Слайд 1МО
МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ
время конечной целью образовательного процесса считался выпускник, в полной мере
овладевший знаниями в пределах общей программы , а также умениями и навыками учебного труда.
На современном этапе развития учебно-воспитательного процесса центр тяжести переносится на формирование способности личности студента , особенно способности ее к самообразованию, к самостоятельному получению знаний, умений и отработке навыков.
Все эти категории входят в понятие «компетентность».
Воспитание компетентного человека и должно служить главной конечной целью образовательного процесса .
Слайд 3 Модульная технология известна с 1972 года.
Теория модульного обучения подробно
изложена в работах И.Б. Сенновского, П.И. Третьякова,
Т.И. Шамовой,
П.А.
Юцявичене и др.
Наиболее глубоко и системно дидактическую специфику модульного обучения удалось исследовать и описать П.А. Юцявичене.
Слайд 4
Согласно взглядам данного автора, модульная система организации учебно-воспитательного процесса имеет
некоторые отличия принципиального характера от традиционной системы.
1. Содержание обучения представляется в законченных, самостоятельных модулях, одновременно являющихся банком информации и методическим руководством по его применению.
2.В основе такого обучения лежат субъект-субъектные отношения между учителем и учеником. Обеспечивается самостоятельное, осознанное достижение определенного уровня в учении.
К целям модульного обучения П. А. Юцявичене относит
-комфортный темп работы обучаемого,
-определение им своих возможностей,
-гибкое построение содержания обучения, интеграцию различных его видов и форм,
-достижение высокого уровня конечных результатов.
Последняя цель представляется главной целью модульного обучения.
Слайд 5К ведущим принципам модульного обучения можно отнести:
~ мобильность;
~ структуризацию
содержания обучения;
~ динамичность;
~ действенность и оперативность знаний;
~ гибкость;
~ осознанную перспективу;
~
разносторонность методического консультирования;
~ паритетность.
Слайд 6ИСХОДНЫЕ НАУЧНЫЕ ИДЕИ
1. Модульное обучение базируется на деятельностном принципе: только
тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных
действий учащегося , причем, не эпизодических, а системных.
Поэтому, разрабатывая задания, преподаватель опирается на состав учения, ориентирует учащихся на цель учебной деятельности, мотивирует ее принятие, определяет систему ученического самоконтроля и самооценки, обеспечивая таким образом самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс.
Слайд 7
2. Модульная технология строится на идеях развивающего обучения: если учащийся
выполняет задание с дозированной помощью преподавателя или одногрупников (подбадривание, указание
ориентира и т.п.) он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики учащегося : то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам, т.е. один цикл завершается, учащийся переходит в зону актуального развития, и виток раскручивается на новом уровне.
В модульном обучении это реализуется посредством дифференциации содержания и дозы помощи учащемуся , а также организации учебной деятельности в разных формах (индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава).
Слайд 83. В основании модульной технологии находится и программированное обучение. Четкость
и логичность действий, активность и самостоятельность учащегося , индивидуализированный темп
работы, регулярная сверка результатов (промежуточных и итоговых), самоконтроль и взаимоконтроль - эти черты программированного подхода присущи и технологии модульного обучения.
Слайд 94. Интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения, т.е. достижения
наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств.
.
Слайд 10Активность учащихся в процессе обучения.
Для
эффективного усвоения учебного материала учащийся должен активно над ним работать.
Главным преимуществом методики в учебных заведениях Западной Европы является деятельность учащихся. Другими словами, - акцент ставится не на преподавании, а на самостоятельной индивидуальной работе учащихся с модулями
Слайд 11Функции педагога.
С появлением модульного обучения функции педагога меняются, т.к. акцент
делается на активную учебную деятельность учащихся.
Педагог освобождается от рутинной
работы - преподавания несложного учебного материала, активный контроль знаний учащихся сменяется самоконтролем. Больше времени и внимания педагог уделяет стимулированию, мотивации обучения, личными контактами в процессе обучения. При этом он должен быть высоко компетентным, что позволяет ему давать ответы на те сложные вопросы творческого характера, которые могут возникнуть у учащихся в процессе работы с модулем.
Слайд 12
Взаимодействие учащихся в процессе обучения.
Современное понимание сути процесса
обучения прежде всего в том, что обучение - процесс субъект
- субъективного взаимодействия педагога и учащихся, а также учащихся между собой. Это взаимодействие базируется на общении. Поэтому обучение можно определить, как «общение, в процессе которого и при помощи которого усваивается определенная деятельность ее результат». При общении происходит передача сути обучения. Интенсивный индивидуальный контакт - является одним из факторов эффективности модульного обучения и одновременно способом индивидуализации обучения.
Слайд 13Особенности модульной технологии
Слайд 14Средство модульного обучения
Средство модульного обучения —
модуль —
это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное
содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием.
Это инструкция по достижению цели учебно-познавательной деятельности, индивидуальная программа, содержащая целевой план действий, банк информации, указания по осуществлению самоконтроля, самооценки, самоанализа.
Слайд 15В модуль входят:
1) план действий с указанием конкретных целей;
2) банк
информации;
3) методическое руководство по достижению указанных целей.
Слайд 16
Чтобы составить план действий, нужно:
1) выделить основные научные идеи предмета
на данном этапе его изучения;
2) объединить учебное содержание в определенные
блоки;
3) сформулировать комплексную дидактическую цель (общую цель обучения);
4) выделить из комплексной дидактической цели
интегрирующие дидактические цели и сформировать модуль;
5) разделить каждую интегрирующую дидактическую цель на частные дидактические цели и выделить в модуле учебные элементы.
Слайд 17Банк информации - это учебное содержание. Оно выстраивается в соответствии
с дидактическими целями и должно быть таким, чтобы учащийся эффективно
его усваивал.
Слайд 18 Методическое руководство по усвоению учебного содержания -
это письменные советы преподавателя учащемуся : как лучше выполнить задание,
где найти нужный материал, как выполнить проверку и т.д.
Слайд 19
При составлении модуля используют следующие правила:
1) В начале модуля проводят
входной контроль умений учащихся, чтобы определить уровень их готовности к
дальнейшей работе. При необходимости проводится коррекция знаний путем дополнительного объяснения.
2) Обязательно осуществлять текущий и промежуточный контроль в конце каждого учебного элемента. Чаще всего это
взаимоконтроль, сверка с образцами и т.п. Его цель - выявить уровень пробелов в усвоении учебного элемента и устранить их.
3) После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль. Его цель - выявить уровень усвоения модуля с последующей доработкой.
Слайд 20
Модуль может быть оформлен в виде следующей таблицы:
Слайд 21 Сущность модульного обучения состоит в том, что обучаемый
самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем.
Основными мотивами внедрения в учебный процесс модульной технологии могут быть:
~ гарантированность достижения результатов обучения;
~ паритетные отношения учителя и учащегося;
~ возможность работы обучаемых в парах, в группах;
~ возможность общения с товарищами;
~ возможность выбора уровня обучения;
~ возможность работы в индивидуальном темпе;
~ раннее предъявление конечных результатов обучения;
~ "мягкий" контроль в процессе освоения учебного содержания.
Слайд 22 Приступая к разработке модульного урока, необходимо помнить, что он должен
занимать не менее двух академических часов, так как на подобном
занятии необходимо определить исходный уровень знаний и умений учащихся по изучаемой теме, дать новую информацию и отработать учебный материал.
Слайд 23При составлении плана модульного урока, преподавателя , может придерживаться следующего
алгоритма:
1. Формулировка темы урока.
2. Определение и формулировка цели урока и
конечных результатов обучения.
3. Разбивка учебного материала на отдельные логически завершенные учебные элементы и определение цели каждого из них
4. Подбор необходимого фактического материала.
5. Определение способов учебной деятельности учащихся .
6. Выбор форм и методов преподавания и контроля.
7. Составление модуля данного урока, его распечатка.
Слайд 24 Каждый учебный элемент (УЭ) модульного урока -
это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием
которого эта цель не будет достигнута.
Учебных элементов не должно быть много (не более семи), но среди них обязательно должны присутствовать следующие:
- УЭ-0 - направлен на определение интегрирующей цели по достижению результатов обучения;
- УЭ-1 - включает задания по выявлению уровня знаний по теме, задания, направленные на овладение новым материалом и т.д.;
- УЭ-2 (и т.д.) - отработка учебного материала;
Завершающий УЭ - включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения целей урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным - с учетом успешности работы учащегося на уроке), рефлексию (оценку своей работы с учетом оценки окружающих).
