Слайд 1Моделирование и оптимизация процессов и систем сервиса:
вербальные модели процессов
и систем сервиса
Лекция 4
Голубева Татьяна Брониславовна
Слайд 2Вербальная модель
Вербальная модель в сервисе (краткое описание) – это набор
требований, выявленных в результате исследования рынка услуг, согласованных с заказчиком,
и учитывающих возможности исполнителя услуг.
К вербальным моделям можно отнести тексты, описывающие алгоритмы деятельности, а также текстовое описание объектов и процессов – стандарты, инструкции, программы, расписания и др.
Слайд 3Пример вербальной модели: модель карьеры
Исследователи выделяют четыре основных моделей карьеры
– «трамплин», «лестница», «змея», «перепутье».
Трамплин. Жизненный путь работника состоит
из длительного подъема по служебной лестнице с постепенным ростом его потенциала, знаний, опыта, квалификации и постепенным переходом на более сложные и лучше оплачиваемые должности. На определенном этапе работник занимает высшую для себя должность и старается удержаться на ней.
Слайд 4Пример вербальной модели: модель карьеры
Лестница. Каждая ступень служебной карьеры представляет
собой определенную должность, которую работник, трудясь с полной отдачей, занимает
фиксированное время, к примеру, не более пяти лет. С ростом квалификации, творческого потенциала и производственного опыта работник занимает более сложные и лучше оплачиваемые должности. Верхней ступени служебной карьеры работник достигнет в период накопления большого опыта, приобретения высокой квалификации, широты кругозора, профессиональных знаний и умений.
Слайд 5Пример вербальной модели: модель карьеры
Змея. Работник «горизонтально» перемещается с одной
должности на другую на непродолжительное время (1-2 года), что дает
ему возможность более глубоко изучить конкретные функции управления, которые пригодятся на вышестоящей должности.
Слайд 6Пример вербальной модели: модель карьеры
Перепутье. Работник по истечении определенного срока
работы проходит аттестацию, по результатам которой принимается решение о повышении,
понижении или перемещении в должности.
Многообразие вариантов карьеры часто получается за счет сочетания этих моделей.
Слайд 7ГОСТ Р 50681-2010
Туристские услуги. Проектирование туристских услуг
модель туристской услуги: Набор требований,
предъявляемых к туристской услуге и согласованных с туристом/заказчиком туристского продукта,
и учитывающих возможности туроператора и соисполнителей услуг.
При составлении модели туристской услуги используют ГОСТ Р 53522 и учитывают следующие факторы:
- вид туристской услуги;
- основную направленность/назначение туристской услуги (оздоровление, осмотр природных достопримечательностей, посещение объектов историко-культурного наследия и др.);
- маршрут путешествия (путь следования, пункты отправления и прибытия, перечень пунктов ночевок, стоянок и т.п.);
- перечень соисполнителей (поставщиков услуг по размещению туристов, организации питания и перевозок);
- метод обслуживания туристов;
- перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих дополнительные услуги (организация досуга, консалтинговые, информационные и другие услуги).
Слайд 8Вербальная модель экскурсии
Согласно ГОСТ Р 50681- 2010 «Туристские услуги. Проектирование
туристских услуг» проектирование путешествия предусматривает согласование возможностей предприятия, осуществляющего это
проектирование, с запросами туристов. В ст. 4.1 данного ГОСТ указывается, что проектная документация должна содержать требования безопасности, обеспечивающие в соответствии с Федеральным законом «О защите прав потребителей» безопасность жизни, здоровья и имущества туристов, охрану окружающей среды. Характеристики услуги должны быть не ниже требований государственного стандарта на соответствующий вид услуги. В проект необходимо включать конкретные требования по обеспечению безопасности услуги, минимизации рисков для потребителей услуги и их имущества, обслуживающего персонала и для окружающей среды.
Слайд 9Вербальная модель экскурсии
Документация, отражающая требования к любому виду обслуживания туристов,
содержит:
-описание процессов, форм и методов обслуживания туристов;
- характеристики
процессов обслуживания туристов;
- требования к типу, количеству и пропускной способности используемого оборудования;
- необходимое количество персонала и уровень его профессиональной подготовки;
- договорное обеспечение обслуживания;
- гарантии обслуживания туристов;
- согласования с собственниками рекреационных ресурсов, органами санитарно-эпидемиологического контроля, пожарного надзора и др.
Слайд 10Вербальная модель экскурсии
Проектирование процесса обслуживания туристов в туристском бюро осуществляется
по отдельным этапам предоставления услуги и с обязательным составлением для
каждого из них технологических карт. Результатом проектирования туристской услуги является технологическая документация (технологические карты, инструкции, правила, регламенты и пр.).
Проектирование услуги предусматривает два этапа:
а) проектирование каждой экскурсии, включаемого в услугу «туристское путешествие», в соответствии с программой обслуживания туристов;
б) проектирование услуги «экскурсия» в целом.
Краткое описание услуги «экскурсия» составляется на основе изучения потребностей и платежеспособности населения, спроса на виды туристских путешествий, а также на основе изучения возможностей рекреационных ресурсов в конкретном районе. Оно конкретизируется в проекте программы обслуживания туристов.
Слайд 11Вербальная модель экскурсии
Результатом проектирования модели экскурсии является правильное содержание:
- технологической
карты туристского путешествия;
- графика загрузки предприятия - поставщика услуг;
- информационного
листка к туристской путевке;
- программы обслуживания туристов.
Слайд 12Вербальная модель: стандарт обслуживания – пример стандарта поселения гостя в
отель
Слайд 13Вывод
Модели, выраженные обычным языком, широко распространены в практике сферы сервиса,
где они являются некой направляющей идеей.