Слайд 1МОБУ Лицей №15
Подготовка к экспериментальной части ОГЭ по физике
Учитель
физики Касерес М. О.
Вышний Волочёк
2018 г.
Слайд 2ОГЭ по физике комплект (набор) №1
«Измерение плотности вещества твердого
тела»
Слайд 3Весы с гирями учебные ВГУ-1
Комплект №1
Слайд 41.Определение плотности вещества
Использовать комплект №1
Используя рычажные весы с разновесом,
мензурку, стакан с водой, цилиндр № 2, соберите экспериментальную установку
для измерения плотности материала, из которого изготовлен цилиндр № 2.
В бланке ответов:
1.сделайте рисунок экспериментальной установки для определения объёма тела;
2.запишите формулу для расчёта плотности;
3.укажите результаты измерения массы цилиндра и его объёма;
4.запишите числовое значение плотности материала цилиндра.
Слайд 5Образец возможного решения
1) Схема экспериментальной установки:
Вывод: В ходе
выполнения
экспериментального задания плотность
вещества, из которого выполнен цилиндр
оказалась равной 8500
кг/м3.
Слайд 6ОГЭ по физике: комплект (набор) №2
«Измерение силы Архимеда»
Слайд 72.Определение силы Архимеда
Использовать комплект №2
Используя динамометр, стакан
с водой, цилиндр № 1, соберите экспериментальную установку для определения
выталкивающей силы ( силы Архимеда), действующей на цилиндр.
В бланке ответов:
1.сделайте рисунок экспериментальной установки;
2.запишите формулу для расчёта выталкивающей силы;
3.укажите результаты измерений веса цилиндра в воздухе и веса цилиндра в воде;
4.запишите численное значение выталкивающей силы.
Слайд 8Образец возможного решения
1) Схема экспериментальной установки:
Вывод: В ходе
выполнения экспериментального задания сила Архимеда оказалась равной 0,2 Н.
Слайд 9ОГЭ по физике: комплект (набор) №3
Лабораторная работа №3 "Измерение жесткости
пружины"
Лабораторная работа №4 "Исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине,
от степени деформации пружины"
Слайд 103.Определение жесткости пружины
Использовать комплект №3
Используя штатив с муфтой
и лапкой, пружину, динамометр, линейку и два груза, соберите экспериментальную
установку для измерения жёсткости пружины. Определите жёсткость пружины, подвесив к ней два груза. Для измерения веса грузов воспользуйтесь динамометром.
В бланке ответов:
1.Сделайте рисунок экспериментальной установки;
2.запишите формулу для расчёта жёсткости пружины;
3.укажите результаты измерения веса грузов и удлинения пружины;
4.запишите числовое значение жёсткости пружины.
Слайд 11Образец возможного решения
1) Схема экспериментальной установки :
Вывод: В
ходе выполнения экспериментального задания коэффициент жесткости оказался равным 40 Н/м.
P=2H
Слайд 124.Определение(исследование) зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации
пружины
Использовать комплект №3
Для выполнения этого задания используйте лабораторное
оборудование: штатив с муфтой и лапкой, пружину, динамометр, линейку и набор из трех грузов. Установите зависимость силы упругости, возникающей в пружине, от величины растяжения пружины. Определите растяжение пружины, подвешивая к ней поочередно один, два и три груза. Для определения веса грузов воспользуйтесь динамометром.
В бланке ответов:
1.сделайте рисунок экспериментальной установки;
2.запишите результаты измерения веса грузов, удлинения пружины;
3.сформулируйте вывод о зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от величины растяжения пружины.
Слайд 13Образец возможного решения
1) Схема экспериментальной установки :
2) №
опыта Вес груза Сила упруг. Удлинение,
H H M
1 1 1 0,025
2 2 2 0,050
3 3 3 0,075
3) Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания оказалось, что сила упругости прямо пропорциональна растяжению пружины.
Слайд 14ОГЭ по физике: комплект (набор) №4
Лабораторная работа №5 "Измерение коэффициента
трения скольжения"
Лабораторная работа №6 "Исследование зависимости силы трения скольжения от
силы нормального давления"
Лабораторная работа №7 "Измерение работы силы трения"
Слайд 155.Определение коэффициента трения скольжения
Использовать комплект №4
Используя каретку (брусок)
с крючком, динамометр, один груз, направляющую рейку, соберите экспериментальную установку
для измерения коэффициента трения скольжения между кареткой и поверхностью рейки.
В бланке ответов:
1.сделайте рисунок экспериментальной установки;
2.запишите формулу для расчёта коэффициента трения скольжения;
3.укажите результаты измерений веса каретки с грузом и силы трения скольжения при движении каретки с грузом по поверхности рейки;
4.запишите числовое значение коэффициента трения скольжения.
