Слайд 1МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный университет
аэрокосмического приборостроения»
Организация перевозок
специфических
видов грузов
Кафедра «Системного анализа
и логистики»
Слайд 2Тема №3 Основы проектирования системы транспортировки
опасных грузов
ЛЕКЦИЯ № 8
БЕЗОПАСНОСТЬ КАК
ПРИНЦИП ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ТРАНСПОРТИРОВКИ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ
Время 2 часа
Слайд 3Учебные вопросы
1. Риски в системе транспортировки опасных грузов
2. Опознавательные знаки
3.
Система обучения водителей
для транспортировки опасных грузов
4. Санкции за нарушения
транспортировки опасных
грузов
Слайд 4Учебный вопрос №1
РИСКИ В СИСТЕМЕ ТРАНСПОРТИРОВКИ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ
Слайд 5Все нарушения во время перевозки опасных грузов фиксируют службы ГИБДД
и Ространснадзор при наблюдении и контроле транспортного потока и при
проверке документов.
Проблема заключается в том, что, по статистике катастроф, количество ДТП растет в геометрической прогрессии. При нарушении Правил перевозок опасных грузов возможны более тяжелые последствия, особенно при ДТП, которые могут привести к следующим видам поражений: механическим повреждениям, термическим, химическим и криогенным (холодовым) ожогам, удушью, отравлениям, радиацонным поражениям и инфекционным заболеваниям.
Основными видами нарушений, зафиксированных указанны службами, являются несоответствия Правилам перевозки опасных грузов прежде всего, в части оформления документов, дающих право на перевозку опасных грузов.
Слайд 6К таким видам нарушений относят: отсутствие одного или нескольких специальных
для опасных грузов документов; отсутствие или незнание специальных инструкций; самовольное
изменение согласованного маршрута; использование разрешительных документов с нарушением указанных сроков действия; провоз опасного груза без назначения в положенных случаях ответственного лица; использование недействительных разрешений; нарушение маршрута следования и времени перевозки; замену типов подвижного состава, указанного в документах; отсутствие отметок о прохождении инструктажа и медицинского предрейсового контроля; превышение нагрузок на ось; нарушение труда и отдыха водителя и др. Зафиксировано также курение в кабине автомобиля или использование открытого огня вблизи автомобиля с грузом, особенно на междугородных трассах.
Слайд 7Нарушения, допускаемые перевозчиком или грузовладельцами при перевозке опасных грузов, считают
риском в системе транспортировки, поэтому весь процесс перевозки, начиная с
подготовки опасного груза, строго регламентирован и требует повышенного внимания и точнейшего исполнения. Требования, предъявляемые к перевозке опасного груза, разработаны многими государственными и международными организациями с основной целью — сохранить окружающую среду, т.е. жизнь на Земле. Последствия техногенных катастроф, например, на Чернобыльской АЭС, распространяются далеко за пределы региона, в котором происходят катастрофы. Любой инцидент, произошедший из-за нарушений в перевозке опасного груза, также может иметь различные последствия из-за попадания опасного вещества в воздух, землю и воду. Поэтому перевозку опасных грузов в целях избежания рисков или уменьшения их отрицательных последствий можно доверять лишь специально обученным людям, которые знают, какие меры предосторожности, в каких случаях и как надо применять.
Слайд 8В новой редакции ДОПОГ от 2009 г. введено положение «Письменная
инструкция» с указанием мер, принимаемых в случае аварии или чрезвычайной
ситуации, где предлагают такую типовую или однозначную инструкцию раздавать водителям перед выездом, что можно рассматривать как превентивную меру уменьшения последствий рисковых ситуаций при транспортировке опасных грузов.
В настоящий момент речь идет о предоставлении такой инструкции водителям, участвующим в международном сообщении.
В письменных инструкциях указываются меры, принимаемые в случае аварии или чрезвычайных ситуаций, которые могут иметь место или возникнуть во время перевозки, т.е. в случаях возможного риска.
