специально оборудуют на момент перевозки.
Слайд 31Естественно, запрещают превышение массы, указанной в технических нормативах и установленной
заводом-изготовителем данного транспортного средства, а также в заявлении на перевозку,
тем более что у тяжеловозов часто значительно превышены нормативные нагрузки, которые детально рассчитывают на отдельных участках маршрута. Запрещен выезд на маршрут с какими-либо нарушениями в разрешении или пропуске в частности, не допускается внесение в них дополнительных записей или изменение записей, утвержденных ГИБДД. Водителю запрещены обгон транспортных средств, движущихся со скоростью свыше 30 км/ч, буксировка и т.д.
Слайд 32При проезде под искусственным сооружением бинарной системы с высотой более
4 м, если знак «Ограничение высоты» предписывает не меньшее, перевозчик
должен измерить высоту сооружения. Практика показывает, что возможно провисание контактно-кабельных сетей городского электротранспорта по разным причинам, не всегда соблюдена технология замены дорожного покрытия, например, старое не удалено полностью, а новое положено на старое, что приводит к несоответствию значений высоты в знаке, устанавливаемом ГИБДД. Кроме того, при перевозке различные бинарные системы создают определенную вибрацию, что может вызвать потерю устойчивости. Изменение высоты в момент перевозки зависит не только от самой бинарной системы, но и от неровностей дороги или загрязнения дорожного полотна.
Слайд 33На транспортных предприятиях обязаны проводить инструктаж водителя с анализом особенностей
маршрута. Главное внимание должны уделять рисковым местам. В документах прописано,
что в особых условиях эксплуатации и при особых параметрах груза рекомендовано провозить по маршруту имитатор (макет) груза.
К перевозке груза необходимо допускать только опытных водителей. Водитель обязан принимать все меры, вплоть до остановки, для беспрепятственного пропуска других участников дорожного движения, если его автомобиль помешал; не создавать помех; обеспечивать возможность обгона, но с учетом особых условий, зафиксированных в разрешении. Водитель, в соответствии с ПДД, вне населенных пунктов при затруднении его обгона как тихоходного транспортного средства должен взять как можно правее, а при необходимости остановиться.
Слайд 34Если за автомобилем-тяжеловозом собрался значительный поток автомобилей без возможности обгона,
то тяжеловоз должен остановиться и пропустить этот поток. Поскольку на
дороге все участки имеют равные права, то при проектировании длинного маршрута можно рассчитать, с помощью теории транспортных потоков, время и остановки тяжеловоза с учетом интенсивности движения и параметров дороги для пропуска других участников. Место специальной остановки, определенное расчетом, заблаговременно оборудуют всем необходимым для безопасной стоянки тяжеловоза.
Слайд 35Перевозчик обязан выполнять требования надзорных органов в пределах их полномочий,
установленных действующим законодательством, в частности предоставлять автомобиль для весового контроля,
предъявлять общие и специальные для данных перевозок документы.
При задержании автомобиля из-за нарушений требований, предъявляемых к этому виду перевозок, перевозчик оплачивает пребывание на платной стоянке. При повреждении дорог или искусственных сооружений владельцы и пользователи транспортных средств обязаны возместить органам управления дорогами или балансодержателям искусственных сооружений убытки в полном объеме согласно Инструкции.
Слайд 36Лекция окончена
Благодарю за внимание