Разделы презентаций


Младший школьник вчера и сегодня

Содержание

Социальная ситуация развитияСоциальная ситуация развития — сущностная характеристика возрастного периода развития, введенная Л. С. Выготским. Социальная ситуация развития как единственное и неповторимое, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и средой,

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Е.В.Чудинова, канд.психол.наук, вед.науч. сотр. ПИ РАО им. Л.В. Щукиной
Москва, апрель,

2016 г
Chudinova_e@mail.ru
www,n-bio,ru
Младший школьник вчера и сегодня

Е.В.Чудинова, канд.психол.наук, вед.науч. сотр. ПИ РАО им. Л.В. ЩукинойМосква, апрель, 2016 гChudinova_e@mail.ruwww,n-bio,ruМладший школьник  вчера и сегодня

Слайд 3Социальная ситуация развития
Социальная ситуация развития — сущностная характеристика возрастного периода

развития, введенная Л. С. Выготским. Социальная ситуация развития как единственное

и неповторимое, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и средой, определяет:
1) объективное место ребенка в системе социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые к нему обществом;
2) особенности понимания ребенком занимаемой им социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми; отношения ребенка к своей позиции в терминах принятия — непринятия.
Психологический словарь
Социальная ситуация развитияСоциальная ситуация развития — сущностная характеристика возрастного периода развития, введенная Л. С. Выготским. Социальная ситуация

Слайд 4Изменения социальной ситуации развития дошкольника (М.М.Безруких)
- домашнее воспитание
- сверхраннее образование

- порочная практика, "раньше читать, чем ходить..."
- ограниченные контакты со

сверстниками
- исчезла культура двора (разновозрастное общение)
- замена общения со взрослыми техническими средствами (только 10% читают своим детям)
- исчезновение игры как ведущего вида деятельности (меньше 15 минут на себя)
- неадекватные требования взрослых - хроническое недовольство взрослых неуспехами ребенка

Изменения социальной ситуации развития дошкольника (М.М.Безруких)- домашнее воспитание- сверхраннее образование - порочная практика,

Слайд 5Первая родительская позиция
Читать раньше, чем ходить!
Почему мой ребенок еще не…?

Первая родительская позицияЧитать раньше, чем ходить!Почему мой ребенок еще не…?

Слайд 6Вторая родительская позиция
Всему учить должны
детский сад
и школа
образовательная услуга

Вторая родительская позицияВсему учить должны детский сад и школаобразовательная услуга

Слайд 7Крайний вариант:

Крайний вариант:

Слайд 8Здоровье
Около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или

иные отклонения в здоровье. За период обучения в школе число

здоровых детей уменьшается в 4 раза. ..http://www.medroad.ru
распространенность патологии и заболеваемости среди детей в возрасте от трех до 17 лет ежегодно увеличивается на четыре–пять процентов. Здоровыми можно назвать всего лишь 10% от общего количества учеников, а остальные 90 % имеют проблемы и отклонения в физическом, психологическом, нервном развитии. http://festival.1september.ru/articles/618059/
заболеваемость детей до 14 лет за последние 10 лет увеличилась на 50 %, что обусловлено высокими учебными нагрузками, хроническим стрессом, гиподинамией и ухудшением качества питания.
http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=2208
по данным НИИ педиатрии, 30-35% дошкольников имеют хронические заболевания. За годы обучения в образовательных учреждениях наблюдается прогрессирующее ухудшение состояния здоровья учащихся: 70% функциональных расстройств переходят теперь в стойкую хроническую патологию…
http://www.socpolitika.ru




ЗдоровьеОколо 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в здоровье. За период обучения

Слайд 9Заболевания, непосредственно определяющие школьные трудности
1950-е годы - число учащихся с

дисграфией в массовых школах г. Ленинграда составляло около 6% (М.Е.Хватцев)


1976 год - до 11% детей с нормальным интеллектом, страдающих дисграфией (И. Н. Садовникова, 1976г.)
1982 год - 12,9% (М. С. Грушевская, 1982г.)
2000 г - 20-37%
http://www.dyslexia.ru, http://iq-brain.ru

СДВГ

Заболевания, непосредственно определяющие школьные трудности1950-е годы - число учащихся с дисграфией в массовых школах г. Ленинграда составляло

Слайд 10Неспецифические проблемы дислектика
- эмоциональная нестабильность;
- склонность витать в облаках;
- психологический

дискомфорт;
- трудности концентрации на одной деятельности;
- быстрая потеря интереса;
- неуверенность

в себе;
- подверженность скуке;
- стремление уйти от действительности;
- рассеянность и мечтательность;
- проблемы идентификации: я кто? я какой?
- высокий уровень тревожности;
- страх ошибки.