Слайд 10Члены экипажа транспортного средства должны принять допустимые с точки зрения
безопасности и практической возможности меры:
-включить тормозную систему, выключить двигатель и
отключить аккумуляторную батарею, приведя в действие главный переключатель, когда это применимо;
-держаться в удалении от источников возгорания, в частности не курить и не включать какое-либо электрооборудование;
-информировать соответствующие аварийные службы, сообщив им как можно более подробную информацию об инциденте или аварии и соответствующих веществах;
-надеть аварийный жилет и установить соответствующие предупреждающие знаки с собственной опорой;
Слайд 11-поместить транспортные документы в место, легкодоступное для прибывших сотрудников аварийных
служб;
-не наступать на разлившиеся/просыпавшиеся вещества и не вступать в контакт
с ними, а также, оставаясь с наветренной стороны, не вдыхать газы, дым, пыль и пары;
-в тех случаях, когда это целесообразно и безопасно, использовать огнетушители для тушения небольших/первоначальных очагов возгорания на шинах, в тормозной системе и моторном отсеке;
-членам экипажа транспортного средства не принимать никаких мер в случае пожара в грузовых отделениях;
Слайд 12-в тех случаях, когда это целесообразно и безопасно, использовать имеющееся
на борту оборудование для предотвращения утечек в водную окружающую среду
или канализационную систему и для локализации пролившихся/просыпавшихся веществ;
-удалиться от места аварии или чрезвычайной ситуации, рекомендовать другим лицам также удалиться от этого места и следовать инструкциям сотрудников аварийных служб;
-снять всю загрязненную одежду и использованное загрязненное защитное снаряжение и удалить их безопасным образом.
Слайд 13В письменных инструкциях дают также дополнительные указания для членов экипажа
транспортного средства в отношении характеристик опасных свойств опасных грузов в
разбивке по классам и мер, принимаемых с учетом существующих обстоятельств. Вся информация дана в виде таблицы с указанием знака опасности и информационного табло, с характеристиками опасных свойств и дополнительными указаниями по поведению участников чрезвычайной ситуации.
В качестве примера можно привести варианты поведения при чрезвычайных ситуациях, которые могут возникнуть при перевозке отдельных классов опасных грузов (табл. 3.4).
В письменных инструкциях указывают также средства индивидуальной и общей защиты, перевозимые на транспортном средстве в соответствии с разделом 8.1.5 ДОПОГ-2009 и предназначенные для принятия мер общего характера и чрезвычайных мер с учетом конкретного вида опасности.
Слайд 15На транспортной единице должны перевозить снаряжение, требуемое в случае всех
знаков опасности.
Для каждого транспортного средства:
-противооткатный башмак, размер которого должен соответствовать
максимальной массе транспортного средства и диаметру колес;
два предупреждающих знака с собственной опорой;
жидкость для промывания глаз1.
Для каждого члена экипажа транспортного средства:
-аварийный жилет (например, жилет, описанный в стандарте EN 471);
-переносной осветительный прибор;
пара защитных перчаток;
средство защиты глаз (например, защитные очки).
Слайд 16Дополнительное снаряжение, требуемое для некоторых классов:
-маска для аварийного покидания транспортного
средства2 для каждого члена экипажа транспортного средства, которая должна перевозиться
на транспортном средстве в случае знаков опасности 2.3 и 6.1;
-лопата3;
-дренажная ловушка3;
-пластмассовый сборный контейнер3.
1 Не требуется в случае знаков опасности 1,1.4,1.5, 1.6, 2.1, 2.2 и 2.3.
2Например, маска для аварийного покидания транспортного средства с комбинированным фильтром для газа и пыли типа А1B1Е1К1-Р1 или А2В2Е2К2-Р2, аналогичная маске, описанной в стандарте EN 141.
3 Требуется только в случае знаков опасности 3, 4.1, 4.3, 8 и 9.