Слайд 25Модульные уроки имеют свои особенности.
Каждый такой урок
целесообразно начинать с процедуры мотивации —
это может быть обсуждение
эпиграфа к уроку, использование входного теста самопроверкой, небольшого тематического диктанта и т.п.
Слайд 26 1. Начинается модульное занятие с целеполагания.
2.Следующий этап в модульном занятии — мотивация на
усвоение содержания и учебную деятельность. Это различного рода интеллектуальные разминки, математические диктанты, небольшие тесты.
3.Далее идет информационный блок: содержание в виде рассказа преподавателя, лекции, фильма, сообщений учащихся, чтения учебника или комбинаций этих компонентов.
4.Далее — отработка материала: практические работы, решение учебных задач, проблем, ответы на вопросы, выполнение заданий, игры, конференции и др. На этом этапе используются "мягкие" формы контроля — само- и взаимоконтроль.
Слайд 27 Заканчивается модульное занятие экспертным контролем (контроль
преподавателя), коррекцией знаний и умений с постоянной рефлексией относительно целей
учебной деятельности. Экспертный контроль - это обычная проверочная работа, зачет, устный опрос или итоговый тест. Особенность коррекции в модульном обучении заключается в том, что она проводится сразу же после контроля, на том же уроке, а не на следующем, как при традиционном обучении.
На каждом модульном занятии как обязательный элемент проводится рефлексия (оценка себя, своей деятельности). В конце каждого урока учащиеся возвращаются к целям занятия и оценивают степень их достижения и свою работу на уроке.
Обратите внимание — свою работу.
Слайд 28 На модульных уроках учащиеся могут работать
индивидуально, парами, в группах постоянного и переменного состава. Форма посадки
свободная, каждый из них имеет право выбора: один он будет работать или с кем-либо из товарищей.
Роль преподавателя на уроке заключается в управлении процессом обучения, консультировании, помощи и поддержке учеников.
Слайд 29 В условиях предметной системы образования соединение модульной методологии с
отдельной учебной дисциплиной характеризует предметно-деятельностный подход.
Технологию модульного обучения, основанную
на таком подходе целесообразно использовать в системе высшего и среднеспециального профессионального образования,
Слайд 30 В технологии модульного обучения, основанного на
предметно-деятельностной основе, модуль представляет собой:
1.фундаментальное понятие учебной дисциплины, определенное
явление, закон, крупную тему, группу взаимосвязанных понятий;
2.логически завершенную единицу учебного материала, построенную на основе принципов модульного обучения, предназначенную для изучения одного или нескольких фундаментальных понятий учебной дисциплины.
Слайд 31 Наиболее эффективно модуль составлять на основе строгого
системного анализа понятийного аппарата дисциплины, что дает возможность выделить группы
фундаментальных понятий, логично и компактно группировать материал.
Это позволяет избежать повторений внутри курса и в смежных дисциплинах.
Модуль является самостоятельной структурной единицей, что позволяет в некоторых случаях отдельным студентам слушать не весь курс, а только ряд модулей. Это позволяет оптимально планировать индивидуальную и самостоятельную работу одаренных студентов.
Слайд 32 Модуль является самостоятельной структурной единицей, что позволяет в
некоторых случаях отдельным студентам слушать не весь курс, а только
ряд модулей. Это позволяет оптимально планировать индивидуальную и самостоятельную работу одаренных студентов.
Слайд 33 При модульном обучении возможно дифференцированное обучение, на основе дифференциации
учебной программы на полную, сокращенную и углубленную, т.е. возможна индивидуализация
обучения.
Слайд 34 Целью перехода на модульное обучение является:
-обеспечение
непрерывности обучения;
-индивидуализация обучения;
-создание необходимых условий для самостоятельного освоения учебного материала;
интенсификация
обучения;
-достижение эффективного освоения дисциплины.
Таким образом, при модульном обучении создаются все необходимые условия для получения студентами знаний в соответствии со своими способностями.
Слайд 35
Эффективность перехода на модульную систему обучения зависит от следующих факторов:
-уровня материально-технической базы учебного заведения;
-уровня квалификации профессорско-преподавательского состава;
-уровня подготовленности студентов;
-оценки
предлагаемых результатов;
-разработки дидактического материала;
-анализа результатов и оптимизации модулей.
Слайд 36 Переход на модульное обучение предполагает осуществить следующее:
на
основе тщательного анализа рабочего учебного плана определяются группы, наиболее тесно
взаимосвязанных дисциплин, т.е. весь учебный план рассматривается, как совокупность отдельных макромодулей .
Наиболее целесообразно формирование макромодулей трех разновидностей:
а) включающие гуманитарные науки;
б) включающие экономические науки;
в) включающие общеобразовательные, общетехнические, общепрофессиональные и специальные дисциплины.
Слайд 37 Каждый макромодуль имеет свою цель в формировании специалиста.
Цель изучения определенного макромодуля вытекает из целей изучения отдельных дисциплин,
входящих в нее. Совокупность целей изучения отдельных макромодулей составляет генеральную цель подготовки специалиста, отражения в государственных образовательных стандартах. Цель изучения каждого макромодуля должна быть четко сформулирована и донесена до студента в начале изучения его первой дисциплины.
Перед изучением каждой следующей дисциплины макромодуля до студентов доводится цель изучения каждого из этих дисциплин: устанавливается оптимальная последовательность изучения дисциплин в рамках каждого макромодуля и оптимальные сроки их изучения Т.е. необходимо обеспечить непрерывность обучения, сокращения сроков изучения дисциплин и макромодуля в целом. Дисциплины с небольшим объемом учебных часов (1-2 в некоторых случаях 3 часа аудиторных занятий в неделю) целесообразнее включить в перечень блочных предметов, которые можно проводить в первой или во второй половине семестра.
Слайд 38Рабочая учебная программа курса пересматривается с учетом группирования отдельных тем
в модули. По каждому модулю необходимо сформулировать цель с указанием
его теоретической и практической значимости.
Слайд 39 В модуль могут входить 2-3 лекции и связанные с
этим практические занятия и лабораторные работы. По каждому модулю готовятся
следующие материалы.
1.тесты для контроля знаний студентов;
2.задания на индивидуальную работу;
3.задания на самостоятельную работу;
4.учебно-методические раздаточные материалы;
5.список учебно-научной литературы;
6.рабочая учебная программа.
Слайд 40Каждый модуль должен заканчивается тестированием: для текущего модуля – это
контроль пройденного материала, а для последующего модуля – это входной
контроль.
Для каждого модуля формируется набор справочных и иллюстрированных материалов, которые студент получает перед началом его изучения.
Модуль снабжается рекомендуемой литературой, каждый студент переходит от модуля к модулю по мере усвоения материала, одаренные студенты могут проходить тестирование независимо от других.
Слайд 41Функции педагога могут варьироваться от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей.
Модульное обучение
предполагает чтение проблемных и установочных лекций, дающих обобщенную информацию по
узловым вопросам курса.
Лекции должны быть направлены на развитее творческих способностей студентов.
Практические и лабораторные работы модуля прорабатывают в комплексе с лекциями, дополняя их содержание изучением нового материала и приобретением определенных практических навыков.
Слайд 42 При подготовке материалов лекции целесообразно использовать
приемами структурирования и систематизации, т.е. представления материала в виде блок-схем,
блок рисунков.
При этом эффективность усвоения материала увеличивается, т.к.:
осознается конечная цель модуля;
наглядно представляются связи элементов учебного материала и его переходы;
выделяются узловые моменты;
охватывается взором весь объем учебного материала (модуля).
Структурирование содержания учебного материала при построении модуля, прежде всего, преследует цель «сжатия» информации.
Необходимо стремиться к представлению знаний в комплектном, удобном для использования виде.
Слайд 43 Наибольшая прочность освоения достигается при подаче учебной информации одновременно
на четырех кодах: рисуночном, числовом, символическом и словесном.
Это
положение является принципиальным при построении методики модульного обучения.
На блок–рисунках по каждому модулю целесообразно расположение символьных обозначений (в виде постановки вопроса), изображение вопросов в виде рисунков, представление формул, таблиц, графиков и методические указания.
В принципе блок рисунки, блок-схемы и другие иллюстративные материалы могут выполнять функции раздаточного материала для студентов.
Слайд 44Желательно вместе с этим по каждому курсу, в том числе
модулю, составить толковой словарь терминов этой дисциплины. Повышение эффективности модульного
обучения достигается при использовании следующих методов обучения:
мозговой штурм,
проблемный диалог,
эвристическая беседа,
учебные деловые игры и др.
Слайд 45 Переход на модульное обучение предусматривает следующую последовательность.
1.Дифференциация дисциплин учебного
плана на макромодули.
2.Установление оптимальной последовательности изучения дисциплин при сжатии периода
обучения.
3.Обеспечение взаимосвязи учебных программ, дисциплин макромодуля.
4.Формирование модулей дисциплины.
5.Разработка учебно-наглядного материала модуля.
6.Проектирование технологии обучения на основе принципов модульного обучения.
7.Составление расписаний занятий с учетом оптимального количества одновременно изучаемых дисциплин.
Слайд 46 Эффективной формой организацией учебного процесса является
недельно-модульное планирование занятий и рейтинговой оценки студентов. Это означает, что
освоение одного модуля (2-3 лекции и связанные с ним практические и лабораторные работы) должно планироваться на 1 неделю и заканчивается в конце недели тестированием или другим видом контроля и оценки знаний студентов.
Слайд 47Из содержания модульной системы обучения вытекают следующие ее преимущества:
-обеспечивается
неразрывность обучения между дисциплинами, внутри дисциплины между модулями;
-обеспечивается методическое обоснованное
согласование всех видов учебного процесса внутри каждого модуля и между ними;
-гибкость структуры модульного построения курса;
-систематический и эффективный контроль усвоения знаний студентов (после каждого модуля);
-быстрая дифференциация студентов по способностям (индивидуальное усвоение предмета преподаватель может рекомендовать отдельным студентам сразу после первых модулей);
-интенсификация обучения, в результате «сжатия» информации эффективного использования аудиторных часов и оптимизации структуры учебного времени; лекционных практических (лабораторных) индивидуальных самостоятельных часов работы.
Слайд 48Подготовка высококвалифицированных специалистов при использовании модульной системы обучения обеспечивается за
счет:
-непрерывности обучения (при этом дисциплины усваиваются эффективнее);
-интенсификации обучения (за счет
чего усваивается больший объем информации через компьютерные сети во время индивидуальной и самостоятельной работы);
-индивидуализации обучения (обеспечивается возможность получения знаний в соответствии со способностями студента);
Слайд 49
Преимущества модульного обучения
Технология модульного обучения создает надежную основу
для индивидуальной и групповой самостоятельной работы обучающихся и приносят до
30% экономии учебного времени без ущерба для полноты и глубины изучаемого материала.
Кроме того, достигается гибкость и мобильность в формировании знаний и умений обучающихся, развивается их творческое и критическое мышление.
Слайд 50
Достоинства модульного обучения
1. Цели обучения точно соотносятся с достигнутыми результатами
каждого ученика.
2. Разработка модулей позволяет уплотнить учебную информацию и представить
ее блоками.
3. Задается индивидуальный темп учебной деятельности.
4. Поэтапный - модульный контроль знаний и практических умений дает определенную гарантию эффективности обучения.
5. Достигается определенная "технологизация" обучения. Обучение в меньшей степени становится зависимым от педагогического мастерства учителя.
6. Обеспечение высокого уровня активизации учащихся на уроке.
7. Первоочередное формирование навыков самообразования.
Слайд 51
Недостатки и ограничения модульного обучения
1. Большая трудоемкость при конструировании
модулей.
2. Разработка модульных учебных программ требует высокой педагогической и методической
квалификации, специальных учебников и учебных пособий.
3. Уровень проблемных модулей часто невелик, что не способствует развитию творческого потенциала обучающихся, особенно высокоодаренных.
4. В условиях модульного обучения часто остаются практически не реализованными диалоговые функции обучения, сотрудни-чество обучающихся, их взаимопомощь.
5. Если к каждому новому уроку, занятию учитель имеет возможность обновлять содержание учебного материала, пополнять и расширять его, то "модуль" остается как бы "застывшей" формой подачи учебного материала, его модернизация требует значительных усилий.