Слайд 16Образец возможного решения
1) Схема экспериментальной установки:
Вывод: В ходе
выполнения экспериментального задания коэффициент трения скольжения равен 0,2.
Слайд 176.Определение(исследование) зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления
Использовать
комплект №4
Используя каретку (брусок) с крючком, динамометр, три груза,
направляющую рейку, соберите экспериментальную установку для определения зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления
В бланке ответов:
1.нарисуйте схему эксперимента
2.укажите результаты измерения
3.сформулируйте вывод о зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления
Слайд 18Образец возможного решения
1) Схема экспериментальной установки:
2)
№ опыта Сила нормального давления, Н
Сила трения, Н
1 2 0,4
2 4 0,8
3 6 1,2
3)Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания оказалось, что сила трения пружины прямо пропорциональна силе нормального давления.
Слайд 197.Определение работы силы трения
Использовать комплект №4
Используя каретку (брусок) с крючком, динамометр, один груз, направляющую рейку,
соберите экспериментальную установку для определения работы силы трения при перемещении в горизонтальном направлении каретки с грузом на длину рейки.
В бланке ответов:
1.сделайте рисунок экспериментальной установки;
2.запишите формулу для расчёта работы силы трения;
3.укажите результаты измерений силы трения скольжения при движении каретки с грузом по поверхности
рейки, длины рейки;
4.запишите числовое значение. работы силы трения.
Слайд 20Образец возможного решения
1) Схема экспериментальной установки :
2) А=Fтр
· s; Fтр =Fтяги (при равномерном движении);
3) Fтяги =
0,4 Н; l = 0,5 м;
4) А= 0,4 Н · 0,5 м=0,2 Дж.
Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания работа трения скольжения оказалась равным 0,2 Дж
Слайд 21ОГЭ по физике: комплект (набор) №5
Лабораторная работа №8 "Измерение электрического
сопротивления резистора"
Лабораторная работа №9 "Измерение работы электрического тока"
Лабораторная работа №10
"Измерение мощности электрического тока"
Лабораторная работа №11 "Исследование зависимости силы тока, возникающей в проводнике от напряжения на концах проводника"
Лабораторная работа №12 "Экспериментальная проверка правила для электрического напряжения при последовательном соединении резисторов"
Лабораторная работа №13 "Экспериментальная проверка правила для силы электрического тока при параллельном соединении резисторов"
Слайд 228.Определение электрического сопротивления резистора
Использовать комплект №5
Определите электрическое сопротивление
резистора R1. Для этого соберите экспериментальную установку, используя источник тока
4,5 В, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода и резистор, обозначенный R1. При помощи реостата установите в цепи силу тока 0,2 А.
В бланке ответов:
1.нарисуйте электрическую схему эксперимента;
2.запишите формулу для расчёта электрического сопротивления;
3.укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,2 А;
4.запишите численное значение электрического сопротивления.
Слайд 23Образец возможного решения
1) Схема экспериментальной установки :
Вывод: В
ходе выполнения эксперимент. задания сопротивление резистора R1 оказалось равным 12
Ом.
Слайд 249. Определение работы тока
Использовать комплект №5
Используя источник тока,
вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный R, соберите
экспериментальную установку для определения работы электрического тока на резисторе. При помощи реостата установите в цепи силу тока 0,3 А. Определите работу электрического тока за 10 минут.
В бланке ответов:
1.нарисуйте электрическую схему эксперимента;
2.запишите формулу для расчёта работы электрического тока;
3.укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,3 А;
4.запишите численное значение работы электрического тока.
Слайд 25Образец возможного решения
1) Схема экспериментальной установки:
Вывод: В ходе
выполнения экспериментального задания работа тока оказалась равной 648 Дж.
Слайд 2610.Определение мощности тока
Использовать комплект №5
Используя источник тока (4,5
В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный R2,
соберите экспериментальную установку для определения мощности, выделяемой на резисторе при силе тока 0,5 А.
В бланке ответов:
1.нарисуйте электрическую схему эксперимента;
2.запишите формулу для расчёта мощности электрического тока;
3.укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,5 А;
4.запишите численное значение мощности электрического тока.
Слайд 27Образец возможного решения
1) Схема экспериментальной установки:
Вывод: В ходе
выполнения эксперимент. задания мощность электрического тока оказалась равной 1,5 Вт.
Слайд 2811.Определение зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на
концах проводника
Использовать комплект №5
Используя источник тока (4,5 В),
вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный R2, соберите экспериментальную установку для исследования зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника.
В бланке ответов:
1.нарисуйте электрическую схему эксперимента;
2.укажите результаты измерения напряжения при силе тока при разных положениях ползунка реостата;
3.Сделайте вывод о зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводн.
Слайд 29Образец возможного решения
1) Схема экспериментальной установки:
№ опыта I, A U, B
1 0,2 2,4
2 0,3 3,6
3 0,4 4,8
3)Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания оказалось, что при увеличении напряжения между концами проводника сила тока в проводнике также увеличивается .
Слайд 3012. Проверка законов последовательного соединения резисторов для электрического напряжения
Использовать
комплект №5
Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ,
реостат, соединительные провода, резисторы, обозначенные R1 и R2 соберите экспериментальную установку для проверки правила для электрического напряжения при последовательном соединении резисторов.
В бланке ответов:
1. начертите электрическую схему эксперимента;
2. измерьте напряжение на каждом резисторе и общее напряжение на участке, включающим оба резистора;
3. сравните напряжение на каждом резисторе и общее напряжение на участке, включающим оба резистора
4. сделайте вывод о справедливости или ошибочности проверяемого правила
Слайд 31Образец возможного решения
1) Схема экспериментальной установки :
2),3) U,
В U1, В
U2, В Вывод
3 2 1 U =U1+U2
4) Вывод: Общее напряжение на двух последовательно соединенных резисторах равно сумме напряжений на каждом из резисторов.
Слайд 3213.Проверка законов параллельного соединения резисторов для силы тока
Использовать комплект
№5
Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат,
соединительные провода, резисторы, обозначенные R1 и R2 соберите экспериментальную установку для проверки правила для силы тока при параллельном соединении резисторов.
В бланке ответов:
1. начертите электрическую схему эксперимента;
2. измерьте силу тока в каждой ветви цепи и на неразветвленном участке;
3. сравните силу тока на основном проводнике с суммой сил токов в параллельно соединенных проводниках,
4. сделайте вывод о справедливости или ошибочности проверяемого правила.
Слайд 33Образец возможного решения
Схема экспериментальной установки:
2),3) I, A
I1, A
I2, A Вывод
0,6 0,4 0,2 I =I1+I2
4)Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания оказалось, что сила тока на основном проводнике равна сумме сил токов в параллельно соединенных проводниках .
Слайд 34ОГЭ по физике: комплект (набор) №6
Лабораторная работа №14 "Измерение оптической
силы собирающей линзы"
Лабораторная работа №15 "Определение свойств изображения, полученного с
помощью собирающей линзы"
Слайд 3514.Определение оптической силы собирающей линзы
Использовать комплект №6
Используя собирающую
линзу, экран, линейку, соберите экспериментальную установку для определения оптической силы
линзы. В качестве источника света используйте свет от удалённого окна.
В бланке ответов:
1.сделайте рисунок экспериментальной установки;
2.запишите формулу для расчёта оптической силы линзы;
3.укажите результат измерения фокусного расстояния линзы;
4.запишите значение оптической силы линзы.
Слайд 36Образец возможного решения
1) Схема экспериментальной установки:
Вывод: В ходе
выполнения экспериментального задания оптическая сила линзы оказалась равной 17дптр.
Слайд 3715.Определение свойств изображения, полученного с помощью собирающей линзы
Использовать комплект
№6
Используя собирающую линзу, экран, линейку, рабочее поле, источник питания
постоянного тока 4,5 В, соединительные провода, ключ, лампу на подставке соберите экспериментальную установку для определения свойств изображений, полученного с помощью собирающей линзы
В бланке ответов:
1.сделайте рисунок экспериментальной установки;
2.укажите результат измерения фокусного расстояния линзы;
3.сделайте вывод, как изменяются свойства изображений, полученных с помощью собирающей линзы при удалении предмета от линзы.
Слайд 38Образец возможного решения
1) Схема экспериментальной установки:
d -Свойства изображения
d < F -Мнимое, увеличенное, прямое
F < d
2F-Действительное, увеличенное,
перевернутое
d > 2F-Действительное, уменьшенное,
перевернутое
3) Вывод: При удалении предмета от линзы изображение предмета из мнимого переходит в действительное, а его размеры уменьшаются.
Слайд 39ОГЭ по физике: комплект (набор) №7
Лабораторная работа №16 "Исследование зависимости
периода колебаний математического маятника от длины нити"
Лабораторная работа №17 "Измерение
периода и частоты колебаний математического маятника"
Слайд 4016.Определение(исследование) зависимости периода колебаний математического маятника от длины нити
Использовать
комплект №7
Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: штатив
с муфтой и лапкой; метровую линейку (погрешность 5 мм); шарик с прикрепленной к нему нитью; часы с секундной стрелкой (или секундомер). Соберите экспериментальную установку для исследования зависимости периода свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.
В бланке ответов:
1.сделайте рисунок экспериментальной установки;
2.укажите результаты прямых измерений числа колебаний и времени колебаний для трех длин нити
маятника в виде таблицы;
3.вычислите период колебаний для всех трех случаев;
4.сформулируйте вывод о зависимости периода свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.
Слайд 41Образец возможного решения
1) Схема экспериментальной установки:
2)
3.Вывод: В ходе
выполнения экспериментального задания выяснилось, что при уменьшении длины нити период
свободных колебаний уменьшается.
Слайд 4217.Определение периода и частоты колебаний математического маятника
Использовать комплект №7
Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: штатив с муфтой
и лапкой; метровую линейку (погрешность 5 мм); шарик с прикрепленной к нему нитью; часы с секундной стрелкой (или секундомер). Соберите экспериментальную установку для определения периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника.
В бланке ответов:
1.сделайте рисунок экспериментальной установки;
2.Приведите формулу для расчета периода и частоты колебаний;
3.укажите результаты прямых измерений числа колебаний и времени колебаний для длин нити маятника
равной 0,5 м;
вычислите период и частоту.
Слайд 43Образец возможного решения
1) Схема экспериментальной установки :
2) Т
= t/N; ν = 1/Т;
3) N = 30; t
= 42 с.
4) Т = t/N = 1,4 с;ν = 1/Т = 0,7 Гц.
Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания период свободных колебаний оказался равен 1,4 с, частота 0,7 Гц.
Слайд 44ОГЭ по физике: комплект (набор) №8
Лабораторная работа №18 "Измерение момента
силы, действующего на рычаг"
Лабораторная работа №19 "Измерение работы силы упругости
при подъеме груза с помощью подвижного или неподвижного блока"
Слайд 4518.Определение момента силы, действующего на рычаг
Использовать комплект №8
Используя
рычаг, три груза, штатив и динамометр, соберите установку для исследования
равновесия рычага. Три груза подвесьте слева от оси вращения рычага следующим образом: два груза на расстоянии 6 см и один груз на расстоянии 12 см от оси. Определите момент силы, которую необходимо приложить к правому концу рычага на расстоянии 12 см от оси вращения рычага для того, чтобы он оставался в равновесии в горизонтальном положении.
В бланке ответов:
1.зарисуйте схему экспериментальной установки;
2.запишите формулу для расчета момента силы;
3.укажите результаты измерений приложенной силы и длины плеча;
4.запишите числовое значение момента силы.
Слайд 46Образец возможного решения:
1) Схема экспериментальной установки:
2) M=Fl
3) F
= 2Н, l = 0,12 м
4) М = 2Н·0,12
м = 0,3 Н·м
Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания момент силы, которую необходимо приложить к правому концу рычага оказался равным 0,3 Н · м.
Слайд 4719.Определение работы силы упругости при подъеме груза с помощью неподвижного
блока
Использовать комплект №8
Используя штатив с муфтой, блок неподвижный,
нить, 3 груза, динамометр школьный, линейку, определите работу силы упругости при подъеме трех грузов на высоту 20 см.
В бланке ответов:
1.сделайте рисунок экспериментальной установки;
2.приведите формулу для расчета работу силы упругости;
3.укажите результаты прямых измерений высоты и силы упругости;
4.Вычислите работу силы упругости при подъеме трех грузов на указанную высоту;
Слайд 48Образец возможного решения :
1) Схема экспериментальной установки:
2) А
= Fупр.h;
3) Fупр. = 3,2 Н (при равномерном перемещении);
h = 0,2 м;
4) А = 3,2 Н·0,2 м = 0,64 Дж
Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания работа силы упругости при подъеме тела оказалась
равной 0,64 Дж.
Слайд 49Источники
1 Использовали презентацию «Подготовка к практической части ОГЭ по физике
Учитель физики МБОУ СОШ № 16 города
Кропоткин муниципального образования
Кавказский район Игнатова Евгения Савельевна 2016»
2 http://msc.kaluga.ru/school/media/2016/923.pdf
3 Физика : ГИА :Сборник экспериментальных заданий для подготовки ф48 к государственной итоговой аттестации в 9 классе(Серия «Итоговый контроль: ГИА»)/Г.Г. Никифоров, Е.Е. Камзеева, М.Ю.Демидова; Под ред. М.Ю. Демидовой – М.; СПБ; Просвещение, 2012. – 173с.