Слайд 18Разработчики системы безопасности перевозок опасных грузов считают, что введение данного
информационного документа, фактически стандартизирующего поведение участников чрезвычайных ситуаций, позволит значительно
уменьшить негативные последствия воздействия опасного груза на окружающую среду, облегчить работу по формированию специальных инструкций для перевозчика и снять риск недобросовестного отношения грузоотправителя при оформлении перевозок опасных грузов. В настоящее время в России эти инструкции будут распространять в обязательном порядке среди водителей, участвующих в международном сообщении.
Слайд 19
Учебный вопрос №2
ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ
Слайд 20При перевозке опасных грузов особое внимание уделяют системе информации об
опасности конкретного перевозимого груза, что потребовало разработки ряда опознавательных знаков.
Согласно
ПДД, на транспортное средство спереди и сзади наносят знак «Опасный груз» в виде прямоугольника размером 690x300 мм, правая часть которого размером 400x300 мм окрашена в оранжевый цвет, а левая — в белый цвет с каймой черного цвета (ширина 15 мм) и обозначениями, характеризующими опасные свойства груза. При перевозке взрывчатых, легковоспламеняющихся, радиоактивных и сильнодействующих ядовитых веществ на крыше транспортного средства устанавливают проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета.
Слайд 21Если специальными правилами установлено сопровождение перевозок, то на транспортных средствах
сопровождения также устанавливают аналогичный маячок. Сведения об установлении маячков должны
быть зафиксированы в документах на транспортное средство. В противном случае эксплуатация такого транспортного средства запрещена.
Согласно тем же Правилам, при перевозке в светлое время суток для обозначения движущегося транспортного средства с опасным грузом должен быть включен ближний свет фар.
Опознавательные знаки на опасный груз наносят в соответствии с определенным ГОСТом, их нанесение является обязанностью грузовладельца, знающего детально особенности выпускаемой им продукции.
Слайд 22Знаки опасности на грузе расставляют в строго определенных местах в
зависимости от формы тары или упаковки: при форме в виде
параллелепипеда (в том числе на контейнере и пакете) — на боковой, торцовой или верхней поверхностях; на бочках — на одном из днищ и на обечайке с двух противоположных сторон; на мешках — в верхней части у шва: двух сторон; на кипах и тюках — на торцовой и боковой поверхностях, нa других видах тары — в наиболее удобных и видимых местах.
В связи с особенностями груза, его тары и упаковки необходимо знание правильного (безопасного) обращения с ним, т.е. возможных манипуляций. Манипуляционные (предупредительные) знаки наносят по ГОСТ 14192—96 после знака опасности (рис. 3.13).
Слайд 25С целью обезопасить последствия аварий и инцидентов при перевозках опасных
грузов в соответствии с Правилами перевозки опасных грузов действует система
информации об опасности (СИО) с определением мероприятий по ликвидации последствий инцидента. Организация системы и практические мероприятия по обеспечению безопасности возлагают на перевозчика и грузовладельца.
СИО предполагает наличие информационных таблиц для обозначения транспортного средства: аварийной карточки для определения мероприятий по ликвидации аварий или инцидентов и их последствий; информационной карточки для расшифровки кода экстренных мер (КЭМ), указанных на информационной таблице; специальной окраски и надписей на транспортном средстве.
По российским законам, информационная таблица, устанавливаемая на транспортном средстве (рис. 3.14), содержит обозначение класса перевозимого груза, код экстренных мер, номер вещества по списку ООН и знак опасности по ГОСТ 19433—88, в отдельных случаях отличающийся от указанных в ДОПОГ.
Слайд 27Информационная таблица — это прямоугольник длиной 690 мм и высотой
300 мм, правая часть которого длиной 400 мм разделена пополам.
