Слайд 1МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное учреждение здравоохранения
«АРХАНГЕЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ
ЦЕНТР МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ»
ШКОЛА ОТВЕТСТВЕННЫХ
РОДИТЕЛЕЙ
Информационно-методическое пособие
для медицинских работников и педагогов
Автор-составитель
К.м.н.
Е.С. Боярская
Дизайн слайдов
Т.А. Винтилова
Редакция
Е.Ю. Агафонова, И.В. Иванова, О.С. Попова
Слайд 2Дети и
персональный
компьютер
Слайд 3Цель занятия:
информировать родителей о проблемах, связанных с зависимым
поведением: проблемный гэмблинг, зависимость от компьютерных игр, интернет-зависимость
проиллюстрировать варианты
кибер-аддикции: зависимость от компьютерных игр, от Интернета
познакомить с современными представлениями о профилактике и лечении кибер-аддикций
Слайд 4План занятия
Определение и сущность зависимого поведения
Компьютерная зависимость
5 самых жестоких он-лайн
игр
Чем отличается реальная жизнь от виртуальной
Интернет-зависимость
Общее представление о лечении кибер-аддикции
Основы
профилактики зависимости от компьютера
Заполнение анкеты «Интернет-зависимоть»
Выработка вариантов решения вопроса: «Альтернативный досуг: что можно предложить вместо игры на ПК и Интернета?»
Слайд 5Определение
Зависимость
– это навязчивая потребность,
ощущаемая человеком и подвигающая его к определенной деятельности (чаще импульсивной).
Слайд 6Определение
Нехимическая зависимость
- аддикция, где объектом зависимости становится
определенный вид поведения, а не психоактивные вещества.
Слайд 7Определение
Гемблинг
– от англ. слова «Gamble» – рискованное предприятие,
азартная игра.
Выделяют “нормальную” и патологическую разновидности гемблинга.
Слайд 8Определение
Непатологический гемблинг – действие с риском утраты чего-то ценного (обычно
денег) при неопределенном исходе и надежде выиграть что-то большей ценности
(обычно деньги).
Непатологических игроков еще называют социализированными азартными игроками (Social Gamblers), т.е. людьми, еще не утратившими самоконтроля в игре.
Слайд 9Определение
Патологический гемблинг,
согласно американской классификации
DSM-IV, это расстройство контроля над влечениями, характеризующееся дезадаптирующим повторяющимся поведением
в виде игромании, имеющим разрушительные последствия для семейной, профессиональной и социальной жизни
Слайд 10Определение
Игровая зависимость
— форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом
увлечении компьютерными или азартными играми.
Интернет-зависимость –
— психическое
расстройство: навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от него.
кибер – аддикция
Слайд 12Компьютер - друг человека!
- Скажи мне, кто твой друг,
и я скажу, кто ты…
/Интернет/
Слайд 13Из истории …
Впервые расстройство было описано в 1995 году доктором
Иваном Голдбергом:
использование Интернета вызывает болезненное негативное стрессовое состояние или
дистресс;
использование Интернета причиняет ущерб физическому, психологическому, межличностному, экономическому или социальному статусу.
Слайд 14Цифры…
По данным, опубликованным в открытой печати, Южная Корея является одной
из стран-лидеров по числу подключенных к Интернету: доступ в Интернет
там имеют более 90% домохозяйств. Это обусловливает высокую долю интернет-зависимых людей: их в Южной Корее насчитывается около двух миллионов. Игровой зависимостью страдают до 40% южнокорейских школьников мужского пола.
Слайд 15Продолжение…
«Зависимость от компьютерных игр становится настоящей эпидемией века, сродни наркомании
и алкоголизму. Жуткий пример: на днях в Южной Корее 15-летний
подросток задушил свою мать во время домашней ссоры из-за компьютерных игр, а затем повесился сам».
Кибер-психоз.
19.11.2010
Слайд 16Что Вы видите?
Что Вы чувствуете?
Слайд 17Оцените размер проблемы …
… самостоятельно…
Во что играет Ваш ребенок?..
ВЫ?..
Ваши близкие?..
Что
Вы видите?
Что Вы чувствуете?
Слайд 18Вся жизнь игра?..
У профессиональных компьютерных игроков реакция как у пилотов,
но физическая форма как у 60-летних курильщиков. К такому выводу
пришли британские исследователи после серии тестов, призванных выяснить: можно ли считать компьютерные игры видом спорта. Вывод ученых: годы, проведенные игроками за компьютером, могут пагубно отразиться на здоровье и фактически разрушить его.
Слайд 19Признаки зависимости от компьютерных игр
www.alternativa-mc.ru/computer_zavisimost
http://www.chelpsy.ru/articles/zavisimost-ot-kompyuternykh-igr
Появление чувства радости, эйфории
при контакте с компьютером, в ожидании этого контакта.
Отсутствие
контроля над временем, проведенным за игрой.
Желание увеличить время пребывания в игре.
Появление чувства раздражения, гнева либо пустоты, депрессии при отсутствии возможности поиграть.
Возникновение проблем в общении с близкими, в школе или на работе.
Нежелание отрываться от игры на ПК.
Слайд 20Признаки зависимости от компьютерных игр
www.alternativa-mc.ru/computer_zavisimost
http://www.chelpsy.ru/articles/zavisimost-ot-kompyuternykh-igr
Если Вы отрываете игрока
от компьютера, он испытывает раздражение, вплоть до агрессии по отношению
к Вам.
Пренебрежение домашними, рабочими, социальными обязанностями в пользу ПК.
Пренебрежение личной гигиеной и сном в пользу компьютера.
При общении с окружающими сведение любого разговора к компьютерным темам.
Слайд 21Физические отклонения у больного, страдающего зависимостью от компьютерных игр
www.alternativa-mc.ru/computer_zavisimost
Нарушение зрения
Снижение иммунитета
Головные боли
Повышенная утомляемость
Бессонница
Боли
в спине
Туннельный синдром
(боль в запястье)
Слайд 22Вся жизнь игра?..
Представители шведской организации
The Youth Care Foundation назвали
многопользовательскую RPG под названием World of Warcraft (WOW, «Вовка») самой
опасной игрой, если сравнивать развлекательные проекты по степени привыкания.
/IGN со ссылкой на The Local/
Слайд 23Вся жизнь игра?..
По мнению The Youth Care Foundation, в мире
компьютерных игр WОW можно приравнять к кокаину.
Журналисты The Local описывают
пример, когда в ноябре 2008 года юный геймер, проживающий на юге Швеции, был госпитализирован после того, как потерял сознание.
По их словам, он беспрерывно играл в World of Warcraft в течение 20 часов.
Слайд 24Вся жизнь игра?..
Пятерка самых жестоких игр, по мнению
The Youth
Care Foundation, составленная по количеству упоминаний в прессе, связанных с
вызванными ими трагическими последствиями и жалобами на излишнюю жестокость
за последние 15 лет:
1. World оf Warcraft
2. Lineage 2
3. Manhunt
4. Postal
5. GTA IV
Слайд 25Вся жизнь игра?..
1.
World of Warcraft — многопользовательская ролевая онлайн-игра, разработанная
Blizzard Entertainment.
Слайд 26Вся жизнь игра?..
2.
Lineage II — фэнтезийная массовая многопользовательская ролевая
интернет-игра для PC от NCsoft.
Слайд 27Вся жизнь игра?..
3.
Manhunt — скандальная видеоигра в жанре стелс-экшена от
третьего лица, выпущенная компанией Rockstar Games.
Слайд 28Почему виртуальный, а не реальный мир?
«У таких детей - море
удовольствия, им не нужны родители, им не нужны друзья -
их у игроманов никогда не будет, только как и у алкоголиков – собутыльники; игроманы такие же,как они.
Потому что никто другой их не понимает и никогда не поймет…» /Интернет/
Слайд 29Почему виртуальный, а не реальный мир?