Неспецифические проблемы дислектика- эмоциональная нестабильность;- склонность витать в облаках;- психологический дискомфорт;- трудности концентрации на одной деятельности;- быстрая

Слайд 11Идеальная форма
… культура – это приглашающая сила, не столько оболочка,

сколько вызов, а субъект для нее есть вероятность, желаемость и

ожидаемость. Субъект волен принять или отвергнуть приглашение, вызов. Если он его принимает, то может случиться акт, событие развития. Этим актом субъект присваивает идеальную форму, овладевает ею. Она становится его собственной субъектной, реальной формой. Последняя, в свою очередь, может и должна быть способной к порождению новых идеальных форм (в пределе – памятников человеческого духа), иначе остановится развитие культуры….
Идеальная форма всегда имеет своих вполне реальных носителей, выступающих посредниками-медиаторами развития. Л.Выготский в качестве таковых рассматривал роль трех медиаторов: взрослый-посредник, знак, слово…
Б.Д.Эльконин, В.П.Зинченко
http://www.psychology.ru/library/00073.shtml
Идеальная форма… культура – это приглашающая сила, не столько оболочка, сколько вызов, а субъект для нее есть

Слайд 12Ожидания общества
… Анализ сочинений показывает, что в качестве мотивов учения

ученики уже в младших классах осознают такие мотивы как стремление
к

образованию, получение знаний, мотивы, связанные с будущей профессией, с долгом и ответственностью перед Родиной…
А.К. Дусавицкий, Е.А.Портная, 1977 год

…Современное требование «учить детей учиться» не покажется столь очевидным и естественным, если посмотреть на него не из сегодняшнего дня, а, скажем, из 60-х гг., когда никого не смущало, что четвероклассник не умеет учиться. .. В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман, 1991 год

Ожидания общества… Анализ сочинений показывает, что в качестве мотивов учения ученики уже в младших классах осознают такие

Слайд 13Учитель
Общество
Общество?
Школа

УчительОбществоОбщество?Школа

Слайд 14Школа 2
Школа 1

Школа 2Школа 1

Слайд 15Система отношений
Родитель
Сверстники
Учитель
Ребенок

Система отношенийРодительСверстникиУчительРебенок

Слайд 16Социальная ситуация развития младшего школьника сегодня
не создается практика учебной деятельности

(1% школ по системе Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова)
неумение позитивно взаимодействовать со сверстниками
исчезла

культура двора (разновозрастное общение)
замена общения со взрослыми техническими средствами
требования взрослых возросли – успешности не прибавилось
домашние задания либо не выполняются, либо выполняются «семейно»

Социальная ситуация развития младшего школьника сегодняне создается практика учебной деятельности (1% школ по системе Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова)неумение позитивно

Слайд 17Итог: трудности современного младшего школьника
Психологическая и физиологическая незрелость/заболевания
Нехватка жизненного (в

том числе телесного) опыта
Неумение взаимодействовать; в том числе, много плохо

говорящих по-русски детей (до 90% в некоторых классах);
Родительские позиции, провоцирующие несамостоятельность, пассивность
Учитель, обрекающий на бессмысленное воспроизведение информации, не создающий возможности для преодоления этих трудностей

Итог: трудности современного младшего школьникаПсихологическая и физиологическая незрелость/заболеванияНехватка жизненного (в том числе телесного) опытаНеумение взаимодействовать; в том

Слайд 18Развитие мозга

Развитие мозга

Слайд 19Развитие мозга
продолжается всю жизнь

Развитие мозгапродолжается всю жизнь

Слайд 20Если!
нестандартные, новые ситуации действия
формирование
возможности

Если! нестандартные, новые ситуации действияформированиевозможности

Слайд 21К концу младшего школьного возраста в условиях правильно организованного обучения

у большинства детей наблюдается:
высокая познавательная активность и устойчивый познавательный интерес;
направленность

на поиск общего способа решения широкого класса задач, а не попытки найти результат решения каждой конкретной задачи;
способность к анализу и критической оценке собственных действий и точки зрения партнеров, действующих иначе;

инициативность при столкновении с новой задачей, которая проявляется в поиске недостающей информации, в экспериментальной проверке собственных гипотез, в самостоятельной организации взаимодействия с учителем и другими учениками.

