Слайд 1
Младший школьный возраст
7-11 лет
Слайд 2Кризис 7 лет
Особенности развития по Д.Б. Эльконину
связан с
новой социальной позицией школьника:
ведущая деятельность младшего школьника – учебная
(человек – вещь)
социальная ситуация развития: ребенок – общество, формируется из сфер взаимоотношений ребенок-учитель и ребенок – родитель
новообразования:
центральные: развитие мышления, обретение чувства компетентности как нового аспекта самосознания, теоретическое рефлексивное мышление;
сопутствующие: произвольность ВПФ, осмысленность операций.
→
→
Слайд 3Кризис 7 лет
По Л.С. Выготскому: процессы инволюции: игра
важна, и эволюции: учебная деятельность, отметки - > важны
Кризис 7
лет по Л.С. Выготскому – обобщение переживаний, то есть формируется устойчивый аффективный комплекс, где
с одной стороны м.б. чувство неполноценности, унижения, оскорбленное самолюбие, а с другой – ЧСВ, компетентность, исключительность
«логика чувств и борьба переживаний», ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВНУТРЕННЕЙ ЖИЗНИ РЕБЕНКА со смысловой ориентировкой в собственных действиях - ПОСТЕПЕННАЯ УТРАТА ДЕТСКОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННОСТИ. Это и есть разграничение дошкольного детства и младшего школьного возраста. Таким образом, происходит четкая ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ ЖИЗНИ РЕБЕНКА.
Внешне кризис проявляется как: манерничанье, кривляние (свои тайны, ребенок строит из себя умного).
Внутренне – как:
1) собственно сама потеря непосредственности (вопрос «Зачем я это делаю?»)
2) симптом «горькой конфеты» (когда мне плохо, я другим это не покажу)
Слайд 4Задача начальной школы – научить учиться, то есть сформировать познавательную
мотивацию!
КОМПОНЕНТЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по Д.Б. Эльконину:
• Мотивация, в основе которой познавательная
потребность и потребность в саморазвитии
• Учебная задача, то есть усвоение неких алгоритмов решения класса задач
• Учебные операции
• Контроль – учителя вначале и самоконтроль в последствии (что приводит к развитию внимания)
• Оценка вначале и самооценка (а именно ее объективизация)
Игра остается, но важной становится игра с достижением результата (спортивная, интеллектуальная), переходит от внешней игры к воображению, подчиняется учебной деятельности.
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СВЯЗАНА С ТРУДОМ. ТРУД ИМЕЕТ ВАЖНОЕ ЗНАЧЕНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ (Л.И. Божович) Проблема современной школы – применение детьми полученных знаний на практике, невозврат к житейскому опыту → вопрос о предпрофильном образовании.
Слайд 5РАЗВИТИЕ ВПФ
В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ - ДОМИНАНТА:
• Завершение перехода
от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению
• Появление логических рассуждений на основе конкретных
операций (Ж.Пиаже)
• Формирование научных понятий на основе житейских развитие основ понятийного (теоретического мышления)
ВОСПРИЯТИЕ недостаточно дифференцировано. К концу мл.шк.возр. появляется синтезирующее восприятие вместо аналитического. Пример: описание картины и стадия перечисления (2-5 лет), стадия описания (6-9 лет), стадия интерпретации (9-10 лет)
РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА в меньшей зависимости от наглядной ситуации
РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ В ДВУХ НАПРАВЛЕНИЯХ:
Произвольность: появляется способность запоминать неинтересный материал. Механическая память пока сильна.
Осмысленность: освоение рациональных способов запоминания (деление текста на смысловые части) – задача учителя!!!
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, которое:
• Небольшого объема, низкой устойчивости (одно дело - 10-20 мин), затруднено его распределение и переключение между заданиями
• Развивается произвольно, то есть ученик контролирует процесс своей деятельности
• У всех неодинаково развивается: одни хорошо организованы, но V внимания <, другие – имеют более устойчивое внимание, но плохо переключаются
Слайд 6РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
Зависит от результативности учебной деятельности, оценки ребенка как плохого
или хорошего ученика и складывается из:
А) МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ (ядро личности
по Леонтьеву):
• Основная мотивация – получение высоких оценок. Это залог эмоционального благополучия.
• Зарождение социальных мотивов (долг, перспектива и т.п.)
• Мотивы самосовершенствования: ребенок радуется, что узнал что-то новое
• Мотивы достижения – ВЕДУЩИЕ!!!
*Престижная мотивация (выделиться, работать на износ) – при высоких умств способностях говорит либо о завышенной самооценке, либо о лидерстве (минус: в будущем заблокировано творчество). Со сред. способностями – приводит к аффективным реакциям при неуспехе, к неуверенности в себе, высоком уровне притязаний
* Мотивация избегания неудачи - у всех учеников и в т.ч., слабо успевающих
* Компенсаторная мотивация (по основным предметам не успеваю, зато в спорте и музыке – ас)
Б) САМОСОЗНАНИЯ, связанного с проблемой школьной успеваемости и оценкой результатов учебной деятельности. Все это приводит к становлению самооценки. Оценка успеваемости в начале обучения является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка.
ВСЕ ЭТО СОПУТСВУЮЩИЕ НОВОБРАЗОВАНИЯ МЛ ШК ВОЗРАСТА!
Слайд 7СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ
Слайд 8ЦЕНТРАЛЬНЫЕ НОВО-ОБРАЗОВАНИЯ
МЛ.ШК.ВОЗР-ТА
1. По Эриксону: формирование чувства компетентности. Учебная деятельность –
основная, и, если в ней ребенок себя не чувствует компетентным,
его личностное развитие искажается.
2. Школа и семья – внешние факторы развития самосознания. Становление самосознания зависит от развития теоретического рефлексивного мышления ребенка. Это появляется к концу мл.шк.возраста. По-новому формируется самооценка достижений и личностных качеств, она становится более дифференцированной и адекватной, суждения о себе – более обоснованными.
3. К концу мл шк. возр. формируются элементы трудовой, художественной, общественно-полезной деятельности и создаются предпосылки к развитию взрослости.
Слайд 9ПРОБЛЕМА ПЕРЕХОДА К ПОДРОСТКОВОМУ ВОЗРАСТУ
1. Мышление становится теоретическим → происходит перестройка
всей познавательной сферы
2. Возникновение рефлексии (самоанализа, размышления, самонаблюдения)
3. А) Произвольность ВПФ (памяти,
мышления, внимания, организация деятельности)
Б) Способность к саморегуляции, в т.ч., моральная саморегуляция при решении нравственных проблем
4. Изменение взаимоотношений со взрослыми и сверстниками: формируется устойчивый статус ученика + эмоциональное состояние формируется из успехов/неуспехов в учебе + отношений со взрослыми. Приобретают значимость стихийные детские нормы. Взрослому важно здесь не развить инфантильность в связи с культивированием в ребенке чувства неполноценности из-за его неуспешного действия с орудиями и вещами.
5. Меняется характер самооценки. Она начинает зависть от качеств, проявляющихся в общении, а не от оценки учителя
Слайд 10Возможные психологические проблемы
Заниженная самооценка и зарождение перфекционизма
Школьные страхи
Невротический энурез
Гаджетозависимость
Особенности взаимоотношения полов
Слайд 11Структура и факторы формирования перфекционизма у младшего школьника
По мнению С.В.
Воликовой, «перфекционизм – сложный и многомерный констуркт», в котором современные
психологи (P. Hewitt и G. Flett, K. Rice и K. Preusser) выделяют два типа структуры :
1) «Я-адресованный» и «социально-предписываемый механизм»:
«Я-адресованный» вид П., когда ребенок неадекватно высокие требования предъявляет себе. Ребенок с выраженным «Я-адресованным» перфекционизмом считает, что он должен оправдывать свои самые высокие стандарты, должен быть совершенным во всем.
Ребенок с высоким уровнем «социально-предписываемого» перфекционизма считает, что социум, другие люди, например, родители, многого ждут от него, ждут, что он будет совершенным, и ребенок уверен, что должен оправдать эти ожидания, должен соответствовать им. Таким образом, «социально-предписываемый» перфекционизм — это представления человека о том, что другие предписывают ему быть совершенным во всем.
Если у ребенка преобладают установки социально-предписанного перфекционизма, у него выявляется больше проблем (стрессы, депрессивная симптоматика, гневливость), чем у ребенка с преобладающим «Я-адресованным» перфекционизмом.
Обнаружена связь «социально-предписываемого» перфекционизма с переживанием стыда, а «Я-адресованного» перфекционизма с переживаниями стыда и вины
2) Чувствительность к ошибкам, зависимость самооценки от других, компульсивность и потребность в восхищении (акцент на особенностях личности).
В данном исследовании принимали участие дети, подростки (64 ученика) и студенты колледжа (714 студентов). Родители не принимали участие в данном опросе. Однако авторы, на основе ответов детей, а также на основе анализа доступной литературы, сделали вывод, что на отношение ребенка к ошибкам, а также его самооценку влияют отношения с родителями, а также родительская позиция.
Таким образом, было установлено, что одним из мощных депрессогенных факторов является «прессинг успеха» в семье.
Слайд 12Дезадаптационные корреляции перфекционизма
Связь высокого уровня перфекционизма с расстройствами пищевого поведения
(недовольство своим телом)
Положительные корреляционные связи показателей перфекционизма и суицидальных мыслей
и намерений как результат повышенного самокритицизма, чувства несостоятельности и безнадежности (невозможно постоянно соответствовать неадекватно высоким стандартам и требованиям, которые они предписывают себе или считают, что другие предписывают им).
ВЫВОД:
Детский механизм перфекционизма мало изучен. Однако имеющиеся современные исследования показывают, что перфекционизм у детей, подростков связан с депрессивными и тревожными расстройствами, с тяжелыми переживаниями стыда, вины, самокритики, несостоятельности и безысходности, с суицидальными тенденциями.
По материалам журнала «Консультативная психология и психотерапия», №1, 2013 г.
Слайд 13Лекарства от детского перфекциони-зма
По мнению психолога А.Г. Имашевой, «лечить» П.
прийдется постоянно, «лечение не прерывать» и положительно корректировать перфекционистские установки
ребенка родителям прийдется «не словами, а делами». Среди основных «таблеток» от перфекционизма, специалист перечисляет следующие.
Безусловная любовь, помогающая ребенку принять свою уникальную индивидуальность и не стараться стать кем-то другим
Безраздельное внимание как способ показать ребенку вашу любовь, залог эмоционального здоровья вашего ребенка
Безоценочное отношение, помогающее ребенку стабилизировать свою неустойчивую самооценку.
Приучение к самостоятельности, вселяющее в ребенка уверенность в своих силах
По материалам сайта: http://www.imasheva.ru/
Слайд 14Школьные страхи
Страх – аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной
угрозы для жизни и благополучия человека. (Захаров А.И)
Школьные страхи в широком смысле
- страхи, связанные со школой.
Школьные страхи разнообразны, т.е. ребенок может бояться разных вещей, а природа его страха также может быть различна.
Слайд 15Виды школьных страхов
1. страхи по предмету, то есть по тому,
на что направлен страх:
страх оценки, отметки, наказания, замечания в дневник,
страх ошибки (+целый комплекс связанных с этим страхов), страх не соответствовать требованиям школы, учителя, в том числе опоздать в школу, на урок; страх забыть школьные принадлежности и что задано); страх отпроситься с урока в туалет; попросить что-то у учителя, одноклассников и др.
2. страхи, связанные с «режимным» характером обучения в школе: страх не успеть в школу, страх опоздать на урок; страх заболеть и не ходить в школу; опасение, что не хватит времени на работу в классе (самостоятельную, контрольную, работу в тетради на уроке); страх 1 сентября, первого дня в школе после каникул; страх конца четверти, страх звонка на урок
3. страх перед школьными помещениями: страх класса, чужих кабинетов, лестниц, раздевалки, игровой комнаты; библиотеки, кабинета врача…
4. страхи по субъекту, т.е. по тому человеку в окружении ребенка, который является источником страха: учитель, директор, завуч, родители, братья и сестры, сверстники, уборщицы, охранники…
5. страхи по происхождению: наученные – страхи, полученные ребенком в ходе личного опыта (или он видел это на примере других людей, в том числе одноклассников); внушенные: взрослыми или сверстниками рассказаны ситуации, вызывающие страх с благими целями; «зараженные» страхи – возникают в ситуации нахождения в группе людей, испытывающих страх; выдуманные страхи (слышал где-то, не так понял учителя).
Слайд 16Роль адаптации детей к школе при работе со страхами
Захаров А.И.
на основании наблюдений выделил, что если в младшем школьном возрасте
и возникает страх, то чаще всего – это страх не соответствовать социальным требованиям ближайшего окружения, будь то школа, сверстники или семья. «Это выражается в страхах сделать что-то не так, не правильно, не так, как следует, как нужно, быть не тем, кого уважают. Это говорит о нарастающей социальной активности, об упрочении чувства ответственности, долга, обязанности, то есть о том, что объединено понятием «совесть», как центральное новообразование, младшего школьного возраста» (Захаров А.В.)
В первые две недели обучения в школе в основном присутствуют режимные страхи (дети боятся проспать, опоздать), а также пространственные страхи (не найти свой класс, заблудиться). Особенно сильно проявляется страх помещений у первоклассников из школ с предметным обучением, где дети вынуждены переходить из кабинета в кабинет.
В процессе адаптации ребенок не только привыкает к своему новому статусу, но и к окружению. Очень важно, чтобы ребенку помогли сориентироваться в пространстве школы – так можно избежать страха перед школьными помещениями, страха потеряться. Знакомство с одноклассниками позволит ребенку, во-первых, не бояться их, а во-вторых, первоклассник увидит, что вокруг такие же ребята с такими же переживаниями, как и у него. В процессе адаптации к школе эти страхи сменяются страхами отношений (учитель будет ругать) и страхами не успеть, не понять объяснений. Некоторых детей начинают беспокоить отношения в классе, которые так же связаны с учебным процессом. Например, дети боятся, что одноклассники отвлекут их от урока. Таким образом, психологически грамотно организованная адаптация первоклассника к школе позволит избежать возникновения целого ряда школьных страхов.
К концу первого учебного года на первое место выходят «индивидуализированные» страхи, то есть школьные страхи, обусловленные индивидуальной траекторией.
По материалам сайта: http://www.r-vmeste.ru/
Коррекционные методики для младших школьников: Журнал «Самиздат», Буланова Юлия. «Коррекция страхов у детей младшего школьного возраста как психолого-педагогическая проблема»: http://samlib.ru/b/bulanowa_j_w/13.shtml
Слайд 17Как помочь ребенку справиться со школьными страхами?
Родителям, педагогам и
практикующим психологам необходимо:
1) Адекватно реагировать на детские страхи;
2) Не акцентировать
на них внимание ребенка;
3) Дать ребенку ощущение безопасности и стабильности;
4) Не допускать запугивания детей;
5) Ограждать от конфликтов;
6) Обеспечить ребенку возможность необходимого для развития общения со сверстниками;
7) Оградить от фильмов, насыщенных сценами насилия, заменяя их на предназначенные для просмотра юным зрителем;
9) Поощрять у ребенка аудиолизацию эмоциональных состояний.
Слайд 18Невротический энурез у младших школьников
Энурез у детей – это периодическое
или постоянное непроизвольное мочеиспускание во сне или во время сильной
концентрации или увлечения, развивающееся в том возрасте, когда уже должна была установиться связь коры головного мозга и мочевого пузыря – после 4 лет. Причин этого состояния выделяют довольно большое количество; они имеют некоторые особенности в зависимости от пола и возраста. Этот диагноз ставится у 12-14% детей младшего школьного возраста. Мальчики болеют в 1,5-2 раза чаще.
Причины заболевания
Наиболее часто недержание мочи отмечается у детей:
худого телосложения;
застенчивых;
пугливых;
излишне эмоциональных;
из многодетных семей;
подвергающихся чрезмерной опеке родных;
из малообеспеченных или неблагополучных семей.