Геймеры уверены в том, что
они всех надули, что их жизнь - самая яркая и
радостная. Почти всегда в этом виноваты родители, которые добровольно, по незнанию или по простоте, отправили своего ребенка в это самое "никуда", подсунув компьютерные игры –
интеллектуальный "наркотик".
/eurolab.ua/
Слайд 30Почему виртуальный, а не реальный мир?
Слайд 31Почему виртуальный, а не реальный мир?
1. Я – герой.
2. Не
получилось – начну сначала.
(без потерь и «штрафов»)
3.
Понятна цель.
4. Иллюзия выбора.
5. Можно без особых физических усилий получить желаемое удовлетворение (чувство победы, превосходства).
6. Нет оценки того, что ты делаешь (повышение самооценки)
Слайд 32Почему виртуальный, а не реальный мир?
Я – ГЕРОЙ
Любой набор качеств,
в зависимости от желания
Любые возможности, которых нет в реальной жизни,
превосходство над всеми
Слайд 33Почему виртуальный, а не реальный мир?
Я – ГЕРОЙ
В реальной жизни
меня может не устраивать многое:
от социально-экономического положения до собственной внешности
и возможностей.
Для исправления положения необходимо приложить усилия и время…
Слайд 34Почему виртуальный, а не реальный мир?
2. Не получилось – начну
сначала
(без потерь и «штрафов»)
Сделал неправильный шаг – никто не
ругает,
не оценивает.
Всегда можно начать сначала и что-то изменить, ничего не потеряв, кроме времени, конечно…
Немного практики и, я думаю, у тебя получится… переиграть
Слайд 35Почему виртуальный, а не реальный мир?
2. Не получилось – начну
сначала
(без потерь и «штрафов»)
В реальной жизни, если не получается,
то может оказаться, что:
уже ничего не исправить;
есть взрослые, которые недовольны мной;
я не успешен… и т.п.
Слайд 36Почему виртуальный, а не реальный мир?
Понятна цель
Проберись в тюрьму на
Плутоне
Слайд 37Почему виртуальный, а не реальный мир?
В реальной жизни мама (папа,
бабушка, и др.) хочет, что бы я был «хорошим»,
а
как это?
Понятна цель
Слайд 38Почему виртуальный, а не реальный мир?
4. Иллюзия выбора
Слайд 39Почему виртуальный, а не реальный мир?
4. Иллюзия выбора
Из диалога детей
и родителей:
Мы поедем сегодня в детский парк или в
лес?
В парк, мама.
Но в лесу лето, зелень, свежий воздух… Так мы едем в детский парк или в лес?
В парк, мама.
Мы уже все приготовили для леса и папа туда хочет…
…
Да, мама, в лес…
Слайд 40Почему виртуальный, а не реальный мир?
5. Можно без особых физических
усилий получить желаемое удовлетворение (чувство победы, превосходства)
Слайд 41Почему виртуальный, а не реальный мир?
6. Нет оценки того, что
ты делаешь (повышение самооценки)
Слайд 42Почему виртуальный, а не реальный мир?
5. Можно без особых
физических усилий получить желаемое удовлетворение (чувство победы, превосходства)
6. Нет
оценки того, что ты делаешь (повышение самооценки)
Слайд 44Интернет-аддикция
Чаты — 37%
Многопользовательские игры — 28%
Телеконференции по сети — 15%
Электронная
почта — 13%
Сайты Всемирной паутины — 7%
Иные сетевые протоколы (ftp,
gopher, Википедия, аська, Вконтакте и пр.) — 2%
Распространенность пользования сервисами Интернета
Слайд 455 типов интернет-зависимости
Навязчивый веб-серфинг — бесконечные путешествия по Всемирной паутине, поиск
информации.
Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам — большие объёмы
переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в сети.
Игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.
Слайд 465 типов интернет-зависимости
Навязчивая финансовая потребность — игра по сети в азартные
игры, ненужные покупки в интернет-магазинах или постоянное участие в интернет-аукционах.
Киберсексуальная зависимость — навязчивое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом.
Слайд 47 В 1994 году психиатр Кимберли Янг разработала и опубликовала
на сайте тест-опросник, направленный на выявление интернет-зависимости и получила около
500 ответов. Большинство ответивших были признаны согласно выбранному критерию интернет-зависимыми.
Оказалось, что распространённость этого расстройства составляет от 1 до 5% пользователей Интернета.
Из истории …
Слайд 48 В 1997-1998 гг. были созданы исследовательские и консультативно-диагностические службы
по данной проблематике.
В 1998-1999 гг. вышли первые монографии
по проблеме (К. Янг, Д. Гринфилд и др.). В России данный феномен не изучается.
Из истории …
Слайд 49Несмотря на отсутствие официального признания проблемы, интернет-зависимость уже принимается в
расчёт во многих странах мира.
Например, в Финляндии молодым людям
с интернет-зависимостью предоставляют отсрочку от армии.
Из истории …
Слайд 50 Китайские медики дали официальное определение термину «интернет-зависимость». Если вы проводите
в Сети 6 часов ежедневно, а также испытываете проблемы со
сном, концентрацией внимания, замечаете за собой повышенную раздражительность или постоянно хотите вернуться в режим «онлайн» — значит вы больны и можете рассчитывать на помощь докторов.
Из истории …
Слайд 51
По данным различных исследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10% пользователей
во всём мире.
Российские психиатры
считают, что сейчас в нашей
стране
таковых 4-6%.
Из истории …
Слайд 52Клиника
Нервозность, беспокойство и депрессия, возникающие в случае отсутствия доступа
к Интернету.
Снижение работоспособности, уход от своих прямых обязанностей.
Возникновение
риска утраты важных личных связей (семья, друзья, работа).
Использование Интернета для ухода от проблем и плохого настроения.
Слайд 53Клиника
Часто возникающее непреодолимое желание войти в Интернет.
Безуспешные попытки
контролировать длительность, ограничить или прекратить посещения Интернета. Появление потребности в
увеличении времени сеансов.
Сокрытие от окружающих своей привычки к Интернету
Слайд 54Опросник Кимберли Янг:
Вы используете Интернет, чтобы уйти от проблем или
избавиться от плохого настроения.
Вы не можете контролировать использование
Интернета.
Вы чувствуете необходимость находиться в Интернете все дольше и дольше для того, чтобы достичь удовлетворения.
Каждый раз вы проводите в Интернете больше времени, чем планировали.
После излишней траты денег на оплату соединения вы на следующий день начинаете все сначала.
Слайд 55Опросник Кимберли Янг:
6. Вы обманываете членов семьи и
друзей, скрывая, сколько времени вы проводите в Интернете и степень
вашей увлеченности им.
7. Вы чувствуете беспокойство или раздражение, когда вас отрывают от Интернета.
8. Вы думаете об Интернете, когда находитесь вне сети.
Находясь вне сети, вы испытываете подавленность или беспокойство.
Вы рискуете лишиться важных взаимоотношений, потерять место работы или учебы из-за Интернета.
Слайд 56Опросник Кимберли Янг
Если вы честно ответили "да" более чем на
4 вопроса и ваше увлечение длится более года, вам необходима
психологическая помощь.
Слайд 57Лечение
Самый простой и доступный способ решения зависимости —
это приобретение другой зависимости. Любовь к здоровому образу жизни, общение
с живой природой, творческие прикладные увлечения, такие как рисование, как правило, выводят человека из зависимости.
Слайд 58Лечение
Кимберли Янг — профессор психологии Питсбургского университета в
Брэтфорде (США),
автор известной книги «Пойманные в Сеть»
(англ. «Caught in the Net»), переведённой на многие языки, является основателем Центра помощи людям, страдающим интернет-зависимостью (англ. Center for On-Line Addiction).
Центр, созданный в 1995 году, консультирует психиатрические клиники, образовательные заведения и корпорации, которые сталкиваются со злоупотреблением Интернетом. Центр свободно распространяет информацию и методики по освобождению от интернет- зависимости.
Слайд 59Профилактика или что делать…
1) Запретить?
– признать,
что Вы ничего другого предложить не можете.
«Шериф времени»
родительский контроль
Слайд 60Профилактика или что делать…
1) Запретить?
«Шериф времени» родительский контроль
You can
disable all game like this:
- ограничение работы на
ПК;
- запрет использования некоторых программ (игр).
http://www.parental-control-softwares.com/prevent-net-addiction.html
Слайд 61Профилактика или что делать…
2) Организовать досуг без ПК
– даже для все отрицающего подростка провести время вместе
с родителями, по меньшей мере, приятно
Слайд 62Профилактика или что делать…
2) Организовать досуг без ПК
Слайд 63Профилактика или что делать…
3) ПК – инструмент для работы
– научите ребенка РАБОТАТЬ на ПК, попросите оказать
помощь в Вашей работе (набрать текст, таблицу, сделать рисунок, разработать дизайн квартиры и т.п.)
Слайд 64Профилактика или что делать…
3) ПК – инструмент для работы
Слайд 65Профилактика или что делать…
4) Отказаться от игры на ПК
взрослым
членам семьи
- правило о РАБОТЕ
на ПК распространяется на всех…
Слайд 66Профилактика или что делать…
Несколько рекомендаций
Не относиться к компьютеру как
к вредной привычке, от которой легко избавиться. Очень часто родители
рассуждают: не пьет, не курит травку, не колется – уже хорошо. А компьютер – это так, само пройдет.
Если ребенок чрезмерно увлекается игрой на компьютере, обратить внимание на его успешность, выяснить, от чего он убегает. Т.е. исследовать причины такого поведения.
Уделять ребенку внимание. Да, подросток, с одной стороны, стремится к независимости, но с другой – остро нуждается в поддержке и одобрении родителей. Он испытывает границы дозволенного, но в то же время не может жить без них.
Слайд 67Профилактика или что делать…
Несколько рекомендаций
Пересмотрите ваше общение с
подростком. Это хорошее время, чтобы изменить правила общения в семье.
Важно выделять время на общение с ребенком, слушать не только, что он делал в течение дня, но и уметь слушать его чувства, переживания.
АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ. Этот навык предполагает умение выслушать собеседника, задавая уточняющие вопросы: «Что тебя беспокоит больше всего?», «Чего бы тебе хотелось?», «Как мне стоит себя вести?». Вопросы позволят прояснить трудную ситуацию и определить эмоциональное состояние собеседника. Данный навык можно использовать в ситуации, когда родители спокойны, а ребенок взволнован.
Слайд 68Профилактика или что делать…
Несколько рекомендаций
«Я-ВЫСКАЗЫВАНИЕ». Этот навык предполагает
умение выражать свое эмоциональное состояние в необидной для других форме.
«Я чувствую обиду и одиночество, потому что ты меня отдаляешься».
Очень важно понять, как сами родители справляются с конфликтными ситуациями.
Согласно гигиеническим требованиям, 7-10-летние дети должны находиться за компьютером не больше 45 минут в день, 11-13-летние – не более двух раз в день по 45 минут, старше 13 лет – три раза в день / Сыркина Е./
www.chelpsy.ru/articles/zavisimost-ot-kompyuternykh-igr/
Слайд 69В качестве эпилога
… постарайтесь избежать поиска черной кошки в комнате,
где ее нет…
В случае с ребенком это может оказаться его
пропуском в зависимость…
Слайд 70В качестве эпилога
Лучший способ гарантировать безопасность детей и в Интернете,
и в жизни – это быть их партнерами, путеводителями и
оказывать им поддержку в случае необходимости.
/The Educator’s Guide to CIPA, COPPA, and FERPA/
http://en.cnki.com.cn/