Слайд 1Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
ГБПОУ СО «Свердловский областной
педагогический колледж»
Кафедра дошкольного образования
ТИПЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ
Добрынина З.Н.
Слайд 2Взаимодействие в семье
Авторитарное (основанное на подавлении самостоятельности, любой инициативы ребенка,
жесткой дисциплине, применение запретов и наказаний)
Либеральное (строится на провозглашении абсолютной
свободы ребенка в выборе поступков и действий)
Демократическое (предполагает единство прав и обязанностей ребенка, оптимизм, уверенность в его возможностях)
Слайд 3Поведение родителей по отношению к ребенку:
Контроль, который можно рассматривать как
попытку влияния на деятельность ребенка. При этом определяется степень подчиненности
ребенка требованиям родителей.
Требование зрелости – это давление, которое родители оказывают на ребенка, чтобы заставить его действовать на пределе умственных возможностей, высоком социальном и эмоциональном уровне.
Общение – это использование родителями убеждения, чтобы добиться от ребенка уступки; выяснение его мнения или отношения к чему - либо.
Доброжелательность – то, насколько родители проявляют заинтересованность в ребенке (похвала, радость от его успехов), теплоту, любовь, заботу, сострадание по отношению к нему.
Слайд 4Типы семейных взаимоотношений
Гипопротекция
Доминирующая гиперпротекция
Потворствующая гиперпротекция
Воспитание в культе болезни
Противоречивое воспитание
Гипоопекающий
тип воспитания
Командная цепочка
Демократизация методов воспитания
Гиперопекающий тип воспитания
А. Е. Личко
Слайд 5Гипопротекция – недостаток опеки, контроля, истинного интереса к делам и
увлечениям детей, особенно подростка
Гипоопекающий тип воспитания – взаимоотношения в семье
складываются по схеме эмоционального неприятия ребенка в семье.
Эмоциональное отвержение – когда ребенок ощущает, что им тяготятся.
Результат: формируются агрессивность, недоброжелательное отношение к людям, или - стать запуганным, недоверчивым, безмолвно копит в себе обиды, тревогу, злость на всех, перестает радоваться и превращается в пессимиста.
Слайд 6Доминирующая гиперпротекция – чрезмерная опека и мелочный контроль. Не приучает
ребенка к самостоятельности и подавляет чувство ответственности и долга.
Потворствующая
гиперпротекция – недостаток надзора и некритическое отношение к нарушениям поведения у подростков. Это отношение способствует развитию неустойчивых и истероидных черт.
Слайд 7Воспитание в культе болезни – это ситуация, при которой болезнь
ребенка, даже незначительное недомогание, предоставляет ему особые права и ставит
его в центр внимания семьи. Культивируется эгоцентризм и рентные установки.
Слайд 8
Условия жестких взаимоотношений – выражается в срывании зла на
подростке и душевной жестокости.
Условия повышенной эмоциональной ответственности – состоят
в том, что на ребенка возлагаются недетские заботы и завышенные требования.
Слайд 9Противоречивое (контрастное) воспитание – это несовместимые воспитательные подходы различных членов
семьи.
Результат: ребенок не в силах выработать какую-либо четкую поведенческую
позицию и вынужден постоянно подстраиваться то под одного родителя, то под другого, лавировать ценой отказа от собственных чувств, приспосабливаясь, изворачиваясь, постоянно страшась ситуации выбора.
Слайд 10«Командная цепочка», т.е. как в армии или деловой организации есть
командующий, так и в семье роль его выполняют мать, а
чаще всего отец. В семье исключается атмосфера сотрудничества, поддержки, взаимопомощи и понимания, а ребенок практически лишен возможности реализовать свои потребности, способности, желания.
Слайд 11«Демократизация методов воспитания», т.е. предоставление ребенку безграничных свобод в выборе
потребностей и желаний, поведения и взаимоотношений.
Результат: ребенок
не захочет общаться с родителями, будет душевно черств, скрытен и лжив, не сможет понимать проблемы других людей.
Слайд 12Гиперопекающий тип семейного воспитания – взаимоотношения, при котором родители проявляют
чрезмерную заботу о ребенке, всячески стремятся сами адаптировать его к
социальному окружению по собственным правилам.
Результат: дети утрачивают способность быть активными, инициативными, привыкают бездельничать, требовать, повелевать, имеет завышенную самооценку
Слайд 13МАМА – какая она ?
Спокойная уравновешенная мама – настоящий эталон
материнства, все знает о ребенке, чутко реагирует на его проблемы,
вовремя приходит на помощь.
Тревожная мама - постоянно видит угрозу здоровью и благополучию ребенка, что создает тяжелую семейную атмосферу, которая лишает покоя всех ее членов.
Тоскливая мама - напряжена мыслями о себе и своем будущем, в ребенке видит обузу, преграду на пути к возможному счастью.
Уверенная и властная мама твердо знает, что хочет от ребенка, гасит стремление к самостоятельности и инициативе.
Слайд 14ВЫВОД
Изучая типы семейных взаимоотношений, педагог может грамотно спланировать взаимодействие с
семьей и ребенком;
Оказать психологическую помощь в осознании собственных семейных и
социально- средовых ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношения с ребенком.