Очень частой причиной энуреза у младших школьников становятся неврозы, так называемый невротический энурез. В этиологии энуреза, помимо психотравмирующих факторов, играют роль невропатические состояния, черты тормозимости и тревожности в характере, а также наследственность. Ночное недержание мочи учащается при обострении психотравмирующей ситуации, после физических наказаний и т.п. Уже в конце дошкольного и начале школьного возраста появляются переживание недостатка, пониженная самооценка, тревожное ожидание нового упускания мочи. Это нередко ведет к нарушениям сна. Как правило, наблюдаются другие невротические расстройства: неустойчивость настроения, раздражительность, капризность, страхи, плаксивость, тики. Он может появиться у совершенно здорового ребенка, если тот перенес сильное эмоциональное потрясение (стресс) или затяжную травмирующую ситуацию. Например, сильный испуг, адаптация к новой обстановке, ребенок пошел в детский сад, школу или семья переехала в новую квартиру, разлука с мамой, гибель любимого щенка и т.д. Часто невротический энурез бывает спровоцирован рождением младшего братишки или сестренки. К этому времени старший ребенок уже привык к горшку. Однако внимание со стороны родителей к нему ослабевает, и он чувствует себя покинутым и беззащитным. Компенсация этого состояние - возвращение к стереотипам поведения, свойственным младшему возрасту, в том числе и к недержанию мочи. Таким образом, ребенок бессознательно стремится привлечь к себе внимание родителей, вернуть их любовь и заботу.
Недержание мочи наблюдается на общем фоне повышения эмоционального состояния, чувства страха или тревоги, когда ребенок чем-то напуган или просто перевозбужден, то есть в данном случае причину недержания мочи следует искать в стрессовой ситуации. Стресс является толчком; если это кратковременный стресс, то энурез со временем прекращается и возобновляется лишь при повторном влиянии очередного стресса. Если же ребенок живет в постоянном стрессе (к примеру, его преследуют ночные кошмары, он боится темноты и т.д.), то, соответственно, энурез имеет более стабильный и постоянный характер. Как правило, такие дети очень переживают по поводу своего недостатка и всеми силами стараются скрыть энурез от родителей и других членов семьи.
Энурез иногда проявляется у детей как неосознанный протест против условий жизни, в которые они поставлены, против родительской несправедливости или несправедливости со стороны педагога. Очень часто ребенок, вполне здоровый и не страдающий непроизвольным мочеиспусканием, начинает стабильно мочиться во время сна в первые недели или даже месяцы в школе.
Слайд 19Проблема гаджето-зависимости
у младших школьников
Зависимость от гаджетов у детей —
серьезная проблема.
Попросту гаджет-зависимость у детей начинается с того, что
родители себя заменяют гаджетом. В итоге вырастает подросток, у которого неверно расставлены приоритеты: сначала виртуальный мир, а затем реальная жизнь.
Слайд 20Минусы и плюсы образовательно-воспитательного эффекта гаджетов
МИНУСЫ:
«Однобокость» развивающего эффекта.
Отрицательное влияние
на здоровье и физическое развитие.
Снижение творческой активности
Вытеснение интересов, отношений и
привязанностей в виртуальное пространство
Редко, но возможно наблюдаться и психическое расстройство.
Плюсы:
Способ временно занять ребёнка в «полевых» условиях.
Развитие познавательных процессов и получение новых знаний.
Слайд 21Как лечить зависимость от гаджетов у детей?
Правильно расставлять приоритеты
занятий ребенка и контролировать время ребенка за гаджетом. В идеале
оно не должно превышать часа в день. Гаджеты увлекают ребенка в мир, где все легко и просто, где самая сложная проблема решается нажатием кнопки, и откуда так нелегко вырваться. Это вредит не только осанке и зрению. В конце концов это сказывается и на характере: не получив любимый гаджет, дети плохо едят, ссорятся с родителями, способны даже впасть в буйство с порчей вещей или, наоборот, в депрессию
Следить за собственной культурой «общения» с гаджетами, не злоупотреблять их использованием на глазах ребенка