К концу младшего школьного возраста в условиях правильно организованного обучения у большинства детей наблюдается:высокая познавательная активность и

Слайд 22Новообразования МШВ (не складываются сами собой и в ЛЮБЫХ условиях!)
Произвольное

запоминание (мнемическая задача)
Рефлексия
Анализ и планирование
Пространство внутреннего мира
Умелость, компетентность
Переход к

гипотетико-дедуктивному мышлению
Точки зрения, децентрация (познавательная и эмоциональная)
Долг, правило

Мы отказываем большинству детей в их праве на развитие

Новообразования МШВ (не складываются сами собой и в ЛЮБЫХ условиях!)Произвольное запоминание (мнемическая задача)РефлексияАнализ и планирование Пространство внутреннего

Слайд 23Единственный способ достижения в этих условиях нормальных образовательных результатов –

деятельностный подход

Единственный способ достижения в этих условиях нормальных образовательных результатов – деятельностный подход

Слайд 24Учительские трудности перехода от знаниевого подхода к деятельностному:
Системой Д.Б. Эльконина-В.В.

Давыдова задана высокая планка (два типа неверного отношения:
1) это

невозможно,
2) мы всю жизнь так работали)

Ошибочные попытки формировать метапредметные результаты впрямую

Нет желания преодолевать трудности, кажется, что можно обойтись привычными способами (…«дать» урок…)

Учительские трудности перехода от знаниевого подхода к деятельностному: Системой Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова задана высокая планка (два типа

Слайд 25содержание обучения
(чему?)
формы обучения (как?)
Что важнее?

Проверим себя:

содержание обучения (чему?)формы обучения (как?) Что важнее? Проверим себя:

Слайд 26содержание обучения
(чему?)
формы обучения (как?)
Что важнее?
Знания?
Способы действий?
Группы?
Проекты?

содержание обучения (чему?)формы обучения (как?) Что важнее? Знания?Способы действий?Группы?Проекты?

Слайд 27Деятельностный подход – это, прежде всего, содержание образования
Знания
Способы действия

Деятельностный подход – это, прежде всего, содержание образованияЗнанияСпособы действия

Слайд 28Способы действия (ОМ):
Непосредственное наблюдение (включающее планирование и анализ результатов)
Экспериментирование (включающее

планирование, осуществление, анализ результатов)
Измерения (времени, пространства, погодных явлений…)

Способы действия (ОМ):Непосредственное наблюдение (включающее планирование и анализ результатов)Экспериментирование (включающее планирование, осуществление, анализ результатов)Измерения (времени, пространства, погодных

Слайд 29Проверим себя:
Сколько времени (из 45 минут урока) дети что-то делают,

кроме слушания рассказа учителя или пересказа учебника (или других текстов)

учениками и решения тестовых заданий?
Проверим себя:Сколько времени (из 45 минут урока) дети что-то делают, кроме слушания рассказа учителя или пересказа учебника

Слайд 30Проверим себя:
% учительской и детской речи на уроке

Проверим себя:% учительской и детской речи на уроке

Слайд 31Содержательное оценивание?
ребенку предоставляется первоочередное право оценивать свою работу;
оценка выражается, прежде

всего, в качественной характеристике способа действия или результата по разным

критериям (эффективно-неэффективно, точно-неточно, в соответствии с правилом – не в соответствии с правилом и т.д.), а не в балльной недифференцированной оценке (три, пять, двойка, кол, сто процентов…);
самооценка ребенка соотносится с оценкой взрослого лишь там, где есть объективные и понятные критерии оценки, равно обязательные и для учителя, и для ученика;
там, где оценивается качество, не имеющее однозначных эталонов-образцов, каждый человек имеет право на собственное мнение.

Проверим себя:

Содержательное оценивание?ребенку предоставляется первоочередное право оценивать свою работу;оценка выражается, прежде всего, в качественной характеристике способа действия или

Слайд 32Проверим себя:
Как осуществляется диагностика достижения учебно-предметных компетенций? (уровневый характер; оценка

освоенности умений действовать; коррекционные выводы)
Как проверяется наличие умения учиться? Умений

учебного сотрудничества?
Проверим себя:Как осуществляется диагностика достижения учебно-предметных компетенций? (уровневый характер; оценка освоенности умений действовать; коррекционные выводы)Как проверяется наличие

Слайд 33Мои контакты:
Елена Васильевна Чудинова
Chudinova_e@mail.ru
www.n-bio.ru

Мои контакты:Елена Васильевна ЧудиноваChudinova_e@mail.ruwww.n-bio.ru

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика