Слайд 1Лекция 5
Голубева Татьяна Брониславовна
Моделирование и оптимизация процессов и систем сервиса:
модели-схемы процессов и систем сервиса
Слайд 2Общие представления
В зависимости от целей моделирование может проводиться на двух
уровнях: качественном и количественном.
Соответственно применяются модели: изобразительные (наглядные) и
конструктивные.
Модели-схемы соответствуют качественному уровню моделирования и представляют собой наглядное изображение некоего процесса.
Слайд 3Простейшая модель-схема
Как правило, в экономико-математическом моделировании систем массового обслуживания и
других объектов элементы моделирования обозначают прямоугольником, у которого имеется вход
и выход, обозначаемые стрелками. Сущность простейшей модели-схемы может быть представлена в виде:
Основными частями модели являются:
Вход;
Процесс или операция;
Выход.
Слайд 4Простейшая модель взаимодействия между системой и средой
Слайд 5Комментарии к модели взаимодействия системы и среды
Элементы внешней среды задают
системе множество целей и ограничений – Z = {z k}
и поставляют множество ресурсов – X = {x j }.
Выходом из системы является множество конечных продуктов и услуг– Y = {y i ), ориентированных на удовлетворение потребностей внешней среды.
При этом множество конечных продуктов и ресурсов можно классифицировать на следующие группы: материальные, информационные, финансовые, трудовые, энергетические.
В ряде случаев в классификаторе выходов системы помимо полезных конечных продуктов необходимо выделять отходы, т.е. конечные продукты, оказывающие негативное влияние на внешнюю среду.
Слайд 6Модель «черный ящик» - это
система, которая рассматривается как имеющая некий
«вход» для ввода информации и «выход» для отображения результатов работы,
при этом происходящие в ходе работы системы процессы наблюдателю неизвестны.
Предполагается, что состояние выходов функционально зависит от состояния входов.
Слайд 7Модель процессного управления предприятием
Слайд 8Модель взаимодействия предприятия сервиса и окружающей среды
Слайд 9Обратная связь на моделях-схемах
Обратная связь означает соединение между выходом и
входом системы, осуществляемое либо непосредственно, либо через другие элементы системы.
С помощью обратной связи сигнал (информация) с выхода системы (объекта управления) передается в орган управления. Здесь этот сигнал, содержащий информации о работе, выполненной объектом управления, сравнивается с сигналом, задающим содержание и объем работы (например, план).
В случае возникновения рассогласования между фактическим и плановым состоянием работы принимаются меры по его устранению.
Слайд 10Простейшая модель с обратной связью
Слайд 11Цикл PDCA как пример модели-схемы с обратной связью
Слайд 12Нарушения в моделях с обратной связью
Нарушение обратных связей в социально-экономических
системах по различным причинам ведет к тяжелым последствиям. Отдельные локальные
системы утрачивают способность к эволюции и восприятию новых тенденций, перспективному развитию и научно обоснованному прогнозированию своей деятельности на длительный период времени, эффективному приспособлению к постоянно меняющимся условиям внешней среды.
Особенностью социально-экономических систем является то обстоятельство, что не всегда удается четко выразить обратные связи, которые в них, как правило, длинные, проходят через целый ряд промежуточных звеньев, и четкий их просмотр затруднен. Сами управляемые величины нередко не поддаются ясному определению, и трудно установить множество ограничений, накладываемых на параметры управляемых величин. Не всегда известны также действительные причины выхода управляемых переменных за установленные пределы.
Слайд 14Принципы построения блок-схем
Основополагающим является принцип системности.
Принцип иерархичности предполагает определенную
последовательность основных компонентов схемы: основание (методология – опора, влияющая на
ядро) – ядро (теория – установка способов воздействия на практику) – приложение (практика, реализация).
При составлении схем важно показать существующие в системе причинно-следственные связи, в том числе образующие замкнутый контур.
Слайд 15Блок-схемы взаимодействия подсистем
Для составления блок-схем взаимодействия подсистем удобно пользоваться кругами
Эйлера.
Круги Эйлера – это геометрические схемы, с помощью которых
можно наглядно представить отношения между подсистемами.
Отметим, что вместо кругов могут быть любые многомерные фигуры, иерархически расположенные в пространстве, то есть одни фигуры поглощают либо часть других фигур, либо полностью.
Особенного расцвета графические методы достигли в сочинениях английского логика Джона Венна, подробно изложившего их в книге «Символическая логика», изданной в Лондоне в 1881 году. Поэтому такие схемы иногда называют Диаграммы Эйлера-Венна.
Слайд 16Пример Диаграммы Эйлера-Венна
Модель устойчивого развития
Слайд 17Блок-схемы «Древо» и «Здание»
последовательность основных компонентов в изучаемой теории:
основание -
ядро - приложение.
В основании, как правило, представлены опорные понятия,
факты, способы действий, актуализация которых необходима для изучения ее ядра.
Приложение содержит учебный материал, обеспечивающий реализацию внутрипредметных, межпредметных связей и выход на практику.
Специальные исследования о влиянии формы предъявления ООД на результат усвоения показывает, что эти модели эффективно влияют на процесс обучения, так как техника их построения основывается на методе восхождения от абстрактного к конкретному.
«Здание» темы целесообразно использовать для отражения структуры какой-либо фундаментальной теории, изучение которой необходимо в дальнейшем при изучении многих тем. Схематично «Здание» состоит из «фундамента» (методологический уровень), «корпуса» (теоретический уровень), «крыши» (прикладной уровень) [58]. На рисунке 8.8. показаны вариант представления когнитивно-графических моделей «Древо» и «Здание». Модель «Древо» по теме «Методы дифференцирования» представлена на рис.
Слайд 18Когнитивно-графические элементы «Древо» и «Здание»
Слайд 19Модель ресурсного обеспечения спорта за рубежом
Слайд 20Выводы:
Модели-схемы хорошо приспособлены для отображения статического
или динамического явления в определенный момент времени, но они не
годятся для изучения изменяющего процесса.
В таких случаях предпочтительнее математические модели-аналоги.
Примером простой аналогии являются графики, схемы информационных и материальных потоков предприятия и др.
Графики дают возможность предсказать, как изменения одного свойства сказываются на другом.
Модели-аналоги удобны для отображения динамических процессов или систем и обладают большой универсальностью. Незначительно изменяя модель, можно отобразить различные процессы одного класса.
Слайд 22Пример модели в виде столбчатой диаграммы (гистограммы)
Слайд 23Пример модели в виде столбчатой диаграммы (гистограммы)
Слайд 24Задание для размышления
Построить:
А) модель-схему взаимодействия выбранного предприятия индустрии спорта и
окружающей среды;
Б) модель-схему организации спортивного мероприятия;
В) диаграмму Эйлера-Венна для явлений,
процессов, систем в сфере сервиса;
Подобрать 3 примера для сферы сервиса:
А) модель-график,
Б) модель-гистограмма,
В) модель «Дерево» или «Здание»
Слайд 26Филип Котлер, Джон Боуэн, Джеймс Мейкенз. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм
Глава 4.
Специфика услуг индустрии гостеприимства и туризма
Victoria House - небольшой пансионат
на островке в Карибском море, расположенном неподалеку от Гондураса. В нем нет ни телевизора, ни газетного киоска, и есть только один телефон. Глядя на океан с пляжа, примыкающего к пансионату, гости могут видеть волны, разбивающиеся о барьерный риф, - прекрасное место для рыбалки и подводной охоты. Рекламные брошюры Victoria House обещают североамериканским туристам отдохновение от стресса деловой жизни в этом тропическом раю, о прелестях которого они могут судить по фотографиям с бунгало под соломенной крышей и пальмами на берегу Карибского моря.
Но когда гости прибывали в этот рай, первое впечатление разительно отличалось от образа, созданного рекламой. Пансионат состоял из главного корпуса (комнаты для гостей на втором этаже, регистратура, столовая и бар - на первом), дома для сотрудников и 12 бунгало для гостей. Шофер служебного автобуса, доставлявшего гостей, высаживал их между главным корпусом и домом для сотрудников. Вместо потрясающего вида океанских просторов они вынуждены были созерцать заднюю дверь кухни, свисающие с бельевой веревки простыни и стоящую под домкратом машину. Что и говорить, администрация пансионата не очень заботилась о том, какое будет у гостей первое впечатление. Сами они выросли на острове и поэтому принимали потрясающие океанские виды как должное. Подъезд к пансионату был спроектирован так, чтобы обслуживающему персоналу было удобнее таскать чемоданы гостей в камеру хранения.
Руководство не задумывалось о том, что многие из гостей на острове впервые и настроены на иной прием. Что конкретно имел нью-йоркский бизнесмен, решивший приехать туда? Обещания брошюры избавить его от накопившихся стрессов, билет на самолет и талон на проживание в пансионате. Руководство было просто обязано позаботиться о том, чтобы его первые впечатления подкрепляли образ "Карибского рая", созданный брошюрой. В терминологии гостиничного маркетинга это называется "материализацией неосязаемого товара". Осознав свою ошибку, руководство распорядилось построить новую подъездную дорожку, которая доставляла бы гостей к главному корпусу не "с тыла", а с парадной стороны. Теперь, сходя с автобуса, они видят прекрасно спланированные клумбы с образцами местной флоры, пальмы и потрясающие воображение океанские просторы. Все это способствует подкреплению позитивной установки гостей на хороший отдых.