В верхней части расположен буквенно-цифровой код экстренных мер, в нижней — номер ООН. Слева на всю высоту проставляют знак опасности — ромб с длиной стороны 190 мм. Общий фон таблицы белый, фон правой части (КЭМ и номер ООН) — оранжевый; рамки, линия разделения граф, цифры и буквы — черные. Обозначения КЭМ и номера ООН — белые. Рамка знака опасности толщиной не менее 5 мм на расстоянии 5 мм от кромок знака; толщина букв 15 мм, а на знаке опасности не менее 3 мм. Рамка таблицы и разделительные линии в ней шириной 15 мм. Буквы и цифры КЭМ располагают в любом порядке.
Слайд 28Информационную таблицу изготавливают в строгом соответствии с образцом и устанавливают
спереди на правой стороне бампера (не перекрывая номерной знак и
без выступа за габариты транспортного средства) и сзади на стенке кузова перпендикулярно продольной оси транспортного средства.
Аварийную карточку СИО заполняют по информации производителя и единой форме (рис. 3.15). Карточка находится у водителя вместе с путевым листом и товарно-транспортной накладной. Если опасный груз требует сопровождения ответственным лицом (представителем грузовладельца), то карточка находится у него.
Информационную карточку СИО (рис. 3.16) изготавливают из плотной бумаги размером 130x60 мм. На лицевой стороне карточки дается расшифровка информационных таблиц, т.е. КЭМ с расшифровкой, номер ООН и знак опасности по ГОСТ 19433—88.
Слайд 30В Правилах перевозки опасных грузов даются подробные описания знака опасности
и цвета поля для рисунков или надписей.
Код экстренных мер обозначают
при пожаре и утечке грузов или при попадании веществ в сточные воды цифрами:
1.воду не применять; применять сухие огнетушащие средства;
2.применять водяные струи;
3.применять распыленную воду;
4.применять пену или составы на основе хладонов;
5.предотвратить попадание веществ в сточные воды и водоемы. Буквы в коде экстренных мер означают:
Д — необходим дыхательный аппарат и защитные перчатки;
П — необходим дыхательный аппарат и защитные перчатки только при пожаре;
К — необходим полный защитный комплект одежды и дыхательный аппарат;
Э — необходима эвакуация людей.
Слайд 31Все действия в случае возникновения инцидента нужно осуществлять только по
указаниям аварийной карточки (коду экстренных мер).
В СИО входят указания по
окраске с соответствующими надписями на кузове транспортного средства, автоцистерн, прицепов и полуприцепов-цистерн, постоянно занятых на перевозках (рис. 3.17):
-метанола — цвет транспортного средства оранжевый с черной полосой и оранжевой надписью на обечайке «Метанол — яд»;
-аммиака — цвет транспортного средства любой с надписью «Аммиачная вода. Огнеопасно»;
-вещества, образующего с водой легковоспламеняющиеся газы,—цвет транспортного средства синий с надписью «Огнеопасно»;
Слайд 32-самовозгорающегося вещества — нижняя часть транспортного средства красного цвета, верхняя
белая и надпись черного цвета «Огнеопасно»;
-вещества, поддерживающего горение,— транспортное средство
желтого цвета с двойной надписью «Огнеопасно» / «Едкое вещество»;
-вещества легковоспламеняющегося — транспортное средство оранжевого цвета с надписью «Огнеопасно»;
-едких веществ — транспортное средство желтого цвета с черной полосой по обечайке, на полосе желтым цветом надпись «Едкое вещество».
Буквы и надписи должны быть черного цвета высотой не менее 150 мм.
В ДОПОГ по каждому классу (подклассу) есть раздел по маркировке и знакам опасности, которые обязательны для упаковки, конкретных условий сохранности грузов и безопасности окружающей среды.
Слайд 34Учебный вопрос №3
СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ
ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ
Слайд 35Опасные грузы, как отмечалось ранее, требуют специальной системы подготовки (обучения)
кадров и периодической переподготовки. Подготовку проводят не только для водительского
состава и ответственных лиц, но и для экспедиторов и охраны. Надо заметить, что к обучению допускают водителей, имеющих непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства не менее 3 лет.
Подготовку кадров осуществляют по рекомендациям Комитета экспертов ООН, ДОПОГ и постановлению Минтранса России «Об организации подготовки водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов». Согласно документам вводят учебно-методические планы, программы курсов специальной подготовки и квалификационные требования к водителю, которые являются государственным документом, обязательным для всех образовательных учреждений, имеющих свидетельство Минитранса России об аккредитации, т.е. праве преподавания на курсах.
Слайд 36Учебно-методические планы и программы курсов утверждают Минтранс, Министерство образования и
науки РФ и МВД России. Курсы построены по принципу последовательного
и дифференцированного обучения водителей в зависимости от класса груза и специфики его перевозки.
Базовый курс в объеме 24 ч включает в себя основы нормативно-правового обеспечения перевозок ОГ, общие характеристики по классам опасности, требования к транспортным средствам, дополнительному оборудованию и маркировке, особенности организации перевозок, меры по предотвращению инцидентов и ликвидации их последствий. Этот тип обучения дает право на перевозку всех опасных грузов, кроме 1-го (взрывчатые вещества) и 7-го (радиоактивные вещества) классов, на всех типах транспортных средств, кроме цистерн.
Слайд 38Грузы 1-го и 7-го классов как наиболее опасные требуют обучения
кадров по программе «Специальные курсы» в объеме 12 ч со
сдачей экзамена.
Основной курс подготовки кадров для перевозки грузов в цистернах рассчитан на 12 ч для рассмотрения специфических вопросов, связанных с особенностями транспортировки жидких и газообразных веществ в цистернах.
Для опасных грузов классов 2 (газы); 3 (легковоспламеняющиеся жидкости); 5.1 (окисляющие вещества); 6.1 (токсичные вещества); 8 (коррозионные вещества), перевозимых в цистернах, разработан 4-часовой дополнительный курс по каждому из перечисленных грузов.
Слайд 39Специальные 12-часовые курсы вводят по перевозке взрывчатых веществ и изделий
класса 1, а также по перевозке радиоактивных материалов.
По окончании обучения
выдают свидетельство международного образца «ДОПОГ-свидетельство» сроком на 3 года. Номерные бланки свидетельств изготавливает и распространяет централизованно Минтранс России, так как это документ строгой отчетности.
Контроль водителей при перевозке опасных грузов возлагают на такие инспекции, как Ространснадзор, ГИБДД; а контроль за надлежащей организацией специальной подготовки водителей - на отдел кадровой политики Минтранса России.
Слайд 40
Учебный вопрос №4
САНКЦИИ ЗА НАРУШЕНИЯ
ТРАНСПОРТИРОВКИ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ
Слайд 41Для обеспечения безопасности перевозок опасных грузов и окружающей среды Кодекс
РФ об административных правонарушениях вводит штрафные санкции за нарушение правил.
Систему штрафных санкций строят по принципу большей ответственности организации (перевозчика), ответственного лица и затем водителя.
В предыдущем издании Кодекса штрафы устанавливали в размере минимальных оплат труда. Так, в разделе «Нарушения правил перевозки опасных грузов на автомобильном транспорте» на руководителя начисляли штраф в размере 10—20 минимальных окладов, на водителя — 1—3.
Согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 2007 г., за определенные нарушения при перевозке опасных грузов налагают штрафы (табл. 3.5).
Слайд 42Нарушения при перевозке опасных грузов имеют место и за рубежом.
Так, например, дорожная полиция Германии фиксировала: курение в кабине тягача;
отсутствие инструкций на перевозку опасных грузов; незнание водителем инструкций; использование табличек «Опасный груз» неустановленного образца.
Для разрешения спорных ситуаций и вопросов, связанных с перевозкой опасных грузов автомобильным транспортом, на местах создают специальные комиссии из представителей различных организаций, в том числе Ространснадзора, составляющего протокол об административных нарушениях; ГИБДД; Федеральной службы по надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации и защиты прав потребителей (Роспотребнадзора); местных властей.
Слайд 44Лекция окончена
Благодарю за внимание