Слайд 1МНЕМОТЕХНИКА (или мнемоника)
– от греческого mnemonikon - искусство запоминания,
означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем
памяти путем образования искусственных ассоциаций.
Слайд 2 Хорошая новость: наша память
безгранична и может вместить объем информации, равный двум Британским библиотекам.
Кроме того, мы запоминаем абсолютно все, только не можем это вспомнить. Если стимулировать определенные участки мозга, то мы сможем вспомнить все, что угодно. А вот без стимуляции, сами понимаете…
Не очень хорошая новость: мы используем память всего на 1 – 3 %. Маловато! Не правда ли?
Хорошая новость: можно обойтись без стимуляции извне, т.к. память можно развить. И развивается она также как и мускулы тела, т.е. тренировками. Так что хорошая память – это тренированная память!
Слайд 3Умение правильно отвечать на вопросы тестовых заданий так же, как
и разгадывание кроссвордов –
признак не ума, а скорее образованности;
признак эрудированности, но не гениальности;
признак знания в традиционном смысле этого слова, но не познания.
ПАМЯТЬ И ПРИЕМЫ ЗАПОМИНАНИЯ
Слайд 5Александр Македонский помнил имена всех своих воинов.
Академик Абрам Иоффе
знал наизусть всю таблицу логарифмов.
Моцарту достаточно было услышать музыкальное
произведение один раз, чтобы исполнить его и записать на бумаге. Прослушав «Мизерере» Аллегри (в 9 частях), он сумел по памяти записать всю партитуру этого произведения, которая сохранялась Ватиканом в тайне.
Билл Гейтс помнит сотни кодов созданного им программного языка
Слайд 9 Чтобы лучше запомнить материал к экзаменам, необходима постоянная тренировка
памяти, хотя бы 20-25 минут в день. Продуктивность запоминания меняется
в течение дня.
Память наиболее цепкая и острая между 8 и 12 часами. Затем продуктивность запоминания начинает постепенно снижаться, а с 17 часов снова медленно растет и при отсутствии значительного утомления достигает высокого уровня в вечернее время (примерно к 19 часам).
Слайд 10Большое значение для запоминания имеют наши чувства и эмоции. Старайтесь
придавать запоминаемому материалу эмоциональную окраску, вызывая у себя определенные чувства.
Информация, которая безразлична, плохо запоминается.
Наиболее целесообразно сблизить момент первого повторения материала и момент его первичного восприятия. Такое сближение предотвращает забывание. Если полученная информация не используется в течение трех дней, то 70% ее забывается.
Запоминание зависит от особенностей темперамента и характера человека. Так, холерики быстро запоминают, но быстро и забывают. А флегматики, наоборот, медленно запоминают, но помнят долго. Лучшие помощники памяти -. дисциплинированность и организованность.
Слайд 11мнемотехнические приемы
Приемы работы с запоминаемым материалом
Группировка - разбиение
материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям и др.).
Выделение опорных пунктов - фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой более широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы к тексту, примеры, цифровые данные, сравнения).
План - совокупность опорных пунктов.
Классификация - распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков.
Слайд 12мнемотехнические приемы
Приемы работы с запоминаемым материалом
Структурирование - установление
взаимного расположения частей, составляющих целое.
Схематизация (построение графических схем)
изображение или описание чего-либо в основных чертах или упрощенное представление запоминаемой информации.
Серийная организация материала - установление или построение различных последовательностей: распределение по объему, по времени, упорядочивание в пространстве.
Ассоциации - установление связей по сходству, смежности или противоположности.
Слайд 13мнемотехнические приемы
Метод ключевых слов
Что такое ключевое слово?
Это
своеобразный узел, связывающий хранящуюся в памяти информацию с нашим непосредственным
сознанием и позволяющий нам ее воспроизвести. Для запоминания какой-либо фразы достаточно выделить одно - два главных (ключевых) слова и запомнить их, после чего стоит только их вспомнить - как вспомнится вся фраза.
Слайд 14мнемотехнические приемы
Метод повторения И.А. Корсакова (основные принципы)
1. Необходимо
повторить информацию в течение 20 секунд сразу после ее восприятия
(имена, телефоны, даты), так как самая большая потеря информации приходится на первые стадии запоминания, следующие непосредственно за восприятием.
2. Промежутки времени между повторениями информации нужно по возможности удлинять. Предположим, если на подготовку даётся семь дней, а материал требует не менее пяти повторений, то работа может быть построена так:
1-й день - 2 повторения;
2-й день - 1 повторение;
3-й день - без повторений;
4~й день - 1 повторение;
5-й день - без повторений;
6-й день - без повторений;
7-й день - 1 повторение.
Слайд 15мнемотехнические приемы
Зубрежка
Бывает так, что какой-то материал ну совершенно
не идет! В этом случае можно прибегнуть к банальной зубрежке.
Конечно, много так не выучишь, но этот способ можно применять в крайнем случае. У этого способа запоминания материала тоже есть свои правила.
Какова процедура зазубривания?
- Повторить про себя или вслух то, что нужно запомнить.
- Повторить через 1 секунду, через 2 секунды, через 4 секунды.
- Повторить, выждав 1О минут (для запечатления).
- Для перевода материала в долговременную память повторить его через 2-3 часа.
- Повторить через 2 дня, через 5 дней (для закрепления в долговременной памяти).
Слайд 16мнемотехнические приемы
Приемы зрительной памяти
1. Мысленно представим предмет, который
мы хотим запомнить. Раскрасим его в своем воображении необычным цветом
или представим его огромного размера, повернем и рассмотрим предмет с разных сторон. Трудно забыть его после таких действий, не правда ли?
2. Визуализация в чистом виде. Для запоминания коротких чисел вполне достаточно создать их зрительный образ. Представьте себе, что число, которое вам необходимо запомнить, написано крупным красным шрифтом на белой стене или горит неоновыми цифрами на фоне черного неба. Заставьте эту надпись мигать не менее 15 секунд в вашем воображении. Повторяя число вслух, вы еще больше облегчите его запоминание, призвав еще один канал чувственного восприятия.
Слайд 17мнемотехнические приемы
КОДЫ
Вербальный код
Люди с преобладанием вербальной (словесной, слуховой)
памяти более восприимчивы к звуковой стороне слова. Непроизвольно им приходят
на ум рифмы, каламбуры и т.п. Им может оказаться полезным запоминание перечня примерно такого типа:
ноль - моль,
один - блондин,
два - дрова,
три - осетрина,
четыре - черт в тире,
пять - пятка,
шесть - шерсть,
семь - семья,
восемь - осень,
девять - дева,
десять - деспот.
Слайд 18мнемотехнические приемы
КОДЫ
Визуальный (зрительный) код
ноль - круг или
овал,
один - столб (свеча, кол),
два - близнецы (пара
ботинок),
три - треугольник (трехколесный велосипед),
четыре - квадрат (4 лапы животного),
пять - пальцы руки,
шесть - шестигранная игральная кость,
семь - подсвечник на семь свечей,
восемь - песочные часы,
девять - улитка (ушная раковина),
десять - пальцы обеих рук,
одиннадцать - футбольная команда,
двенадцать - часовая стрелка в полдень.
Слайд 19мнемотехнические приемы
КОДЫ
Кодирование информации по зрительному сходству
В этой системе
цифра ассоциируется с какой-либо буквой по внешнему сходству с нею.
0=0
1 = Г
2 =П (буква на двух ножках)
3=З
4=Ч
5=Б
6=С
7=У
8=В
9=Р
1028 - Где Отдыхал Прошлой Весной?
Слайд 20мнемотехнические приемы
КОДЫ
Список цифp-обpазов
1 - копье, стрела, гвоздь, карандаш;
2 - yтка, pыболовный кpючок, оценка, лошадь;
3 - тpеyгольник,
тpезyбец, тpи тенге, оценка, сеpежка;
4 - четыpехyгольник, топоp, солдат отдает честь,
5 - (отличница), оценка;
6 - стаpyшка сгоpбленная, замок откpытый навесной;
7 - коса, мyжчина в кепке с yсами
8 - очки, велосипед, свадебные кольца;
9 - мyжчина с кpасным лицом, человек в чалме, Али-Баба;
10 - воздyшный шаp, колесо с палкой, "десятка"-мишень;
17 - аттестат, выпyскной звонок;
18 - солдат, ножницы;
22 - два веселых зажаpенных гyся;
31 - самолет, Змей Гоpыныч ( тpи головы и один хвост);
33 - плачyщий человек (33 несчастья);
36 - гpадyсник;
40 - капyста (соpок одежек и все без застежек)
48 - песочные часы, на книге очки;
63 - коляска с тpемя лошадьми;
83 - медицинский символ (чаша со змеей), бpови с глазами;
88 - бабочка;
90 - медведь с бочонком, дедyшка;
97 - дpовосек с топоpом;
99 - кавычка; 100 - пyшка.
Слайд 21психологические «ловушки»
Первая — это эффект узнавания. Глядя в текст, ученик
порой чувствует, что где-то когда-то он все это видел, читал,
а потому незачем терять время на изучение этого вопроса, можно переходить к следующему. Но узнавание почти всегда поверхностно. Материал, который кажется знакомым, нелишне повторить!
Еще одна ловушка — эффект края. Психологи, начиная с Германа Эббингауза, указывают, что при прочтении любого текста лучше запоминаются его начало и конец. Поэтому при запоминании и повторении повышенное внимание надо уделить середине текста.
Как правило, ученик сам хорошо знает, как ему удобнее запоминать. Для одного полезно читать вслух, ибо у него лучше развита слуховая память.
Слайд 22Как разбудить мозг?
1. Как можно быстрее сосчитайте в обратном порядке
от 100 до 1 Если такая разминка является слишком простой
для тебя, то отнимай от 50 по 3 (т.е. 50, 47, 44 и т.п.). Счет играет очень большую роль в увеличении скорости реакций и, следовательно, наших мыслей.
2. Повторите алфавит, придумывая на каждую букву слово. Если вы забыли какую-то букву или не можете придумать слово, не останавливайтесь. Здесь важен темп.
3. Назовите двадцать мужских имен и столько же женских.
4. Выберите любую букву алфавита и назовите двадцать слов, начинающихся с нее.
5. Закройте глаза и сосчитайте до двадцати.
Слайд 23Стратегии работы
Аудиалы и кинестетики.
Психологическая характеристика
У человека три основные модальности восприятия:
аудиальная (слуховая), визуальная (зрительная), и кинестетическая (тактильная).
У каждого человека
одна из этих модальностей является ведущей, определяющей, доминирующий способ получения и переработки информации.
Основные трудности
В отличие от традиционного экзамена, ЕНТ имеет исключительно визуальную форму. Это облегчает задачу для детей визуалов, одновременно усложняя её для детей аудиалов и кинестетиков.
Стратегии поддержки
Необходимо, чтобы эти дети осознали особенности
своего учебного стиля.
Аудиалы могут воспользоваться речью, тихо
проговаривая задание вслух
Кинестетикам разрешить какую-то двигательную
активность (двигать руками, ногами, выйти из класса).