Слайд 2Появление возраста связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного
и полного среднего образования
Психологические особенности нельзя считать окончательными и неизменными
Слайд 5В учителе воплощены требования общества;
В школе существует система одинаковых эталонов,
одинаковых мер для оценки
Система четко определенных отношений, основанная на принятых
правилах
Слайд 6Ведущая деятельность
Учебная деятельность
Это деятельность, непосредственно направленная на усвоение науки и
культуры, накопленных человечеством
Предмет учебной деятельности – процесс собственного изменения (оценка
собственных изменений, рефлексия на самого себя)
Слайд 7Структура учебной деятельности
Мотивация
Учебная задача – то, что ученик должен
освоить
Учебное действие – то, что ученик должен сделать, чтобы обнаружить
свойства того предмета, который он изучает
Действие контроля – указание на то, правильно ли ученик осуществляет действие, соответствующее образцу
Действие оценки – определение того, достиг ли ученик результата
Слайд 8Мотивация учебной деятельности
Мотив и содержание деятельности в первом классе не
соответствуют друг другу (не связан с содержанием учебной деятельности
Начинает терять
свою силу
Необходимо формировать познавательную мотивацию
особенности нового школьного режима
Характер взаимоотношений, которые складываются у ученика с учителем и одноклассниками
Слайд 9Действие оценки
Всякая учебная деятельность начинается с того, что ребенка
оценивают.
Через оценку происходит выделение себя как предмета изменений в учебной
деятельности
Оценка является ведущим фактором, стимулирующим учебную деятельность и определяющим самооценку ученика
Значение может усиливаться до такой степени, что она начинает выступать в качестве основного мотива познавательной деятельности
Отметка – определенная форма оценки
Слайд 10Функции оценки
Ориентирующая
оценка ориентирует ученика в его умственной работе,
содействует
осознанию процесса этой работы
пониманию собственных знаний
Стимулирующая
оценка стимулирует, воздействуя
на аффективно-волевую сферу ученика посредством переживания им успеха или неуспеха,
способствует формированию у него притязаний и намерений, поступков и отношений
Слайд 11Под действием оценки происходит:
Ускорение или замедление темпов умственной работы,
Качественные
сдвиги в изменении приемов работы
Преобразование интеллектуальных механизмов
Слайд 123 круга влияния педагогической оценки (Б.Г. Ананьев)
Сам ученик, изменения его
интеллектуальных и личностных сфер, его самооценки и самосознания
Класс, изменения отношений,
существующих между учеником и классом
Взаимоотношения ученика с родителями
Слайд 13Учебная деятельность не дана в готовой форме. Она должна быть
сформирована.
На начальных этапах она осуществляется в форме совместной деятельности учителя
и ученика
Сотрудничество со сверстниками
Развитая форма учебной деятельности, при которой субъект ставит перед собой задачи собственного изменения
Задача начальной школы заключается в построении учебной деятельность
Слайд 14Совместная деятельность учителя и ученика
Сначала все находится в руках учителя
и учитель «действует руками ученика»
Деятельность первоначально разделенная выступает сначала как
основа для формирования интеллектуальной активности
Затем становится формой существования новой психической функции
Процесс развития учебной деятельности – это процесс передачи от учителя к ученику отдельных ее звеньев
Учитель передает весь операциональный состав действия, но остается держателем мыслей и целей
Учебные действия не интериоризируются учениками полностью
Слайд 16Г.А. Цукерман
Сотрудничество со сверстниками качественно отличается от сотрудничества со взрослыми
и является необходимым условием психического развития ребенка
При кооперации со сверстниками
ситуация равноправного общения дает опыт контрольно-оценочных действий и высказываний.
Ж.Пиаже
Критичность, терпимость, умение встать на точку зрения другого развиваются только при общении детей между собой
Слайд 17Развитие познавательной сферы
Память приобретает ярко выраженный произвольный характер
Начинает осознаваться мнемическая
задача
Интенсивное формирование приемов запоминания
Восприятие- происходит переход от непроизвольного восприятия к
целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задаче
Внимание
Формируется способность сосредотачивать внимание на мало интересных вещах
Слайд 18Наибольшие изменения происходят в области мышления.
Мышление приобретает абстрактный и обобщенный
характер
активно развиваются мыслительные операции (анализ, синтез, рассуждение, сравнение и т.д.)
Ребенок
должен овладеть системой научных понятий
Слайд 19Младший школьный возраст – возраст интенсивного интеллектуального развития.
Интеллект опосредует развитие
всех остальных функций,
происходит интеллектуализация всех психических процессов,
их осознание
и произвольность
Слайд 20Новообразования младшего школьного возраста
Произвольность и осознанность всех психических процессов и
их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы
научных понятий
Осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности
Слайд 21Схема развития структуры поведения
Слайд 22Схема развития структуры поведения
Слайд 23Схема развития структуры поведения