Слайд 1Министерство образования Тульской области
Государственное профессиональное образовательное учреждение
Тульской области «Тульский
педагогический колледж»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
на тему
«Ознакомление с достопримечательностями Тульского края детей
старшего дошкольного возраста»
Выполнил: Симонова Ольга Вадимовна
Специальность: 44.02.01
Дошкольное образование
Отделение: дошкольное
Курс 4 группа ДО(а)
Руководитель: Козлова Наталия Михайловна
Рецензент: Медведева Инесса Юрьевна
Тула 2019
Слайд 2Актуальность работы
Актуальность проблемы ознакомления старших дошкольников с достопримечательностями Тульского края
обусловлена тем, что это является одной из основных задач дошкольного
образования.
Тема данной работы является одной из приоритетных в познавательном развитии детей этого возраста. Детей в старшем дошкольном возрасте необходимо знакомить с историей Тульского края, а его достопримечательности – как раз наглядное свидетельство о ней.
Знакомство детей с достопримечательностями Тульского края является результатом специально созданных условий, целенаправленного воспитания, а дошкольный возраст - сензитивный период для приобщения воспитанника к культуре и нравственности.
Слайд 3Методологический аппарат
Объект исследования: организация работы по ознакомлению с достопримечательностями Тульского
края детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: разработка непосредственной образовательной деятельности
с использованием мультимедийных презентаций по ознакомлению с достопримечательностями Тульского края детей старшей группы.
Цель исследования: выполнить конспекты непосредственной образовательной деятельности, направленной на формирование представлений о достопримечательностях Тульского края у детей старшей группы с применением мультимедийных презентаций.
Слайд 4Методологический аппарат
Задачи исследования:
- дать характеристику содержанию представлений о достопримечательностях Тульского
края у детей старшей группы;
- раскрыть особенности применения мультимедийных презентаций
в процессе непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с достопримечательностями Тульского края в старшей группе;
- разработать конспекты непосредственной образовательной деятельности по формированию представлений о достопримечательностях Тульского края у детей старшей группы с использованием мультимедийных презентаций.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы.
Слайд 5Описание работы научных деятелей, занимавшихся данной проблемой
Проблемой ознакомления старших дошкольников
с достопримечательностями Тульского края занимались следующие научные деятели. В работах
Т.Н. Дороновой довольно отчетливо прослеживается идея знакомства с историей родного края, но понятие «воспитание патриотизма» не используется.
Историей возникновения Тульского края занимался такой выдающийся научный исследователь, как И.А. Кошкин, рассказывающий в своей статье о поиске новых исторических направлений, к одному из которых относится краеведение.
Также в исследованиях историков Тульского края Е.В. Симоновой, И.Н. Юркина, и И.А. Антоновой прописано, что исследования тульских ученых, основанные на привлечении документальных источников Государственного архива Тульской области существенно расширяют историческое знание о регионе.
Слайд 6Характеристика представлений старших дошкольников о достопримечательностях Тульского края
Представление — это процесс
мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент
не воздействуют на органы чувств человека.
Ознакомление с достопримечательностями Тульского края - это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.
Через накопление детьми социального опыта, взаимодействие со взрослыми и правильно организованный процесс обучения и воспитания у детей формируются представления о достопримечательностях Тульского края.
Слайд 7Особенности применения мультимедийных презентаций
Рассмотрим общие требования к оформлению мультимедийных
презентаций для детей в дошкольном образовательном учреждении.
Предпочтительно горизонтальное расположение материала.
Для фона лучше использовать светлые тона.
Цвет и размер шрифта, оформление шаблона должны быть подобраны так, чтобы все надписи читались.
Количество текста на слайде регулируется с учетом назначения самой презентации и категории людей, на которых она рассчитана.
Не рекомендуется смешивать разные типы шрифтов. Нельзя злоупотреблять прописными буквами, так как они читаются хуже.
Вместе с тем, презентация не должна быть однотипной и монотонной.
Слайд 8База исследования
Базой данного исследования является в первую очередь изучение психолого-педагогической
литературы по ознакомлению старших дошкольников с достопримечательностями Тульского края, а
также изучение основных образовательных программ дошкольного воспитания, соответствующего возрасту детей, указанному в работе.
Основанный на изучении литературы проект был осуществлен непосредственно в старшей группе дошкольного образовательного учреждения и реализован в непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию.
Слайд 9Этапы реализации проекта в практической части
1 этап – Изучение и
анализ психолого-педагогической литературы по проблеме ознакомления с достопримечательностями Тульского края
детей старшего дошкольного возраста.
2 этап – Разработка перспективного плана работы по знакомству с достопримечательностями Тульского края детей старшего дошкольного возраста.
3 этап – Разработка конспектов непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию об ознакомлении с достопримечательностями Тульского края детей старшего дошкольного возраста.
4 этап – Создание мультимедийных презентаций к конспектам непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию.
Слайд 10Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме ознакомления с достопримечательностями
Тульского края детей старшего дошкольного возраста.
При изучении методической, педагогической литературы,
был определен круг авторов, чьи позиции по вопросам знакомства детей старшей группы с достопримечательностями Тульского края наиболее близки к теме работы.
Особый вклад в научное обоснование нравственно - патриотического воспитания дошкольников внесли Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, Е.И. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине эти педагоги считают накопление ими социального опыта жизни: о своем крае, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
При изучении и анализе психолого-педагогической литературы, ориентированной на патриотическое воспитание дошкольников, и ознакомлении их с культурой и достопримечательностями родного края были выделены ориентиры, как именно, и на каких условиях строилась работа по ознакомлению старших дошкольников с достопримечательностями Тульского края.
Слайд 11Разработка перспективного плана работы по знакомству с достопримечательностями Тульского края
детей старшего дошкольного возраста
Формировать у детей представления о достопримечательностях Тульского
края, воспитывать чувства гражданственности, патриотизма помог интегрированный подход к детской деятельности. Интеграция определена взаимосвязью и взаимопроникновением разных аспектов образования детей и охватывает многие виды их деятельности. Интегрированная деятельность была построена таким образом, чтобы один из видов деятельности являлся стержнем, а другие помогают усилить степень эмоционального восприятия детьми материала.
Вместе с тем, построение образовательного процесса на краеведческом материале позволило решить задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Слайд 12Разработка конспектов непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию об ознакомлении
с достопримечательностями Тульского края детей старшего дошкольного возраста.
Основной образовательной программой
при разработке конспектов является программа «От рождения до школы», поскольку задачи, которые необходимо реализовать на занятии, были взяты именно оттуда.
В проведении конспектов по знакомству с достопримечательностями Тульского края рекомендуется включать сюжетно-ролевую игру «Экскурсия, так как этот прием поддерживает интерес детей к занятиям данного характера.
В ходе совместной деятельности с детьми, при использовании разнообразных форм организации образовательного процесса, у дошкольников формировались представления об истории заселения людьми Тульского края, об истории возникновения Тульской области, о его людях, их характере.
Слайд 13Создание мультимедийных презентаций к конспектам непосредственной образовательной деятельности по познавательному
развитию.
На основе общих требований для разработки мультимедийных презентаций к конспектам
по ознакомлению старших дошкольников с достопримечательностями Тульского края были выявлены следующие принципы создания данных презентаций:
- доступность изображений;
- достоверность отобранных фотографий;
- минимальное количество текста на слайдах;
- красочность изображений;
- предоставление всей необходимой для детей наглядной информации – портреты писателей, художников, книги, репродукции картин.
Слайд 14Выводы
Одна из патриотических тем в старшем дошкольном возрасте - ознакомление
с достопримечательностями Тульского края. Все это культурное наследие Тульского края
находится как в самой Туле, так и за ее пределами, на всей территории Тульской области. Ознакомляя старших дошкольников с достопримечательностями Тульского края, педагог может представить детям некоторые из них.
В проведении непосредственной образовательной деятельности конспекты были использованы воспитателем как шаблоны, на которые педагог должен ориентироваться при ознакомлении детей с достопримечательностями Тульского края посредством бесед, игровых приемов, и мультимедийных средств. Преимущественно с помощью них дети смогут усвоить полученную информацию.
Кроме того, важным условием ознакомления старших дошкольников с достопримечательностями Тульского края является тесное сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьей.